4 мин.

Помогает ли астма в спорте? С ней правда разрешен допинг? И почему норвежцев часто называют астматиками?

Вы в блоге «Изи биатлон», где каждый новый пост отвечает на популярный запрос о биатлоне в поисковиках. Поможем тем, кто хочет знать о нашем любимом спорте чуть больше. На очереди – кажется, вечный вопрос: из-за чего норвежцев (не только биатлонистов) называют астматиками?

Норвежские спортсмены с астмой побеждали еще в нулевых, даже Уле Эйнара Бьорндалена когда-то называли астматиком (хотя он никогда не болел астмой) и обвиняли в употреблении запрещенных веществ. Но действительно ли астма дает спортсменам преимущество над другими за счет использования запрещенных препаратов? 

 • Спортивная астма ≠ классическая.

Спортивная астма не является врожденной. Да, чаще всего она появляется у спортсменов, склонных к астматическим проявлениям, но вызывают ее тяжелые тренировки (особенно в условиях холодного воздуха). Во время перепада высот (а соответственно, и температуры) холодный воздух не успевает согреваться и попадает в бронхи, вызывая спазм.

В таких условиях спортсмену приходится работать по несколько часов во время тренировок, что, несомненно, сказывается на здоровье. Регулярные тренировки приводят к хроническим проблемам с легкими, что называется астмой физического напряжения. Чаще всего ей подвержены лыжники, биатлонисты и велогонщики. 

• Спортивной астмой страдают только норвежцы? 

Разумеется, нет. Все мы помним скандальную историю в Пхенчхане-2018, когда сборная Норвегии привезла на Игры 6000 доз препаратов от астмы и 10 небулайзеров. Но мало кто знает, что в Корею помимо норвежцев ингаляторы привезли как минимум шведы, финны и немцы.

Астмой страдает четырехкратный олимпийский чемпион швейцарец Дарио Колонья. Из русских тот же диагноз ставили лыжникам Александру Легкову, Илье Черноусову, а еще биатлонистам Алексею Волкову и Маргарите Васильевой.

Норвегия рвет всех на Олимпиаде. Дело в препаратах от астмы?

При этом норвежцы принимают противоастматические лекарства в профилактических целях – по крайней мере, так было в 2016-м. Об этом рассказывал Эмиль Хегле Свенсен: «У меня нет диагноза «астма». Но все зависит от ситуации – я использую лекарство от астмы, когда это необходимо. Если во время теста на дыхание у тебя есть отклонения, то ты его используешь».

• Но почему астматиками называют именно норвежцев?

В отличие от той же России, сборная Норвегии активно и грамотно использует терапевтические исключения (ТИ). Иными словами, норвежским спортсменам разрешен прием препаратов, официально являющихся допингом, если для того есть медицинские показания. Необходимость ТИ нужно доказать – это не просто подача запроса, а целый процесс, и в итоге решение принимает комиссия на уровне международной федерации. Просто кто-то этим занимается более активно – доказывает и убеждает, а кто-то менее активно.

Наличие терапевтического исключения не означает, что спортсмен бесконтрольно принимает лекарства. Существуют лимиты, превышать которые нельзя. Так, Мартин Йонсруд Сундбю лишился победы на «Тур де Ски-2015» из-за того, что перебрал с сальбутамолом.

• Астматики побеждают чаще?

Согласно исследованиям журнала VG – да. По статистике, в период с 1993-го по 2016-й год 70% норвежских медалей в лыжах выиграли спортсмены с астмой. 

Тем не менее, эффективность препаратов от астмы официально не доказана. Одни исследователи считают, что лекарства лишь смягчают органы дыхательной системы после мороза, другие подчеркивают, что астма зачастую лечится стероидами, что влияет на рост мышц. 

«Ингаляторы – не мошенничество». Помогает ли астма добиваться результатов?

Антидопинговый эксперт, спортивный врач Сергей Илюков в интервью Sports.ru рассуждал так: «Допустим, кто-то принимает лекарства в терапевтических дозах. Без лечения просвет бронхов, например, 70%. С лекарством – 100%. Преимущества над другими нет.

Может ли он увеличиться до 110%? В норме легкие не являются фактором, ограничивающим работоспособность, то есть увеличение просвета до 110% работоспособности не прибавит. Этот кислород все равно не усвоится, потому что лимитирующим фактором будет гемоглобиновая масса, а не просвет бронхов. Даже если просвет бронхов у тебя станет 110% – пользы в работоспособности ты не получишь.

Принцип, почему препараты запрещены как допинг, иной: при превышении терапевтических доз (то есть при приеме в запрещенных количествах) они имеют анаболический эффект. Растет сила и увеличивается жиросжигание. Мне смешно читать мнения: ты принимаешь препарат от астмы, у тебя расширяются легкие – значит, ты получаешь больше кислорода. Это стереотипный образ мышления обывателя».

Менеджер лыжной сборной Норвегии Видар Лефшус тоже заявил, что противоастматические лекарства встречаются практически во всех странах и не повышают работоспособность.

Впрочем, положительные моменты в борьбе со злоупотреблением ТИ все же есть.  В 2019 году WADA санкционировало крупное исследование о влиянии противоастматических препаратов на результаты спортсменов. Итоги исследования уже представлены, однако широкой аудитории до сих пор неизвестны. 

Кто знает, быть может, уже в скором времени мы увидим соревнования спортсменов без терапевтических исключений и астмы?

Чем допинг Логинова отличается от допинга Йохауг?

Биатлонист попал в мишень, но она не закрылась. Как же так?

Фото: Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts; РИА Новости/Александр Вильф; globallookpress.com/Ute Grabowsky / photothek.net