15 мин.

Как Реал Мадрид работает с болельщиками?

  Мои следующие два поста будут посвящены двум самым популярным в мире футбольным клубам - Реал Мадрид и Барселона. Игра этих команд, их звёзды и тренеры, исторические заслуги, траты на трансферы, расходы и доходы, количество поклонников и подписчиков - всё это было и будет сравниваться миллионами любителей футбола во всём мире, каждый раз, пытаясь найти ответ на вопрос "Кто круче? Реал или Барса? Месси или Роналду? Однако сегодня мы попытаемся разобраться в совершенно иной области и ответить на вопросы: кто лучше и эффективнее работает с болельщиками? У кого пребывание на стадионе более комфортное? Где организован наиболее развлекательный матч-дей? И в каком клубе лучше становится преданным болельщиком, участвуя в программах лояльности? Реал или Барселона? Камп ноу или Сантьяго Бернабеу? Сине-гранатовые или сливочные?

      Предвидя много нареканий насчет того, корректно ли с этой точки зрения вообще сравнивать Барселону, город-курорт на берегу Средиземного море, в любое время года наполненный туристами, и Мадрид, столичный город в сердце Испании, в котором играют три команды Примеры (помимо Реала - Атлетико Мадрид и Райо Велькано), я отвечаю так же, как ответил бы на вопрос, корректно ли сравнивать Лионеля Месси и Криштиану Роналду? Вряд ли. Как когда-то кто-то из комментаторов сказал:"Роналду - это супермен, а Месси - волшебник. Однако каждую игру, после каждого тура, в конце каждого сезона их сравнивают и будут сравнивать всегда, независимо от их разноплановости. Пускай так же будет и сейчас в этой работе, в которой мне, как автору, удалось посетить одну домашнюю игру "Примеры" у обеих команд в этом сезоне, и проанализировать работу клубов с болельщиками за пределами арен.

  Сегодня мы начнем с Реала, а спустя несколько дней "ответку" примет Барселона.   

    На календаре - 7-ое января 2017 года, праздник Рождества Христова. Однако, здесь, в Мадриде это ничем не примечательный субботний день. Примечателен он только для болельщиков мадридского Реала, которые начиная с полудни прибывают на стадион своей команды - легендарный Сантьяго Бернабеу. Сегодня в час дня мадридисты примут на своем поле аутсайдер первенства Гранаду. Но, пожалуй, все-таки одно событие в этом матче будет уникальным. Точнее перед матчем. Сегодня Криштиану Роналду представит публике все свои четыре золотых мяча, в том числе последний, полученный три недели назад в офисе "Франс Футбол".

    Купить билет на любой домашний матч Реала в чемпионате Испании, за исключением Эль-Классико, не проблема. Продажи онлайн открываются на официальном сайте за две-три недели до игры (это не касается болельщиков, которые хотят приобрести место в ложе от 180 евро - они могут приобрести билет на любой матч в любое время). Проблем с покупкой не возникает - самый дешевый билет обходится в 40 евро и еще 2,5 приходиться платить за услугу доставки электронного билета на почту. Тот, кто имеет возможность купить билет только перед матчем, могу без проблем сделать это в кассах Бернабеу - в десяти работающих окошках очередей не наблюдается.

   

    На стадион "сливочных" многие болельщики пребывают уже за два часа до начало матча. На улицах возле арены располагаются многочисленные кафе и бары, украшенные легендами Реала разного времени, начиная с самого Сантьяго Бернабеу и заканчивая Зиданом уже в роли тренера. Мой местный приятель Франческо приглашает в одно из заведений - вчера и сегодня здесь продают рождественский пирог под названием Роскон де Рейес, который по традиции в Испании едят 6 января на праздник Богоявления. Хотя многие владельцы билетов на стадион, заходят сюда исключительно ради пива - не удивляйтесь, в Испании на многих спортивных мероприятиях алкоголь, в том числи и пиво, не продают. Кажется, знакомая аналогия?

  Отдельно стоит выделить то, как клубом используются площади вокруг стадиона. Все четыре улицы вокруг арены перекрываются, а на их месте устанавливается множество точек по продаже атрибутики и закусок. Со стороны одной трибуны таких раскладных палаток около пятнадцати - двадцати, по очереди чередуясь между собой: атрибутика - еда/напитки - атрибутика и т.д. Ассортимент в такой палатке, хоть и не официальный, как в фирменном магазине возле трибуны, зато намного разнообразнее: здесь вы найдете и односторонний шарф, посвященный сегодняшнему матчу; и шарфы, посвященные недавней победе Реала в клубном чемпионате мира; и даже атрибутика, сделанная исключительно в стиле одного игрока: вымпелы с Гаретом Бэйлом, шарфы с Икером Касильясом, а также трендом игры - Роналду вместе со своими четырьмя мячами и годами их завоеван

 

Здесь, перед стадионом, также гуляют вот такие милые Барт и Лиза Симпсон, полиция (в том числе и конная), и, конечно же, перекупщики.

     

      Забегая вперед, скажу сразу - больше маскотов я в этот день не встретил, что меня лично удивило. Может, он заболел? Нет, его просто не существует, что меня лично несколько удивляет. Такой клуб и без талисмана!   Продвигаемся, наконец, внутрь. После тщательного досмотра и общения со стюардом на английском языке (что немаловажно: иностранных болельщиков на такой игре, думаю, процентов 15-20) эскалатор везет меня на шестой этаж. В подтрибуннном помещении нет ничего примечательного: атрибутику здесь не продают, никакого фирменного интерьера здесь тоже нету, а точка питании в зоне моего сектора - всего одна и так без столиков. Благо есть телеэкраны, которые показывают все, что происходит в текущем матче.   

  Зато рядом с моим сектором располагаются активные фанаты Реала - в этом сезоне они также расположены на пятом-шестом ярусе. Их секция разграничена забором от остальных болельщиков как на трибуне, так и в фойе - вход в их зону осуществляется по специальным браслетам и стюарды проводят досмотр активных представителей второй раз. В самой поддержке этими ребятами во время матча, отмечу два факта. Во-первых, на каждого пятого молодого ультрас на секторе найдется поклонник Реала в возрасте от пятидесяти и старше, и эти ветераны (а именно, так называется это объединение активных болельщиков) "шизит" так же, как и поколение помоложе. А во-вторых, все на секторе без исключения соблюдают правило "все в белом!", что визуально сильно выделяет эту горстку людей на семидесятисеми тысячнике.   

   Развлекательной программы перед матчем в фойе и на поле нет, если не считать вышеупомянутую церемонию представления четырех наград португальского нападающего и видеопоздравления от Кака и Зидана. К этому торжественному моменту был заготовлен перфоманс из золотых плашек. Вот как он, собственного говоря, выглядел с моего места + Роналду со своими мячами. Cвоими глазами!

       

  Сама игра проходила в одну калитку - за время матча на стадиона пять раз заиграл отрывок из легендарной песни "Hala Madrid", знаменующая взятие ворот соперника. Посещаемость матча оказалась 71184, что составило 83% от вместимости арены.    В перерыве, к моему разочарованию, никаких конкурсов и развлечений на стадионе предложено не было. Как и ожидалось, очередь в один единственный фуд-корт на трибуне растянулась на пару десятков метра. Что-то испанского вроде чипсов с острым соусом или пинчосов здесь вы не найдете, зато можно перекусить сытным багетом или большими сэндвичами всего за 3,5 евро, безалкогольные напитки - 2 евро. А еще возле точек питания вы найдете стенд, в котором лежат бесплатные программки к сегодняшнему матчу. В отличии, от газет в Барселоне, здесь это глянцевые журнальчики.   

 

    По окончанию матча, болельщики всех секторов одновременно покидают трибуны и "подтрибунку". Оставаться здесь в фойе, просматривая другой поединок Ла Лиги и попивая кока-колу, как, например, в Германии, здесь не принято. Те, кто приехал сюда впервые, устремляются в двухэтажный официальный фанстор напротив центральной трибуны. Остальные, устремляются на улицу, где расположен магазин, чтобы занять места поближе к перекрытой полицией улицы, чтобы лицезреть еще одно зрелище сегодняшнего дня - выезд игроков Реала со стадиона.  

    Hу а я, отстояв пятиминутную очередь, попадаю в магазин Реала. Довольно просторный зал, если учесть, сколько посетителей туда набивается одновременно после игры. Как я уже говорил выше, ассортимент нескол ко скудный по сравнению с тем, что предлагают в палатках на улице. В фирменном магазине акцент сделан на футболки игроков. Не зря же говорят, что продажами футболок иногда можно отбить трансфер самого игрока в клуб. Так вот, такая футболка обойдется вам в 106 евро (уже с нашивкой клубные чемпионы мира 2016), если к футболке вы захотите приобрести полный комплект формы, то ща шорты и гетры придётся отдать еще 55 (40+15) евро. Шарфы оцениваются в 22 евро, толстовка - 100, макет стадиона - 30. Второй этаж наполовину разделен с продукцией адидаса без символики Реалв, а на первом можно найти угол, посвященный баскетбольной команде "сливочных". Кстати, в магазине вам могут предложить стать "мадридистом" за 15 евро, оформив дисконтную карту Реала и  получая в дальнейшей скидки 5%.   

 

    Ну в теперь, перейдем у более подробному анализу, того, что могло остаться незамеченным или упущенным, если вы не собираетесь быть "Мадридистом".

    Начнём, пожалуй, с официального сайта Реала, все (!) разделы и новости которого переведены на восемь языков. Русского, правда, среди этих языков нет. Так вот сайт «сливочных» имеет в среднем 7 миллионов посетителей в месяц (по информации Daily Mail – 7,2 миллиона в месяц с января по июнь 2016 года), уступая лишь МЮ (8,5), Арсеналу (8,4) и Ливерпулю (7,7). Ну и это так, для справки. Нас больше интересует насколько этот сайт информативный, и что на нём предлагают преданным болельщикам; поклонникам, которые не часто посещают игры команды; и тем, кто живёт очень далеко от возможности видеть Реал в живую.

    1. Карта Мадридиста

    Реал предлагает три типа фан-карты. Все они предполагают членские взносы и от размера взноса зависит пакет услуг, среди которых 5-10% скидка в официальном магазине, доступ к журналу Hala Madrid, возможность участвовать в постоянном розыгрыше призов и билетов на игры и такая вещь как Welcome pack, в который входит постер игрока, карточки с автографами футболистов и логин для пользования закрытой зоной, предназначенной для владельцев карт на сайте. Кстати, еще один важный момент. Заказав обратную связь на сайте - вам позвонят в любую точку мира, чтобы ответить на ваши вопросы по карте Мадридиста.     Количество членов клуба назвать трудно, зато можно упомянуть о том, что на недавней церемонии за преданность клубу были награждены поклонники Реала, которые являются участниками фан-программы уже на протяжении долгих лет: 128 полулунник ты - члены клуба уже 60 лет, 289 - 50 лет и еще 418 уже 25 лет. По-моему, звучит действительно преданно! Для поклонников за пределами Европы годовой членский взнос составляет 90 евро. Также многими из этих преимуществ обладают владельцы сезонных абонементов Реала. Абонементная программа не предполагает деление на определенные матчи. Только весь сезон Ла Лиги и Кубка Испании.

    2. Туры по Сантьяго-Бернабеу + совместные билеты с парками развлечений, аттракционов

Ни для кого не секрет, что в тех городах, где играют топ-клубы, стадионы стоят на равных в списке достопримечательностей города вместе с главной площадью, каким-нибудь изысканным собором или дворцом и местом, с которого открывается максимально красивый вид на исторический центр города. Мадрид - в этом плане не исключение. В центре города, в местах, где продают экскурсии с рук вы наткнетесь на это:

     

    Но если вы хотите посетить Сантьяго Бернабеу и музей Реала, в котором уже находится двенадцатый кубок Лиги чемпионов, без посредников, то помимо стандартных экскурсий на сайте предлагаются совместные билеты, которые позволяют вам посетить стадион и парк развлечений или аквапарк). Это максимально туристический вариант, который позволяет сэкономить время и хорошо провести выходные в столице Испании, и у вас есть выбор:      3. Медиа

  Что такое клубное телевидение? Мы привыкли, что это либо канал на ютубе, либо на официальном сайте, на котором регулярно появляется контент в виде превью и обзоров игр, интервью игроков, отчеты с тренировок и выездных игр. Так ведь? Но у больших клубов - это действительно телевидение. Это круглосуточный показ контента на определенной волне или на сайте клуба онлайн 24 часа в сутки. Реал в этом плане не исключение, но опять же в Европе это то, что обязан иметь каждый клуб с приставкой ТОП.

 

    Так же на сайте мадридистов можно читать все новости о команде изнутри на двух языках, а из печатной продукции (помимо бесплатных программок) можно поклонникам клуба предлагается ежемесячный журнал Hala Madrid.  Что касается, социальные сетей, то как и полагается топ-клубу, у Реала есть аккаунты на всех широко распространенных платформах. Об этом и не смысла лишний раз упоминать. А сайт, кстати говоря, является самым посещаемым в мире среди футбольных клубов.

    4. Организованные фан-клубы по всему миру.

  Не буду ссылаться на цифры изданий, занимающихся подсчетом болельщиков топ-клубов мира. Это действительно многомиллионная армия поклонников. Но суть в другом - эта армия разбросана по всему миру. Уверен, в каждой стране мира, где хотя бы пару раз в год смотрят футбол, есть поклонники мадридского Реала. И, несмотря на то, что между Мадридом и местом обитания таких болельщиков может быть десятки тысяч километров, они также являются потенциальной аудиторией, с которой можно каким-то образом получить доход, тем более на неразвитых рынках. Таких организованных фан клубов за пределами Испании у Реала несколько десятков и все они взаимодействуют с клубом в вопросах организованных выездов на игры Реала по всему миру. Кстати, у лондонского Арсенала на каждом домашнем матче развешаны баннеры фан-клубов со всего мира: по периметру Эмирэйтс можно увидеть баннеры "Арсенал Япония" или "Канониры из Малайзии". В Испании такой традиции у топ-клубов я не увидел.  

    5. Контент для самых юных болельщиков: журнал, компьютерные игры и приложения Реала

  Реал удивляет внимание и тем поклонникам Реала, которые через десять-пятнадцать лет начнут регулярно ходить на трибуны стадиона в районе Бернабеу и станут основной целевой и потребительской аудиторией сливочных. В тоже время не один клуб не должен обходить стороной другую составляющую: детский ассортимент частенько расходится лучше некоторых продаваемых товаров у взрослых. Если ребенок что-то действительно хочет, то родителям бывает трудно отказать им: мальчишек интересуют супергерои, машинки и мяч. У Реала на такие случаи есть достаточно интересная линейка: это детский журнал о клубе, выходящий каждый месяц, это и, разумеется, больший выбор детских игрушек, компьютерные игры и для тех, кто идет в ногу со временем - приложения Реала на iOS и android.

    Ну а для тех детишек, кто мечтает в буквальном смысле прикоснуться к Реалу, мадридисты регулярно проводят детские футбольные лагеря каждое лето. Уровень подготовки юного чада не важен, если вы готовы отправить его на неделю за 825 евро или на две за 1350, перелет до Мадрида в стоимость не включен.

  6. Объединение с баскетбольным клубом Реал

   Как таковых совместных акций баскетбольный и футбольный клубы не проводят. А могли бы. Баскетбольный Реал ежегодно борется в Евролиге за самые высокие места, а в 2015 году и вовсе был клубом номер один в Европе. К тому же, баскетбол в Испании это спорт номер два. Но, к большому сожалению, единственными совместными инструментами является единый сайт (раздел БК Реал на сайте ФК) и единая продажа атрибутики - (небольшой уголок БК в мегасторе на Бернабеу). Ну и иногда совместное появление звезд клуба на обложках программки. На этом всё.

    Немного о показателях такой работы с болельщиками:

    Результаты:

Посещаемость домашних матчей:

 

    Количество подписчиков в соц. сетях на 14 июня 2017:  Facebook: 104 млн Instagram: 50,7 млн Twitter: 23,7 млн YouTube: 2,4 млн

    Доходность: Реал не скрывает цифры своих доходов, опубликовывай официальные отчеты ежегодно на своем сайте. В 2013 доход составил 512 млн евро, в , в  и . Первая строчка по этому показателю среди футбольных клубов закреплена за Мадридом уже с 2003 года.    

    Да, чуть не забыл добавить - руководство Реала уже не раз заявляло о том, что сам Сантьяго Бернабеу скоро будет реконструирован и видоизменен под облик более современной и комфортабельной арены.    В следующий раз мы по тем же критериям оценим Барселону и узнаем – у кого больше болельщиков в социальных сетях, у кого выходит дороже средний чек после посещения матча и какие фишки в привлечении болельщиков и рядовых туристов города использует Барса.