10 мин.

Илио Мариани доказал всем, что Ювентус - это вкусно. История шеф-повара, кормившего туринцев 36 лет

20 февраля 2020 в Турине прошла похоронная служба. Процессия удивляла масштабностью, а среди пришедших попрощаться с почившим можно было увидеть таких личностей, как Лучано Моджи, Джанлуиджи Буффон и Антонио Джираудо. Они пришли проститься с Илио Мариани, которого не знали болельщики за пределами Турина, но который кормил их любимых футболистов и тренеров на протяжении 36 лет. На пороге церкви Святых Петра и Павла в Ларго Солуццо невозможно было протолкнуться, очень много людей пришли отдать дань уважения итальянскому повару, а заодно выразить семье свои соболезнования. С этого дня каждое блюдо, приготовленное в Турине, стало на толику горче.

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Вкусная ирония родом из Турина.

Приезжие в Турин, все как один, отмечают удобное расположение железнодорожного вокзала Порта Нуова. При строительстве подразумевалось, что каждый посетитель города должен без проблем с первых же минут определить, где он находится и куда ему идти дальше. Стоит выйти из поезда и пройти здание вокзала насквозь, пред взором открывается проспект Корсо Витторио Эмануэле II. Это главная артерия северной столицы Италии, которая приведет в требуемый городской узел - быстро и просто.

Пройдя проспект насквозь гость Турина оказывался прямо в центре города - площадь Сан Карло, палаццо Мадама, площадь Кастелло - все в пределах пяти минут спокойной ходьбы. Именно такой маршрут зачастую становился обязательным для каждого, кто приезжал в Турин, независимо от того, впервые или нет. Однако если чуть изменить свой путь в сторону улицы Салуццо, в пятидесяти метрах от проспекта легко можно обнаружить ресторан Urbani - культовый для туринцев и болельщиков со всей Италии. Именно Urbani является местом, где чаще всего можно встретить одного из футболистов Ювентуса с девушкой или семьей, обедающего или завтракающего перед тренировкой. При ресторане есть отель, но ценовой диапазон там ощутимо не для всех. Но ресторан притягателен не только фактом его популярности в кругу футболистов черно-белого клуба. Для болельщиков здесь расположено сосредоточение иронии и причудливости колеса истории.

В семидесятые Urbani располагался чуть дальше от его нынешнего адреса и был любимым рестораном для футболистов из Турина. Но не черно-белые футболки отличали этих игроков, а гранатовые - именно Торино считал это место своим, а Ювентус захаживал в ресторан чуть поодаль - Due Mondi на улице Сан-Пио. А ресторан Urbani стал точкой сосредоточения последнего триумфа Торино в их истории - 1976 год и сенсационное Скудетто Луиджи Радичи, напомнившего всем, что до катастрофы на Суперге в Турине властвовала совсем другая команда. Urbani считался вторым домом и негласной штаб-квартирой «быков», в центре зала всегда был накрыт стол для президента Орфео Пьянелли и спортивного директора Беппе Бонетто. Именно здесь на протяжении всего эпохального сезона 1975/76 игроки и тренер обсуждали каждый тур, говорили о потрясающей работе клуба и шикарной укомплектованности команды, а в мае местные официанты наперебой стали передавать своим знакомым, как впервые в Urbani прозвучало слово Скудетто.

15 мая 1976 года ресторан был закрыт специально для Торино - игроки и руководство накануне решающего матча последнего тура сезона решили провести званый ужин, но никто не мог толком поесть от волнения. У Ювентуса было 43 очка, у Торино 44, оставалось сыграть всего один матч. Официант на свой страх и риск предложил игрокам фирменное блюдо бургиньон - говядину, тушеную в красном вине. Президент Торино Пьянелли чуть не бросился на него с кулаками, обвиняя в провокации и называя ювентийским выродком - еще бы, предложить футболистам блюдо, от которого всю ночь будет пучить желудки. На следующий день Торино сыграл вничью, а Ювентус подарил Urbani праздник и проиграл Перудже - Радиче не праздновал, сетуя на пропущенный его игроками глупый гол, но футболисты с семьями отмечали всю ночь, а улица до раннего утра кишела ликующими фанатами в гранатовой форме. Иронично, как спустя несколько десятилетий Urbani переехал на другую улицу и стал постоянной обителью футболистов Ювентуса. Месть - это блюдо, которое принято подавать холодным.

Приятного аппетита из Тосканы.

Пока Торино праздновал в Urbani, футболисты Ювентуса чинно готовились к следующему сезону, для них чемпионская гонка была привычной и поражение в ней означало лишь более упорную борьбу в следующем сезоне. Посещать менеджеры и игроки Юве, как и было ранее сказано, предпочитали ресторан Due Mondi, который уютно расположился на небольшой улочке в Сан-Сальварио. Район пользовался дурной славой благодаря частым разборкам мафии в его пределах, но городские селебрити так или иначе выбирали для досуга именно Due Mondi - их привлекала кухня и особое привилегированное отношение ресторана к своим знаменитым гостям. Наша точка отсчета в этой истории сосредоточена на Илио Мариани, который влюбил Ювентус в этот ресторан исключительно за счет кухни и индивидуально проработанных блюд под стать своим именитым гостям.

Илио Мариани родился в Кастельфранко-ди-Сотто под Пизой в 1934 году. Несмотря на прекраснейший пейзаж и историческую подоплеку местного региона, Мариани с юных лет тяготел к искусству готовки, а не живописи, как его друзья. По этой причине в 12 лет уроженец Тосканы уехал в Турин без каких-либо связей и контактов, но с большими амбициями. После обучения, сколотив с супругой Миреллой небольшой капитал на подработках любого рода, Илио вложился в небольшой ресторанчик, который в итоге вырос до любимого пристанища руководителей одного из ведущих футбольных клубов мира.

О Due Mondi в Ювентусе узнали случайно. Первыми гостями ресторана стали молодые Морини и Капелло. Узнав о приходе именитых гостей, Мариани сам составил для них винную карту и отдельное меню, а своим фирменным теленком с розмарином, шалфеем и белым вином сразил итальянских защитников похлеще грубого подката. Став завсегдатаями Due Mondi, Фабио и Морини начали приводить с собой всю команду. Мариани всегда принимал игроков сам, а после ужина беседовал с ними, рассказывал о себе, спрашивал о вкусовых предпочтениях и что бы игроки хотели попробовать в следующий раз.

У каждого ювентини уже складывалось собственное привычное меню, а помимо футболистов в Due Mondi начали заглядывать и руководители Ювентуса. В 1973 году президент клуба Джампьеро Бониперти заказал себе пасту в сливочном соусе, красное вино, а после обеда зашел в кабинет Мариани и предложил ему стать клубным шеф-поваром Ювентуса. Предложение было логичным: игроки попросту отказывались питаться где-либо еще, все блюда Мариани пользовались бешеной популярностью на базе Юве, а сам Илио давно считал себя частью большой черно-белой семьи. Мариани, недолго думая, принял приглашение, но с условием, что параллельно он продолжит работать в ресторане.

Ювентус отныне питался изысканно и вкусно на постоянной основе. Мариани баловал своих подопечных невероятно богатым ассортиментом, а на выездах заграницу всегда сопровождал команду, чтобы даже вдалеке от Италии никто не мог забыть родного вкуса и шарма итальянской кухни. Илио знал особенности и предпочтения каждого футболиста, любил дополнять привычно спокойную трапезу своим аккуратным подключением в правильное время с несколькими шутками и комплиментами, отчего даже деловые встречи проходили живее и веселее. Вместе с Ювентусом Мариани путешествовал по миру, видел разные страны и поражался, сколь далек он был от этого во время работы в своем ресторане. Своим главным почитателем Мариани называл Платини:

«Любимое блюдо Мишеля - ризотто аль бароло. Он даже отправил ко мне свою сестру с шурином из Парижа, чтобы я научил их готовить вторые блюда».

Прибывший в Ювентус Лучано Моджи в статусе генерального директора сходу облюбовал ресторан Due Mondi и неизменно приводил туда каждого потенциального новичка Ювентуса, которого Мариани должен был очаровать туринской кухней. Мариани был неотъемлемой частью семьи Ювентуса и всегда наравне с руководством рассматривался обязательным участником всех ключевых клубных событий. Моджи любил этот ресторан, но куда больше ценил вовлеченность Илио, поэтому во время каждого посещения предлагал тому пересмотреть свои приоритеты и перейти в Ювентус на постоянной основе. Так в 1999 году Илио Мариани продал свой ресторан и переехал на клубную базу Ювентуса, где отныне у повара не было более препятствий восхищать и баловать своих футболистов обширным меню, созданным своими собственными руками. Как и на поле, у каждого игрока есть свои слабости и за столом: «Трезеге нравится курица с жареной корочкой, Дель Пьеро обожает хрустящий яблочный пирог - я пеку его только для него. Каморанези ходит и смотрит: какие блюда ест руководство. От йогуртового торта без ума Чиро Феррара, однажды он взял у меня торт, отнес его в раздевалку и запер в своем шкафчике, а то ему бы ничего не досталось. Каждый вечер я оставляю один торт в холле, если кто-нибудь захочет подкрепиться. И каждое утро от торта остается только полностью вычищенное блюдо».

Мариани пережил с командой триумф в Лиге Чемпионов, несколько поражений в финалах этого турнира, но наибольшей печалью оказались отобранные два Скудетто во время расследования Кальчополи. По признанию самого Илио, он нашил себе на поварскую форму эмблему Скудетто, который уже никто не отнимет. Он кормил Липпи, Анчелотти, Капелло, Феррару, Пессотто, Аньелли, Бониперти, знал о любви к конкретным блюдам Дель Пьеро и Баджо, а когда Буффон попытался предложить Илио приготовить однажды лазанью с чесноком, перцем чили и анчоусами, Мариани впервые в жизни прогнал кого-то с кухни.

Каждый день в жизни Ювентуса проходил не только под давлением тренировок, матчей, трофеев - центральной артерией всего черно-белого цикла из года в год становилась столовая. Там футболисты общались, питались, заряжались эмоциями, переживали, смеялись. И всегда было осознание, что за этим кругом жизни неустанно бдит Илио Мариани и его фирменная поварская усмешка от любой брошенной шутки в его сторону. После объявления о его смерти в возрасте 85 лет, мир Ювентуса потерял не только своего повара, он потерял члена семьи и дорогого друга, который создавал непревзойденную атмосферу уюта в, пожалуй, самом важном месте в Континассе. Но Илио оставил о себе дорогую память и научил своему мастерству не одно поколение поваров, которые по-прежнему работают в клубе и на ежедневной основе воздают ему почести своей безупречной работой. А Ювентус всегда будет самым вкусным итальянским блюдом в мире.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Деньги, деньги, дребеденьги. Восхищение фанатами Ювентуса, которых, наконец, услышали

Любил русскую классику, не умел бить пенальти, чуть не покончил с собой. Жизнь Пессотто в цветах футболки Ювентуса

Воинственный на поле, скромный за его пределами. Мистер No Good Марио Манджукич стал символом Ювентуса 2010-х

Туринец из Катании. Пьетро Анастази – олицетворение популярности Ювентуса за пределами Турина

Затмили вражду Капулетти и Монтекки. Отношения Ювентуса и Фиорентины как символ ненависти, не имеющей конца

Несправедливо забытый столп итальянского футбола нулевых. «Тандильский маг» Мауро Каморанези