7 мин.

Чемпион из «КАМАЗа» вытащил напарника из дюны, хотя выиграл бы «Дакар», проехав мимо. Подарил титул главному сопернику

Дружба – даже в финале битвы.

44-й «Дакар» завершился максимальным триумфом «КАМАЗа»: все четыре места – за грузовиками из Набережных Челнов, подиум в полном составе не отдавали со дня пролога, выиграли 12 этапов из 12-ти, 8 раз вообще захватили все три места. Красота!

Но интрига в зачете грузовиков все-таки была: в схватке за титул сошлись действовавший чемпион рейда (и «Шелкового Пути») Дмитрий Сотников и пятикратный чемпион (самый титулованный в команде на данный момент) Эдуард Николаев – который пропустил предыдущий рейд и вообще не очень хорошо начал год (со схода на «Золоте Кагана»). Тем не менее, №505 с первых же дней показал скорость: выиграл пролог (аналог квалификации в рейдах) с преимуществом в 7 секунд над Сотниковым и приехал на финиш открывающего спецучастка прямо вслед за чемпионом в 31 секунде – и это после четырехчасовой гонки на 314 км!

Схватка растянулась на весь рейд: разрыв между Дмитрием и Эдуардом колебался в пределах 4-11 минут после каждого этапа. И их гонку по-настоящему можно сравнить с битвой Хэмилтона и Ферстаппена: Николаев – жаждущий реванша многократный чемпион, бесконечное количество раз доказавший мастерство, а Сотников – набрал потрясающую форму в последние годы (по мнению главного соперника «КАМАЗа» Сергея Вязовича из «МАЗа») и максимально плотно работал над доводкой нового грузовика завода К5. Более того, «Синяя Армада» привезла только два улучшенных болида в Саудовскую Аравию – один достался Дмитрию, а второй – именно Николаю!

Потому вопрос «кто же победит?» не отпускал до самого финиша. Выиграть без шуток мог любой – причем напрямую запрещать борьбу в «КАМАЗе» никто не собирался. Но лишь при одном условии: максимальной помощи напарнику в сложной ситуации.

«Борьба всегда существует, ведь мы спортсмены и каждый хочет быть первым, – рассказал штурман Николаева Евгений Яковлев в интервью для телеграм-канала Cross-Country Rally. – Все должно быть в пределах разумного. Наша основная задача – довести результат до логического завершения. Ни в коем случае нельзя вступать в междоусобные войны. Наоборот, надо друг другу помогать.

Элемент борьбы всегда будет присутствовать. Нет установок, что кто-то всегда едет впереди, а кто-то – позади. У каждого всегда есть шанс вырваться вперед. Но этот шанс нужно использовать не в ущерб команде».

И такая сложная ситуация возникла как раз на решающем 11-м спецучастке: грузовик действующего чемпиона увяз в дюне – казалось, все, победа уплыла к стремительно нагонявшему Николаеву.

«Николаев, отстающий от Сотникова в генеральной классификации всего на 10 минут, мог бы не останавливаться, оставив решать вопрос с застреванием Сотникова идущим позади экипажам Каргинова и Шибалова, – написал даже официальный сайт команды. – Это сразу сделало бы его лидером в грузовом зачете и практически обеспечило бы награждение шестым в карьере «Золотым бедуином» на финише в Джидде. Но экипажи ставят командные интересы выше личных».

И «КАМАЗ» в «Путевых заметках» показал, как же Николаев вытаскивал Сотникова – и вообще рассуждал о необходимости помощи.

Николаев: «КАМАЗ», чтоль? Там сидит? Да нет, не «КАМАЗ»… «КАМАЗ»!

Штурман: Курс у нас правее должен быть. Надо пересечь эту гору большую и направо уйти за ней. Они ее пересекали, и, видимо, сели.

Николаев: Ну что, мы их вытаскиваем, или нет?

Штурман: За нами Шибалов едет. Надо, наверное.

Эдуард подъехал.

Подождал, пока ребята закрепят трос на его К5 – и сдал назад

Сработало – машина Сотникова сдвинулась!

Условный сигнал сопернику в стиле «забирайте!»

И поехали дальше.

Весь процесс занял буквально пару минут.

«Мы не могли чисто по-командному [проехать мимо], всегда выручаем друг друга, – объяснил после финиша Николаев. – подъехали и выдернули его».

«Мы стартовали первыми, – рассказал Сотников. – Была большая дюна третьего уровня сложности. След уходил прямо, а мы заходили чуть слева, и объезд не просматривался. Решили попробовать проехать. Но верхушка оказалась очень рыхлой. Когда увидел обрывистый спуск, попытался подобрать скорость, но ее не хватило. В итоге Эдик Николаев дернул наш грузовик, спасибо ему».

Это и правда невероятная помощь: ведь традиционно финальный спецучасток «Дакара» оставили укороченным и менее сложным – для красивого финиша победителей. Именно на 11-й оставили весь хардкор – фактически он стал самым важным и решающим.

«Сегодня был сложный спецучасток, напомнил аргентинские этапы в Южной Америке, – описал его Николаев. – Гонка была на выносливость. Очень сильное бездорожье, много сложных песков и дюн. Настоящий дакаровский рабочий день, таких бы нам побольше. Для многих такие условия стали неожиданными».

«Этап очень сложный, много бездорожья, русел, мягких дюн – такого не было очень давно, – подтвердил и Сотников. – Сегодня впервые в Саудовской Аравии «попробовали» такие высокие дюны. В последний раз похожие дюны были в Перу. Думаю, сегодня всем досталось».

Дружеская субординация в «КАМАЗе» взялась под влиянием шефа команды и семикратного чемпиона «Дакара» Владимира Чагина (по прозвищу «Царь «Дакара») – он особенно выделил момент с внутренней конкуренцией.

«Я за этим очень строго слежу, – рассказал Чагин в эксклюзивном интервью для Sports.ru. – Если вдруг увижу внутреннюю конкуренцию на соревнованиях – то все, сразу экипаж снимается. Билет на самолет – и домой.

Иная история – на тренировочных сборах, на чемпионате России (он – всегда подготовка к международным соревнованиям). Здесь – пожалуйста: вы друг другу соперники. Тут вы, конкурируя друг с другом, поднимаете общий скоростной барьер всей команды. Но когда вышли на международные соревнования – все! Здесь – никакой внутренней борьбы быть не должно. Все работаем на один результат.

Не принципиально, кто из пилотов команды будет первым на подиуме. Такой философии команда придерживалась все 32 года. Кого-то притормозить – так никогда не делали. Когда первые две позиции за «КАМАЗом», а завтра-послезавтра финиш – я даже никогда не останавливал ребят, хоть и понимал: если зарубятся, мы оба подиума можем потерять. Но я всегда относился к ребятам с доверием – и когда сам был пилотом. Прецедентов не было. Побеждает сильнейший».

Так что финальное решение все-таки принимал сам Николаев – и он, видимо, решил отблагодарить действующего чемпиона за годовую работу по настройке нового К5 (на котором впервые выехал в рейд и сам). Формально Эдуард и правда мог бы просто проехать мимо – за ним следовали двое других «КАМАЗовцев» – и победить в шестой раз. Но выбрал все-таки рискнуть и укатать Дмитрия на трассе – и в итоге уступил на финише 10 минут. Настоящий мизер по меркам 12-дневного «Дакара».

Зато как же красиво. Николаев – просто легенда.

Интервью с легендой «КАМАЗа» Чагиным, который 7 раз выигрывал «Дакар». Правдив ли сериал «Мастер»? Как доехать до финиша с переломом?

«КАМАЗ» покорил «Дакар» новым грузовиком – выиграл почти все этапы. Он лучше сбалансирован, испытан на высокогорье и красивее

Бивуак «КАМАЗа» на «Дакаре»: еда, шкафчики гонщиков, душ, кран с квасом – в грузовиках поддержки рядом с запчастями

Фото: East News/Julien Delfosse / IPA/Sipa USA; РИА Новости/Жульен Дельфосс, Флоран Гуден; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency