12 мин.

«Они дома чай пьют, а я из-за этого золотого актива перед вами». Черчесов наехал на Миранчуков с Чаловым и объяснил пользу «бездарного» Заболотного

При 0:5 у России не было команды – теперь его рвут «на фашистские кресты».

Станислав Черчесов больше часа отстреливался на «Матч ТВ» от Дениса Казанского (жмем руку за классные острые вопросы), Георгия Черданцева и Дмитрия Губерниева. Мы выбрали главные и самые содержательные цитаты главного тренера сборной.

Некоторые цитаты объединены не в хронологическом порядке, а по темам с полным сохранением смысла и контекста. Все дополнительные вопросы и диалоги, которые вы увидите ниже, – вступления и уточнения Казанского. 

Самый жаркий спор Черчесова и Казанского – про Сафонова. Тренер сборной уверен, что доведет Матвея до основы сборной

– Поставьте, пожалуйста, точку в одном простом деле. Почему Сафонов и Максименко одновременно вызываются в молодежную сборную? Почему одного нельзя оставить там, а другого привести наверх?

– Вы в очередной раз прилюдно соврали. Потому что Сафонов уже второй раз у нас в сборной, а Максименко – в молодежной.

– Так, конечно, сейчас – да.

– Вы соврали.

– Почему я соврал?

– Потому что Сафонов уже второй раз у нас в сборной.

– Но ведь до этого его не вызывали. Дело не в личности Сафонова, просто мы действительно видим, что это достаточно перспективный вратарь и, кажется, невызовы – большое упущение.

– Денис Казанский, вы, видимо, с Сычевым из своей передачи не выходите и не читаете, что говорит главный тренер и федерация футбола. Есть молодежная сборная, которая решает свои задачи. И, как только она их решила, мы начали вызывать игроков молодежной сборной, чтобы с ними зна-ко-ми-ться. А ни себе ни людям – так не бывает.

– Не стоило ли кого-то из них еще год назад привлечь третьим в сборную, чтобы сразу всем было понятно: этот наигрывается в основу, а этот – на перспективу? [вопрос Черданцева].

– Скажите, пожалуйста, как можно быть третьим вратарем и наигрываться на перспективу? Не лучше ли быть основным в молодежной сборной.

Ну, ребят, вы все это знаете теоретически, но так получилось, что случайно перед вами сидит тот, кто сам этим делом занимался. И так же играл и в молодежной, и не вызывался в первую. Определенные этапы каждый должен пройти, особенно это касается вратарского дела.

Глупейший привоз Черчесова: зачем-то чеканил у себя в штрафной, ошибся и подарил сопернику удар по пустым воротам

Игори Акинфеевы и Харины, наверное, не каждый год рождаются. Нам к тому, что мы имеем, надо правильно подойти. Все вовремя сделать, чтобы все органично произошло. Когда игрок в сборную приезжает и напротив тебя садится, задумываешься: а надо ли ему сейчас играть? Кто-то уставший, кто-то – проигравший.

Не знаю, можно ли так говорить, но вдруг Сафонов не просто так заболел короной? Если мы сами отдохнуть не даем, хотя он уже накушался, может быть, это господь бог дал ему паузу?

В Турции он определенные напутствия получил – он точно знает, что мы хотим и куда мы идем. Это моя задача. Ситуация придет, куда надо прийти.

Мощнейший наезд Черчесова на Миранчуков и Чалова: ждет, что они будут решать – они не решают. Поэтому в основе «бездарный» Заболотный

– План команды Черчесова достаточно простой – он зависит от большого центрального нападающего. Мы видели Дзюбу, Дзюбы нет – появляется Заболотный. Заставит ли вас то, что случилось с Турцией, с Сербией, пересмотреть концепцию в пользу Головина, Миранчуков?

– Какого Миранчука?

– Обоих.

– Что с ними надо сделать?

– Очень сложно представить, как они вдвоем вместе с Чаловым... Это же наш золотой актив.

– Давайте сделаем так: этому золотому активу, по-моему, пора себя хотя бы позолоченным сделать. Потому что этот золотой актив сейчас у нас играл – и вот они у себя дома чай пьют, а я перед вами из-за этого золотого актива сижу. Понимаете, да, о чем я говорю?

Это не говорит о том, что они плохие. Это говорит о том, что они должны внимательно слушать, что мы говорим и уже делать шаги вперед. Потому что этот золотой актив уже должен что-то делать. 

Вот я это говорю совершенно откровенно, и пусть меня все слышат, и они тоже. Потому что они у себя дома золотой актив, а я перед вами.

– То есть, вы им объясняете, а они этого не делают?

– Я еще раз повторяю: это слишком просто. Вот они на поле, и вот они должны показывать. Вот и все. За меня никто не играл, за Сычева, спроси, кто-то играл? Так вот на поле они должны показывать.

Чалов играет с Молдовой – проявляй себя. Кстати, о птичках. Чалов, он должен правильно понять, сколько его не было, полтора года? Сейчас я его нашел лучшим, чем в прошлые разы.

– Что с ним случилось?

– Лучше стал. Я не знаю, что случилось. Я должен быть объективным.

– Почему тогда Заболотный выходит, а не Чалов?

– Потому что Заболотный приносит больше пользы команде.

– Сейчас вам сразу припомнят пять промахов в Сербии.

– Хорошо, пускай припомнят. Можно припомнить и три промаха вчера с ЦСКА. А припомните мне, пожалуйста, один промах Чалова в игре с «Сочи».

Мне лучше «бездарный» Заболотный, пускай он на меня не обидится, потому что это вы его так, а я его бездарным не называю, нежели талантливый, который ничего не делает. Вы и так со стороны посмотрите: у того-то было пять моментов, а у талантливых, золотых наших, ничего не было.

– А откуда у Чалова будут моменты, если вы его не ставите в состав?

– Если бы я тебя слушал, меня бы точно уже давно уволили.

<…>

Когда нет только Фернандеса, играет хорошо обученный Петров, играет Караваев. А когда нет еще и Джикии, Кудряшова, Зобнина, Дзюбы, Головина – и команда становится слишком пластилиновой что ли. Поэтому каждый должен мясом обрасти – Миранчуки, кстати, тоже. 

Я больше даже расстроился, чем разозлился: потому что вот вам шанс взять все в свои руки и повести команду – но они этого не сделали. Значит в следующий раз Фомин, Мостовой и другие выйдут при 0:0, а Миранчуки нет. Без Леши Миранчука мы, кстати, все время выигрывали, теперь он появился – не выиграли. Пускай они услышат и сделают выводы.

Отставка – не вариант. Если надо было бы – ушел бы

– Главному тренеру сборной России не следовало этого делать [уходить в отставку после 0:5]. Если бы следовало – я бы это сделал. Но это только один безобразно сыгранный матч.

Я сам был шокирован результатом, но теперь осталось его просто осмыслить и делать следующие шаги. Обидно, что нас обошла команда [сборная Венгрии], которую мы обыграли на выезде и с которой сыграли дома вничью.

Запоминается, конечно, последнее – поэтому мы сейчас в таком свете предстали перед вами. 

У России в Сербии не было команды – хотя еще в Турции была

– Против Сербии играла команда, за которую я до конца не мог ответить, потому что это и не команда по большому счету – потому что ее пришлось собрать за такой короткий срок и сразу [понадобилось] давать результат.

Давайте профессионально и без эмоций: против Турции сыграл хотя бы оптимальный состав из тех, кто был в распоряжении – и мы выглядели командой. Не знаю, как бы все закончилось, если бы не ошибки не буду говорить кого.

(после фрагмента со словами Марата Сафина «сейчас даже слез нет, убить их хочется»)  Убивать никого не надо, это преследуется уголовным кодексом. А с футболистами я уже там после матча поговорил и буду говорить еще, чтобы не повторялись такие казусы.

Если вы считаете, что эти 0:5 перечеркивают вообще все – давайте другие вопросы.

<…>

Среди плюсов после чемпионата мира – заполненные стадионы на всех наших матчах.

– Это же инерция чемпионата мира.

– Но эту инерцию наверно не вы сделали, а мы все вместе?

У Лева – острый кризис, а у Черчесова – все нормально (не шутка). Два очень разных разгрома – в подкасте C&C

Гильерме заменили правильно, Черчесов об этом не жалеет

– У каждого вратаря бывают такие дни, когда ничего не получается. Мы дали ему отдохнуть и прийти в себя. Думаю, это был правильный шаг.

– А вы не жалеете о своих словах после матча о словах «Гильерме не спас, поэтому я его поменял»?

– Почему я должен жалеть об этом?

– Мне кажется, это сильный удар по вратарю, нет?

– Ну, слушайте, видите, я же перед вами сижу, не он. Поэтому, если вратарь не выручил, значит, он не выручил. Я же не сказал, что он ошибался. Я сказал, что он не выручил. Это совершенно разные вещи.

Это наш вратарский сленг, может, вам это непонятно.

 

Черчесов признал, что не справился с обстоятельствами: «Теперь вы меня на фашистские кресты рвете»

Вы хотите, чтобы я сказал то, о чем я очень не люблю говорить. Господин Казанский, вы говорите, что сейчас нет Акинфеева и Игнашевича [по сравнению с командой чемпионата мира]. Дзюба, Кудряшов, Семенов, Зобнин в этой игре, Головин, Марио – уже шестеро. Считал сегодня: 14 футболистов довызвали.

Против нас играют сборные, в которых тоже происходят перемены – но там есть для них основа. А у нас собрались игроки – повторяю, если вы хотите меня услышать, молодой человек – которые в оптимальном сочетании провели только матч с Турцией, а к Сербии даже оно лишилось еще троих.

У нас такое же было перед Швецией, я тогда сказал, что не готов был к таким переменам – после мы подготовились, адаптировались. Но теперь снова ситуация, которой у меня еще не было. Если пандемию никто не отменит, в марте такое может случиться снова.

Новых футболистов сейчас было слишком много – 14 человек. Ты приходишь и стоишь перед ними – но команду до конца не чувствуешь. Поэтому команды на поле нет, ее делать надо.

Обстоятельства такие были: мне их надо решать – а я их не решил.

<…>

[О том, что на старте отбора к ЧМ-2022 в марте надо будет побеждать] Мы первые две игры и в Лиге наций выиграли, а теперь вы меня тут на фашистские кресты рвете.

Черчесов сразу после краха в Сербии: отставка – это не к нему, претензий к новичкам нет, а Гильерме заменили, потому что не выручил

Тренер назвал матч сборной бездарным – говорит, даже его друзья детства были недовольны

После Сербии был маленький монолог: не на высоких тонах, но четко и понятно. Нам многое не удалось, началось все еще на 30-й секунде, когда мы не забили явный гол. Хотя я потом откровенно сказал: состояние у команды было такое, что даже с ним мы бы, думаю, не выиграли.

После таких игр много говорить не надо. Я отметил, что это бездарно сыгранный матч, и что надо правильно на себя посмотреть, правильно себя оценить. Чтобы быть готовыми к большому турниру.

Глобальные вопросы у нас возникли уже тогда, когда чемпионат Европы отменили. Сборная не собиралась девять месяцев, стали возникать разные ситуации: кто-то может, но не хочет – кто-то хочет, но не может. Но тех, кто не хочет, в сборной России нет.

Оскорблять футболистов как личностей нельзя, но указать на недочеты надо. Все понимают: мы проиграли 0:5. Даже мои друзья, с которыми я вырос, были недовольны, поэтому могу себе представить, что чувствовали те, кто меня вообще не знает.

Черчесов удивлен ситуации с Соболевым и молчанием игрока. Его здоровье он обсуждал напрямую с Федуном

[Слова Шамиля Газизова о травме Соболева] для меня такое же удивление, как и для вас.

Это высказывания генерального директора – не знаю, это его личное высказывание или мнение клуба. Но с Леонидом Арнольдычем я был сам на переписке. И он все прекрасно знает. Если футболист готов играть и работал на всех тренировках, а колено у него замкнуло, когда он встал...

Вот я сейчас встану – и у меня колено замкнет. Это вы виноваты что ли? Такая же ситуация. Леонид Арнольдыч все знал. Не знаю, почему это все вылезло. Меня не оскорбляет и не удивляет то, что они сказали, а [оскорбляет] что футболист молчит. Потому что на сборе мы каждого спрашиваем: как, что, чего. Он все тренировки провел вообще без проблем.

Кстати, игрок того же «Спартака» Зобнин перед игрой с Молдовой на тренировке показал, что у него что-то побаливает, мы его освободили, он не был в заявке. И через два дня сыграл с Турцией великолепный матч. Так что мы никого не заставляем. Он даже не договорил, что у него побаливает – мы его освободили.

Переписку с Леонидом Арнольдычем я показывать не буду, но он прекрасно знал ситуацию.

Соболев не сыграет до весны. Разбираемся, как и когда он мог получить травму

***

После одного из раундов батла, когда «Матч ТВ» уходил на рекламу, Станислав Черчесов, кажется, не выдержал.

Картинка и звук еще шли из студии, тренер сборной наклонился к Денису Казанскому и уточнил: «У тебя все нормально?»

«У меня?» – Денис явно удивился такому вопросу.

Продолжения этой сцены мы не увидели.

Как думаете, что было дальше?

Фото: РИА Новости/Михаил Шапаев, Алексей Филиппов; REUTERS/Marko Djurica; кадры эфира «Матч ТВ»