14 мин.

«Самое мудацкое решение». Смолов – о паненке, депрессии после ЧМ-2018 и звездном «Анжи»

Федор Смолов стал героем нового выпуска «Коммент Шоу». Снова о ЧМ-2018, возможном переходе в «Спартак», о 0:10 в «Фейеноорде» от ПСВ, веселых буднях звездного «Анжи» – много разных ярких историй.

В «Фейеноорде» после 0:10 от ПСВ в раздевалку пришли фанаты

Сразу на 14 лет назад:

«В Роттердаме не было проблем с коммуникацией – почти все говорят на английском языке. Но с точки зрения моей интеграции в их общество было сложно. Предлагал им – может, куда сходим. Они – да не, куда, я дома сижу. И они действительно сидели дома, не было какого-то общения вне команды. При том, что команда была очень молодая.

Раздевалка после 0:10? Она еще была крохотной – сидели всей командой вокруг стола. Перед игрой меня зовет тренер и говорит: «Выходишь в перерыве». Кажется, на 30-й минуте – красная карточка и 0:2. После первого тайма – 0:4 или 0:5. Он выпустил опорного полузащитника, в перерыве сделал еще одну замену, а это 2010-й год и только три замены. Остается одна, и я думаю: «Хоть бы я не вышел. Что я сейчас сделаю?» Пошел разминаться, а на 75-й выходит другой парень. Фух, ну хоть так.

Когда мы вернулись, болельщики заблокировали стадион и пришли в раздевалку. Сказали, что мы не выпустим команду, пока вы не дадите сказать слово. Зашли, сказали: «Все понимаем, молодая команда, 0:3, 0:4 – окей, но 0:10?»

Истории об «Анжи»: спокойный Гус, двойные от Керимова

Смолов еще застал суперзвездный «Анжи»:

«Очень классная история со всех сторон. До этого была встреча со Слуцким – он хотел меня на полноценный трансфер в ЦСКА. «Динамо» не продало, сказало – максимум аренда и даже без пункта о выкупе, а ЦСКА отказался, сказав, что не берут ребят просто в аренду, что в целом справедливо.

Я поехал на сборы с «Динамо», тогда был Силкин и сказал Бородюку – да, я на него не рассчитываю, у меня есть Нехайчик и Панюков. Jesus. На этом фоне Герман [Ткаченко] стал разговаривать об аренде, клуб был не против – и я ушел в «Анжи».

Когда мы выигрывали, и Керимов заходил в раздевалку – лезгинка, все кайфуют, ему так это нравилось, и он: «Ладно, двойные». Было очень круто с точки зрения атмосферы, отношений иностранцев с ребятами из Дагестана, с русскими. Помню, было 80 номеров в отеле в Ньюкасле. А футболистов – 23.

Хиддинк? Просто классный чувак. Его методология – больше как воздействие на игрока посредством персональных отношений. Даже мог сыграть, что разозлился на кого-то – накричать, если понимал, что замотивирует игрока. Ко всем был разный подход.

Гус играл в квадрат, чтобы всех объединить. А тренировочный процесс был практически одинаковый. Вышли, 40 минут играем в квадрат, потому что Гус кайфует, потом держание мяча, футбол, все побили по воротам – и разошлись».

Мог быть трансфер в «Вест Хэм» – но ЧМ перевесил

«Был звонок от Черчесова: поедешь туда, играть не будешь – не вызову на ЧМ-2018. Это было зимой. Уровень интенсивности, высокая конкуренция, а у меня повреждение было. «Ты сейчас приедешь, месяц набирать форму, остается три месяца, два раза вышел плохо на замену – не играешь до конца сезона, как я тебя вызову, ты вообще без практики». Сказал понятные вещи.

Я снизил к себе требования – поберегу себя, главное травму не получить. Больше чем уверен, что это сыграло со мной злую шутку. Футбол не обманешь».

ЧМ-2018 и промах с пенальти в игре с хорватами: растерянность, страх, потом – депрессия, алкоголь

Смолов нечасто об этом говорит, но тут поделился:

«Чему научила неделя после ЧМ-2018? Ничему. Это депрессия, чему она тебя может научить? Такая депрессуха, которую ты заливаешь алкоголем. Я уехал. У меня было 10 дней отдыха, и бухал с друзьями. Попытка просто забыться. Встречи с соотечественниками на отдыхе? У некоторых друзей была охрана, так что было комфортно.

Боялся, что кто-то сфоткает и выложит – была одна сомнительная ситуация, когда я вышел из заведения, когда там все носилось, и час гулял – разговаривал по телефону.

Ты начинаешь анализировать, что ты в своей жизни сделал не так, что тебе вот эта ситуация дана? За что?

Сам момент удара? Хотел пробить несильно по центру ворот. С испанцами я сам вызвался, потому что был уверен. С Хорватией Саламыч назначил – и я понимаю, что заднюю давать не комильфо, я постарше, а там молодые ребята. И это противоположная история с точки зрения состояния. Тут – растерянность, страх, нервозность. А за неделю до этого думаю: «Пойду, ударю вот туда сильно, даже если не забью – окей».

Но почему такие разные подходы?

«После Испании сидим в бане, Акинфеев говорит, что к серии пенальти готовились по видео – и четверо испанцев пробили туда, куда мы ждали. И я понимаю, что с испанцами я тоже пробил туда, куда бью чаще – и Де Хеа угадал, и даже дотянулся.

Я в правый угол не тренировал пенальти. И стоит этот Субашич здоровый… И я понимаю, что он ждет, наверное, туда. Почему я принял такое решение, почему просто на силу не ударить? Ну, у меня нет ответа. В тот момент, когда ты не в контроле над собой, когда у тебя стресс такой, ты принимаешь самое мудацкое решение в своей жизни, скорее всего.

Сказать тренеру, что я не готов, в моем случае было бы лучше, наверное. Если бы у меня не тряслись коленки, и я бы пробил технически нормально, я б забил. Он-то упал в этот угол, я просто еще и пробил хреново».

Мог перейти в «Спартак», но не пустил Галицкий

Такой трансфер был возможен, но на высшем уровне не прошел:

«Я в целом готов был рассмотреть, потому что и личные условия меня устраивали. С учетом того, что я пришел свободным агентом, через год – ну прям большие деньги. Меня позвал Сергей Николаевич [Галицкий], на трибуне мы разговаривали, я помню, на стадионе один на один. И он говорит: «Федь, извини, ничего личного, я с Федуном поругался, поэтому в «Спартак» я тебя принципиально не продам.

Притом, что он говорит: «Я прекрасно понимаю, что за год, придя свободным агентом… За тебя дают 18 [миллионов]».

Не могу сказать, что я прям уж вот так горел желанием перейти в «Спартак». Просто был такой разговор. Мы на этом фоне пересмотрели мои условия».

А был ли вариант с «Зенитом»?

«Неоднократно. Сергей Николаевич [Галицкий] не продавал так же. Не могли договориться по условиям перехода, я так понимаю. А потом, когда он все-таки был готов, это была зима за полгода до мира, я сам отказался. Сказал, что у меня приоритет и желание уехать в Европу».

«Уход из «Краснодара» был связан с желанием добиться каких-то командных результатов, трофеев. В «Локо» я пришел после чемпионского сезона. Искренне считаю, что у нас команда усилилась с приходом меня, Хеведеса и Крыховяка. У нас по составу была самая сильная команда на тот момент в чемпионате. К сожалению, стали вторыми. Но выиграли Кубок и Суперкубок».

Смолов попросил Мендеса помочь Захаряну

«В «Сельте» больше общался с Рафой Алькантара. Там не так много ребят, кто на английском говорит. Памятника Мостовому не видел, но статистически все говорили про Мостового. Помню, коллекционер футболок на тренировку привез 24 футболки Мостового – показать

Браису Мендесу, с которым играл в «Сельте», и который играет за «Реал Сосьедад» написал – переходит молодой парень, нормальный и футбик, и чувак – помоги, пожалуйста, он еще молодой, проследи за ним. Он говорит – без проблем. Потом еще раз списываемся, говорит, правда, Заха – хороший парень и классный футболист, помогаем».

Об ожиданиях чемпионства от «Динамо» – нужна стабильность

Мнение Смолова о чемпионских амбициях:

«Болельщики имеют право требовать и ожидать. Но когда команда занимает девятое место и потом: «Ну, мы рассчитываем на чемпионство или Кубок»… Борьба за чемпионство подразумевает ежегодную константу – ты в тройке, стремящийся к чему-то большему: стал третьим, поделил второе место и на протяжении трех-пяти сезонов это продолжается. Точечно усиливаешь какие-то позиции – и потом можешь бороться за чемпионство.

В случае с «Динамо» за последний год – я переходил при Шварце – шансов на борьбу было больше. Та команда была чем-то новым по построению и философии игры: высокий прессинг в верхней части поля, контрпрессинг постоянный – и этому «Динамо» было сложно что-то противопоставить.

Шварц доводил это до автоматизма – он верил, и все верили. Не нужно было даже говорить про чемпионство – все видели, что это «Динамо» способно за что-то бороться».

Что происходит сейчас:

«Больше наигрываем 4-3-3 – конкурирую с Тюкавиным, если будем играть 4-2-3-1 – кто играл на позиции десятки, это Бителло, Карраскаль и я. Комфортно ли при конкуренции? На протяжении карьеры она больше раздражала, но сейчас в силу возраста отношусь к этому спокойнее.

Оценивать себя в 34, что ты когда-то там в 26 забивал – не совсем верно. На поле все видно. Если будем все выигрывать, станем чемпионами – какая разница, сколько я буду выходить».

Личка и Йоканович – как было при них

Пара историй про Марцела Личку:

«Осенью Личка в конце теории включал видео из тиктока с отрывком интервью какого-то тренера – то Бьелса, то кто-то еще. И там на трех языках перевод – испанский, английский, русский. Мотивационные видео. Например, как говорит Диего Симеоне про какую-то свою идею, как должны футболисты относиться. И всегда было по-разному.

Чем отличается Личка от других иностранных тренеров? Бегло говорит на русском, достаточно схож по ментальности, хорошо чувствует ментальность россиян, и он очень дружелюбен с игроками. Для меня это нормально, когда ты можешь с тренером поговорить на равных даже о каких-то нефутбольных вещах».

Что не так с Йокановичем:

«При Йокановиче складывалось впечатление, что он без уважения к людям – так себя поставил. Так понимаю, что с персоналом были очень сложные отношения – он не знал, как кого зовут, не здоровался ни с кем. Но в его защиту хочу сказать, что это не столько его человеческие качества, сколько – как в последние места его работы в Англии – ему, видимо, понравился стиль менеджера, который на ежедневной основе особо не вникает в дела команды, где у тебя есть помощник, который отвечает за тренировочный процесс и общение с игроками.

Скорее всего, он не смог переключиться и погрузиться в работу – и это еще было на контрасте со Шварцем, который до сих пор любого сотрудника клуба поздравляет с днем рождения».

Приглашали на голую вечеринку Насти Ивлевой – Смолов отказался

Диалог здесь важен:

– Нам с Кариной (Истоминой, женой футболиста – прим. Sports.ru) прислали совместные пригласительные на эту вечеринку. Но я так понимаю, что был большой список гостей – просто подавляющее меньшинство туда пришло. Но я даже ни секунды не рассматривал, потому что когда я прочитал про дресс-код и направленность вечеринки – ну, я сразу понял, что даже если бы... Я, конечно, не мог представить масштаб...

– Последствий.

– Да, последствий. У меня сейчас другое слово было в голове. 

– Но на ту же букву.

– Да-да, именно. Но я сразу понял, что даже без этих последствий мое появление там мне точно не на руку, поэтому я даже ни секунды не сомневался, что я туда не пойду».

Отказался не только от этого, а еще и от съемок в сериале

Речь идет о сериале «Постучись в мою дверь в Москве», но не турецком, а российском.

«Там было очень забавное предложение на почту «Динамо» с просьбой отпустить меня на 185 рабочих дней.

Какой должен быть фильм [чтобы согласился]? Не знаю, никогда не было желания попробовать себя. Спокойно отношусь к этому».

Как изменилась жизнь после свадьбы и рождения ребенка

«К ребенку встает преимущественно супруга, но у нас еще есть и няня. Часть ночи с малышкой спим вместе, часть – отдельно. Мне удается высыпаться. Когда не было няни, уходил в другую комнату.

Сейчас был на сборах, у меня первый такой опыт – Карина присылает кружочки в телеграме, вижу, как меняется дочка. Безумно скучаешь по этому и сожалеешь, что пропускаешь этим моменты. Хорошо, что их будет еще много. Только футбольных остается меньше».

Академия в Дубае развивается – Смолов в курсе всех событий

«Статус в академии в Дубае? Со-инвестор. И товарищ Паши. Почему Дубай? Конкурирующая среда там на коммерческой основе. У нас, мне кажется, менталитет с точки зрения, что нужно платить деньги, более негативный, чем там. Там это естественно, потому что там все так работает. Запустили филиал в Абу-Даби, причем к нам пришли с предложением. И в грядущее воскресенье будет финал детского турнира – мы туда попали.

Я в курсе всего, мы постоянно созваниваемся. Когда удается приезжать, все время прихожу на тренировки. Детей всех процентов на 80 знаю».

Мамаев рассказывал «Матч ТВ»: была договоренность о том, что воспитанники могут ездить на стажировки во французские клубы. Пока этого не происходит, Смолов пояснил: «У нас пока по возрасту дети не готовы ехать. Думаю, эта поездка будет уже лет от 14».

Спортивный менеджмент – будущее Смолова

Смолов говорил, что хочет учиться после завершения карьеры по направлению «Спортивный менеджмент». Подтвердил:

«Очень хочу. Вижу, какой пробел в российском футболе с этой точки зрения. У нас практически нет функционеров, кто знает футбол изнутри и разбирается в менеджменте. На какой позиции себя вижу? В идеале, спортивным директором, но я понимаю, что это без опыта работы и нахождения внутри клуба сразу практически невозможно. Только если у тебя кто-то из друзей не приобрел команду.

Возможно, главный скаут или советник гендиректора по спортивной части. Замена Бувачу? В идеале – да».