11 мин.

Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 12. Садьо Мане

Вступление

  1. Трент Александер-Арнолд

  2. Защитники при владении мячом

  3. Важности «шестерки»

  4. Прессинг в качестве плеймейкера

  5. Функциональная полузащита

  6. «Девятка»

  7. Ложный вингеры

  8. Вирджил ван Дейк

  9. Джордан Хендерсон

  10. Фабиньо

  11. Наби Кейта

  12. Садьо Мане

  13. Мохамед Салах

  14. Роберто Фирмино

  15. Анатомия гола

Заключение

***

В этих главах интересно отметить, что многие ключевые игроки «Ливерпуля» продвинулись в своей карьере благодаря ряду разумных шагов, которые позволили им прогрессировать на каждом уровне, прежде чем достичь высшего уровня в «Ливерпуле». Такие игроки, как Вирджил ван Дейк и Наби Кейта, сделали это, и поэтому тема этой главы — Садьо Мане. Тот факт, что так много игроков, которые не только достигли высшего уровня, но и играли с таким неизменным успехом, используя этот взвешенный подход к развитию своей карьеры, показывает, что ему могут подражать молодые игроки, которые все еще находятся на стадии развития.

Садьо Мане, в частности, пошел по пути, который хорошо знаком молодым игрокам, начинающим свой путь развития в Западной Африке. В юности он играл в местных лигах, где его талант проявился почти сразу. В конце концов он перешел в «Женерасьон Фут», одну из самых престижных футбольных академий во всей Африке. Там молодой нападающий впервые познакомился с методами профессиональной подготовки, и его потрясающая скорость работы на тренировках в сочетании с невероятным потенциалом позволили ему рано выделиться как игроку, у которого, вероятно, будет будущее в европейском футболе. В конце концов, Мане провел в академии всего несколько месяцев, прежде чем перешел в французский «Метц». В то время у «Метца» было соглашение о партнерстве с «Женерасьон Фут», в соответствии с которым они получали раннее предупреждение, когда появлялся молодой и подающий надежды игрок. Этот переезд из Западной Африки во Францию является одним из лучших шагов для развивающегося игрока, учитывая сходство в языке, и «Метц» стал разумным следующим шагом, выставляющий Мане на более сложный уровень конкуренции. Однако, несмотря на все эти положительные стороны, Мане все же недолго оставался игроком «Метца», и в итоге он провел всего один сезон во французской команде, после чего совершил следующий логический шаг в своей карьере. Этот прогресс привел к тому, что Мане переехал в Австрию, чтобы присоединиться к «Ред Булл Зальцбург» (РБЗ) по сделке за £3,6 млн. В предыдущей главе мы уже обсуждали тот факт, что РБЗ в настоящее время более активно набирают игроков в Западной Африке. Мане вместе с Наби Кейта сыграют значительную роль в этом изменении акцента австрийской команды. Возможность идентифицировать игроков у источника и исключить первоначальный переход в европейский футбол дает возможность сэкономить РБЗ значительную сумму денег.

В Австрии Мане, похоже, начал превращаться в более совершенного футболиста. Он играл под руководством немецкого тренера Рогера Шмидта, который известен своим экстремальным стилем высокого прессинга. Сенегальский форвард в прошлом открыто говорил о том факте, что Шмидт помог ему развить тактическую сторону своей игры. До этого момента Мане уже играл на своих сильных сторонах и использовал свою скорость, чтобы создавать моменты отклеивания от защитников соперника. И вот в РБЗ можно было увидеть, как Мане знакомился с такими тактическими концепциями, как перегрузка и недогрузка, а вне владения мячом он научился исполнять прессинг-ловушки. Все эти аспекты общей игры Мане отчетливо проявляются в игроке, которого мы видим сегодня на «Энфилде», и обучение ими произошло в Австрии. В то время как в РБЗ выступления Мане не остались незамеченными, хотя очевидное отсутствие качества австрийской лиги заставило некоторых поверить, что Мане с трудом сумеет адаптировать свою игру к более высокому уровню. К счастью для Мане и, как оказалось, для «Ливерпуля», была одна команда Премьер-лиги, которая достаточно насмотрелась на Мане, чтобы убедиться в его качестве — «Саутгемптон».

Садьо Мане перешел в английский футбол за объявленную цену в £20,7 млн. Очень быстро стало очевидно, что опасения по поводу способности нападающего адаптироваться к темпу английской игры были необоснованными, и он быстро зарекомендовал себя как один из ключевых игроков «Саутгемптона». И снова, однако, мы видели как Мане провел всего два сезона на этом уровне, прежде чем перейти в элитный клуб. Этот шаг привел к тому, что Мане последовал по все более знакомому маршруту, переехав в «Ливерпуль» за плату в размере £37 млн.

В очередной раз повышение качества не оказалось проблемой для Мане. Его скорость и прямые забеги с левой стороны поля добавили команде новое измерение, а его способность находить и занимать места в последней трети и связывать игру между нападающими и полузащитниками стала ключевой особенностью того, как они хотели бы атаковать и разрывать команды.

Важность Мане для «Ливерпуля» еще больше подчеркивается его основными показателями в этом сезоне, поскольку в среднем он забивает 0,57 гола за 90 минут при ожидаемом значении 0,46 гола за 90 минут. Это означает, что Мане забивает в среднем более одного гола каждые две игры. Однако, возможно, более красноречивыми являются другие показатели, которые дают представление о стиле игры Мане и его эффективности. На момент написания этой статьи он в среднем совершает 4,96 попыток успешного дриблинга за 90 минут и, возможно, что более важно, 5,57 касаний в штрафной соперника за 90 минут. Это говорит нам о том, что во владении мячом Мане прогрессирует в своей готовности взять мяч и броситься на оборону соперника, но также и о том, что своими движениями с фланга в центр он занимает позицию для приема мяча в штрафной соперника. Если вдаваться в контекст, то 5,57 касания в штрафной соперника на 90 минут уступают только 6,69 у Салаха.

Несмотря на то, что Мохамеду Салаху достается львиная доля похвал за его голевые подвиги, мы должны признать, насколько эффективен и эффективен Садьо Мане в атаке «Ливерпуля».

 

Ранее мы уже затрагивали тот факт, что из двух крайних форвардов Мане гораздо более активен в оборонительной фазе, и это проявляется в том, как он помогает этому «Ливерпулю» в переходные моменты.

Его скорость и способность вести мяч мимо игроков соперника являются отличным механизмом высвобождения, который позволяет «Ливерпулю» быстро переходить от оборонительной фазы к атакующей. Когда «Ливерпуль» обороняется, они, как правило, оставляют Салаха и Фирмино в более продвинутых зонах, в то время как левая сторона поля, как правило, открыта. Пример таких переходов мы видим на рисунке 62, когда «Ливерпуль» отыгрывает мяч в глубине своей половины поля.

И в то время как Вирджил ван Дейк завладевает мячом, у него нет очевидных вариантов вертикального паса из-за расположения атакующих игроков соперника. Вместо этого левый защитник Робертсон приближается к мячу и получает пас от Ван Дейка, завладевая мячом и теперь вертикальная полоса для паса открыта.

Робертсон запускает мяч в пространство вдоль этой линии, и мы сразу же видим, что Мане ускоряется в этом открытом пространстве. Когда Мане овладевает мячом, на него выдвигается защитник соперника, но инерция Садьо позволяет ему прокинуть мяч во фланг от защитника, и сразу же «Ливерпуль» переходит от оборонительной ситуации к голевому моменту. Это очень продуманный тактический выбор, который мы видим в «Ливерпуле», в то время как они никоим образом не ориентированы на владение мячом. Вместо этого они постоянно ищут возможности разыграть вертикальный пас, который растягивает оборонительный блок противника, и в лице Мане у них есть нападающий, который идеально подходит для этого стиля игры с вертикальным пасом.

 

В то время как Мане занимает центральную позицию, это говорит о том, что у нее есть тенденция делать это на несколько более глубоких линиях, чем у Мохамеда Салаха на правой стороне поля. В большинстве случаев это преднамеренное действие, которое предназначено для того, чтобы позволить Мане уже набирать ход в своем движении вперед при достижении линии обороны. Это прекрасно соответствует его силе прорыва через бреши в оборонительной структуре противника.

Мы видим пример такого рода действий в действии на рисунке 63, где Мане расположен в левом полупространстве на заметно более глубокой линии, чем Салах и Фирмино. Когда мяч начинает идти от защиты, Мане может принять владение с помощью простого диагонального паса, который открывает доступ к пространству. Как всегда, первая мысль, которая приходит Мане, когда он получает мяч в этих областях — это развернуться и держать курс на линию обороны. По мере того, как он продвигается выше по полю, защитник пытается вступить с ним единоборство, но поскольку Мане начал свой забег глубже, он уже набирает скорость и может просто обойти подкат. Даже сейчас, когда он на полной скорости входит в штрафную и когда вратарь выходит, чтобы побороться за мяч, Мане демонстрирует свою самоотверженную сторону, отбрасывая мяч в центр поля, занятый другими нападающими, вместо того, чтобы пытаться самостоятельно пробить с острого угла.

 

На рисунке 64 мы снова видим, насколько эффективен Мане, когда он расположен в этих полупространствах, но на этот раз отправная точка находится намного выше по полю. «Ливерпуль» ведет непрерывную атаку, и соперник в этом матче, Шпоры, опустился очень глубоко, пытаясь защитить свою штрафную.

В то время как владеющий мячом Вейналдум смотрит вперед, он не видит простого способа доставить мяч в штрафную площадь, и надеется продолжить атаку с помощью короткого вертикального паса на расположенного прямо перед ним Мане, чтобы посмотреть, не соблазнит ли это некоторых игроков Шпор выйти из своей оборонительной формации.

Однако, когда Мане получает мяч, он не ждет, пока защитник на него выдвинется, а вместо этого притворяется, что возвращается с мячом назад, но потом взрывается по флангу и обходит ближайшего защитника, Давинсона Санчеса. Делая это, он превратил медленное и сложное атакующее движение в голевой момент, находясь с мячом за линией обороны. Когда он перемещается в это пространство, другие атакующие игроки бегут к краю вратарской, и мяч выводится в центр, создавая возможность забить гол.

 

На рисунке 65 мы видим еще один пример того, как Мане начинает атаку из более глубокой позиции и использует ее, чтобы вырваться за пределы оборонительной линии противника.

Атакующее движение «Ливерпуля» начинается с правой стороны, и Фирмино и Салах поменялись позициями. Когда бразилец получает мяч, его первая мысль — двигаться и играть вперед; помните, что одна из ключевых тактических концепций, которые мы видим в «Ливерпуле» — это вертикальность, и он немедленно отдает мяч в ноги Салаху, который находится в центре.

Все еще есть те, кто считает, что Салах — жадный или эгоистичный игрок, который недостаточно часто пасует. Правда в том, что он часто завладевает мячом в тех местах, где благодаря своим качествам способен создать возможность для удара по воротам. Здесь мы видим, как Салах замедляет темп игры, ожидая поддержки. Из-за более глубокой стартовой позиции, Мане уже набирает скорость, проходя мимо Салаха, и когда разыгрывается пас через линию обороны, мы видим, как Мане беспрепятственно выдвигается вперед, получая шанс забить.

 

На этот раз, на рисунке 66, мы видим, как Мане подбирает мяч в широкой области пространства. Опять же, его первая мысль — атаковать линию обороны. Для этого он немедленно выдвигается вперед и атакует ближайшего защитника и пытается обойти его по бровке. Главное, что следует отметить в Мане, это то, что даже когда он движется на приближающейся к максимальной скорости, он все еще способен разыгрывать точные комбинации с товарищами по команде. Именно это сочетание скорости и интеллекта в заключительной трети делает его столь трудным для обороны против него.

Мы видим это и здесь, когда Мане уносится от защитника, а затем приближается к штрафной площади. С еще одним защитником, который хочет вступить с ним единоборство, он совершает боковой пас в ноги Фирмино, все еще двигаясь на скорости, и после скидки бразильца подбирает мяч по другую сторону от защитника.

В очередной раз место перемещающегося из более глубоких зон Мане позволило ему получить доступ к штрафной площади.

 

Наш последний пример для этой главы еще раз показывает важность полупространства, когда «Ливерпуль» продвигается вперед во владении мячом. Мы видим это на рисунке 67. В этом случае Мане фактически не участвует в атакующем движении до самого конца, когда у него появляется шанс забить гол.

Розыгрыш начинается со свободного удара «Ливерпуля», и Вирджил ван Дейк пасует на левую сторону, где Робертсон занимает позицию, давая атаке ширину.

Робертсон уверенно владеет мячом и движется по внешней стороне фланга к краю штрафной соперника. Обыграв одного игрока обороны, второй игрок выходит, чтобы атаковать мяч. Опять же, мы видим эффективность того, что у «Ливерпуля» есть игроки, которые могут обыграть игрока в последней трети; эта форма атакующего движения последовательно вытесняет других атакующих игроков с их позиций.

Когда второй защитник выдвигается, чтобы атаковать игрока с мячом, мы видим, как Мане перемещается в пространство, которое освободил защитник. Простой пас в центр открывает доступ к этому пространству, и когда Мане получает мяч, он становится в пол-оборота и закручивает мяч в противоположную сторону ворот.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.