Жестокость из лучших побуждений. Об отношениях Леброна Джеймса и Тимофея Мозгова
ESPN – о непростой жизни Тимофея Мозгова в «Кливленде».
Как только отзвучат последние аккорды государственного гимна перед каждой игрой «Кэвз», Леброн Джеймс поворачивается и бежит к кольцу. Там тренер команды отдает ему пас. Джеймс ловит мяч и ставит сверху, забирает подбор и тоже отдает пас – снаряд подлетает над кольцом, чтобы Тимофей Мозгов мог завершить данк после парашюта.
«Так само собой получилось», – поясняет российский центровой.
Но эта дружеская идиллия в матчах исчезает. Джеймс может наорать на Мозгова за то, что тот не выполнил задачу в защите, может критиковать его, когда комбинация разыграна неверным образом, убеждает великана делать все, чтобы соперники прочувствовали на себе каждую часть его 216-сантиметрового 125-килограммового тела.
Джеймс и его партнеры по «Майами» частенько отрывались на Марио Чалмерсе. Теперь роль козла отпущения в «Кливленде» перешла к Мозгову.
В прошлом году показалось, что огромный центровой идеально вписался в игру команды. Мозгов набирал в среднем 10,6 очка (при 59 процентах попаданий) и 6,9 подбора после обмена из «Денвера». В финальной серии, когда выбыли Кевин Лав и Кайри Ирвинг, он еще прибавил – в четырех из шести матчах он набирал 16 или больше очков (в том числе 28 в 4-м матче) и больше 10 подборов в трех матчах. Но в этом сезоне после 11 игр средние показатели центрового снизились до 8,5 очка (51,6 процента) и 5,0 подбора.
Помощник главного тренера «Кэвз» Тайрон Лю даже выбрал Мозгова на тренировке в качестве показательного примера – в игре с «Филадельфией» новичок Джалил Окафор несколько раз забивал через него. Лю показал Мозгову то, что хотел бы увидеть от него – низко присесть, положить вес на соперника и занять вертикальное положение – и заставлял его делать это. Это повторялось снова и снова, а затем Лю еще и позвал Джеймса, чтобы тот присоединился к ним. Мозгов выглядел не в своей тарелке, когда почти полкоманды собралось, чтобы наблюдать за его страданиями.
«В этом сезоне все внимание баскетбольных болельщиков устремлено на нашу команду, – подчеркивает Леброн. – Так что ему нужно привыкать к этому».
По информации множества источников, в свое время (это было до перехода в «Майами») Джеймс смирился с тем, что из Джей Джей Хиксона ничего путного не выйдет. Разгильдяйское поведение «большого» действовало ему на нервы. При этом он признает, что подобное же сверхтребовательное отношение к Мозгову, возможно, и не лучшая тактика.
«Думаю, что я немного изменю свой подход, – говорит Джеймс. – Он обусловлен тем, что он очень многое значит для нас, тем, насколько важен он был для нас в прошлом сезоне. И когда вы видите эту значимость, то ждете от него такого же отношения и в дальнейшем. И вы ждете этого в каждом матче, вы ждете стабильности. Но, возможно, я поменяю свою тактику. Подумаю, как лучше к нему подойти. Постараюсь придумать другой метод».
Очевидно, что и Мозгов испытывает терпение Джеймса. Когда Мозгов столкнулся с Андерсоном Варежао на тренировке и упал на паркет, схватившись за лоб, то Джеймс, показывая на растянувшегося в «краске» Мозгова, громко воскликнул: «Ну что за дерьмо творится?!»
В этом сезоне гнев Джеймса направлен не только на Мозгова. Во второй половине матча с «Никс» камеры запечатлели, как он повернулся к партнерам и закричал: «Йо! Мазафакеры, вы будете играть? Вы будете играть сегодня?»
«Я лидер этой команды и делаю то, что должен, – объясняет Джеймс. – Так что если надо их чмырить, то я буду это делать. При этом я стараюсь быть лидером и по-другому. Конечно, такие моменты более заметны, чем остальное, но я делаю все, что нужно этой команде. Я буду требовать от всех, включая себя. И я не жду от нас ничего, кроме величия, и если вы окажетесь не способны к этому, то я буду считать, что провалился».
Тристан Томпсон поддержал подход Джеймса: «Именно этого мы и ждем от нашего лидера. Если он не будет подталкивать нас, то кто будет это делать?»
Главный тренер «Кливленда» Дэвид Блатт придерживается такой же точки зрения. «Думаю, он воодушевлял их, старался объединить и дать дополнительную мотивацию и индивидуально, и коллективно. Могу вас заверить, что к себе он относится гораздо требовательнее, чем к остальным. Поверьте. Брон – лидер этой команды, и часть его функций состоит в том, чтобы помогать партнерам. И это позитивная вещь».
Джеймсу надо отдать должное. Помимо всего этого, он в этом сезоне организовал сразу несколько мероприятий, которые должны помочь «Кливленду» сплотиться – устроил мини-лагерь в Майами, который предшествовал тренировочному лагерю, вечеринку с караоке на Хэллоин, предложил партнерам отращивать усы в ноябре, занимался один на один с Джаредом Каннингемом, приходил перед тренировками, чтобы побросать вместе с Джей Ар Смитом.
«Понимаете, все же разные, – объясняет Джеймс. – Это как семья, где есть много детей. Вы понимаете, что вы не можете воспитывать всех детей одинаково. Они все совершенно разные. У них разные взгляды на жизнь, разное мировоззрение, поэтому нельзя ко всем подходить с одной меркой. И когда вы понимаете это, становится проще».
Именно поэтому показалось, что в матче с «Детройтом» Леброн не был так же строг к Мозгову.
Конечно, он скривился, когда Мозгов выронил его пас в первой четверти, но не стал кричать. И, самое важное, он продолжил играть на него. Когда «Кэвз» вышли после тайм-аута за пять минут до конца четвертой четверти (13-очковое преимущество только что сократилось до одного очка), Джеймс прошел под щит и сделал скидку на Мозгова, который отправил в кольцо лэй-ап. Чуть позже, когда «Кливленд» отставал одно очко, Джеймс отдал Мозгову под точный бросок от лицевой. За 23,9 секунды Мозгов промахнулся со средней, и «Кливленд» уступил – 99:104, но Джеймс продолжил верить в него.
Мозгов провел на площадке рекордные для этого сезона 28 минут, несмотря на проблемы с коленом, которое все еще беспокоит его после летней операции. Он набрал 10 очков (4 из 6), 6 подборов, 2 перехвата и блок-шот, вставал на пути проходов Реджи Джексона и сражался на подборах с Андре Драмондом.
«Думаю, для него это вызов, – говорит Джеймс о проблемах Мозгова. – Он расстраивается, так как знает, что он может гораздо больше. Это немного мешает ему в начале сезона. Мне кажется, что он вернется к оптимальной форме, когда его колено будет в порядке, именно поэтому и мне нужно поменять свой подход. Так как в начале сезона, если честно, я даже не знал, что он перенес операцию летом. Но понятно, что колено все еще не в порядке.
Теперь он часть большого «пазла». Мы уже видели, что когда нам не удается собрать все части, когда не все в форме и не играют на своем уровне, то мы становимся средней командой. Никто не может играть на высочайшем уровне в каждом матче, но не может быть никаких оправданий, если вы не играете на том уровне, который не дает нам возможность быть успешными».
После поражения Мозгова спросили о том, что ему приходится сносить от Джеймса в этом сезоне.
«Вы должны понять, что он хочет побеждать и что он полностью выкладывается на паркете, – отметил Мозгов. – И он ждет, что и остальные будут делать то же самое. Все просто».
А реагирует ли он на тот способ, с помощью которого Джеймс предпочитает вести его за собой?
«Да, – говорит Мозгов. – Безусловно».
Фото: Gettyimages.ru/Gregory Shamus
Последние матчи Кливленда не смотрел. А в первых (вплоть до гостевого с Милоуки) было так. Леброн проходит под кольцо и мажет. После чего вступает в неспешную беседу с судьями. Смотрит себе на руки, на ноги. не поломалось ли чего. А команда в это время защищается вчетвером. Посмотрите эти бесконечные хайлайты, когда Кливленду забивают свободные трешки из углов. Нажмите на стоп-кадр и попытайтесь сосчитать количество игроков Кавс в кадре. Иногда их пять. А чаще всего их четыре. Не королевское это дело - бегать за своим в угол в защите.
Но тогда при чем тут красивые слова про лидера. Что это за лидер, который регулярно оставляет команду защищаться вчетвером. И эти "гениальные" первые пасы Лава на Леброна, разрезающие через всю площадку. Они проходят, потому что Леброн успел вернуться в защиту и снова резко стартовать? Или потому, что в момент паса Король лениво только-только дошел до середины площадки и смотрит оттуда, отобьются или нет. Ах, отбились... Ну, тогда давай свой гениальный разрезающий пас, я побегу на пустое кольцо вколачивать данк. Я же, мать его, лидер, я веду за собой команду.
Другой момент. Играют в Милоуки. Чорный Грек забирает высокий подбор и в одно касание, сверху, по локоть сует руку вместе с мячом в кольцо. Зрители на ушах. Возникает пауза. И в паузе Лав начинает объяснять Тимофею, как правильно ставить спину в защите.
Ну просто... ну нет слов. Показывают момент в замедленном повторе - Мозгов вяжет руки Монро, ему вообще сиренево, что у него за спиной творится. А ты, ты сам, Кевин Лав, чем занят?! На повторе видно: Лав стоит вполоборота к кольцу, приготовился снять подбор, если тот сам упадет ему в руки. Какое там спину ставить! Он вообще не заморачивается. Это Мозгов должен спину ставить - двоим сразу. А его, лавово дело, подборы снимать. И тоже, наверное, красивые слова говорить про командный дух.
Играют дома с Никс. Те делают то, что надо делать в любом матче против Мозгова (если у вас есть "четверка" с хорошим средним броском или подвижный пятый номер). Порзингис вываливается на дугу, ставит заслон, проваливается опять внутрь дуги, получает мяч - и не несется как бык на Мозгова, а показывает средний бросок. Что делает Тима?
Тима делает то, что делает всегда в таких случаях. Он теряется. Кто угодно стоит напротив - Данкан, Мотеюнас, Хорфорд, Пачулия - Тима теряется. Он не знает, стоять ли ему дальше, где стоит, и оборонять кольцо - или делать шаг вперед на чужого. Допустим, первый раз он стоит не шелохнувшись. Чужой забивает. Через какое-то время схема повторяется. Высокий заслон, пас, входит внутрь дуги, показывает средний бросок. Тима покупается и выходит навстречу. Следует пас на кольцо, там никем неприкрытый пятый номер. Легкие два очка.
Вопрос: чем в это время занят Лав. Он вообще где? Показывают повтор. Лав занят любимым делом. стоит вполоборота к кольцу, караулит подбор. Отобъется русский против двоих - ему, Лаву, свалится с неба подбор. Не отобъется - он же и виноват, а с меня какой спрос. Я ни при чем.
А мордаси ему начистить за такое отношение к командной подстраховке в защите? Нет? Лучше слова красивые говорить и усы отрастить. Это точно поможет.
Давайте, я уже скажу, то, что, наверное, у всех на языке вертится. Мозгов им нужен для очень "простой" задачи. Мозгов им нужен для того, чтобы он один в защите справился С ДВУМЯ. Это могут быть пятый и четвертый номера. Это могут быть высокий и маленький. Не так важно. А важно то, чтобы Мозгов ДЕРЖАЛ В ЗАЩИТЕ ДВОИХ.
вот что они от него хотят. Всё просто. И бла-бла-бла, чтобы скрыть это простое задание. Давай, Тима, гни спину за двоих. Как тот мужик, что двух генералов прокормил.
Лидеры! Командный дух! Караоке! Усы! Победа!
Гни спину, Тима. Гни спину.
как бы ваш комментарий больше плюсов не сорвал, чем сам материал..)
В этом году вернулся Варежао, давний друг Леброна, однако все равно Блатт оставил в старте Мозгова. В чем проблема? В том, что в этом году Тима играет хуже, чем в прошлом. Это бесит Леброна, это не устраивает тренеров. И это подловил журналист, в этом их професия. Леброн точно также психует, когда лажает Джей Ар Смит, который играет хуже Тимофея, но об этом писать, видимо, неинтересно. Что делает команда - пытается вывести его на прошлый уровень. Раньше журналисты жаловались, что Блатт не дает ему играть в 4 четверти. Теперь дает. Две игры, в т.ч. проигранную, он играл и сыграл плохо. Тима попросил кидать трешку, т.к. раньше у Кэвсов ее не кидал - Блатт одобрил, Деллаведова и затем Леброн выдали ему пас на трешку. Одну попал, одну промазал, но все одобрили, начиная с коуча и заканчивая Леброном, пресса тут же написала и дала ролик, здесь перевели и дали в новостях. Но там, где есть проблема - ее нужно решать. Вот и все.
Если бы Тима не был так важен команде для побед, Леброн бы не бесился, что понимает и сам Тима.
И еще один момент. Тимофей - не Казинс или братья Гасоли. Сам себе положение для броска он не создает. В нападении ему нужно работать с тем же Леброном в быстрых переходах, что непросто, требует синхронности, скорости и цепкости рук. Потерял мяч - растроился, давший тебе мяч тоже, эту проблему тоже нужно решать. Но это все рабочие моменты начала сезона, с практикой и наработками придут.
Если спросить Варежао - доволен ли он своей ролью третьего большого со скамейки, хотя в прошлом году был первый, то он в 100 раз больше недоволен, но Тима сегодня команде важнее. Так что не думаю, что Блатт делает что-то во вред команде и уж точно не против Тимофея. И совсем не поверю, что такой семифутовый батя даст полкоманде на себя срать или быть посмешищем. Все его там уважают, если орет, так только Леброн, чтобы потом в ПО все тикало, как в прошлом году. И орет на них всех, когда нужно. Не орал бы, они бы и Нью-Йорку проиграли. Зато в последней игре как раз все было нормально и с игрой, и с результатом. Вот и весь дым без огня. )
Вместо Мозга эту роль мог бы исполнять условный Тайсон Чендлер, ничего бы не изменилось. Кто-то не в курсе ,что Лав паршиво защищается? То, что Тима всегда отсекает на подборе Центра соперника ,позволяя тем самым Лаву/Джеймсу/Тристану забрать чистый мяч, тоже всем видно.
Мозгова в принципе для этого и брали, для защиты в первую очередь, никто не ждет, что он начнет по 20 очков колотить, не нравится, что его пинают ,в том числе и в прессе, за малейшие ошибки, а тот же Лав может спокойно себе все защиту отстоять на прямых ногах, и ничего, все молчат
Тима сейчас точно не в лучшей форме, но сказать, что он плох нельзя, полезен, как всегда, еще наберет
для него это первый сбор в карьере с командой такого уровня, с фаворитом сезона, да и колено дело не простое, аккуратным нужно быть
а то, что стал набирать меньше, так с появление Лава - логично, Кевина больше используют впереди, да и в защите за него нужно отработать
вот Томпсон кореш Леброна, играет отвратительно, но про него таких мыслей видимо писать не будут
так что Тиме удачи, у него все обязательно получится
Вся суть королька, да и Лава.
Данкану с Гарнеттом это расскажите. Да хоть Кобе тому же.