4 мин.

Электросамокатов все больше – и аварий тоже. Изучили вопрос: что делают в других странах для безопасности?

В России уже третий год думают, как исправить ПДД.

В начале июня с улиц Санкт-Петербурга внезапно пропали все электросамокаты. Оказалось, что власти проводили проверку из-за аварий, в которых несколько детей получили травмы. 10 июня сервисы проката возобновили работу, но с ограничениями: максимальная скорость по городу теперь не может превышать 20 км/ч, а в туристических зонах – 15 км/ч.

Но в России до сих пор отсутствует четкое понимание, какое место занимает электросамокат среди прочих транспортных средств и каким правилам движения подчиняется.

При этом количество происшествий растет, и, учитывая высокую скорость самокатов с моторчиком, напрашивается введение каких-то мер. Например, велосипеды и мопеды уже давно считаются транспортным средствам: для них прописаны свои правила дорожного движения и ответственность за нарушения.

Какие меры регулирования действуют сейчас в России

По Правилам дорожного движения водитель самоката (без мотора) приравнивается к пешеходу. Существует также пункт, который описывает механические транспортные средства, приводимые в движение электродвигателем мощностью более 250 ватт, но пока что в нем закреплены только мопеды и квадрициклы.

Получается, что развитие технологий поставило электросамокат в полупозицию: по формулировкам ПДД это не транспортное средство, но по техническим характеристикам электросамокат мощностью более 250 ватт – это мопед. Также и в судах: происшествия с участием электросамокатов мощностью более 250 ватт рассматриваются как аварии с участием мопедов. Виновник аварии возмещает ущерб как водитель транспортного средства, а не как пешеход.

Минтранс начал дорабатывать Правила дорожного движения еще в 2019 году, но окончательная версия до сих пор не утверждена. Последнее предложение – отнести электросамокаты к «Средствам индивидуальной мобильности» (туда же попадут моноколеса, сегвеи и гироскутеры), ограничить их скорость в городе до 20 км/ч на тротуаре и 25 км/ч на проезжей части. При этом при движении по тротуару максимальный вес самоката должен быть до 35 кг.

А что в других странах мира

В Германии, Италии и Швейцарии стать «водителем» самоката можно после 14 лет, в Дании и Швеции – 15, а в Сингапуре и Португалии – только 16. Зато во Франции и Австрии – уже с 12 лет. При этом в Италии до 18 лет водитель самоката обязан кататься в шлеме. В некоторых странах возрастных ограничений на управление электросамокатом вообще нет: полная свобода пока что в Бельгии, Испании, Финляндии, Венгрии, Норвегии, Польше.

Максимальная скорость в большинстве стран Европы ограничена 25 км/ч (в Германии, Швеции и Дании – 20 км/ч), это стало своеобразным стандартом для прокатных электросамокатов. Этот же подход, вероятнее всего, используют и у нас.

А вот с разрешенными зонам для катания везде по-разному: в Германии, Бельгии и Испании можно кататься только по велодорожкам или проезжей части (но не по шоссе и магистралям), во Франции можно заезжать на тротуар, но двигаться по нему разрешается со скоростью пешеходов.

Самые жесткие ограничения в Великобритании: там на электросамокатах можно кататься только на частных территориях, а движение по велодорожкам и проезжей части разрешено лишь на прокатных устройствах в рамках тестовых зон (несколько графств и городов).

В Германии ввели обязательную страховку для управления электросамокатом, плюс каждое устройство должно иметь идентификационный номер, чтобы его можно было опознать среди прочих. В Бельгии при покупке электросамоката, который развивает скорость больше 25 км/ч, обязательно нужно получать специальную категорию водительских прав и покупать страховку, а кататься на таком устройстве можно только в шлеме.

Во Франции и Италии в правилах отдельно прописано, что на одном устройстве может передвигаться только один человек. В Испании и Франции запрещено пользоваться мобильным телефоном и наушниками во время движения – селфи на ходу сделать не получится.

Штрафы за нарушения правил везде разные: в Германии – до 2000 евро, во Франции – от 135 евро до 1500 евро (максимальный – за превышение скорости), в Великобритании – 300 фунтов.

В Сингапуре пошли дальше и ввели обязательное тестирование на знание правил – без него не получить разрешение на управление электросамокатом. Там же с 2022 года будут самые суровые штрафы: за управление электросамокатом без подтверждающего сертификата – штраф 2000 сингапурских долларов (110 тысяч рублей) или 6-месячный тюремный срок, а за повторное нарушение – 5000 сингапурских долларов (270 тысяч рублей) или годовое тюремное заключение.

Москва – велосипедный город?

Как выбрать электровелосипед и в чем его основные преимущества перед обычными байками

Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье

Фото: unsplash.com/Christina Spinnen, Ernest Ojeh, JavyGo

Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Яндекс Маркет.