Реклама 18+

Трассу Гран-при США разносят из-за огромных кочек – они вызывают жуткие боли и аварии. Мотогонщики злятся, скоро приедет и «Ф-1»

С проблемой мучаются уже три года.

22 октября «Формула-1» совершит исторический вояж за океан – впервые с 2019-го начнет Гран-при на территории Нового Света. И этап в Техасе сейчас крайне важен для чемпионата: он уже много лет изо всех сил стремится нарастить фанбазу на местном рынке и привлечь как можно больше платежеспособной американской публики, а без красочного локального Гран-при успех не закрепить. Потому США дали и второй этап (Майами дебютирует 8 мая 2022-го), но даже чисто символически возвращение «Ф-1» должно пройти идеально. Вот только, кажется, не в этот раз.

Заезд в октябре примет гордость континента – «Трасса Америк». Ее сдали в эксплуатацию в 2012-м после шести лет возведения, завесившего на $300 млн (по оценкам Formula Money) – и раньше здесь проходили адреналиновые гонки: все-таки пилоты обожали трек за скоростные связки, перепады высот, аэродромную широту и сложные шпильки (много места для обгонов и удовольствия от быстрейших машин). А теперь главными впечатлениями от техасского автодрома становятся качество асфальта, поиск способов не расколотить технику о барьеры или объездных путей мимо кочек.

Обо всем этом уже заявили райдеры MotoGP – 1-3 октября «Трасса Америк» приняла этап чемпионата мира по мотогонкам. И ребята с байками оказались, мягко говоря, недовольны.

«Выступать здесь слишком опасно, – негодовал Алеш Эспаргаро. – Я никогда не ездил по таким трассам. Это ужас. Даже не хочу думать, что может случиться, когда в гонке 20 байков с полными баками налетают на эти кочки. Если бы от моего голоса зависело решение комиссии по безопасности, я бы сказал, что не выйду на старт. Слишком опасно».

Алеша можно понять: примерно вот так он приземлился в 12-м повороте из-за неровностей покрытия.

«Это одна из самых опасных трасс, на которых я ездил, – согласился Франческо Баньяя. – Думаю, с моим мнением согласны все, но мы здесь для того, чтобы гоняться. Заседание комиссии по безопасности будет очень интересным, потому что все злятся».

«Я тренировался в мотокроссе примерно на таких треках, – высказался и лидер чемпионата Фабио Куартараро. – Правда, так плохо. Не представляю: мы три года назад потребовали переложить асфальт, а все стало только хуже. Неприемлемо гоняться. Какая-то шутка. Трек опасен. Нужно поменять все покрытие полностью».

«Кочки – буквально на пределе, состояние покрытия совсем на пределе, – подтвердил и побеждавший на «Трассе Америк» с 2013-го по 2018-й Марк Маркес. – И дело даже не совсем в кочках. Покрытие двигается, и вот тогда все становится очень сложным».

Вот отличная иллюстрация, как бросает в 10-м вираже – и примерно то же самое наблюдается практически во всех частях трека (но в первом и втором поворотах – особенно).

Как вы поняли, проблема далеко не новая – мотогонщики негодовали еще в 2019-м. Тогда же возмущались и пилоты «Ф-1» – после череды аварий в практиках именно из-за кочек.

«Не возражаю против неровностей на городских трассах, но эти кочки прямо серьезные, – описывал ситуацию даже обычно бесстрашный Макс Ферстаппен. – В некоторых местах бугры или почти уклоны, из-за которых колеса отрываются от земли».

«Это, пожалуй, самый кочковатый трек из всех, на которых мне приходилось гонять – рассказал Льюис Хэмилтон. – Чувствовал себя отвратительно. Сильно болела голова, пришлось даже прилечь, чтобы прийти в себя. Я не против неровностей – они придают трассе очарование. Не надо делать все идеально ровно. Но кочки здесь просто огромные, и мы чувствуем их из-за жесткой подвески. Можно сказать, мы сидим задницей на асфальте – и позвоночник принимает все удары на себя. Надеюсь, с покрытием что-то сделают, потому что сейчас это просто хардкор».

Покрытие трассы «Ф-1» в США отвратительно: кочки спровоцировали 4 разворота, вылет и аварию. Пилоты негодуют

Теперь Макса и Льюиса (как раз сражающихся за титул) ждет сюрприз: покрытие капитально деградировало.

Неужели владельцы дорогущей трассы и важнейшего Гран-при просто забили на проблему? Не совсем: ее пытались разрулить частичной перекладкой асфальта еще в межсезонье после 2019-го.

«Нам пообещали поменять покрытие как минимум на всем секторе от второго поворота до 10-го, – объяснил действующий чемпион MotoGP Хоан Мир. – Мы требовали большего, но они просили нас о минимально приемлемых изменениях [чтобы внедрить их сразу же]».

Сперва инженеры занялись самыми проблемными местами – вторым, шестым и десятым поворотами. Но успели провести лишь ямочный ремонт экспресс-формата для этапа чемпионата мира по гонкам на выносливость (прошел в феврале 2020-го), а затем на мир обрушилась пандемия – и работы приостановили на год. Зимой 2021-го вновь попытались подправить хотя бы несколько поворотов – но итог оказался даже хуже прежнего.

«За один сектор мы ехали по трем разным типам асфальта с разным уровнем сцепления, – сокрушался Мир. – В некоторых местах первого поворота стыки даже визуально видны».

А представляете езду по такому месту на болиде «Формулы-1»? Это как если бы пилоты вылетали на траву, а затем через метр попадали на подкрашенный бордюр – обычно такие штуки заканчиваются разворотами или яркими полетами в барьеры.

Но частичная перекладка асфальта в Остине – плохая идея не только из-за превращения покрытия в опасное лоскутное одеяло. Дело еще и в техасских почвах: они в том месте глинистые, весьма подвижные и не очень плотные, особенно в зонах перепада высот. Потому при строительстве трека $30-40 млн ушло только на одни земляные работы и конструирование дренажа для осушения и уплотнения территории автодрома.

А в мае 2015-го на Техас и Оклахому обрушился очень сильный тайфун с торнадо и потопами – с 31 жертвой. Ливни размыли большую часть заточенной под дренаж инфраструктуры, и со временем в некоторых местах почвы вновь приобрели подвижность. Отсюда и кочки в зонах с перепадами высот: просто там земля начала проседать чуть раньше.

Именно проблемами с почвой сейчас и прикрывается владелец трека при объяснениях невозможности полной перекладки покрытия – якобы зонный ремонт эффективно купирует ситуацию в особо опасных местах, его проще, дешевле и быстрее проводить, а радикальная перекладка асфальта приведет к тем же результатам через сезон-два.

«Не могу комментировать реальную степень движения почв на «Трассе Америк», но помните, как на «Сильверстоуне» в прошлом было много кочек и все сваливали на глинистую землю? – поделился соображениями основатель компании Dromo Ярно Дзаффелли (его прославила как раз перекладка асфальта на треке для Гран-при Великобритании и возведение бэнкингов в нидерландском «Зандворте»). – Мы доказали, что это неправда. Потому что когда мы добрались до бетонных плит, уложенных там еще в 1942-м, мы просто выбрали хорошего подрядчика и правильно организовали работы. И теперь там больше нет кочек. Все возможно.

Просто нужно обдумывать ситуацию: ведь проблемы с глиной появляются не сразу же после завершения строительства, а еще в процессе. Если же они появились только после завершения работ, то все дело в вашей прокладке подложки. Все вот так просто. Ситуацию на «Сильверстоуне» мы мониторим каждые полгода – там ничего не двигается. Ну, может, местами появляются отклонения на миллиметр. Но в Остине-то они сантиметровые!»

В чем же тогда дело? Кажется, в деньгах: по доходам «Трассы Америк» очень сильно ударила пандемия – например, автодром в 2020-м остался без той же «Формулы-1». С другой стороны, в том же году трек получил финансовую помощь в $100 млн – но почти ничего не потратил на реконструкцию покрытия или дренажных систем.

MotoGP вообще проявила странную толерантность к проблеме: ведь чемпионат мира по мотогонкам запросто вышиб Брно из календаря на 2021-й как раз из-за нежелания класть новый асфальт. Старый износился и не проходил по правилам безопасности – и Чехия осталась без Гран-при даже несмотря на статус очень зрелищного и престижного.

Потому гонщики уже взяли вопрос в собственные руки – грозят бойкотом в следующем году.

«Думаю, могу сказать за всех: если мы вернемся, а покрытие не переложат – мы не будем гоняться, – заявил Куартараро. – Решение, конечно, есть, но все упирается в деньги. Оно дорогое. Понимаю, что это сложно, но его нужно найти – трек небезопасен».

«Они пообещали нам все завершить в следующем году, – уточнил Мир. – Правда, моя работа гонять, а не составлять календарь. Они всегда говорят, что безопасность самое главное, как она важна – что ж, посмотрим».

На всякий случай: переложить покрытие к Гран-при «Формулы-1» организаторы в любом случае не успевают. В Турции в прошлом году решили рискнуть (после экстренного включения в коронавирусный календарь) – и вышел полный кошмар. Такие вопросы не решаются в спешке – особенно с учетом локальных сложностей техасских почв.

Пилоты «Ф-1» в ярости от асфальта на Гран-при Турции. Оказывается, вместо гоночного положили обычный – для автострад

Но в этом году пелотон ждет максимально суровое испытание с подгоном подвески под адские неровности – и, кажется, поиск траекторий мимо кочек, осторожность и верная настройка дорожного просвета окажутся чуть ли не важнее скоростного потенциала болидов в поворотах и на прямых. Ведь чтобы финишировать первым – нужно сперва финишировать.

Новаторский поворот-бэнкинг под скорость 265 км/ч спас Гран-при на олдскульном автодроме. Иначе «Ф-1» не приехала бы в Нидерланды из-за экологии

В «Ф-1» – небывало быстрый городской трек: средняя скорость – 253 км/ч. А еще рекорд по поворотам и почти нет жестких торможений

Катар спасает имидж не только благодаря Месси – купили гонку «Ф-1». Громко ответили соседям, которые тоже вливают миллионы в автоспорт

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Chris Graythen, Stewart F. House

+59
Популярные комментарии
Salcido
+53
Тристамиллионов долларов закатали в асфальт, лучше бы пенсионерам отдали!! да еще и сто миллионов потом помощи получили и распилили, а асфальта нет. Доколе?? А, стоп, это же трасса в Америке. Разнылись тут, это характер трассы!
Ответ на комментарий Кавабунга шреддоголовый
Это они еще на овалах в Атланте и Дарлингтоне с Фонтаной не ездили. Разнылись тут
Олег Клаутов
+46
Люди хотят качеств и как всегда появляется человек который пишет про нытьё. Вам когда врач после операции скальпель в желудке оставит тоже будете говорить что это фигня и зачем ныть? А ведь гонщик рискуют жизнь катаясь на подобных опасных трассах
Ответ на комментарий Кавабунга шреддоголовый
Это они еще на овалах в Атланте и Дарлингтоне с Фонтаной не ездили. Разнылись тут
SundayM
+19
Можно ещё болиды формулы 1 пустить на раллийные трассы, ну и что, что развалятся через 3 минуты, пусть не ноют тут, «герои»
Ответ на комментарий Кавабунга шреддоголовый
Это они еще на овалах в Атланте и Дарлингтоне с Фонтаной не ездили. Разнылись тут
Написать комментарий 36 комментариев

Новости

Реклама 18+