37 мин.

Что нового в маркетинге североамериканского хоккея? Часть #2

Всех с наступившим новым годом! Продолжаю свой рассказ о поездке в спортивный (преимущественно хоккейный) мир США. В первой части мы побывали в двух клубах АХЛ и одном в Лиги Восточного Побережья (ECHL), а также на игре звёздных «Бруклин Нетс» из НБА. Если пропустили жту часть, то рекомендую начать с неё вот здесь. А сегодня мы познакомимся поближе со студенческим спортом, посетим домашний матч рекордсменов из МЛС, увидим новые магазины и офис НХЛ, а также восхитимся ассортиментом в магазинах МЛБ и НБА. Ну и на десерт - два матча НХЛ. Устраиваемся поудобнее :)  

Уолтэм. Массачусетс. Bently University (NCAA I)

«Бентли» стал моим четвертым клубом из третьей лиги за два дня. Разница была лишь в том, что это был не профессиональный клуб, а студенческий, из той самой лиги NCAA. Все мы наслышаны о феномене университетского спорта в США, но как этот феномен выглядит на самом деле, и велика ли разница между студенческим хоккеем и минорными лигами Северной Америки, мне предстояло только узнать.

Единственным географически возможным вариантом в данный момент времени была поездка на матч в Уолтэм, пригород в пяти километрах от Бостона, где находится Университет Бентли. Команда университета выступает в высшем дивизионе NCAA, который разделен на шесть конференций из шестидесяти одного университета. При этом, «Бентли» выступает в далеко не самой престижной конференции Атлантики, где средняя посещаемость на трибунах от одной до двух с половиной тысяч, а билеты на любую игру можно приобрести онлайн на etix.com. Если вы учитесь в этом университете сейчас, то вход для вас бесплатный; если вы его выпускник, то билет будет стоить пять долларов; а для всех вход обойдется в 10 баксов. Так, взяв билет по полной цене и преодолев платный хайвей от Вустера, я оказался на «Бентли Арена», она же - местный каток Университета Бентли.

Мой собеседник, и по совместительству директор по маркетингу местного учебного заведения Стюарт Бенраймонд присоединится ко мне лишь ко второму периоду, а пока идёт раскатка, есть возможность изучить арену. Первое, что привело меня в удивление, это количество оборудования и качество производства трансляции. Этим занимаются четыре человека в аппаратной комнате, и вот как она выглядит.

По-моему, технологии ничуть не уступают клубам КХЛ, ведь трансляция идёт онлайн на сайте и YouTube-канале Бентли с комментарием местных студентов из медиа.

Живой звук в коммерческих паузах тоже создают студенты из местного оркестра.

Медиакуб и его развлекательный контент уж точно не уступают доброй половине наших клубов.

А еще на арене болельщикам наливают пиво и вино (несмотря на статус учебного заведения), публику развлекает маскот, а я, пользуясь моментом, перекусил в такой точке питания.

Во втором периоде Стюарт нашел меня на одном из секторов среди двухтысячной толпы и с интересом выслушал о специфике нашей работы в российском хоккее, после чего перешел на свое повествование.

– «Я в студенческом хоккее уже седьмой сезон, до этого работал в Бостонском Университете здесь неподалеку, но там совершенно другой масштаб, на игры собираются в 2-3 раза больше, чем здесь, да и бренд университета известен во всем мире. Оттуда, во многом благодаря студенческой селекционной службе, на драфт НХЛ выходят классные игроки, и они становятся звездами. Видел Джека Айкела обменяли в Вегас позавчера? Вот, он оттуда, например.

Здесь же университет поскромнее, и мы ориентируемся на население местного Уолтэма. Да, студенты и их друзья – это все понятно, но так целую арену не соберешь. Поэтому наша целевая аудитория – это именно жители Уолтэма, кто-то учился у нас, кто-то нет, но наша цель – создавать для них на наших домашних играх комьюнити, некую точку притяжения. Только так студенческий спорт можно продать, а то, что игроки будут играть в АХЛ или НХЛ – это уже частности». – заключает опытный маркетолог.

В перерыве Стюарт показал свой скромный офис на четырех человек и рассказал ещё больше про студенческий спорт и эндаумент-фонды, а также о медиа-команде, в которой пять студентов: менеджер соц. сетей, два комментатора, Стюарт и его помощник.

– «Без сомнений, все профессиональные журналисты, менеджеры, коммерсанты – все они начинают свою карьеру с того, что бесплатно работают на благо своей университетской команды. Я лично не знаю ни одного маркетолога, который работает сейчас в высшей лиги и при этом не практиковался своему ремеслу в своём колледже. А где им еще брать опыт? После этого, собрал портфолио они идут в минорные лиги, а получив опыт там, получают шанс попасть в ту же НХЛ.

По сути, вся философия студенческого работы сводится к тому, что если ты не можешь продать болельщику билет здесь, в NCAA, то как ты сможешь сделать это в лиге выше? Нужно понимать, что в колледже у тебя изначально более лояльный потребитель, потому что твой болельщик уже болеет за твой клуб, потому что он когда-то окончил это заведение. И другое дело – в твоем городе появилась хоккейная команда из АХЛ. Всё, что может изначально привлечь болельщика к этой команде – география. Но принадлежность к школе всегда выигрывает у принадлежности к городу, штату, в этом и есть вся фишка», – рассказывает Стюарт.

И хотя разговор со Стюартом вышел достаточно коротким, это была огромная пища для размышления. Далее начался третий период, и мой собеседник, сильно извинившись, убежал по своим рабочим делам, а я зацепив еще один гол в ворота Бентли от Университета Канисиуса, отправился на парковку для перемещения еще ближе к Атлантическому океану.

 

Фоксборо. Массачусетс. Нью-Ингланд Революшн (МЛС)

Следующий день недели был воскресенье, и я на денёк вернулся в знакомые себе пенаты полуострова Кейп Код в штате Массачусетс. Если вы читали мой сборник из пяти сочинений о том, как я провёл лето 2019 года, то поймёте, о чем речь. Здесь я провел два месяца своей стажировки в медиа бейсбольного клуба Orleans Firebirds лиги CCBL.

Несмотря на начало ноября, погода была прекрасная: +16 градусов и солнечно. Домашнее бейсбольное поле Eldredge Park было еще таким же ярко зеленым, как и летом. В грунтовой части между базами начали прорастать сорняки, а ближе к скамейкам запасных по полю неспешно прогуливались индейки.

Город слегка опустел – курортный сезон закончился больше месяца назад, и теперь здесь остались только местные жители. Среди них был и Джин Хорнсби – вице-президент Файрбердз, с которым мы отлично позавтракали и обменялись сувенирами. Тот подарил мне ежегодные журналы клуба за нынешний и 2020 год. И хотя, в прошлом году по понятным обстоятельствам сезон летний лиги Кейп Код был отменен, в этом, по словам Джина, зрителей было даже больше, чем в 2019.  И ни один из десяти клубов не понёс серьезные финансовые потери благодаря устойчивой экономической системе лиги. Кстати, три ресторана в пятитысячном городке всё же не выдержали пандемию, и закрылись навсегда, но на их месте уже открылись новые. Во многом поэтому количество спонсоров бейсбольного клуба так же не изменилось, и его доходная часть не просела.

Повидав еще несколько знакомых, я заехал на пляж, после чего мы с Кевином (да, тот самый Кевин, с которым мы ездили два года назад на незабываемый для нас седьмой матч финала кубка Стэнли «Бостон» – «Сент Луис») перекусили и поехали в Фоксборо на последний матч регулярного чемпионата МЛС. Местный «Нью-Ингланд Революшн» за два года преобразился до неузнаваемости в спортивном смысле. Из команды-середняка, который традиционно пролетал год за годом мимо плей-офф, клуб превратился в рекордсмена МЛС. В этом сезоне они досрочно оформили первое место в регулярке, набрав 73 очка и оторвавшись от ближайшего преследователя в конференции на 19 (!) очков! Было ли такое у ПСЖ или «Баварии»?

К сожалению, выйти на кого-то из менеджмента клуба в срок не получилось, поэтому для меня это был день в расслабленной атмосфере, как и этот ничего не решающий матч для «Революшн» против Интер «Майами». Тем более, следующую игру они проводят только через три недели, когда начнётся второй раунд плей-офф. Тем не менее, на этой игре был пробит еще один клубный рекорд – посещаемость матча составила 31 635 зрителей.

Правда, это даже не половина от всей вместимости семидесятитысячного «Джилетт-Стэдиум», но уже впечатляющие цифры для «Революшн». Вряд ли в обозримом будущем здесь состоится их домашняя игра, которая обойдет по посещаемости легендарных «Нью-Инглэнд Пэтриотс» из НФЛ. Те, по-прежнему собирают полные трибуны (66 тысяч), даже после ухода Тома Брэди и неяркой игры в прошлом сезоне.

Но вот, что интересно. Видимо, накануне здесь был дождь, и сидения стадиона оказались слегка грязноватыми от разводов дождя. Кевин, заметив это, при размещении был немного раздосадован.

– «Опять они их не убрали… Почему, когда здесь играет Революшн, это никого не заботит?»

– Не, им на нас все равно, ведь сегодня не игра «Пэтриотс», - согласился с ним болельщик на ряд выше.

Вот такая вот изнанка любителя соккера в северных штатах страны, о которой вы могли и не знать. Думается, что такие истории окончательно сойдут на нет только после чемпионата мира по футболу 2026, который примут США, а пока во многих штатах (преимущественно северных), соккер не является чем-то центральным.

 Из новинок - на парковке арены появились станции для зарядки электромобилей. Количество авто на электричестве в Штатах неимоверно растёт на пол миллиона в год. По словам Кевина, "заправить полный бак" будет стоит здесь около 10 долларов, но вот сделать это за весь футбольный матч всё равно не получится – для этого необходимо больше времени.

 А еще «Революшн» перед матчем презентовали новый логотип, с которым они начнут следующий сезон. Каждый болельщик на арене получил флажок с новым лого, а обновленные шарфы и футболки можно было купить уже сегодня на матче. 

Несмотря на полное доминирование в игре «Нью-Ингланд» уступил «Интеру» 0:1. Для клуба Дэвида Бэкхема эта игра стала последней в сезоне – в плей-офф они не вышли, а вот "революционеры " сразу после игры получили в награду трофей за победу в регулярке МЛС. Правда, забегая вперед, чемпионство МЛС они так и не оформили, бездарно вылетев в первой же игре плей-офф.

 

Бристоль. Род-Айленд. Roger Williams University (NCAA III)

Начать неделю с возвращения в Нью-Йорк было прекрасно. Но сначала для этого надо было преодолеть шестичасовой рейс на машине, а на четверти маршрута по пути у меня была еще одна остановка в самом маленьком штате страны – Род Айленд. Здесь я уже был четыре года назад на игре плей-офф АХЛ между фарм-клубами «Бостон Брюинз» и «Вашингтон Кэпиталз». В этот раз моей целью был Университет Роджера Уильмса, где меня ждал мой приятель Брайс Джонсон, с которым мы вместе стажировались в «Орлинс Файрбёрдз» и проехали вместе ни один десяток выездных матчей на его машине.  Теперь Брайс работает медиа-менеджером в спортивном клубе во втором по значимости колледже штата, и сегодня он обещал показать спортивные объекты его заведения.

Местный спортивный клуб относится к третьему, самому низшему дивизиону NCAA. Это значит, что как спортивный уровень, так и коммерческий потенциал сильно отличается от того, что мы видим во время мартовского безумия или игр колледжей в чемпионате американского футбола. Здесь свободный вход на любые состязания вместо платных билетов на игры, а клуб не продаёт атрибутику – игровая форма есть только у спортсменов и сотрудников университета. В медиакоманде и вовсе всего два (!) сотрудника, которые обслуживают 15 видов спорта: 10 мужских и 11 женских команд. И Брайс – один из этих двух сотрудников.

– «Я окончил Университет Франклина Пирса, где занимался организацией трансляций, после чего устроился сюда чтобы вместе со своим боссом рулить всей "медийкой" спортивной жизни университета, это огромнейший опыт», – делится мыслями Брайс.

– «Почему после выпуска из университета ты не стал искать работу в минорных лигах бейсбола или американского футбола, как это сделали наши с тобой коллеги по «Файрбёрдз»? – спросил я, когда мы осматривали одно из полей колледжа.

– Знаешь, профессиональными лигами наш спортивный рынок не ограничен. Я тебе скажу так: все стремятся попасть наверх в главные лиги США, но этот путь можно пройти забираясь с миноров наверх, а можно из студентов в профессионалы. В студенческом спорте тоже есть свои преимущества. Здесь клуб не переедет в другой город или не закроется совсем, просто потому что клуб не приносит доход. Каждый выбирает свой путь, а я сейчас в начале своего свободного плавания. Без студенческого опыта попасть профессионалы нереально, это как стать профессиональным спортсменом, отработав большую часть жизни на стройке».

– «Но перспектив больше в МЛБ, НФЛ и НБА, нежели в NCAA»?

– «Я бы сказал, что это заблуждение. Знаешь, сколько получает в год директор по маркетингу условного USF (University of San Francisco)? Около миллиона долларов в год. Думаешь, это неперспективно»?

– «Нельзя не согласиться», - с улыбкой ответил я.  

Сам спортивный комплекс университета третьего дивизионе NCAA имеет 5 теннисных кортов, бейсбольное, футбольное и поле для регби/американского футбола, бассейн, баскетбольный зал и еще несколько спортзалов под крышей. Однако самое успешный вид спорт здесь – парусный спорт, чьи студенты неоднократно отправлялись на Летние Олимпийские Игры в команде США. Для этого вида спорта здесь созданы самые прекрасные условия – теплая погода и достаточной для набора скорости ветер.

Разумеется, любой студент может воспользоваться этими объектами в свободные от тренировок часы. В административном здании есть офис спортивного клуба, где сидит Брайс со своим боссом по имени Марк, а также главные тренеры команд.

И здесь же есть свой зал славы, куда попадают самые выдающиеся атлеты университета.

С Брайсом мы еще час погуляли по Бристолю, который оказался невероятно живописным местом, после чего я отблагодарил его и снова сел за руль.

 

Нью-Йорк и его спортивный бизнес

Мы постепенно приближаемся к самому классному - к НХЛ, чьи матчи были хедлайнером этой поездки. Однако, к счастью, Нью-Йорк очень крут тем, что если вы фанат американских лиг, то можете застрять здесь в одних только фирменных магазинах, гуляя по мидтауну Манхэттена. К тому же, здесь находятся практически все штаб-квартиры американских лиг, крупных рекламных и медиа агентств, спортивных производителей и других участников рынка спорта.

Я же по традиции первым делом устремился в фанстор НХЛ. Только на этот раз не на шестое авеню, а на девятое. Именно туда новый фирменный магазин лиги переехал меньше двух месяцев назад, и выбор новой локации не случаен. В этом же здании по адресу One Manhattan West между 25-ым и 29-ым этажами находится новый офис НХЛ. Пересечение девятого авеню и 33-ей улицы – это не только самый современный район Манхэттена Hudson Yards, в котором за последние пять лет построили пять новых небоскребов, но и близость к самой известной арене мира – «Мэдисон Сквер Гарден», где играют «Нью-Йорк Рэйнджерс» – самая дорогой и доходный клуб лиги.     

И фанстор, и офис лиги всю пандемию находились в стадии реновации и ремонта, а потому большинство сотрудников НХЛ полтора года работало удаленно, и лишь в конце сентября лига смогла отметить новоселье.

К сожалению, в офис НХЛ мне попасть не удалось, хотя с двумя сотрудниками лиги мне посчастливилось познакомиться. Могу только лишь похвастаться фотографиями, которыми со мной поделился Петер Боттини – один из SMM-специалистов лиги. Вот такой вид открывается из западной стороны здания.

Персональный welcome каждого сотрудника в первый день переезда

А с этой стороны вид открывается на «Эмпайр Стэйт Билдинг» и «Мэдисон Сквер Гарден»

А так выглядит рабочее место сотрудника НХЛ.

Новый фанстор тоже отличается своим простором – теперь в распоряжении НХЛ два этажа вместо одного и в полтора раза больше квадратных метров площади.

Однако ассортимент фан-шопа показался мне скудным с учетом того, что я планировал закупить подарки домой. Удивительно, но в магазине не было чемпионской коллекции Тампы Бэй, футболки были только 13 клубов из 32, а размерная сетка джерси и верхней одежды оставляла желать лучшего.

Есть отдельная выкладка, посвященная новичку лиги – «Сиэтл Кракен».

Чего точно в достатке, так это мерча лиги.

Бейсболок клубов тоже стало больше, чем в прежнем фан-сторе.

Первый этаж преимущественно занят атрибутикой «Рэйнджерс», «Айлендерс» и «Дэвилз», а также шапками, бейсболками и аксессуарами.

А на втором этаже находятся детские и женские отделы (где я, кстати, впервые увидел «женские джерси»), джерси и футболки клубов с возможностью кастомного нанесения фамилии, и новинка – небольшая выставка экспонатов лиги: заброшенные и подписанные шайбы, экипировка разных времен, памятные джерси и многое другое.

В фансторе также появилась опция нанесения фамилии и номера на клубную футболку. За 50 долларов и 30 минут времени мне сделали футболку Василевского. Футболки с номерами хоккеистов довольно практичная история для болельщиков НХЛ, ведь джерси стоит 200 - 250 долларов, и кроме как на хоккейный матч, ее особо никуда не наденешь.

Затарившись еще рядом подарков для друзей и коллег, на выходе из магазина я познакомился с молодым человеком, раздающим указания продавцам. Им оказался Майкл Гётз, глава отдела ритейла НХЛ. Майк посетовал на то, что из-за переезда в новую локацию ассортимент действительно пострадал. Магазин фактически есть, а вот часть склада еще в процессе модернизации, в связи с чем на прилавке большая нехватка артикулов и популярных размеров.

– «В течение месяца мы эту проблему устраним – и да, у нас снова появится чемпионская коллекция Тампы и другие интересные новинки». – уверенно заявляет Майкю

– «Новая локация повысила трафик»?

– «Пока только на открытие магазина и в дни матчей «Рэйнджерс». За пару часов до игры в «Мэдисоне» к нам начинает заходить огромное количество болельщиков, ведь домашняя арена «Рэйджерс» и Пенсильванский вокзал под ним – одно из самых загруженных мест не только Нью-Йорка, но и мира. Совсем скоро на площади перед магазином мы смонтируем каток, где будут массовые катания и мастер-классы от звездных игроков НХЛ и легенд лиги. Рассчитываем на проведение открытую тренировку «Рэйджерс» здесь. Пока они катаются зимой только в Центральном Парке. Мы уже начинаем на регулярной основе проводить автограф-сессии в магазине, и очередь уходит с улицы вон туда, - показывает Майк в сторону соседнего здания.

Несмотря на наличие филиалов офиса в Торонто и Монреале Майк говорит, что планов по открытию аналогичных магазинов там нет, это просто себя не окупит. Такой магазин рассчитан больше на аудиторию туристов, а канадцы будут покупать атрибутику только своих клубов. Что касается онлайн магазина на NHL.com, то им полностью занимается компания Lids, а производством атрибутики – Fanatics. Весь ритейл НХЛ на аутсорсе у этих двух организаций, плюс каждый клуб продает у себя во флагманских магазинах атрибутику лиги, единственная собственная точка продаж НХЛ – этот магазин в Нью-Йорке.

Однако фанстор НБА имеет еще более крутую локацию – пересечение пятого авеню и 45-ой улицы, всего в трех квартала от Таймс-сквер. К тому же, он на один этаж больше по площади.  

Здесь есть и чемпионская коллекция Миллуоки, и атрибутика всех тридцати клубов, и самое, на мой взгляд, классное – ретро коллекция с майками легенд НБА: Майкл Джордан, Коби Брайант и другие. В остальном, упор сделан на атрибутику, которая пользуется спросом у афроамериканского населения: снэпбэки, майки, банданы, цепочки и прочее.

Однако самый образцово-показательный магазин лиги, вне всяких сомнений, у МЛБ. За три года, что я слежу за этим видом спорта, я так и не стал его фанатом, однако из магазина я вышел с пакетом купленной одежды и атрибутики, хотя покупать там вообще ничего не собирался.

Начнем с того, что снаружи магазин выглядит гораздо круче своих коллег из хоккея и баскетбола. По периметру за витриной стоят манекены в форме всех клубов МЛБ.

А с другой стороны улицы прохожие могут наблюдать вот такое дефиле в исполнении джерси всех бейсбольных команд.

При входе в магазин вас сразу встречает чемпионская коллекция победителей мировой серии - «Брэйвз». Интересно, что «Атланта» оформила чемпионство вечером 2-ого ноября, а уже утром 3-ого ноября на центральном стеллаже фанстора лежала верхняя одежда и бейсболки «Брэйвз» с надписью «победители Мировой Серии 2021».

Как рассказали в магазине, производитель заранее изготовил чемпионские коллекции для двух финалистов, а к утру после решающий игры серии, доставил партию с атрибутикой чемпиона. Что было сделано с контрафактом проигравшей команды, не сообщается.

Но больше всего меня тронул ассортимент. Посмотрите на эти носочки.

А как вам эти бейсболки?

Различных аксессуаров тут несколько рядов.

А стеллажей с коллекционными карточками больше, чем холодильников с напитками в соседнем супермаркете.

До католического рождества еще полтора месяца, а тематическая линейка уже в продаже.

Аксессуаров реально много.

Масштаб действительно впечатлил. Да и качество тоже.

Кажется, тут есть одежда на все случаи жизни. Более деловой стиль

Более светлые тона.

А это более траурный.

И, конечно же, музей с мячами, битами, базами и прочими артефактами.

В общем, всем, кто вдруг окажется в Нью-Йорке безмерно рекомендую этот фанстор, даже если вы никогда не смотрели бейсбол.

 

«Нью-Йорк Рэйджерс». НХЛ

К большому сожалению, мне не получилось завязать отношения с кем-либо из клубов НХЛ, поэтому самый лакомый кусочек я оставлю на следующий раз. Хотя по приезде в Штаты у меня не было ни одного контакта из НХЛ, в обратную сторону в записной книжке уже скопилось несколько телефонов и электронных адресов. Рынок спортивных менеджеров хоть и масштабнее, но не менее тесный. Зная здесь нескольких сотрудников из нескольких клубов нескольких лиг, вы уже имеете общих знакомых противоположных клубов из ремесла. Классический путь офисного сотрудника хоккейного клуба проходит по маршруту Колледж NCAA I / II / III – Минорные лиги (ECHL / SPHL / FPHL) – AHL – NHL. За несколько лет в одном клубе минорных лиг появляются десяток сотрудников в статусе «этот парень работал у нас, а теперь он в "название клуба НХЛ". И если по размеру бизнеса, процессам условная ECHL очень похожа на клуба АХЛ, то между АХЛ и НХЛ колоссальная разница, пропасть. В одном клубе НХЛ может работать 40-50 менеджеров по работе с клиентами, которые просто прозванивают болельщиков и продают им билеты, пакеты и абонементы. Ту же работу в клубе АХЛ обычно делают 3-4 менеджера. Медиа-команда клуба НХЛ – от десяти до пятнадцати человек. А в клубе АХЛ это делает три, максимум пять человек.

Вспоминаю радио-комментатора Лас Вегас «Голден Найтс» Дэна Д’Ува, с которым я познакомился на той самой бейсбольной стажировке. Как рассказывал сам Дэн – все начинающие специалисты просто обязаны пройти несколько лет работы в минорных лигах: поработать на должности человека, который делает всё сам, покататься с командой на автобусах, выучить наизусть всех болельщиков и многое другое. И только после этого бесценного опыта, человека можно рассматривать на вакансию в клуб НХЛ, где совершенно другие масштабы и бизнес.

Жаль, что мне довелось получить контакты таких ребят из офиса НХЛ, «Дэвилз» и «Айлендерс» лишь по ходу поездки и впритык к матчам. Со многими мы познакомились только заочно, и за кулисы НХЛ мне попасть не удалось. Поэтому домашние матчи «Рэйнджерс» и «Дэвилз» я посмотрел глазами болельщика.

Из «Рейнджерс» еще с Москвы я был на связи с Тедом Каламарас – одним из самых активных болельщиков клуба, основателем неофициального фан-клуба и сайта nyrfans.com С Тедом мы пересеклись в баре Mustang Harry’s за пару часов до домашнего матча против «Флориды».

Тед организовывает предматчевые разогревы в «Мустанге» уже второй десяток лет, здесь собираются самые заядлые поклонники команды с Бродвея.

– «У меня есть контакт с клубом, и я могу несколько раз за сезон (в доковидные времена) выцепить игроков для автограф-сессии или совместного просмотра выездного матча, если игрок травмирован. На сайте у меня продаётся подписанная атрибутика, несколько раз в год я организовываю поездки на выездные матчи и розыгрыши. А раз в год мы делаем вечеринку «Рейнджерс», в этом году у нас на ней был Майк Кинен, например».

– «Почему этим не занимается сам клуб»?

– «Клуб работает на массовую аудиторию. Условно – они продали мне и нашим ребятам сезонные абонементы – дальше у них не так много возможности на нас заработать. Им нужно искать новых клиентов, кому продать билеты на 41 домашний матч или продавать абонементы тем, кто уже часто приходит на арену. С этого они получат гораздо больше денег, чем с подписанных шайб или перевезок болельщиков».

– «У клуба нет своей программы лояльности, как, например, у Монреаля»?

– «Нет, это просто не приоритет клуба. Вот сегодня у нас тематический матч, где клуб чествует американцев, воевавших в горячих точках (Military Appreciation Night). Все игроки выйдут на раскатку в джерси в стиле милитари, а затем клуб продаст их за хорошие деньги на аукционе, часть средств отправив в специальный фонд, а часть оставив себе. На этом заработать можно, а мы, скажем так, не в приоритете. Это не хорошо и не плохо, просто так есть».

Пообщавшись еще полчаса с Тедом и другими «рэйнджерами» на отвлеченные темы (в основном мы обсуждали игру русских в клубе от Немчинова до Шестеркина), я отправился через дорогу на хоккей. В этот раз я решил поэксперементировать и взять билет не онлайн, а в кассе перед матчем, а также решил не показывать паспорт на входе вместе с сертификатом о вакцинации. А пустят ли?

Пустили без проблем. Сказал, что забыл свой айди дома, сотрудник арены попросил показать банковскую карту с моим именем и не глядя на неё, запустил. В кассе за полчаса до начала нет буквально никого, кроме тех, кто забирает пригласительные билеты на свое имя. Я же попросил самый дешевый билет на сегодня, и взял на верхний ярус за ворота за 59 долларов. Для понедельника и Флориды в соперниках - цена приличная. Но это Нью-Йорк.

При этом, стоит понимать, что арена построена максимально компактно, и места здесь есть буквально под потолком. Несколько верхних рядом предпоследнего яруса продаются как места с ограниченной видимостью – здесь не видно ничего кроме площадки и пяти-семи рядов внизу, а вместо медиакуба вы смотрите на экран телевизора, прикрученный к потолку. Вспоминаются такие же места на бейсбольной арене «Бостон Ред Сокс».

Публика вокруг – возраста 35 и старше, болельщиков с детьми на арене – минимальное количество. Скажу честно, атмосферы хоккея на самой арене я чувствовал меньше, чем на матчах АХЛ несколькими днями ранее. Клуб не имеет талисмана, в фойе о хоккее напоминает лишь один стеллаж с победного Кубка Стэнли 1994 (все остальное занято фотографиями концертов, шоу, баскетбола и других мероприятий), даже в фирменный магазин «Рэйнджерс» можно попасть только лишь в день матча. И если бы не очередной феноменальный вечер Шестеркина и отчаянная попытка "пантер" спасти матч с 4:0, до 4:3, то было бы совсем скучновато. А может быть, мне просто поднадоело смотреть постоянные коммерческие паузы, в которых салютуют ветеранам во Вьетнаме и Афганистана в этот тематический вечер. Хотя публика вокруг была от этого в восторге.

В общем, осадок нехоккейной атмосферы так и остался, но ровно на одни сутки, пока я не сел в электричку и не приехал в Ньюарк, штат Нью-Джерси.

«Нью-Джерси Дэвилз». НХЛ

Странно, но домашние матчи «Рэйджерс» и «Дэвилз» начинаются в будние дни в 19:00, тогда как «Айлендерс» делает это разумно в 19:30. Казалось бы мелочь, но почему-то уверен, что она создает неудобства многим болельщикам «дьяволов» – многие из них работают в Манхэттене и доехать до арены «Дэвилз» на общественном транспорте в лучшем случае можно за 40 минут. Во всяком случае, на этой мысли я поймал себя, немного опоздав и пропустив раскатку команд. С другой стороны, в это время несколько прилегающих к арене баров уже забито местными болельщиками с пенным напитком в руках.

В этот раз билет я купил онлайн на новом для себя сайте tickets-center.com, номинал был всего 12 $, а со всеми сервисными сборами и таксами я заплатил 22 $. Интересно, что на самом электронном билете – не было ни штрихкода, ни QR-кода. Новая технология позволяет поднести устройство к считывателю, где билет отсканируется через PayPass. Через скриншот, отправленный на другое устройство, эта история не сработает, а значит перекупщики не смогут перепродать такой билет.

Фойе домашней Prudential Center выглядит гораздо интереснее, чем у «синерубашечников». На центральном входе вас встречает живая музыка.

 

Для детей есть отдельная детская зона с флорболом, видеоиграми, раскрасками и прочими развлечениями.

Приятно, что и сама арена оформлена под домашний хоккейный клуб.

Но еще круче – внутри. За потраченные деньги обзор просто великолепный. Огромный медиакуб в HD и классная акустика.

Жаль только, что сама арена во вторник вечером на всю ту же «Флориду» заполнена только процентов на 40% (это тысяч 8 зрителей). Болельщик по соседнему креслу сказал, что в субботу на игре против «Айлендерс» здесь будет занято процентов 95. А пока только так.

В перерыве есть развлечения на медиакубе – с подключением к онлайн интерактиву.

И традиционные для американских спортивных матчей – поедание хот-догов на скорость и забеги маскотов с крупными головами.

Весь матч публику на трибунах и в фойе развлекает знаменитый маскот в костюме дьявола.

А еще Нью-Джерси активно продвигает своего нового спонсора – букмекерскую контору Unibet, что является весьма нетипичной историей для США и НХЛ в том числе. Нью-Джерси – один из четырнадцати штатов, в которых разрешено делать ставки онлайн. Кроме «Дэвилз» только семь команд НХЛ могут позволить себе интеграции с букмекерами, и тот же Нью-Йорк в это число не входит. В подавляющем большинстве штатов беттинг все еще остается под запретом, но ситуация стремительно меняется и, возможно, через несколько лет букмекеры захватит американский спорт также, как сделали это в России и Европе. А пока болельщики дьяволов могут использовать фрибет 20 долларов на свою первую ставку.

Кстати арена Дэвилз была единственной в моем списке, где не было открытого wi-fi для болельщиков, а ведь он был даже на миниатюрных аренах ECHL и NCAA.

После игры не удержался и купил еще одну пару утепленных носков в фансторе «Дэвилз».

После чего отправился с толпой болельщиков до ж/д вокзала Нью-Арка, откуда многие из нас сели обратно на электричку до Манхэттена. Всю дорогу меня не покидало это теплое чувство хоккейного города и атмосферы хоккея на домашнем матче, которого мне не хватило вчера в Манхэттене. Там есть огромный рынок, имена и культовая арена, но вот настоящей любви к хоккею, как мне показалось, там нет. Ведь и Москва в этом проигрывает Ярославлю, Челябинску и Омску, не так ли?

В заключение.

Благодарю вас, за то, что осилили такой текст и дочитали до конца. Надеюсь, этот текст был для вас интересным и даже полезным. В новом году желаю вам здоровья и поездок на ваши любимые спортивные мероприятия. Надеюсь, что и мой список мест будет постепенно пополняться зелёными галочками, а я смогу радовать вас материалами в этом блоге. 

Всегда будут рад обратной связи. Моя почта – , а также Facebook - https://www.facebook.com/zhenya.leontyev/

До встречи!

 

PS

Новогодние каникулы длинны, поэтому, если вы не знакомы с материалами моего блога с предыдущих приключений, самое время погрузиться в эти истории.

Чудеса польского хоккея. На такую развязку не способны даже клубы НХЛ

Недосягаемые. Как работает с болельщиками самый посещаемый хоккейный клуб Европы?

Нам никогда так не везло! Как попасть в пустую VIP-ложу Staples Center на матч LA Kings за 16$