10 мин.

Своя Клеопатра

В конце прошлой недели Алина Загитова впервые представила в соревновательном режиме свою произвольную программу в образе Клеопатры. Поклонники чемпионки всего ждали с замиранием сердца премьеру нового платья, причём не обделённые артистическим талантом поклонники ждали деятельно, создавая свои эскизы. В итоге платье не могло не наделать много шума: чьи-то ожидания были превзойдены, чьи-то не оправданы. В любом случае, по моему мнению, программа однозначно заслуживает очень тщательного изучения, причём это касается не только костюма, но и музыкального сопровождения, и, конечно, самого выбора образа.

Мы не раз наблюдали, как тренерский штаб Алины отступал от традиционного прочтения классических и широко известных образов для более точного соответствия характеру фигуристки и более глубокого раскрытия её таланта. В каких-то случаях это не требовалось: например, жизнерадостная, искрящаяся весельем Китри из балета "Дон Кихот", основная задача которой - своей виртуозностью привести зрителей в восторг, прекрасно подходила для демонстрации уникальных способностей юной Алины в её знаменитой программе-фейерверке. Или роль Кристины в "Призраке Оперы" (для которой, как мне кажется, Алина внешне подходит чуть ли не лучше, чем актриса, сыгравшая её в киноадаптации мюзикла) - в этой постановке основное новаторство было не в прочтении образа, а в невероятно насыщенной хореографии и подборе звуковой дорожки, не повторяющейся с ранее использовавшимися в фигурном катании.

А вот "Чёрный лебедь" в постановке Даниила Глейхенгауза значительно расходится с классическим воплощением Одетты/Одиллии в балетном искусстве: он частично перекликается с одноимённым фильмом Даррена Аронофски, но на самом деле является вполне самостоятельной историей по мотивам балета о взрослении человека. Кармен у Алины тоже своя, хоть и содержит много цитат из хореографии Майи Плисецкой - не трагическая, а торжествующая, непокорная и непокорённая. В этом году для Алины была выбрана роль Клеопатры - исторической личности, о жизни которой за две с лишним тысячи лет осталось известно слишком мало достоверного, чтобы не породить множество мифов, теорий и интерпретаций её истории.

Начнём с того, что последняя царица Египта и египтянкой-то не была - Клеопатра принадлежала к династии Птолемеев, которые происходили из Древней Македонии. Эллинистический Египет, которым правила Клеопатра, был уже не очень похож на ту страну, которая обычно всплывает в сознании при мысли о Древнем Египте. Под греческим влиянием менялись обычаи, верования, стили. Даже столица страны находилась в Александрии, основанной Александром Македонским, а не в древних Фивах или Мемфисе. Некоторые традиции всё же соблюдались: например, обычай заключать браки между царствующими братьями и сёстрами, обожествление правителя: Клеопатра ассоциировала себя с богинями - Исидой и Афродитой одновременно - и была формально замужем за двумя своими младшими братьями.

Достоверных изображений Клеопатры, по которым можно было бы судить о её внешности, не сохранилось. Египетские и античные художники и скульпторы представляли царицу каждый на свой лад, придавая ей сходство соответственно либо с греческими, либо с египетскими идеалами красоты. Из жизнеописаний Клеопатры в работах античных историков также можно почерпнуть весьма противоречивые сведения, к примеру, Плутарх утверждал, что «красота этой женщины была не тою, что зовётся несравненной и поражает с первого взгляда, зато обращение её отличалось неотразимой прелестью и потому её  облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Звуки её голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие».

В чём сходятся историки и народная молва, так это в том, что царица была невероятно образованной женщиной для своего времени, знала множество языков (в том числе египетский - примечательно, что остальные Птолемеи так себя не утруждали и говорили только на родном греческом) и была сильна в античных науках. Известно, что два великих римских правителя - Юлий Цезарь и Марк Антоний - состояли с ней в романтических отношениях. Также известно, что её путь к трону был весьма тернист и проходил по трупам враждебных к ней сестёр и братьев. Однако распущенность и кровожадность Клеопатры, по мнению некоторых современных исследователей, были преувеличены по указанию императора Октавиана для дискредитации образа царицы после её смерти, представив её опасным врагом Рима и "злым гением" Марка Антония.

История последней царицы Египта привлекала художников и поэтов, писателей и кинематографистов, и каждый рассказывал о ней на свой лад, в итоге превратив её из исторической личности в культурный феномен (как Ричард III или Антонио Сальери). В сознании современного человека закрепился образ величественной, гордой и трагической королевы, созданный великими голливудскими кинодивами Вивьен Ли и Элизабет Тейлор (которая опиралась на игру Ли, работая над своей ролью). Но жизнь царицы не состояла из одних сплошных трагедий. Историки упоминают и пышные пиры, в которых проводили время Антоний и Клеопатра, и их забавы – вроде прогулок в одежде простолюдинов по ночному городу. Сохранилась и такая легенда:

"Однажды Антоний, задумав поразить Клеопатру своими способностями рыболова, подослал ныряльщиков, которые постоянно насаживали ему на крючок новый «улов»; Клеопатра, быстро разгадав эту хитрость, со своей стороны послала ныряльщика, который насадил Антонию вяленую рыбу".

Как видите, царица, по всей видимости, не только была умна, но и обладала чувством юмора, стало быть, так ли уж неправдоподобна улыбчивая, игривая Клеопатра Алины Загитовой?

Как мне кажется, Даниил Маркович сознательно не стал брать для этой программы музыку из кинолент о Клеопатре: именно с той целью, чтобы показать нешаблонный образ царицы. Первая звуковая дорожка - творение знаменитого британского певца и композитора Питера Гэбриэла "The Feeling Begins" из альбома "Passion". Музыка из "Passion" изначально писалась для фильма Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа", но после выхода фильма Гэбриэл подверг её доработке и выпустил отдельным альбомом как самостоятельное произведение. Для создания уникальной музыкальной композиции, отмеченной многочисленными наградами, Гэбриэл объединил свои уникальные вокальные данные, виртуозное владение ударными и таланты музыкантов со всех концов света, вместе с которыми он творчески переработал народные ближневосточные мотивы: пакистанские, иранские, египетские, армянские, курдские, турецкие, сенегальские... В частности, в "The Feeling Begins" звучит переработанная армянская мелодия "Ветер стихает", исполненная на армянском дудуке.

Это первая часть программы, таинственное, завораживающее вступление, с нарастающим темпом, создаваемым ударными, с интересными связками между четырьмя прыжковыми элементами, демонстрирующими гибкость фигуристки и отсылающими к изящным статичным позам фигур на египетских барельефах. Завершается вращением "кольцо".

Следующая часть - отрывок из другого прекрасного саундтрека: музыки к кинофильму "Лоуренс Аравийский", написанной французским композитором Морисом Жарром, отмеченной премией "Оскар" как лучший саундтрек. В постановке Алины используется самая известная часть - тема пустыни, звучащая одновременно торжественно и нежно, завораживающе-экзотично, солнечно и романтично. Под эти звуки Алина "плывёт" по льду в свободной спирали со сменой ребра.

Пожалуй, с такой улыбкой царица Клеопатра могла идти на своём корабле навстречу Марку Антонию, изображая Афродиту. Вот как об этом писал Плутарх:

"Она плыла по Кидну на корабле с золоченой кормой, с раздуваемыми ветром пурпурными парусами, а гребцы ее мерно опускали и поднимали серебряные весла под музыку флейт, свирелей и лютней. Сама Клеопатра возлежала под балдахином из золоченой ткани в одеянии Афродиты, такой, как мы видим ее на картинах, а по обе стороны от нее стояли мальчики с опахалами, одетые как Амуры... От многочисленных курильниц на палубе корабля исходил удивительный запах благовоний, достигавший берегов реки... Постепенно разошлась толпа народа, собравшаяся на рыночной площади, где Антоний, сидя на возвышении, ожидал царицу, и он остался в одиночестве. Пронесся слух, будто сама Афродита явилась на встречу с Дионисом, на счастье Азии".

И, наконец, последняя часть: зажигательная композиция Хатира Хичама "Рамзес", сочиняющего музыку для современных восточных танцев. Здесь Алина демонстрирует свою сверхскоростную дорожку шагов, в которую также вписаны некоторые узнаваемые движения восточных танцев и новые отсылки к древнеегипетской живописи.

Ну и пару слов о платье.

Опять же, мне нравится, что это образ не "в лоб". Есть очевидные отсылки к египетской теме: перчатки в виде браслетов-змей (кстати, хорошая сетка) и сокол на груди - символы фараонов, яркий макияж глаз, графичные разрезы на юбке. Цветовое решение тоже вписывается в египетскую символику: золотой - цвет солнца, чёрный - символ плодородия, голубой - цвет ляпис-лазури, часто используемой египтянами как в украшениях, так и в макияже. Многие отмечали сходство костюма с вот этим платьем Вивьен Ли (особенно колье и сокол на левой части лифа):

И в то же время это всё-таки костюм для фигурного катания, со стразами, с плавными волнообразными линиями на лифе, которые не встретишь на египетских костюмах, без навороченных конструкций на голове. Так что это очень интересная стилизация, которая идёт Алине и при этом соответствует образу.

В целом получилась прекрасная современная программа, которую Алину катает с очевидным удовольствием. Пожалуй, в этом сезоне это главное. У Алины будет своя Клеопатра, загадочная, бесконечно обаятельная, живущая вне времени.

P.S.: хочу поблагодарить всех, кто оставил свои комментарии к предыдущим постам блога - было очень приятно и неожиданно получить сразу столько позитивных откликов и полезных советов. Мне очень радостно, что такие обзоры находят интерес у читателей, это вдохновляет и даёт силы продолжать совершенствовать блог.

Другие обзоры:

Произвольная программа Александры Трусовой

Программы Анны Щербаковой: часть 1, часть 2