5 мин.

Новичок «Никс» необычен для России

Автор: Пит Тамел, New York Times, из Анкары.

Когда Кевину Уилсону, международному скауту с 15-летним стажем, приходится классифицировать игроков, он готов забыть о политкорректности.

Уилсон не скрывает, что с большим скептицизмом относится к баскетболистам из России — слишком уж часто, по его словам, им недостает старания и твердости характера. По мнению тренера российской сборной Дэвида Блатта, этот стереотип вызван правилом, которое обязывает профессиональные команды постоянно держать на площадке двух российских игроков.

Однако история Тимофея Мозгова, который в июле подписал контракт с «Никс», отличается от биографии типичного баскетболиста из российской системы, в которой лучших молодых игроков нередко приглашают в профессиональные клубы и затем нянчатся с ними.

24-летний Мозгов, мускулистый 216-сантиметровый центровой, стал одним из сюрпризов турнира. Выходя со скамейки на замену бывшей звезде «Канзаса» Саше Кауну, в четверг Мозгов набрал 18 очков в победном для России матче против Греции. Показывая среднюю результативность 11,8 очка, он помог привести сборную России, в которой нет ни одного игрока НБА, к результату 4-1.

«Думаю, в НБА ему будет легче, чем в Европе, – говорит Блатт. – Ему не придется быть ведущим игроком. Скорее всего, ему отведут на площадке небольшую роль, чтобы он ставил заслон и делал рывок к кольцу, либо изо всех сил бежал в отрыв – это он умеет делать необычайно хорошо. Но в любом случае, Тимофею предстоит большая адаптация».

Если в понедельник Россия побеждает Новую Зеландию, а США – Анголу, то в четверг команды сыграют между собой, и эта встреча даст возможность игрокам НБА впервые внимательно присмотреться к Мозгову. На прошлой неделе в Анкаре Мозгов проявил себя тонким распасовщиком в смешанной системе Блатта, которая включает в себя элементы Принстонского нападения, а также продемонстрировал мягкий средний бросок. Конечно, переправлять мячи в кольцо в игре против Кот-д-И’вуара проще, чем ставить спину Кевину Гарнетту, который был кумиром Мозгова в детстве, однако некоторые вещи не потеряются при перемене места.

«Невозможно обучить игрока тому, что у него есть – это телосложение, габариты и атлетические способности, – говорит Тони Ронзоне, руководитель отдела, отвечающего за иностранных игроков в организации USA Basketball (руководящий баскетбольный орган в США, – прим. пер.).- Таких игроков в мире немного».

Мозгов говорит, что рад возможности перебраться в НБА и вспоминает свой единственный визит в Нью-Йорк как «сумасшедший». Он сказал, что собирается переехать в Нью-Йорк вместе со своей девушкой, хотя еще точно не знает, где будет жить. Мозгов добавил, что старается еще подучить английский, чтобы было проще приспособиться к новой обстановке, и в последнем интервью прибегал к помощи переводчика только половину времени.

«Мне предстоит доказать, на что способен, и я постараюсь показать тренеру, что я умею играть», – сказал Мозгов и потом добавил с улыбкой: «Потому что я хочу играть».

Сколько игрового времени получит Мозгов, будет зависеть от его умения приспосабливаться на площадке и вне ее.

Уилсон рассказывает, что по российским баскетбольным стандартам Мозгов был «в своем роде диссидентом». Он начал играть в баскетбол поздно, не подписывал контракт с российскими грандами и избегал услуг российских агентов.

Борьба за то, чтобы быть замеченным, помогла Мозгову закалить свой характер. Детство он в основном провел недалеко от Краснодара, маленького аграрного города в ста милях от Черного моря. Семья Мозгова перебралась туда, по его словам, потому что у его отца были проблемы со здоровьем. Младший из четырех братьев, Мозгов вырос в рабочей семье. Он рассказывает, что его отец работал водителем в частной фирме, а мать оставалась дома, чтобы растить детей.

«Он из рабочей семьи, – говорит Уилсон. – У него никогда не было денег. Однако при этом он не зациклен на деньгах, как это часто бывает с бедными детьми. Это мне тоже в нем нравится».

Европе лучшие молодые игроки нередко подписывают контракты с профессиональными клубами уже в раннем возрасте. Но Мозгов рассказывает, что впервые серьезно занялся баскетболом в 15 лет, когда по совету местного тренера поступил в интернат в Санкт-Петербурге. «Я играл только в школе, и это не там меня научили играть в баскетбол», – сказал Мозгов. Та поездка помогла улучшить его игру, а также справиться со старшим братом, который в детстве мял ему бока. «Когда я вернулся после года учебы, братья уже ничего не могли сделать», – говорит Мозгов с улыбкой.

Мозгов так и не подписал контракт с каким-нибудь российским грандом, вроде московского «Динамо» или ЦСКА. За свой клуб, БК «Химки», он тоже играл мало. Блатт рассказал, что в последнем сезоне Мозгов проводил на площадке не больше 15 минут за матч, и сравнил игрока с пилотом, которому нужно налетать время. «Ему предстоит перестраиваться больше, чем большинству игроков, но его потенциал велик, – говорит Блатт. – Я жду, что Тимофей совершит скачок. Для него это будет непросто. Если он будет трудиться, а люди в Нью-Йорке ему помогут, то есть хороший шанс, что он чего-то добьется».

Одно из качеств Мозгова, которое ценят в «Никс» – он большой и сильный парень, который способен под кольцом принять на себя часть ударов, предназначенных для Амаре Стаудемайра, пришедшего в команду этим летом в качестве ценного свободного агента. Однако чтобы толкаться локтями с центровыми в НБА, Мозгову предстоит добавить еще мышц к своим 121 килограммам.

Поскольку из всех баскетбольных навыков Мозгов лучше всего отработал бег в быстрый прорыв, то легко представить, как он впишется в быстрый баскетбол Майка Д’Антони. Тренер вынужден судить по коротким персональным тренировкам и видеозаписям, но говорит, что впечатлен умением Мозгова бросать с пяти метров, разыгрывать пик-н-ролл и быстро перемещаться по площадке. Хотя работу рук Мозгова он назвал заурядной и предостерег, что удачные индивидуальные тренировки и игра в Европе не всегда приносят успех в НБА.

«Я в восторге от этого парня. Не терпится увидеть его в игре пять на пять, – говорит Д’Антони. – Однако то, что мы смогли увидеть на его показательных тренировках, нам понравилось. Мы считаем, что он может заиграть очень хорошо». Д’Антони также добавил: «Он может стать хорошей поддержкой для Амаре. Его игра в защите меня немного беспокоит».

Мозгов подписал трехлетний контракт с «Никс» на сумму около 9 миллионов долларов, однако его игра может сказаться на результатах команды не сразу. Будучи классическим примером игрока, который раскрылся поздно, Мозгов должен заиграть в Нью-Йорке спустя какое-то время.

«Он очень «сырой», и ему нужно много работать над собой, – заявил Уилсон, директор «Никс» по международному скаутингу. – Было бы несправедливо по отношению к нему, или кому-либо еще, ждать, что он сразу же станет суперзвездой. В лучшем случае он может превратиться из баскетболиста, который проводит на площадке 5 минут, в игрока, заслуживающего 15-ти минут. Ели он сможет обеспечить себе от 15 до 18 минут игрового времени, то я буду считать, что дебютный сезон он провел отлично»

Перевод: Борис Скореев для сайта Dunker.ru