10 мин.

Что из себя представляет самый хоккейный клуб Германии?

Постоянно продлевающийся карантин позволяет находить время для написания статей о прошедших поездках. В прошлый раз мы побывали в Польше на игре местной хоккейной лиги, чтобы лицезреть легендарный и неповторимый «мишкопад», который до последней минуты третьего периода был под угрозой срыва. Сегодня мы отправимся ещё западнее - в Германию, страну, в которой хоккей гораздо популярнее, чем в Польше, но с футболом и гандболом в этой стране конкурировать пока не представляется возможным. 

В этот раз в Германии я посетил лишь один хоккейный матч. Начав своё небольшое турне матчем баскетбольного ЦСКА 3 января в Калининграде, я завершал его матчем красно-синих 10 января в Мюнхене. Между делом мне посчастливилось рассекать три дня по просторам Польши и ещё четыре в Германии по маршруту Берлин - Франкфурт - Мангейм - Мюнхен.

Но в какой из этих четырёх городов я целенаправленно поеду изучать маркетинг и культуру боления местного хоккейного клуба? 

В тот, в чьём городе на лицевой стороне главного железнодорожного вокзала висит эмблема клуба с надписью «Хоккейный город». В тот, где в городе с населением 305 тысяч человек практически каждый домашний матч полностью заполняется пятнадцатитысечная арена. Тот, в чьём городе находится пятый по посещаемости хоккейный клуб Германии.

Мангейм. «Адлер» Мангейм. 

Вот уже несколько десятилетий хоккейный клуб «Адлер» является одной из главных достопримечательностью Мангейма, третьего по величине города в земле Баден-Вюртемберг на западе Германии. Таких уникальных немецких городов, в которых хоккей в разы опережает футбол по своей популярности, можно пересчитать по пальцам одной руки. Так сложилось исторически. 

«Адлер» (постарайтесь не проводить никаких параллелей с клубом КХЛ из Адлерского района города Сочи), основанный в 1938 году уже более сорока лет находится в элите немецкого хоккея, завоёвывав звание чемпиона страны уже восемь раз. Последний раз клуб делал это в прошлом сезоне, что подогревает к моей поездке дополнительный интерес.

Ровно через час после моего отправления из Франкфурта я на автобусе взъезжаю в Мангейм. Погода за бортом +11, ни о какой зиме в середине января здесь не может быть и речи, об этом напоминает разве что только раннее наступление темноты. На платформе автовокзала мы встречаемся с моим спутником по имени Маркус - заядлого болельщика «Адлера».

— Я думал, ты приедешь вообще в футболке. Извини, зимы тут уже не было несколько лет, – улыбается он, обмениваясь рукопожатием. 

Пока есть время до матча мы отправляемся в часовую пешую прогулку по центру города. Центральная пешая улица, старинная башня, замок и два костёла, все это и есть внешний облик города. Но что-то в нем было особенного. Трамваи, остановки, электронные биллборды - повсюду на прохожих смотрели игроки «Адлера», рекламируя билеты на домашние матчи. 

— «Адлер» в городе очень любят, это действительно наша достопримечательность, гордость. Есть и мужская гандбольная команда, но она собирает меньше. Где-то в третьей-четвертой лиге есть футбольный клуб, но он никому неинтересен. Парадокс, — разводит руками Маркус. 

В Германии хоккейные фанаты помешаны на джерси, как в Штатах. Специально для меня Маркус позаимствовал атрибутику у своего друга на одну игру. 

— Так тебе гораздо лучше получится нас понять, - сказал он, вручая мне реплику с шестнадцатым номером. 

 

Жаль только, что даже игроки в местной лиге играют в репликах. Хоккейные свитера донельзя увешаны рекламными логотипами, а клубная эмблема и номера игроков также печатаются на синтетике. Из-за этого джерси сильно уступает в качестве, по сравнению с оригинальными, где вышивают каждую букву фамилии. Здесь, кстати, фамилии и вовсе под номером, а не над ним, как мы привыкли видеть в НХЛ и КХЛ. 

Зато название арены «Адлера» как никогда похоже на название арены «Сан Хосе Шаркс» - SAP Arena. И это неудивительно, ведь и у тех, и у других один спонсор - производитель программного обеспечения SAP. Тот самый, который в прошлом сезоне пришел в КХЛ. 

До арены мы доехали всего за полчаса на трамвае. За час до начала игры на площади перед стадионом уже столпотворение. Перед тем как пройти внутрь приходится отдать два евро за хранение своего рюкзака, после чего мы попадаем внутрь. 

Здесь стены коридоров указывают на домашнюю территорией "орлов". 

Это и расписанные джерси разных сезонов в коридорах арены. 

Импровизированный зал славы с фотографиями команд всех сезонов, начиная с 1960 года.

И, конечно же, фотокартины самых ярких перфомансов фанатов «Адлера» на домашних играх.

Атмосфера в фойе несколько будничная. Здесь нет детской комнаты и развлечений для болельщиков. Аудитория посетителей делится на две группы: тех, кто идёт занимать своё место на трибуне заблаговременно и наслаждается раскаткой команды, и тех, кто встречается со своими соратниками в фойе и идёт в ближайший импровизированный бар обсудить последние новости за кружкой пива. Это традиция. 

Но самое удивительное - внутри. 

 

Вот так выглядит фанатская трибуна за воротами «Адлера» за сорок (!) минут до начала встречи. Свободное место для себя я там еле себе нашёл. Маркус также ответил, что собираться на этой трибуне так рано - всего лишь традиция, а для меня это - шокирующий феномен. 

Раскатка проходит под музыку одного из хоккеистов хозяев. У каждого хоккеиста основы есть право выбора плейлиста раз в сезон. 

Перед игрой красочное шоу, а фамилии всех игроков выкрикивает заполненная фанатская трибуна. Впечатляет. Всё-таки мы в Германии, а не Канаде.

Я оказываюсь в угле на прилегающей к фанатам трибуне. Здесь размещаются болельщики со стажем. Вокруг меня две пары супругов в возрасте пятидесяти лет, а на ряд ниже мужская компания из восьми человек в возрасте от 40 до 55 лет. Ещё один подмеченный факт - детей в этом секторе практически нет. Всё это владельцы абонементов. 

С началом игры в этой компании я чувствую себя чужим, мне неловко. Но стоит «Адлеру» выйти вперёд, как мои соседи вокруг меня подают мне руки, чтобы на радостях "отбить пять". Так происходит в этой игре шесть раз после забитых шайб, среди которых был и хет-трик, но кепки на лёд после него не полетели. 

На игре контент посвящается игрокам и истории клуба: на куб выводится много статистики и интересных фактов. Все это обязательно обёрнуто каким-нибудь спонсором. 

 

В перерывах кроме заливки льда ничего не происходит. В первом перерыве берут несколько минут берут интервью у какого-то известного в прошлом игрока хозяев, который оказался сегодня на арене. Как я уже говорил ранее - развлекательная программа по аналогии с НХЛ или КХЛ здесь отсутствует. Но зрители вокруг и без того довольны. 

В фирменном магазине есть интересный ассортимент на все категории болельщиков. Из оригинального отмечу набор приправ для барбекю.

А это самый ходовой товар среди детской аудитории.

В третьем периоде дело дошло до разгрома, на шесть шайб хозяев гости ответили двумя точными бросками. После игры стадион встретил автора хет-трика бурными овациями и запел какую-то песню из своего репертуара. Этот вечер был чертовски классным. Все-таки у такого клуба есть что-то отличительное.

Мангейм - это про хоккей. Не про развлечение. Здесь нет группы поддержки, нет девочек в мини-юбках, которые чистят лёд в коммерческих паузах, нет конкурсов на видеокубе и всего остального, к чему мы привыкли как уже к неотъемлемой части игры. Однако здесь любят именно сам хоккей и свою команду. Подавляющее большинство болельщиков знает по именам игроков четвёртого звена, а встретить поклонника на арене поклонника команды без атрибутики практически нереально. Маркус подтверждает: любовь к «Адлеру» складывалась с годами. Сначала появилась боевитая команда, а затем к ней начал появился большой интерес. Сегодня болельщики - это огромнейшее комьюнити города, а команда - наш драйвер. 

И это действительно так. На арене два года назад был открыт фирменный клубный бар, где болельщики собираются, чтобы посмотреть выездные матчи клуба. А посещаемость домашних матчей превышает отметку в 10 000 человек уже более десяти лет. 

 

Из них более 8 000 болельщиков на матче - владельцы сезонных абонементов. Количество скачиваний клубного мобильного приложения превышает цифру сорок пять тысяч, а подписчиков на фейсбук - 117 000. Просто посмотрите на эти цифры.

Маркетологи клуба утверждают, что огромная заслуга в поддержании таких высоких цифр принадлежит SAP, которая предоставляет клубу CRM-систему и сопутствующее программное обеспечение для работы с болельщиками. Но скажу честно, за пять месяцев после покупки билета на сайте, я не получил ни одной email рассылки, что вызывает у меня сомнения в эффективности ее системы.

Зато факт, который сильно удивил меня - это соотношение мужчин и женщин в базе клуба. Обычно для хоккея эта пропорция составляет 75/25 в пользу мужчин, но здесь это 55/45 - практически поровну. Хоккей любят здесь в равной степени как мужчины, так и женщины. Разве это не здорово? 

Будет ли такое у нас, в стране, где хоккей тоже любят? 

Давайте к этому стремиться!