10 мин.

Артём Артемьев: «Вратари – особая каста, стараюсь им быть как друг»

Какой бы ни был вид спорта, позиция вратаря ­– одна из самых ответственных в хоккейном клубе, не зря появилось высказывание: «Вратарь – половина команды». 

 За вратарскую линию в ХК «Юнисон-Москва» отвечает Артём Артемьев. Воспитанник ярославского хоккея, четырежды лучший голкипер чемпионата Москвы, двукратный победитель чемпионата России среди детско-юношеских команд. За годы игровой карьеры выступал за такие клубы как ярославский «Локо», воскресенский «Химик», «Северсталь» и «Алмаз» из Череповца, мытищинский «Атлант», ХК «Сочи», воронежский «Буран» и ЦСК ВВС Самара. 

 В честь профессионального праздника, международного дня вратарей, мы хотим поближе познакомить наших читателей с Артёмом Андреевичем.

 – Как хоккей появился в вашей жизни?

– В детстве родители привели на матч ярославского «Торпедо» (ныне «Локомотив»), увидел игру вратаря Егора Подомацкого и загорелся, понравилась его яркая вратарская форма. Во время матча, в перерыве диктор объявил, что идёт набор ребят в детскую школу, а после этой игры мой будущий детский тренер проводил собрание для родителей и у меня появилась возможность попасть в раздевалку, всё потрогать, посмотреть вживую вратарскую форму и после этого мне захотелось ещё больше. Поэтому прям там и заявил, что хочу заниматься хоккеем и стать вратарём.  

­– Много ребят из вашего выпуска дошли до профессионального хоккея? 

– Кирилл Капустин, сейчас играет в «Тракторе», Данил Романцев в «Автомобилисте», Максим Осипов в «Локомотиве», Кирилл Дьяков, Алексей Шубин и я, то есть, шесть человек, если никого не забыл, это крутой показатель. Вообще, наш выпуск был самым лучшим по России. Мы играли в открытом первенстве Москвы, где пять лет подряд занимали первое место, меня четыре года подряд отмечали лучшим вратарём сезона. После мы ездили на финалы соревнований по России, где дважды становились первыми, дважды вторыми. Когда с 15 лет нас начали вызывать в юниорскую сборную России, то из нашей команды всегда ездила минимум пятёрка и я. 

– Почему довольно рано решили сменить игровую карьеру на тренерскую? 

­– Тут совокупность мелких причин, которые сложились в одну большую. Сложно сказать точно, почему решил так рано завершить карьеру, сожалею немного об этом, даже знакомые хоккеисты говорят, что я рановато это сделал. Каждое лето в Ярославле, когда мы собираемся с местными воспитанниками, а если их всех собрать в одном месте, то получится минимум 3 или 4 команды. Так вот, когда мы все возвращаемся домой в период отпусков, то всегда играем в хоккей. И до сих пор, включая это лето, когда играю у многие спрашивают, зачем закончил. Но когда всё же пришлось принять это непростое решение, было стечение неприятных обстоятельств. Клуб, который предлагал мне контракт, испытывал большие финансовые сложности и смог осилить зарплату размером не больше 30 000 рублей в месяц, а других вариантов не было. И примерно в это же время позвонил знакомый, пригласил поработать в Пекин тренером студенческих сборных с зарплатой в десять раз больше, поэтому решил попробовать себя в новой роли. 

 – Где ещё удалось поработать до перехода в «Юнисон», помимо Пекина?

– После Пекина провёл сезон в белорусской экстралиге в «Пинских Ястребах», где работал тренер из Омска Дмитрий Саяпин, интересный опыт.

– Сейчас, когда выстраиваете тренировочный процесс опираетесь на советы или рекомендации более старших наставников, если да, то каких? 

– Конечно, во время игровой карьеры поработал со многими тренерами. Если говорить про период в Ярославле, то в тренерском штабе был финн Юсси Парккила, который в своё время натренировал Семёна Варламова для НХЛ, и сам давно там трудится. Кроме него Сергей Наумов, когда я играл в «Атланте», сейчас он работает в ЦСКА. Очень понравилось с ним работать, не зря он и в тренерском штабе олимпийской сборной России трудится. Кроме них, конечно же, Егор Подомацкий, который сейчас занимается вратарями в «Локомотиве». С Егором мы давно общаемся и дружим, часто шутим о том, что он в детстве стал моим кумиром и замотивировал пойти на хоккей. Егор – хороший и простой человек, с которым можно поговорить на абсолютно любые темы. 

– Что нового вам дал каждый из специалистов?

Реклама 18+

– Технические навыки на льду, которых очень много. Если брать этих трёх тренеров, то они разные. Допустим, у Юсси очень много работы на физику в тренажерном зале, серьёзные нагрузки даёт. Сергей Наумов больше внимания уделяет технике, катанию, перемещению в воротах. Нравится, как Егор Подомацкий работает с психологией вратарей, как налаживает отношения с ребятами. Мы с ним проводили три года подряд вратарские сборы, и я посмотрел, как он относится к ребятам. Он никогда не ругается, не повышает голос, и, что самое главное, его слушают и воспринимают. Поэтому сейчас стараюсь с вратарями «Юнисона» вести себя также, чтобы быть им как друг. Вратари — это отдельная каста, спокойные ребята, поэтому через крик до них точно не пробьёшься. Можно просто поговорить серьёзно, без перехода на эмоции, это гораздо эффективнее.

– Можете подробнее рассказать, как вы строите отношения с вашими подопечными в «Юнисоне»?

– В последнее время с вратарями «Юнисона» больше работаю как психолог. Технически они готовы неплохо, мы занимаемся постоянно и в зале, и на льду, но сейчас упор именно на психологическую подготовку. Постоянно с вратарями на связи, у нас есть отдельный чат, где мы общаемся. Они мне могут написать или позвонить в любой момент, по любому вопросу. Допустим, когда мы были на выезде в Рязани, мы пошли вратарской бригадой погуляли в парке и пообщались. Для меня важно, в каких они кондициях, и речь не только о физическом состоянии, но и эмоциональном. За этим нужно следить и контролировать, всякое ведь в жизни бывает. Приведу простой пример, кто-то с девушкой поругался в какой-то из дней, и вот он ходит, переживает, а ему играть вечером. 

– Насколько важен тренер вратарей в команде, ведь это всё произошло за последние 5-6 лет, раньше они были не в каждом клубе, тем более молодёжном?

– Очень важны и нужны, тем более в молодёжной команде. Скажу больше, во взрослом клубе в них нет такой необходимости, как молодёжном. Знаю много примеров из клубов КХЛ, где приходит в команду вратарь-легионер или опытный возрастной воротчик, который говорит: «Не трогайте меня, я буду заниматься по своей программе, есть второй, третий или молодой вратарь, вот с ними и работайте». С молодёжью нужно работать, это тот возраст, когда ещё можно чему-то научить, поправить. У Главного тренера и его помощника и так много задач, и на всех его просто не хватит. Плюс ко всему в молодёжном хоккее нет той стабильности у парней, как у профессионалов и в какие-то моменты нужна помощь, даже просто советом. Помню, когда проходил собеседование в «Юнисоне», меня спросили, с каким из возрастов интереснее всего работать. И я считаю, что интересно именно с молодёжью, с детьми работать сложно, профессионалов ты уже ничему не научишь и тебя не особо-то и воспринимают, ты просто контролируешь, чтобы не было каких-то спадов у вратаря. А вот с молодыми ребятами, у кого глаза горят, кто тебя слушает и впитывает, то и работаешь с большим интересом. 

– Как появился вариант с ХК «Юнисон-Москва»?

– Летом мне позвонил мой друг Владимир Антипов, легендарный хоккеист, пятикратный чемпион страны, мы с ним часто созваниваемся. В один из звонков он спросил, нет ли в Ярославле хоккеистов в районе 18-20 лет для нового хоккейного клуба в Москве, так как я ярославских воспитанников хорошо знаю и могу подсказать, плюс уже был такой опыт, когда помогал молодым хоккеистам устроиться и найти команду. Потом мы разговорились, Владимир сказал, что тренерами будут Денис Куляш и Андрей Таратухин, чему я удивился. После сразу же позвонил Таратухину, хорошо его знаю, мы с ним играли в «Атланте», и в разговоре выяснилось, что «Юнисону» нужен тренер по вратарям и я, недолго думая собрался и выехал в Москву. Мне стало очень интересно поработать вместе с такими специалистами в связке. 

– Что Андрея Таратухина вы знаете мы выяснили, а за время выступления в КХЛ, не удалось почувствовать на себе, что такое щелчок Дениса Куляша, от которых трескаются стёкла и вратарские маски?

– Если не ошибаюсь, то один раз я против него сыграл, когда был в ХК «Сочи». Но, когда был в «Северстали», со мной в команде был другой мощный защитник Александр Рязанцев, поэтому не понаслышке знаю, что такое пушечные щелчки (смеется). 

–  На летних сборах всех хоккеистов отбирали по спортивному принципу, на что обращали внимание при просмотре вратарей? 

– У меня впервые был такой опыт, как и у всех в тренерском штабе. Когда за пять недель мы отсмотрели пять полноценных команд, где на каждую неделю приезжало по пять вратарей, то есть в общем 25 стражей ворот. Если кратко рассказать, то у меня было тестирование на льду и на земле. Отдельно никого не вызывал на разговор, всё только во время тренировочного процесса. Здесь становится понятно многое, сразу видно, как они ладят друг с другом, как воспринимают установки. Одним из важных аспектов для меня была их концентрация, без неё вратарю никуда. Где-то чуть-чуть отвлёкся, забылся и все, можно посыпаться. 

– Быть вратарём или быть тренером вратарей, что сложнее? 

– Мне кажется тренером быть сложнее, когда ты сам хоккеист – всё в твоих руках, ты сам на льду и действуешь как посчитаешь нужным. Будучи тренером, иногда хочется всё бросить и самому выйти на лёд, выручить, подстраховать, но всё, что ты можешь, это максимально подготовить хоккеиста к игре, а потом стоять и весь матч переживать, чтобы у него всё получилось.

Реклама 18+

– Как вы разбираете матчи с вашими подопечными?

– Сейчас, когда сезон начался, то мы отрабатываем ошибки с игр. То есть мы сыграли матчи, анализируем пропущенные шайбы, разбираем всё, а потом уже на льду я стараюсь подобрать такие упражнения, чтобы воссоздать момент при которой мы пропустили, чтобы его отработать и исправить, это очень помогает. 

– Учитывая, что «Юнисон» играет в атакующий хоккей, когда даже защитники любят бегать в нападение, это добавляет работы вашим подопечным? 

– Да, когда команда играет в атакующий хоккей, то вратарю сложнее, но и гораздо интереснее одновременно. Понятно, что можно окопаться всей пятёркой у себя в зоне и играть от обороны, но понравится ли это смотреть болельщику? Поэтому во всём мировом хоккее делается всё, чтобы сделать игру зрелищнее.  

– В последнее время у грифонов уж очень много удалений, как это переживают вратари, ведь много времени приходится играть в меньшинстве?

– Всё в порядке, это ведь наша работа, поэтому уделяем внимание работе над концентрацией. Но и над дисциплиной мы работаем тоже, постоянно разговариваем с ребятами об этом. 

– Как оцените старт сезона для вратарской линии «Юнисона»?

– Мы набираем форму, как и вся команда. В последних матчах было много бросков по нашим воротам, но вратари подтащили, сыграли надёжно.

– Чего бы в ваш профессиональный праздник вы пожелали себе и своим подопечным? 

– Крепкого здоровья, потому что хоккей травмоопасный вид спорта, терпения, стремления, веры в себя, никогда не опускать руки, стабильности, спокойствия и побольше позитива, как говорит Андрей Таратухин. А себе крепких нервов, терпения, и чтобы все поставленные задачи мы выполнили.