Реклама 18+

«Король Монако». 6 невероятных побед Айртона Сенны в Монте-Карло

Гран-при Монако – это самая ожидаемая гонка в календаре «Формулы-1». Победа на улицах Монте-Карло является синонимом вечной славы. Первые гонки на трассе проходили еще в 20-е годы прошлого века. В то время как «Формула-1» официально приехала в Монако только в 1950 году. Не случайно Гран-при Монако входит в «Тройную корону», включающую еще «500 миль Индианаполиса» и «24 часа Ле-Мана».

Если бы у пилотов был только один шанс выиграть Гран-при в сезоне, то многие бы обязательно выбрали победу в Монако. Больше всего побед на улицах Княжества у Айртона Сенны. В 1993 году бразилец выиграл шестой Гран-при Монако. При этом пять из них он выиграл подряд, побив рекорд Грэма Хилла. За это Хилла даже прозвали «Мистер Монако». Грэм является не только чемпионом «Формулы-1», но и единственным обладателем «Тройной короны».

Первый триумф Сеннны состоялся в 1987 году, но его дебютный Гран-при Монако уже был в голове всех фанатов «Формулы-1»: спорное решение судей, Прост и упущенная победа. Тогда мир впервые обратил внимание на одного из самых талантливых пилотов в истории. Сегодня у вас есть возможность вспомнить все шесть побед Сенны в Монако…

Первая победа Сенны в Монако, 1987 год

Для Айртона этот Гран-при должен был стать уже четвертым по счету. До этого он провел три славных гонки, приехав на скромном «Тоулмен» в 1984 году вторым; год спустя завоевал здесь первую поул-позицию, а в 1986 году еще один подиум, приехав третьим на «Лотусе». Все, что ему оставалось – это победить. Хотя многие были уверены в том, что победа в 84-м должна была достаться Сенне.

Команда «Лотус» обзавелась не только новыми спонсорами, но и системой активной подвески, которая имела решающие значение на городской трассе. Эта технология делала только свои первые шаги в «Формуле-1», а достигла пика лишь в 1992 году на машине «Уильямс», выступавшей в том сезоне в своей лиге. Сенна был готов даже бесплатно сменить команду.

Квалификацию бразилец закончил на второй позиции. В гонке с первого ряда с ним в бой шел пилот «Уильямс» Найджел Мэнселл. Многие фаворитом считали именно Мэнселла, потому что тот выступал на лучшей машине в пелетоне. Хотя вы могли этого не заметить по позиции в Кубке конструкторов.

Ниже вы можете увидеть тренировочные заезды Сенны.

Противостояние Сенны и Мэнселла было главной интригой этих выходных. Некоторые утверждают, что Найджел был в ярости от того, что команда «Лотус» заменила его на бразильца в качестве основного пилота на сезон 1985 года. Уже год спустя оба вели ожесточённую борьбу за победу в Хересе. Айртон на 14 сотых опередил Мэнселла на финише. В том же 1986 году оба вели невероятную борьбу за победу на Спа-Франкоршам. На это раз победил британец.

Что же произошло в борьбе за победу на Гран-при Монако 1987 года? Найджел сохранил за собой лидерство и за несколько кругов оторвался от Сенны на 11 секунд, но на 29 круге его подвел двигатель «Хонды». Мэнселл сошел.

Айртон взял все в свои руки и смог продержаться оставшиеся 49 кругов. В итоге бразилец пересек финишную прямую в 33 секундах впереди от Нельсона Пике, занявшего второе место.

Сенна стал первым бразильцем в истории, победившим в Монако. Айртон одержал пятую победу в карьере.

На подиуме Сенна был так счастлив, что нарушил протокол и залил шампанским князя Ренье III.

Пробка в повороте Fairmont, 1989 год

Сенна впервые приехал в Княжество в ранге чемпиона мира. Он испытывал колоссальное давление, потому что весь мир считал его лучшим пилотом в мире и ждал победы. Сам же Айртон хотел взять реванш за предыдущий год.

Ниже на видео круг, принесший Сенне поул.

На узких улочках Монте-Карло бразилец смог проявить весь свой талант. Айртон удержал лидерство на старте, а затем с каждым кругом начал отрываться от всех своих преследователей. Прост не мог ничего противопоставить и начал отставать.

На 32-м круге между Андреа де Чезарисом и Нельсоном Пике произошёл контакт в повороте Loews (Fairmont Hotel), а это на минуточку самый медленный поворот чемпионата. В итоге тут образовалась пробка ничуть не меньше, чем в час пик в большом городе. Прост был вынужден замедлиться, что лишило его всех шансов догнать Сенну. На трассу тогда машина безопасности не выезжала, а правила желтых флагов не действовали.

Это означало, что победил бразилец, опередивший на финише француза на 52 секунды. В том году он разбил свою машину, но в этом провел безупречный уик-энд. Сенна был очень доволен своей 16-й победе в карьере. Бразильским журналистам он признался, что ехал на последних кругах без первой и второй передачи.

«Учитывая проблемы, с которыми я столкнулся, это был отличный результат», - сказал Айртон. «Во-первых, я потерял свою первую передачу. Пять кругов спустя и вторую. Но я не изменил свой стиль пилотирования, чтобы сохранить темп и не дать Просту меня обогнать».

Большой шлем, 1990 год

Перед этим уик-эндом за плечами бразильца были две победы и титул чемпиона мира, но именно этот Гран-при позволил называть его «королем Монако».

Сенна доминировал все выходные. Пилот «Макларена» выиграл поул-позицию в субботу, проехав за 1:21.314. Второе время показал пилот «Феррари» Ален Прост. Для бразильца – это четвертая поул-позиция в Княжестве и третья подряд.

Сенна сохранил за собой лидерство на старте, но гонку пришлось остановить из-за аварии Проста и Бергера в «Мирабо». Оба пересели в запасные болиды и вышли на старт еще раз.

Ниже на видео можете посмотреть на этот любопытный инцидент.

Повторный старт опять остался за Сенной. Бразилец даже смог сделать задел от Проста, но тот больше беспокоился о борьбе с Жаном Алези за рулем «Тирелл» и Бергером на «Макларене».

На 31 круге пилот «Феррари» был вынужден сойти из-за проблем с аккумулятором. В то время как Сенна смог оторваться от Алези на 19 секунд.

На 66 круге Сенне пришлось замедлиться, чтобы поберечь двигатель «Хонды». Этим воспользовался Алези, начав сокращать отставание.

 

На финишной черте их обоих разделила лишь секунда. Бергер же уступил две секунды. Бразилец одержал 22 победу в «Формуле-1».

Но эта гонка стала особенной. Айртон лидировал в ней от старта до финиша, а также смог показать быстрый круг (1:24.468) – это был третий Большой шлем в его карьере.

Также это была третья победа в Княжестве.

«Я пытался сохранить свои шины и свою машину в начале гонки, но старался держаться подальше от моих соперников. В конце гонки я начал испытывать проблемы с двигателем – он работал нормально, но начинал терять немного мощности и издавать странные звуки. Естественно, я переживал и начал корректировать свой стиль пилотирования, чтобы сохранить двигатель», - сказал Сенна.

Прост отстал на круг, 1991 год

Айртон Сенна отлично поработал в начале сезона 1991 года. Пилот «Макларена» выиграл в США, Бразилии и Сан-Марино. Поэтому все считали его главным претендентом на победу в Монако. К тому же он был специалистом этой трассы, одержав здесь ранее три победы.

В субботу Айртон Сенна выиграл поул, проехав за 1:20.344. Это был пятый и последний поул бразильца в Княжестве. В 1992 и 1993 годах болид «Макларена» явно уступал «Уильямсу».

Взгляните на его поул.

Доминирование Сенны в квалификации никого не удивило, потому что это было его отличительной чертой. Не зря же он занимает третью строчку по количеству поулов в карьере.

Трасса в Монако очень техничная, но достижения бразильца впечатляют: пять поулов и четыре из них подряд. (1988-1991). Единственным сюрпризом стал пилот, показавший второе время. Стефано Модена уступил лишь несколько десятых секунды.

Воскресная гонка проходила в День матери. Сенна хотел посвятить свою 30-ю победу в карьере и четвертую в Монако своей матери Нейде Сенна. Однако все пошло не по плану прямо перед стартом.

Во время разминки перед гонкой бразилец почувствовал неладное с машиной и решил пересесть на запасной болид. Механики «Макларена» проделали огромную работу и смогли позволить Сенне вернуться на первый ряд стартового поля.

Старт остался за Айртоном, но потом произошёл опасный инцидент. Перед Сенной по трассе пробежал маршал, и бразилец еле смог увернуться от столкновения.

Но проблемы были и у соперников. Двигатель на болиде Модены взорвался на 43-м круге, а Патрезе, шедший за ним, врезался на «Уильямсе» в стену. Нельсон Пике, который стартовал третьим, сошел из-за проблем с подвеской.

Сенна смог одолеть Алена Проста на «Феррари». Француз приехал только пятым. На подиум же приехали: Сенна («Макларен»), Мэнселл («Уильямс») и Алези («Феррари»).

Посмотрите основные моменты четвертой победы Сенны в Монако.

Лев уступил Сенне, 1992 год

На этот раз бразилец приехал в Княжество в ранге трёхкратного чемпиона мира и четырехкратного победителя гонки в Монако, но при этом считался лишь темной лошадкой. Фаворитами были пилоты «Уильямс» Найджел Мэнселл и Рикардо Патрезе. На стартовой решетке пилот «Макларен» занял лишь третью позицию. Британский Лев оказался быстрее на целую секунду.

Стратегия Сенны заключалась в том, чтобы обогнать Патрезе до первого поворота. Потому что Айртон понимал, что имеет преимущество, стартуя третьим на внутренней траектории. Именно такой рывок и совершил бразилец в гонке.

Сенна с трудом поддерживал темп Мэнселла. Все предвещало очередную победу Льва. До этого Найджел выиграл все пять гонок сезона – это была беспрецедентная серия в «Формуле-1». Ранее рекорд принадлежал Сенне, который выиграл первые четыре гонки в 1991 году.

Все изменилось, когда у британца сломалась гайка крепления колеса. Ему пришлось замедлиться и поехать в боксы, чтобы сменить шины. Сенна был единственным пилотом в пелетоне, который смог обогнать Манселла во время его незапланированного пит-стопа.

Последние восемь кругов сделали этот Гран-при Монако одним из самых захватывающих в истории «Формулы-1». Мэнселл пытался догнать Сенну любыми способами. На видео вы можете увидеть попытку обгона.

Сенна выдержал давление и одержал пятую победу в Княжестве, сравнявшись с рекордом Грэма Хилла.

«Похоже, у него было две или три машины в ширину», - сказал явно впечатленный Мэнселл.

Королевская победа над Простом и Шумахером, 1993 год

В этом году выиграть было не проще, чем в прошлом, а может даже и сложнее. Первый стартовый ряд был за Аленом Простом на «Уильямсе» и Михаэлем Шумахером на «Бенеттоне».

Сенна выжал из «Макларена» максимум, показав третье время, как и в прошлом году.

Статистика также сыграла свою роль в поединке с Простом: они были единственными двумя гонщиками, которые выиграли в Монако за последние девять лет: у Сенны было пять побед (1987, 1989, 1990, 1991 и 1992), а у француза было четыре (1984 год) , 1985, 1986, 1988).

Но у Сенны были другие проблемы. Бразилец во время тренировочных заездов попал в аварию на скорости 270 км/ч и повредил себе руку.

На видео вы можете все это увидеть.

Благодаря физиотерапевту Сенна смог выйти на старт гонки. Прост же совершил фальстарт и за это был вынужден проехать по пит-лейну.

Несколько кругов спустя Шумахер сошел, и победа досталась Сенне. Вторым приехал Дэймон Хилл. Британец уступил 50 секунд.

На подиуме Хилл заявил: «Поздравляю, король Монако. Если бы мой отец был жив, я уверен, что он пожал бы твою руку». Рекорд Грэма из пяти побед пал.

Сенна одержал 39-ю победу в карьере.

На следующий день после победы Сенна медленно проехал по трассе, вспоминая некоторые моменты из гонки.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
F1 - королева автоспорта!
+17
Популярные комментарии
mihalik
+2
Даа, кокпит вообще открыт, всё тело открыто, это очень опасно было, Великие спортсмены выступали.
rtc2000
+1
Великий пилот.великие гонки! Скорости были ни чуть не ниже чем сейчас, смогли бы нынешние нежинки гонятся на таких болидах.трясет там ужасно.Как то помню кто то сказал про тряску и боли в спине и про нынешние болиды что после гонки не ощущается усталость.
Написать комментарий

Новости

Реклама 18+