16 мин.

Как футбольный клуб Лион работает с болельщиками?

 В моих руках находится гид болельщика в городе Лион на Евро-2016. В июне я оказался в Лионе совершенно случайно: мой прямой поезд по маршруту Париж - Марсель отменили из-за забастовки, и мне пришлось менять билет на другой с часовой пересадкой в Лионе. Тогда, на центральном вокзале Gare de la Part-Dieu был организован небольшой пункт информации для болельщиков, где волонтеры помогали по любым возникшим вопросам у приезжих фанатов. К сожалению, на большее, чем взять карманный гид и перекинуться парой фраз с волонтерами, у меня не хватило времени, зато сейчас я крепко обосновался в этом французском городе, и у меня есть возможность ближе познакомиться ( рассказать вам о культуре боления, особенностях маркетинга и работе местного ФК Лион с болельщиками. Этим постом я открываю серию обзоров подобной работы с болельщиками в зарубежных клубах. Последние три года я начал активно путешествовать по России и миру, непременно совмещая свои поездки со спортивными событиями: футбольными, хоккейными и баскетбольными матчами. Нельзя сказать, что у меня большой выездной опыт, но все-таки тот багаж увиденного, который я накопил и продолжаю накапливать, может быть интересным и полезным материалом для болельщиков и любителей бизнеса в спорте. В последнее время, я часто слышу о том, что, у нас, дескать, в России низкая посещаемость именно потому, что у нас не умеют работать с болельщиками. На эту тему можно долго дискутировать: мол там, на Западе, люди делают шикарный продукт; болельщик - это клиент, за которого борются клубы и многое другое. Так это или нет так, решайте сами. Я открыт для критики и жарких дискуссий, но моя главная цель - это показать то, какими инструментами работают за рубежом, чтобы привлечь болельщика на трибуну и сделать его пребывание на стадионе максимально комфортным. Это мой первый подобного рода аналитической работы, но, надеюсь, вам понравится. 

Волею судьбы я покинул Москву и на несколько месяцев передислоцировался во французский Лион, где базируется один из ведущих клубов страны - Лионский Олимпик. Так уж получилось, что на игры Лиона я ходил уже не один раз, но случилось это не только потому, что я большой любитель футбола, с интересом наблюдающий за европейским футболом. А потому, что стадион «Парк Олимпик» - это то место, куда хочется возвращаться снова и снова.  С появлением новой арены, как это часто бывает, маркетинг и работа клуба с болельщиками кардинально меняются, и Лион в этом плане не исключение. Да, сама команда сейчас находится в процессе перестройки, клуб затянул потуже пояса на время строительства стадиона года (2012-2015), а болельщики давно не видели больших побед (последнее чемпионство датировано 2008 годом). Зато теперь, ситуация начинает налаживаться: местные жители с удовольствием ходят на новую арену, а трансфер Мемфиса Депая стал чуть ли не самым громким в зимнее трансферное окно.     

Что же все-таки уникального в этом стадионе? Во-первых, это единственная арена, построенная специально к Евро-2016. Стадионы в остальных городах были возведены еще к чемпионату мира 1998 или ранее. Во-вторых, это первый частный стадион во Франции. Да-да, все остальные постройки в свое время полностью финансировались государством, в то время как в Лионе это делали клуб и частные инвесторы. Ну, а, в-третьих, давайте сами отправимся в "Парк Олимпик Лион", и узнаем, что интересного и уникального предлагает клуб своим болельщикам. 

 На календаре суббота, 28 января. Сегодня в рамках 22-ого тура французского первенства Лион принимает гостей из Лилля. Онлайн-продажу на официальном сайте клуба (olweb.fr) открывают за три недели до игры, но купить билет на любой матч Лиона можно онлайн и в день мероприятия. Никаких регистраций и заполнения данных - электронный билет сразу приходит вам на почту вместе с обязательным при выборе билетом на транспорт. Это бесплатный билет либо на трамвай, который доставит вас из трех наиболее удобных вам точек города до арены и обратно, либо, если вы добираетесь на личном транспорте (машина/велосипед) бесплатное место на открытой парке. Бесплатное, независимо от категории билета. Билет можно не распечатывать, сохранив его у себя в телефоне. Кстати, если вы соберетесь на матч с детьми, то не забудьте при покупке билета посмотреть - нет ли сегодня бесплатных билетов для детей до 14 лет - бывает, что отдельные места выставляют в продажу за 2-3 дня до мероприятия 

 Дело все в том, что в отличии от старенького "Жерлана", новенький стадион Олимпика расположен в двенадцати километрах от города в пригороде Décines. Однако, не будем забывать, что и для "Стад де Франс" нашли место лишь за пределами Парижа, поэтому главное в этом вопросе - это удобная логистика, а с этим у Лиона всё в порядке. При покупке билета вы сможете сами оценить и выбрать от куда вам легче добраться до арены. Самый удобный способ, если вы находитесь в центре, сесть на трамвай, который отходит недалеко от "сердца" Лиона - вокзала Part-Dieu. Вам помогут специальные указатели, направляющие вас к остановке в сторону "Парк Олимпик". Эти трамваи выделены специально для болельщиков, отправляются один за другим по мере наполнения и едут до конечного пункта без остановок. Время в пути - всего 20 минут.   Так же, как "Открытие-Арена" или "Опель-Арена" в Майнце, стадион аристократов находится в буквальном смысле посреди поля. В трехстах метрах от стадиона расположены две недавно открывшиеся пивные, но на этом всё. Поэтому, если вы хотите традиционно посидеть где-то в заведении перед матчем, как это можно сделать возле "Сантьяго Бернабеу" или "Эмирэйтс", то здесь придётся отказаться от этой затеи.   

Как можно здесь провести досуг перед матчем непосредственно у стадиона? По дороге на основной пандус вы попадёте в так называемую" Аллею легенд ФК Лион" - здесь расположены несколько огромный стендов, на которых изображены главные творцы успеха клуба за 67 лет его существования. Здесь вы встретите и Карима Бензема, и Раймона Доменека, но самая главная местная легенда - это болельщики. Если вы очень хотите оказаться рядом с портретом, к примеру, Эрика Абидаля, то можете сделать это за определенную плату. Каждый раз, отправляясь на домашний матч, вы сможете любоваться табличкой со своей фамилией и коротким слоган, что-то вроде "Вперед львы!" Нечто похожее я видел у "Эвертона" и хоккейного Нью-Джерси "Дэвилз", но думаю, что сейчас такой способ заработка у клубов становится популярным повсеместно.  Далее напротив лицевой, северной трибуны, вы упретесь в огромный мегастор Олимпика. Он действительно огромный. Метров сто в длину и пятьдесят в ширину, чуть меньше чем футбольное поле по соседству.  

О представленном ассортименте и разнообразии мы поговорим ниже. Сейчас скажу только, что помимо основного магазина и небольшого угла "Adidas" (официальный экипировщик), в дальней части фан-шопа располагается небольшой зал-дисконт, который также пользуется спросом среди болельщиков. Здесь вы найдете такие уцененные товары как календарь с командой на 2016 год, игровая форма прошлого сезона, двойные шарфы прошедших матчей и даже различную бракованную продукцию почти за бесценок. 

 В этом же здании этажом выше находится билетный отдел. Если по какой-то причине вы не смогли купить билет онлайн, то сможете сделать это здесь перед матчем, отстояв очередь 15-20 минут. Эта зона сделана в стиле ложи ожидания: мягкие кресла, столики, розетки, а на стилажах вас ждут программки к предстоящему матчу, карта стадиона и рекламные буклеты. Здесь же находится зона одного из спонсоров клуба - "Hyundai". Поднимаемся еще на один этаж выше и попадаем в фуд-корт зону, здесь уже можно и перекусить, и выпить пива. Такие небольшие тенты располагаются близ чаши стадиона по периметру, а напротив северной трибуны "Лиона" (фанатской) есть небольшая сцена с площадкой, где всех развлекает диджей в символике клуба. Если по какой-то причине вы не смогли попасть на матч, то в этой миниатюрной фан-зоне на небольшом экране вы сможете посмотреть футбол с напитками и хот-догами.   

 Вокруг стадиона каждые 30-40 метров располагаются небольшие официальные фан-шопы. Открытых палаток, увешанных матчевыми шарфами в стиле Англии, здесь нет. Не забудьте прихватить карту арены (на двух языках), которая поможет вам сориентироваться. Досмотр нужно проходить лишь однажды за метров сто до стадиона. С фруктами меня не пустили внутрь, стюард по-английски объяснил, что яблоком можно хорошенько зашвырнуть, а банан может быть использован на почве расизма. Так, что будьте осторожны. Забегая вперед, скажу, что никакой сетки между полем и трибуной у фанат кого сектора нет, и во-втором тайме рядом с вратарем гостей с трибуны была выброшена бутылка - вратарь пожаловался судье, а тот передал делегату встречи. ФК "Лион" был оштрафован. На предыдущий матч с "Марселем" меня не хотели пускать с планшетом, но поскольку мой билет был сохранен именно там - я прошел с ним дальше. После досмотровой зоны волонтеры протянут вам газету под названием "Трибуна Олимпик" - это и есть программка к сегодняшнему матчу на двадцати (!) полосах. 

 Как и у большинства футбольных клубов западной Европы - она совершенно бесплатная. Но Лионцы и здесь пошли дальше. В день игры программка к предстоящему матчу будет ждать вас в газете "Lyon plus". Представьте, что, к примеру, в Питере вы утром купили "комсомолку" в киоске, а там внутри - программка к матчу "Зенит" - "Андерлехт". Здорово же?  Далее заходим внутрь арены. Входов много и, если сегодня на матче собирается менее сорока тысяч, то стоять в очереди на вход вам не придется, в ином случае 10-15 минут вы можете потерять. Первый и второй ярусы не имеют общего фойе, как например, на новом стадионе ЦСКА, поэтому купив билет наверх, вы никак не сможете проскочить на нижние сектора и на соседние трибуны. В фойе, всё что у вас имеется из развлечений это точки питания (20 на весь стадион), еще несколько точек продажи атрибутики и телеэкраны, транслирующие игру. Внутри чаши активные болельщики "Лиона" занимают первый ярус северной трибуны и еще часть из них - на противоположной южной. Перед игрой на поле выбегает красочный лев, маскот команды, и заводит весь стадион хлопками в стиле исландского "у". Сразу оговорюсь, эта фишка было у болельщиков красно-сине-белых еще до мейнстрима с исландцами - можете проверить это на ютубе. Практически полная арена хлопала в унисон на прошедшем матче с "Марселем", тогда пришло почти 48 тысяч зрителей, сегодня чуть поменьше - 36 тысяч, в основном пустуют сектора второго яруса, на которые не открывали продажу.  

 Если вы хотите почувствовать энергетику арены - приходите на трибуну Север, здесь фанаты "Лиона" не смолкают ни на секунду, акустика и обзор с любого места тоже доставляют массу удовольствия. В перерыве на поле проходит конкурс футбольных буллитов среди юных воспитанников "Олимпика". Готовятся ли ребята так к нововведениям в футболе или просто развлекают зрителей, но особого отклика в этом зрелище я у болельщиков не нахожу. Еще одна особенность арены - полностью безразличный расчет (cashless), сделано это для быстрого расчета, как на многих стадионах Англии и Германии. Вы можете расплачиваться по своей банковской карте, а можете положить наличные на специальную карту MYOL. Расплачиваясь по этой карте, вас будут обслуживать в приоритетном порядке в отдельной очереди. Если вы не хотите стоять в очереди вовсе - то добро пожаловать в специальное приложение арены "Парк Олимпик" доступное на iOS, android и windows phone. Здесь в разделе "питание", вы сможете заранее заказать и оплатить еду и напитки в любой момент, а потом лишь забрать их на специальной кассе, указав свой сектор. Также это приложение поможет вам с покупкой билета, навигацией и логистикой до и после матча. На территории стадиона есть подключение к wi-fi.  

 Что касается цен на еду и напитки, то я бы не назвал их высокими: картошка фри - 3 евро, сэндвичи-багеты и хот-доги по 4,50, бургеры по 5,50, напитки по 3, а батончики от 1 до 3 евро. Цены даже чуть дешевле чем в любом Макдональдсе Лиона. Если вы не ходите никуда уходить со своего места, то ловите вот таких продавцов с громадными литровыми рюкзаками. Правда, кроме пива, у них ничего нет. Кстати, стаканы здесь фирменные с игроками "Лиона". После первой покупки болельщики приходят со своим стаканом в последующие разы и даже на следующие игры, чтобы газировку налили именно в стакан с его любимым игроком, как Вальбуэна, например. Но будьте готовы к тому, что не все продавцы и работники арены говорят по-английски. И да, в подтрибунном помещении еще холоднее чем внутри чаши - стадион находится на пустыре, обдуваемым со всех сторон, а в некоторых местах "подтрибунка" открыта как на "Локомотиве". Кстати, если вы думаете, что посещаемость от этого в Европе не страдает, то это миф. Здесь, как и в России, есть категория болельщиков, которая несмотря на хороший продукт ни за что не пойдет на стадион, если там ниже +8, например. И поверьте, таких зрителей немало. 

 Если вы относите себя к категории VIP, то для вас будет уготовлен отдельный сервис на матче. Если мой билет наверх за ворота вышел мне в 15 евро сегодня, то место в комфортабельно ложе обойдется в 725 евро с услугой все включено (места на центральной трибуне с неограниченным шведским столом). Самый дешевый билет в ложу - 300 евро за воротами без оплаты еды. На территории арены есть пивной ресторан, куда вы также можете купить билет и посмотреть оттуда футбол как VIP-гость, билет туда стоит 185 евро и бронировать места нужно заранее. В соседней от ресторана ложи находится парикмахерская.  ФОТО /видео с ФБ Несмотря на поражение 2:1 некоторые болельщики после игры с удовольствием остаются пообщаться и перекусить на стадионе, а некоторые идут прикупить себе понравившуюся атрибутику в мегасторе. У львов отлично идёт продажа через свой сайт. (http://boutique.olweb.fr/fr/?utm_source=olweb&utm_medium=bouton&utm_content=barre-menu&utm_campaign=olweb-permanent). 

 Если у вас нет возможности посетить матч, то у Лиона есть еще два магазина в городе: один в центре на площади Bellecour (место фан-зоны на ЕВРО-2016) и один возле "Стад де Жерлан", на котором сейчас играет регбийная команда "Лиона". У вас есть возможность выбрать товар на сайте и забрать его потом самовывозом в любом из трех магазинов, либо заказать доставку, варьирующаяся от 5 до 15 евро в зависимости от веса и вашей локации. Должен сказать, что "линейка" у "Лиона" - супер разнообразная. Здесь вы найдете любой из трех комплектов формы, разумеется с функцией сделать майку со своей фамилией, повседневные футболки, шорты, куртки для мужчин, женщин и детей на любой вкус, товары для самых маленьких, зимние и летние шарфы больше 12 видов, настольные игры, коллекционные карточки от Panini, часы, наушники, джойстики и уйму самых разных аксессуаров. Из особо оригинальных товаров отмечу автокресло для ребенкатостер, способный прожарить эмблему "Олимпика"; макет стадиона из пазл, настольная игра "монополия" с игроками и менеджментом клуба; и своя линейка туалетной воды и косметики. И чуть не забыл, специальные подарочные наборы на День святого Валентина! 

 Те кто, предпочел поехать после игры прямиком домой, должны отстоять минут десять в очереди на обратный трамвай, который также бесплатно доставит вас обратно в центр города.  У вас также есть возможность посетить "Парк Олимпик" с туром по арене, причем сделать это можно как в неигровой день, так и в день матча. Парк предлагает пять разных пакетов посещения стадиона: мини-тур за 9 евро (45 минут без раздевалок), классический за 19 (75 минут с пресс-зоной и раздевалками), VIP за 39 (105 минут со всеми зонами доступа), Легенда за 100 (вместо гида вам проведет экскурсию один из менеджеров клуба) и игровой за 38 (75 минут с возможностью увидеть подготовку клуба к игре). С полным пакетом услуг можно ознакомится ниже (версия только на французском)

 Теперь немного о специальной программе лояльности клуба - MYOL. Суть проста - расплачиваетесь в магазине по карте MyOL и копите баллы, которые дают вам возможность получать различные привелегии. Это скидки в фирменном магазине, бесплатная доставка, 1 матч в ложе, майку с автографом любого игрока и многое другое при разном количестве накопленных баллов.     

 Ну а теперь подведем небольшой итог всего вышеперечисленного. Что касается сайта и соц. сетей, то нужно отдать должное медиа-службе Лиона. Сайт дублированн на английский язык за исключением нескольких разделов. На Фейсбуке у клуба почти 3 миллиона подписчиков, контент обновляется постоянно и в твиттере (чуть больше миллиона подписчиков), и инстаграме (348 тыс.) Фото и видео отчеты выкладываются после каждого матча, а иногда и тренировки. Кстати, клуб помогает фанатам с приобретением билетов и на выездные матчи. Выездная активность фанатов "Лиона" - одна из лучших в чемпионате Франции, хотя тут играет роль и удобное географическое положение из города. Ну а главный показатель, посещаемость,уже растёт по сравнению с последними сезонами на старом "Жерлане":

 (новый стадион с середины сезона) 

 Сейчас команда проводит свой второй сезон на новом стадионе. И с учетом того, что игра команды начинает налаживаться, болельщики принимают новшества от клуба, а его популярность начинает снова расти за рубежом (после семи чемпионств подряд 2002-2008) - можно с уверенностью утверждать, что отдел клуба по работе с болельщиками идет в правильном направлении. Рискну даже предположить, что недалек тот день, когда "Лион" может обойти "Марсель" по популярности в своей стране и прочно закрепиться на втором месте, а там уже и до первого недалеко.