16 мин.

Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 17: «Зажгите стадион сегодня»

Вступление/Пролог

***

Ноябрьский международный перерыв в Англии был одним из многих в череде различных событий. Это была неделя, когда Стивен Джеррард был назначен менеджером «Астон Виллы», и красная часть Мерсисайда хотела, чтобы уже две команды выигрывали; это была неделя, когда Майкл Эдвардс официально объявил, что прощается; неделя, когда Дин Смит был уволен из «Виллы» и назначен в «Норвич»; неделя, когда Эдди Хау ушел в «Ньюкасл Юнайтед»; и неделя, когда Антонио Конте был назначен в «Тоттенхэм». Для нас эта неделя стала новым испытанием, когда «Порту» и «Саутгемптону» предстояло сыграть на «Энфилде».

Окс сказал после игры с «Арсеналом»: «Я никогда не думал, что буду так наслаждаться игрой в обороне, выдающимся образом не играя с мячом». Он был выдающимся в прессинге игроков со слепой стороны соперника, контрпрессинуя их. На прошлой неделе на тренировке я сказал одному из молодых игроков: «Смотри, как прессингует Окс». Он действительно стал в этом лучше, и это было хорошо, что он провел серию матчей. Все были так рады за него, и Марк, наш аналитик, очень помогал, давая четкие картинки и внося коррективы.

Перед началом первой тренировки на неделе Юрген собрал всех игроков и персонал за пределами AXA, чтобы отпраздновать особый день: Али отыграл свой 50-й сухой матч в Премьер-лиге в игре против «Арсенала», поэтому Даниэль — персональный ассистент Юргена — организовала футболку с автографами и посланиями от всех парней. Юрген поставил на нем большую цифру «+1», имея в виду решающий гол Али головой в ворота «Вест Бромвича» в прошлом сезоне. Я слышал, как Жоэль сказал: «У меня ведь тоже 50 сухих матчей». Все смеялись. «Ты знал, Трент, что на выходных ты отдал свою 50-ю голевую передачу?» — спросил потом Юрген. Трент выглядел удивленным и сказал «нет». Милли немедленно отреагировал: «Он же сам это выложил!» На что Жоэль ответил с большим впечатлением от Трента: «Нет, нет, нет — я не знал!» Когда команда отправилась на тренировку, Юрген сказал ребятам: «Не забывай, когда мы так защищаемся, мы становимся просто монстрами».

Пока мы играли в квадраты и 1-2-3, Милнер и Трент были вместе. Игра 1-2-3 — это рутина, в которой вы тренируете свой мозг в отношении удержания мяча в воздухе. Два игрока передают друг другу мяч; они сообщают своему партнеру, сколько касаний им разрешено, чтобы удерживать мяч в воздухе, и при этом они должны быстро адаптировать свои тела, чтобы принять мяч и возвращать его. Я объяснил Милли, что мы играли в эту игру после каждой тренировки во время нашего пребывания в команде до 16 лет, и я всегда говорил Тренту, что если он обыграет меня, то будет готов к первой команде. Милли ответил: «Значит, он все еще не готов?», на что я рассмеялся. Я всегда следил за тем, чтобы обыграть его, даже если для этого нужно было немного жульничать. Он всегда требовал: «Еще одну, Пеп, еще одну», и мы играли снова. Были времена, когда прожекторы были выключены, а мы стояли в темноте где-то посреди тренировочной площадки.

Никлас из neuro11 прислал мне сообщение тем утром, в котором сообщил, что Трент на 30 см. улучшил точность своих штрафных ударов. Неудивительно, что он положил мяч точно на голову Садьо при первом голе в ворота «Арсенала». Позже тем же вечером я получил все отчеты, и точность Мо и впечатляющая стабильность были лучшими из всех исполнителей. Наверное, лучше не делиться с Хендо и Трентом, подумал я про себя! Идеальный удар происходит сам по себе, вероятность того, что ты забьешь невелика, так что не испытывай никакого давления. Мо, Трент и Хендо должны были продолжать упражнения три-пять раз после тренировок. Мы постоянно усложняли им задачу, приближая их к стенке и воротам. Упражнения, которые мы пробовали — мы давали им новые идеи, но они брали инициативу на себя, как и положено лучшим. После тренировки мы собрались для анализа «Порту». В лучших играх, которые мы видели у команды Сержиу Консейсау, они давили на газ и прессинговали соперника как сумасшедшие. Raça и paixão — ключевые слова в клубной философии «Порту», они так хорошо сочетаются с прессингом. Raça означает силу воли, мужество. Paixão означает страсть. Именно так Сержиу добивался результатов в последние годы в матчах с такими крупными командами, как Юве, «Сити» и «Милан». Почему у него этого не получилось против нас, я не знаю, но что я знаю, так это то, что на следующий день после нашей игры Сержиу заставил свою основную команду в матче 11 на 11 постоянно прессинговать дублеров. Позже мы услышали от их сотрудников, что он был недоволен тем, что не стал прессинговать нас. И я точно знаю, что он сказал, что ожидал, что это будет совершенно другая игра, что они извлекли свой урок и улучшили то, чего не хватало против нас в первый раз. Но дело в том, что мы тоже стали лучше.

Юрген сказал ребятам на собрании, что «Порту» уже ведет со счетом 1:0 с точки зрения мотивации, поэтому не стоит позволять им иметь преимущество. «Не допустите, чтобы у них было это преимущество». На данный момент — 16:2. И это не дата, это был счет последних лет между нами и «Порту»... и, вероятно, 90% голов, которые мы забили в этих пяти матчах, были забиты на «Драгау». Мы чувствовали, что Луис Диас будет проблемой для обороны и остановки контратак. Он тот боевитый игрок, которым мы по-настоящему восхищались. Нам нужно было быть гибкими и в то же время вытягиваться вперед, чтобы быть хорошо защищенными от него и двух нападающих. Я надеялся, что прожекторы «Энфилда» снова превратят нас в прессинг-монстра, потому что это второй лучший способ остановить контратаки.

Наш подход был прост. «Если мы хотим победить, мы должны победить», — сказал Юрген на встрече. У кого-то было десять матчей в прошлом, а у кого-то будет десять матчей в будущем, что означало, что мы дадим отдохнуть тем, кто сыграет эти десять игр, таким игрокам как Фаб и Вирджил. Мы также выбрали решение, основанное на безопасности, поскольку Хендо и Роббо вернулись после травм… у нас была самая опытная скамейка запасных, и мы ее использовали, чтобы разделить интенсивность.

На этой неделе мы назначили Джона Хилла нашим новым тренером по физической подготовке, взяв его из академии. Еще один сотрудник из системы, идеально. Мы хотели углубленно вовлечь его в контроль за программой занятий в тренажерном зале. У Витора все еще были проблемы с произношением буквы «Х», поэтому Юрген сказал Джону: «Когда Витор позвонит тебе, не волнуйся — он не может произнести букву "Х", так что ты у него будешь Джон Илл!»

Утром в день матча я снова посмотрел с Марком тактическую сессию МД-1 предыдущего дня [матч-день минус один] и обсудил с ним возможность показать Тайлеру несколько роликов, чтобы убедиться в его позиции в обороне, когда они будут переигрывать нас на флангах. Нелегко защищаться, как Фабиньо, но ему совершенно точно нужно будет находиться на той же позиции. На поле было холодно, мы тренировали стандартные положения, а запасные играли в квадрат с Витором. Я всегда думаю, что один из лучших звуков в мире — это когда твои парни играют и веселятся, или в день игры, когда игроки смеются и общаются, играя в квадрат. Эта комбинация придает мне наибольшую уверенность при приближении матча.

Юрген так начал финальное командное собрание: «Что бы ни говорили люди извне, это не важно — важно только то, что мы думаем. Мы можем их удивить. Никто никогда не говорил нам, что мы должны играть в футбол, что мы должны побеждать, что мы должны забивать. Мы сделали все это, потому что сами хотели этого. Мы сами решаем, как мы смотрим на эту игру. Ничего не сдерживайте. Посвятите себя защите. Это Лига чемпионов, прожекторы включены, билеты распроданы. Когда мы были молоды, и они забирали у нас мяч — мы начинали плакать, вот какой настрой я хочу увидеть сегодня вечером. В тот момент, когда мы чувствуем его — мы подвергаем их сильнейшему давлению».

Итак, «финал Лиги чемпионов №5» завершился заслуженной победой над моим старым клубом со счетом 2:0. У нас было 15 очков в «группе смерти», и больше нечего сказать, кроме того, что это было качественно. Победа над «Порту» стала победой и для нашей команды, и для нашего состава в целом. Скамейка запасных так громко подбадривала наших игроков на протяжении всей игры, что я по-настоящему гордился ими.

Тияго красивым ударом забил решающий первый гол, сделав счет 1:0. Решающий, потому что после него мы почувствовали себя свободными играть в свой футбол. Было здорово видеть, что гол был забит во второй фазе стандартного положения. Мы забили больше голов из-за пределов штрафной, чем любая другая команда в Лиге чемпионов на той стадии, так что удары с края штрафной принесли свои плоды. В предсезонке мы знали, что должны улучшить нашу вариативность забитых мячей. Тайлер Мортон также ассистировал Мо Салаху, длинным пасом отправив его на пространство. После чего Мо забил со своим типичным дриблингом из-за пределов штрафной, отправив защитника на землю и дерзко отправив мяч под ближнюю штангу. Мы смогли разделить интенсивность с нашими заменами и дать отдых Тияго, Мо, Садьо и дали несколько важных минут Роббо после его травмы.

На следующий день после игры, когда Мо и Садьо бегали по полю во время своей первой восстановительной пробежки, я подошел к ним и сказал, что они в одном голевом пасе от того, чтобы стать парой, которая больше всего ассистировала друг другу в истории футбольного клуба «Ливерпуль». Мо отреагировал немедленно, сказав, что это случится в следующей игре. Я был доволен многими вещами в этом сезоне, но то, как играли эти двое после предсезонной подготовки, снова сделало нас смертельно опасными. После тренировки мы сидели в кабинете Юргена, где шло несколько важных дискуссий. Тайлер давал свои послематчевые интервью без куртки на холодном, очень холодном «Энфилде». Некоторые старшие игроки были этим недовольны. Старшие игроки всегда думают о том, что было бы лучше для молодых: акцентировать внимание на «да» или «нет», играть в «да» или «нет», как мы можем защитить их и в то же время дать им правильные импульсы? Должен сказать, что команда пресс-службы блестяще руководит этим процессом. Трент давал интервью, когда ему было 18 лет, и некоторые игроки готовы к ним, с другими же мы немного ждем. Разгорелась дискуссия, но в конце концов я начал смеяться и сказал: «Давайте посмотрим на все в перспективе: если куртка и успешный дебют — самые большие проблемы, которые у нас есть (а на дворе был почти декабрь), то, я думаю, у нас все хорошо. Вчера мы вдохновили 200 парней в 314 метрах от нас — это самая важная победа, которой мы добились».

Но сейчас все внимание было сосредоточено на «Саутгемптоне». Мы знали, что они играли по схеме 4-4-2 — лучшая система для организации обороны — и именно этим они и занимались. Очень энергичная команда, которая пытается перебегать другие команды в первые 15 минут матча. Лучшим примером этого был матч с «Астон Виллой», где они забили своим прессингом всего за три минуты после начала игры и в итоге выиграли со счетом 1:0. Они забили 75% своих голов за первые 20 минут, поэтому наша цель состояла в том, чтобы лишать их уверенности каждый раз, когда мы владели мячом, заставляя их корректировать свой план. Фабиньо и Тияго сыграли бы в этом решающую роль; они почти никогда промахиваются с легкими, быстрыми передачами и постоянно доступны для поиска или создания свободного игрока, что нам и нужно. Чем больше проблем мы могли бы создать, тем больше мы лишали бы их уверенности в себе. Нам приходилось заставлять их попадать в неприятные ситуации, когда мы переигрывали их прессинг, это было почти похоже на контратаку, так много пространства нам приходилось использовать. Али нужно было вынуждать выходить на него втроем, а затем быстро пасовать через их линии. Нужно было действовать точно так же, как «Арсенал», шаг за шагом отнимая уверенность у соперника. Мы забили два гола, когда Али начинал атаку, а через пять или шесть секунд Садьо или Мо оказывались перед вратарем. Мы могли бы вскрывать команды в четыре паса, многим другим командам для этого нужно гораздо больше передач. «Знание того, что они хотят сделать, дает нам информацию о том, что мы собираемся делать, — сказал Юрген на собрании. — Нам нужно увеличивать риск в нашей игре, чем выше мы играем по полю. Убедившись, что мы занимаем хорошие позиции, чтобы остановить контратаки».

На тренировках я убедился, что Трент и Тияго знали о том, как давить на них до самого конца, когда мы нарушали их защитную линию, но для этого было бы крайне важно, чтобы наши «шесткерки» привлекали к себе Ориоля Ромеу и Джеймса Уорд-Проуза, чтобы создать пространство между линиями для наших нападающих. Таким образом, наши нападающие могут снова стать «снайперами». Во время тренировки мы ставим два манекена на край штрафной в качестве ориентира для давления. Мы с Юргеном смоделировали расположение двух нападающих, а Вирджил, Ибу и Фабиньо должны были защищаться, пока мы атаковали.

Фабиньо способен делать лучше игроков вокруг себя. По-настоящему трудно найти игроков, у которых есть талант, чтобы заставить других процветать. Тияго позаботился о том, чтобы команда развивалась и сделала следующий шаг. Это то, что нам было нужно, потому что наши соперники стали сильнее, они лучше знали, как мы играем, и они пытались разрушить наш футбольный стиль, внедряя в команду определенную тактику. Мы надеялись, что купили решение предстоящих проблем.

Первыми словами Юргена на финальном собрании с ребятами были следующие: «Зажгите стадион сегодня. В тот момент, когда у нас нет мяча, мы должны быть интенсивными, стадиону понадобится наша энергия. Мы можем прессинговать дольше и лучше, чем они, потому что мы смешиваем это с периодами реального владения мячом. Когда вы говорите об отношении, всегда есть небольшие допуски. Мы не сомневаемся в вас, ребята, но сколько мы готовы инвестировать сегодня? Это третья игра за семь дней, тот же отель, та же схема, то же послание. Кто нас сдержит? Продолжение атаки — это большая часть защиты. Нам нужно быть умными и бойкими с нашими треугольниками, используя наш футбольный интеллект, чтобы переиграть их. А когда у нас не будет мяча, подожгите стадион».

Когда мы прибыли на стадион, Марк сказал нам, что соперник выйдет с пятью защитниками. Я немедленно ответил: «Хорошо, пусть они переживают о нас». Меня это не удивило, но это снова показало, что 70% команд меняют свою систему или свой план против нас. Но «финал №14» нашего сезона в Премьер-лиге завершился со счетом 4:0 против очень энергичного «Саутгемптона». Ральф Хазенхюттль признался после игры, что мы убили их своими действиями в центре в первом тайме. Наши бойкие треугольники были созданы для того, чтобы создавать пространство, находить пространство, независимое от структуры соперника. Роббо и Трент постоянно приспосабливались к свободным пространствам, в центре или на флангах, но всегда с угрозой забеганий. Это была свобода в рамках наших принципов. Когда оба наших крайних защитника либо отдают голевые передачи, либо забивают голы в матче, ты знаешь, что ваша позиционная игра была правильной. Фабиньо и Тияго были в зачине каждой атаки, ускоряя темп, находя наших нападающих. Нам нужны были активные «шестерки», и мы их получили; они сыграли ключевую роль в использовании всего пространства, оставшегося у защиты «Саутгемптона». Жота мог свободно играть между линиями и снова и снова попадал в штрафную. У него есть эта способность находиться в нужный момент в нужное время, чтобы завершать наши атаки. «Снайпер». К этому моменту Жота, Мо и Садьо на троих забили 25 мячей, что является самым высоким показателем в Премьер-лиге. Тияго забил, снова пробив из-за пределов штрафной — небольшая копия, снова со второй фазы атаки. Это был его второй гол за неделю; он был в ударе.

Речь Юргена в перерыве была наполнена менталитетом. «Сейчас нам нужна дисциплинированная, взрослая игра. Цель — сухой матч. Когда мы дойдем до последней трети, нам нужно будет иметь больший обзор и принимать лучшие решения, что звучит нелепо, потому что мы забили три гола в первом тайме, но на поле так много пространства, которое мы можем использовать». Во втором тайме мы атаковали в сторону трибуны «Коп». Садьо нанес закрученный удар из-за пределов штрафной, но Алекс Маккарти отразил его в невероятном сейве. С углового, однако, это был Вирджил и 4:0. Создание, использование и придание нашим стандартам решающего значения, опять же. Удар для создания стандартного положения; стандарт для создания второй фазы. Наши обучающие идеи окупались, так что я гордился собой!

У нас также был шанс довести количество минут Хендо до 70 без каких-либо проблем. Тияго смог сыграть 60, Милнер улучшил свою физическую форму с 20 минутами, а Окс снова продемонстрировал свою дисциплину в центре поля, проведя на поле полчаса. Наш новый подход к подаче угловых в этом сезоне принес свои плоды — мы занимали второе место по количеству поданных угловых за игру после «Ман Сити» — более семи за матч. И били больше всех после угловых за игру в лиге. По голу в каждых двух матчах — это в среднем, но мы били по воротам по разу с каждых двух угловых, что делало нас лучшими в лиге. Мы забили гол с 7% угловых — это самый высокий показатель в лиге. А что касается ударов, то к этому моменту игроками, которые больше всего отличились по этому показателю в лиге, были Мо, Садьо, Жота, Криштиану Роналду и Микаил Антонио — трое из пятерки лучших были нашими ребятами, неплохо. Хороший день во всех отношениях.

В воскресенье мы встретились в AXA. В самый разгар клубного проекта FSG/Юргена Клоппа. У нас была отличная команда, стоящая за командой, с четкими задачами для каждого, и все они были одержимы желанием совершенствоваться с настоящей сплоченностью. В нашей команде была стабильность, была основная группа, был опыт с сочетанием лидерства и дисциплины, что создает необходимую преемственность. У нас был талант из нашей собственной академии, настоящий смелый внутренний путь, и мы всегда создавали пространство в нашей команде для молодых игроков, чтобы те делали следующий шаг на своем футбольном пути. Но, прежде всего, была установлена «святая троица»: существовали прочные отношения с игроками и болельщиками, которые только процветают благодаря менталитету «никогда не сдавайся». Когда мы играем — люди могут узнать нас. Даже если бы мы были одеты в другие футболки, они бы знали и чувствовали, что это играет футбольный клуб «Ливерпуль» Это игра, основанная на «30-процентном менталитете», менталитете «мы хотим владеть мячом», минимизируя время за счет максимальной интенсивности. Когда у нас нет мяча мы хотим отличаться от любой другой команды в мировом футболе. Всегда работаем вместе и выкладываемся на 100% в темпе и с энергией, преследуя только одну цель: создавать особенные игры и создавать совместные воспоминания.

Но, как всегда, нам нужно было подумать о следующем шаге, так что пришло время обсудить будущих игроков. Джулиан Уорд, наш новый спортивный директор, Юрген, Пит и я встретились в холодном кабинете. Были составлены списки: там было три игрока и один молодой талант, который нам очень понравился. Чтобы команда развивалась мы позаботились о том, чтобы объяснить, что нам нужно и что мы хотим. Вот почему мы могли так четко определить, какой тип игрока нам нужен. Все дело в нашей идентичности.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.