13 мин.

Ральф Рангник: отец-основатель современного немецкого футбола

Сегодня речь пойдет о знаковой фигуре немецкого футбола и в целом европейского - знакомьтесь - Ральф Рангник!

Перевод статьи из The Athletic и часть статьи из Financial Times

Ральф Рангник вспоминает совет, который он однажды дал Дитриху Матешицу, австрийскому миллиардеру и соучредителю "Ред Булл", компании по производству энергетических напитков:

Я сказал: Послушайте, я бы изменил почти все».

Это было летом 2012 года, и мистер Рангник, известный футбольный тренер, годом ранее вывел немецкую команду "Шальке-04" в полуфинал Лиги чемпионов, самого престижного европейского клубного турнира. Также Ральф отметился своей работой за "Хоффенхайм", который вывел из низших дивизионов немецкого футбола в Бундеслигу.

Эта работа привлекла внимание г-на Матешица, который, отчасти в качестве маркетингового хода для своей бизнес-империи, приобрел спортивную франшизу с логотипом компании. Бизнесмен искал «спортивного директора» - руководителя для управления футбольными командами, в том числе РБ Зальцбург в Австрии и РБ Лейпциг в Германии.

Дитрих Матешиц

Мистер Рангник предложил революцию. Начать процесс продаж стабильных, но стареющих футболистов. Покупаете молодых, пусть и не проверенных игроков. Вместо заезженного оборонительного футбола, ставьте атакующий, но порой рискованный рисунок игры.

Эти изменения лучше подходят для слогана компании «Ред Булл окрыляет!» - обращения к более молодым, ищущим острых ощущений потребителям. «Это агрессивный, проактивный вид футбола, в котором никогда не бывает скучно», - говорит г-н Рангник. «Идеально подходит для бренда».

В возрасте 62 лет он теперь признает, что этот бизнес-план был чем-то вроде уловки, способом согласовать бизнес-идеи Матешица с желанием реализовать его радикальные футбольные планы.

“Для меня речь не шла о продаже большего количества банок для "Ред Булл"", - говорит мистер Рангник. “Для меня это было настолько успешно, насколько это возможно в кратчайшие сроки.”

За восемь лет работы в "Ред Булл", который также владеет клубами в США и Бразилии, мистер Рангник добился беспрецедентного успеха. Лейпциг, основанный всего 11 лет назад, пройдя через дивизионы немецкого футбола и в прошлом сезоне вышел в полуфинал Лиги чемпионов. Австрийский "Зальцбург" выиграл семь подряд австрийских чемпионских титулов.

Вдохновленный выдающимися бывшими менеджерами, такими как Арриго Сакки из «Милана» и Валерий Лобановский из «Динамо» (Киев), г-н Рангник впервые разработал стиль игры, основанный на гегенпрессинге (агрессивное давление на соперников вскоре после потери мяча) и «зональной маркировке» (когда игроки закрывают отдельные участки поля поля, а не используют персональную опеку "“man-to-man”).

В 1998 году он появился на немецком телевидении, отстаивая достоинства обороны из блока 4-Х-Х по сравнению с блоком из 5-Х-Х, предпочитаемой большинством команд страны на тот момент. Эта противоположная позиция принесла ему прозвище “Профессор”. Это прозвище не было комплиментом. Вместо этого его уволили как чудака, который мало чего достиг в качестве игрока и в то время был всего лишь главным тренером команды второго дивизиона SSV Ulm 1846.

“В Германии мы не очень открыты для новых идей ... не только в спорте, но и в других областях жизни”, - говорит он.

Затем сборная Германии проиграла два матча группового этапа чемпионата Европы 2000 года. Эта унизительная неудача привела к общенациональной революцией в тренерской работе в молодежных командах и тактическому переосмыслению на клубном уровне. Внезапно идеи мистера Рангника вошли в моду. Будучи отцом-основателем современного немецкого футбола, он оказал влияние на новое поколение тренеров-единомышленников, таких как Юрген Клопп из "Ливерпуля", Юлиан Нагельсманн из "РБ Лейпциг" и Томас Тухель из "Челси". О влияние идеи Рангника на его последователей подробней разберем что ниже.

Юрген Клопп (слева) и Ральф Рангник перед матчем Бундеслиги между Дортмундской "Боруссией" и "Хоффенхаймом" в октябре 2010 года. Фотография: AFP/Getty Images

Тем не менее, его работа в Ред Булл была подвержена критике, особенно в Германии, где большинство команд придерживаются формы владения “50+1”, которое гарантирует, что отдельные члены клуба имеют большинство в праве голоса, а не имеют одного богатого владельца — модель в других европейских странах. Структура собственности "РБ Лейпциг" позволяет руководителям "Ред Булл" эффективно контролировать клуб. Критики утверждают, что деньги стали причиной его карьерного роста, а не тренерские и тактические качества мистера Рангника. Такая критика основана на “страхе”, парирует он, поскольку фанаты других клубов “боятся, что мы можем подвергнуть опасности ... положение их собственных команд”.

Хотя г-н Рангник признает, что "Ред Булл" предоставила «стартовый капитал» для создания своих команд, он добавляет, что «мы не подписывали готовых и топовых игроков. . . мы всегда подписывали перспективных и молодых футболистов".

Те, футболисты, которые вышли из молодёжной системы "Ред Булл", будут продаваться с хорошей прибылью и впоследствии станут одними из главных талантов в этом виде спорта. В число этих игроков входят Садио Мане из Ливерпуля, Эрлинг Хааланд из Боруссии Дортмунд и Тимо Вернер из Челси. «Мы создали рыночную стоимость игроков на сумму более миллиарда евро», - говорит г-н Рангник.

То, что многие случайные наблюдатели не могут полностью понять, - это степень, в которой элитный футбол, утверждает он, стал игрой конкурирующих тактических систем, а также соревнованием между отдельными игроками.

Возьмем, к примеру, французский "Олимпик Лион", который в прошлом сезоне в Лиге чемпионов выбил английский "Манчестер Сити", одну из самых дорогих команд в истории. “Я очень сомневаюсь, что у игроков "Лиона" был бы шанс попасть в стартовый состав Пепа Гвардиолы", - говорит мистер Рангник.

Поговорим же теперь о влияние Рангника на немецкую тренерскую школу и как его идеи позволили стать Германии центром новых тактических трендов.

Начинается с Томаса Тухеля. Новый тренер «Челси» - первое лицо, которое вы видите в видео «Философия игры» РБ Лейпциг, 12-минутном мини-шоу для будущих игроков. Созданное во время первого сезона клуба в Бундеслиге 2016/2017 под руководством Ральфа Хазенхутля, Томас передает чувство гордости за их революционную тактику.

Возможно, поэтому Тухель, который еще в «Боруссии Дортмунд», восхвалял стиль, «определяемый тяжелой работой, компактной защитой и быстрыми переходами, и все это они пытаются совершенствовать». Тухель делает дальновидное предсказание: «Когда вы видите их приверженность тому, как они играют и насколько хорошо это работает, то вы знаете, что их успех не будет разовым».

Еще один тренер Бундеслиги, свидетельствующий об уникальности Лейпцига в видео, - Юлиан Нагельсманн из "Хоффенхайма", ныне действующий менеджер "Ред Булл". Нагельсманн отмечает, что “отношение РБ к обороне, с гораздо большей агрессией и желанием забивать, было намного лучше, чем у нас” после поражения его команды со счетом 2: 1 в Саксонии в январе 2017 года. “Такой вид защиты типичен для лучших команд Европы", - добавляет он.

Как видно из наглядного пособия, защита лежит в основе подхода РБ. Но не просто защита. 62-летний Ральф Рангник, разработавший и постоянно оттачивающий эти принципы в Германии на протяжении последних 40 лет, проповедует «активный прессинг, ориентированный на мяч (ball-oriented)», движение всей команды к мячу, которое превращает защиту в форму постоянного давления.

Клубы-претенеденты на зону Лиги Чемпионов, такие как Вольфсбург (Оливер Гласснер), Боруссия Мёнхенгладбах (Марко Розе), Айнтрахт (Ади Хаттер), ныне находящиеся позади экс-клуба Рангника, Лейпцига, возглавлены людьми, в своё время обучавшимися тренерскому ремеслу в клубе-протеже - Ред Булл Зальцбург.

Помощник главного тренера «Баварии» Дэнни Рол, тайный мозг тактической перестройки Ханси Флика на пути к sixtuple (6 трофеев за сезон) начинал как видеоаналитик в молодежных командах Лейпцига, а затем перешел на помощь Хазенхюттлю в Бундеслиге и Саутгемптоне. Другие выпускники "футбольного университета" Ральфа Рангника, такие как Тухель и Роджер Шмидт (ПСВ), тоже уехали и добились успеха за рубежом. Ни один человек не оказал большего влияния на то, как ультрасовременный футбол играют сейчас в Бундеслиге, чем мистер Рангник.

Это история о том, как действует его идейная империя!

Рангник выступал в третьем дивизионе SSV Ulm, но на профессиональном уровне закрепится не смог. Как игрок-тренер провинциального клуба "Виктория Бакнанг", он столкнулся с киевским «Динамо» Валерия Лобановского на сборах в 1983 году и испытал «футбольное прозрение»: прессинг украинца доминировал в такой степени, которую Рангник никогда раньше не видел.

____ - развитие персонала при Рангнике; (- - - -) - развитие персонала после его ухода

Вместе со своим единомышленником Гельмутом Гроссом, инженером-строителем, который сам учился футбольной тактике, он начал адаптировать идеи Лобановского, а затем и Арриго Сакки из "Милана". Гегенпрессинг и «зональная маркировка» шли вразрез с ортодоксальностью того времени, но в "Штутгарте" были открыты для таких инновационных идей.

Рангник и Гросс были наняты для работы на молодежном уровне, проложив путь к новому стилю игры, который в конечном итоге стал известен как “Штутгартская школа”.

Одним из его многочисленных выпускников был молодой Тухель. Он играл в третьем дивизионе "Ульма", когда Рангник вывел клуб во вторую бундеслигу. “Он научил меня ориентированной на мяч игре, которая была фундаментальной”, - сказал позже Тухель.

Травма положила конец его карьере. Несколько лет спустя Рангник, вернувшись в Штутгарт в качестве главного тренера, дал Тухелю шанс попробовать вернуться в любительскую команду — напрасно — прежде чем подтолкнуть его к тренерской работе на молодежном уровне.

Тухель оказался настолько успешным, что восемь лет спустя, в возрасте 34 лет, был назначен главным тренером "Майнца". “Вы можете сказать, что я являюсь убежденным представителем штутгартской футбольной школы”, - сказал он Stuttgarter Zeitung. - Точно так же, как тебя воспитывают твои родители, здесь ты становишься молодым тренером. В этом отношении я посвятил себя штутгартской школе, которая выступает за атакующую философию, гегенпрессинг и ориентированную на мяч игру. Конечно, я продолжал развиваться — но основы были заложены в Штутгарте.”

Методы Рангника продолжали вдохновлять некоторых игроков и официальных лиц в его следующих клубах, Ганновере и Шальке, но ему удалось построить более устойчивые структуры в Хоффенхайме, финансируемом миллиардером Дитмаром Хоппом. С 2006 по 2011 год Рангник построил первый в Германии вертикально-интегрированный клуб (с точки зрения, управления), в котором развитие молодежи, тактика и трансферы были подстроены для достижения общей цели.

Поскольку Рангнику требовались молодые, быстрые игроки, чтобы играть в его сверхинтенсивном стиле, клуб не стал покупать футболистов старше 23 лет. Тренерский штаб постоянно развивался под руководством Рангника и Гросса, чтобы обеспечить единое видение, а также подбирался подходящий персонал для набора на новые вакансии внутри клуба. После короткого, но успешного второго пребывания в «Шальке» Рангник повторил трюк, но уже в улучшенных условиях.

Рангник искал “Uberzeugungstater”, людей, движимых непоколебимым чувством убежденности, когда дело касалось его понимания игры. “В Германии часто говорят, когда у главных тренеров есть философия, что у тренера есть только план А”, - сказал Гросс Джонатану Хардингу, автору и журналисту, специализирующемуся на немецком футболе. - Им не хватает "Плана Б". То, что мы с Рангником разработали в игровой философии — во всяком случае, мы так считаем — это план от А до Я. Это означает, что не может быть никаких проблем, которые создает игра, на которые у нас нет ответа. Решения в значительной степени отличаются от других, но это не значит, что у нас где-то есть пробел, мы работали над этим очень долго.”

Рангник придерживался следующих взглядов: если вы, как тренер, не верите в эти догматы, то и игроки тоже. Те, кто не был готов пройти весь путь, обычно не продерживались долго. Один молодой тренер, назначенный Рангником в Зальцбурге, изначально велел своей команде играть в футбол с обычным перекатыванием мяча. Ему недвусмысленно намекнули, что не имеет смысла продолжать работу в рамках, построенной в соответствии философией клуба структурой. После интенсивного периода тактического переобучения более высококвалифицированными тренерами, рассматриваемый менеджер полностью изменил свои взгляды. Теперь он руководит одним из ведущих клубов.

Регулярно проводились брифинги и семинары, но, что не менее важно, обширная структурная сеть "Ред Булл", включающая Лейпциг, Зальцбург, фидерный клуб Зальцбурга "FC Liefering" и также клубы в Бразилии и США, предлагала четко определенный карьерный путь.

«У нас была правильная позиция в нужное время для создания условий карьерного роста тренера», - сказал Рангник. Наиболее талантливые обычно начинали с юношеского уровня, прежде чем работать помощниками тренера, а затем - старшими тренерами.

«Он может быть очень требовательным, а иногда и чересчур требовательным», - сказал The Athletic бывший генеральный директор "Зальцбурга" Йохен Зауэр, ныне глава академии «Баварии». «Но, доводя вас до предела, вы переходите на следующий уровень. Что еще более важно, Ральф совершенно бескорыстен, когда дело касается обмена знаниями. Другие могут тщательно охранять свои секреты, но он видит себя учителем. Те, кто слушают, не могут не учиться».

Тренер "Вольфсбурга" Гласнер рисует похожую картину. «Ральф - это тот, кто любит говорить о футболе 24 часа в сутки», - сказал австриец rblive.de.

«Мне нравится его стремление улучшать и развивать вещи, а также его внимание к деталям. Он очень, очень требователен, но ничего личного. Он хочет, чтобы проект развивался только вперед. Помню, однажды выиграл 7: 0. Он особо не радовался. Он чувствовал, что мы могли бы забить еще четыре или пять голов».

Рангник был причастен к раскрытию одних из лучших игроков Европы на данный момент, таких как Эрлинг Хааланд (экс-Зальцбург), Джошуа Киммих (экс-Лейпциг) и Дайот Упамекано (Лейпциг через Зальцбург). Но не меньше, если не больше, акцент делается на поиске и направлении новых тренерских талантов для приверженности философии клуба.

Задолго до популяризации Манибола в футбольных кругах, Рангник осознал важность найма тренера, способного поднимать уровень отдельных игроков и команды в целом, так как этот способ является наиболее эффективным и устойчивым путём развития. В результате чего, клубы Рангника шли на беспрецедентно рисковые рокировки на тренерском мостике. Наглядным примером является приглашение Бо Свенссона, бывшего защитника и тренера молодежной команды Майнца, на должность главного тренера Лиферинга в 2019-ом году, что обошлось в €1.5 миллиона.

Год назад Майнц выкупил датчанина немного дороже первоначальной суммы, чтобы назначить его главным тренером. Еще один пример такого подхода к выбору главного тренера был в сезоне 2018/2019. Поскольку Нагельсманн, желаемый преемник, не был сразу доступен для смены Хазенхюттля, Рангник сам взял на себя управление первой командой на год, а не назначил кого-то, на кого ставку делать не собрались. Клуб готов был подождать ещё год, но позвать именно того менеджера, подходящий их философии клуба.

«Ключевым моментом является то, что Ральф может мыслить как тренер - очень конкретно и продуктивно помогать своим коллегам по тренерскому цеху», - сказал The Athletic давний соавтор. «У большинства клубов есть владельцы, спортивные директора или генеральные директора, которые абсолютно не понимают футбол на этом уровне. Им гораздо сложнее оценивать качество своих тренеров и сотрудников, и поэтому они делают больше ошибок».

Тот факт, что немецкие тренеры сейчас так востребованы, - это результат того, что Юрген Клопп преуспел в Ливерпуле, а фундамент, построенный Рангником создает устойчивый набор молодых, очень амбициозных менеджеров, управленцев и других специалистов, сочетающих в себе сильные навыки межличностного общения с превосходными техническими характеристиками. Несмотря на то, что в настоящее время он не работает ни с одним клубом, структура и помощники, которых он оставил, будут продолжать продвигать его идеи и принципы. В недалеком будущем у каждого клуба из шестерки лучших в Германии может быть бывший партнер «Рангника».

Вернется ли Рангник в качестве тренера или спортивного директора? Германии скоро может понадобиться новый национальный менеджер. «Челси» в своем время хотел, чтобы Рангник занял пост временного менеджера до конца сезона, но он отказался. Он не из тех, кого называют "caretaker manager" (временно исполняющий). Источники, близкие к нему, намекают на обсуждаемые интересные проекты. Ждем возвращения немецкого мастодонта!

https://t.me/ciceronni - Подписывайтесь на ТГ-канал! Там все анонсы и мнения!