Интервью с тренером по триатлону Дмитрием Полянским
«Я бы не хотел жить и выступать в другой стране»
Дмитрий Полянский, главный тренер сборной России по триатлону
Одно из моих любимых упражнений — присед в статодинамике.
Выполнение: становимся спиной к стене, приседаем до угла в коленях 90 градусов и стоим так 1-2 минуты, очень медленно чуть повышая и понижая угол. Это упражнение помогает активно развить медленные мышечные волокна ног. Именно в статодинамике при кислородном голодании этих мышц происходит наибольшее их развитие. Так как мы занимаемся спортом на выносливость, развитие таких мышц — одно из наших основных направлений тренировочной деятельности.
Продолжите фразу: «Я тренер, потому что…»
Дмитрий Полянский, главный тренер сборной России по триатлону
Я тренер, потому что в таком сложном и уникальном виде спорта, как триатлон, спортсмену зачастую трудно найти правильный путь развития. И задача тренера — как раз помочь своему подопечному, научить, натренировать, рассказать, поддержать, пройти этот путь вместе от первенства России до Олимпийских игр.
«Для меня спорт – это…»
Дмитрий Полянский, главный тренер сборной России по триатлону
Для меня спорт — это образ жизни, который останется со мной до конца. Без спорта жизнь не будет иметь таких красок. Спорт продлевает жизнь, придаёт ей смысл, делает ярче и насыщеннее.
Дмитрий Полянский: «Я бы не хотел жить и выступать в другой стране»
Дмитрий, вы узнали о триатлоне в четыре года. Как тогда воспринимали этот вид спорта?
В четыре года сложно что-то воспринимать всерьёз, особенно триатлон. Я просто видел, что мои родители спортивные и красивые. Желание вести такой образ жизни закладывается подсознательно, с детства, даже если потребность заниматься спортом ещё не привита. Поначалу мне очень не нравилось заниматься плаванием. Да и кому понравится мёрзнуть каждый день в бассейне?
Расскажите о периоде вашей жизни, когда пришлось одному жить в Пекине целый месяц. Трудно ли было приспособиться?
Уточню: я жил на два города — Пекин и Гонконг. Азиатская культура сильно отличается от нашей. Я — практически не бывавший за границей сибиряк, было ощущение нахождения на другой планете. Постоянно казалось, что чужой тут, но в то же время восхищался их культурой и достопримечательностями. Люди очень добрые и старались помочь. Было непросто в те времена, но в то же время каждый день таил в себе новое приключение.
За вашими плечами четыре Олимпиады, шесть чемпионатов России, сто Кубков мира по триатлону. Встречались соперники, которые, скажем так, некорректно вели себя во время гонки?
У меня были соперники, с которыми мы соревновались на равных годами и даже десятилетиями. Некоторых я уважал больше, некоторых чуть меньше, это зависело от того, на что был готов пойти спортсмен, какую тактику использовал во время гонки и ради победы. Насколько чистую или, наоборот, грязную и агрессивную манеру ведения гонки он выбирал. Это, конечно, создавало репутацию спортсмену. Самым достойным соперником я считаю пятикратного чемпиона мира из Испании Хавьера Гомеса.
Некоторые спортсмены отмечают, что Олимпиада изменила их мировоззрение. Поменяло ли участие в Олимпийских играх что-то для вас?
Первая Олимпиада в Пекине в 2008 году перевернула мой мир и отношение к спорту. К играм действительно очень трудно подготовиться полноценно морально, так как уровень и ответственность этого старта столь велики, что даже не с чем сравнить. Это действительно грандиозный праздник спорта, дружбы народов и заветная мечта любого спортсмена даже просто оказаться там. Очень жаль, что сейчас олимпийское движение запачкано политикой. В те годы я не представлял, что такое возможно.
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы продолжить спортивную карьеру в стране, где более развит триатлон?
Я достаточно патриотичен в этом вопросе, выступив на более чем 300 международных гонках за Россию, побывав в 75 странах мира. Менталитет Родины мне гораздо ближе. Я бы не хотел жить и выступать в другой стране, у меня была и есть возможность развиваться здесь. К тому же в нашей стране сейчас масса вариантов для реализации себя в разных видах спорта.
Насколько нам известно, вы любите острые ощущения. Как находите баланс между поиском новых и волнующих вызовов и заботой о собственном здоровье и благополучии?
Современный триатлон наполнен динамикой и адреналином. Мы выступаем в контактной борьбе во всех видах. У нас тяжёлые технические трассы и нередки завалы на велосипеде. Нужно уметь преодолевать свои страхи, уметь бороться. Это привело к тому, что получить адреналин, испытать острые ощущения и полноту жизни без участия в профессиональных гонках на мировой арене очень трудно. Вот и приходится искать другие пути. А за здоровьем и профилактикой травм мы всегда следим. Здоровье — это хлеб профессионального спортсмена.
Вы прыгали с банджи в обрыв, плавали в шторм с 8-метровыми волнами, забирались на вершину действующего вулкана Этна и смотрели в кратер. Можете назвать себя бесстрашным человеком?
Думаю, что нет. Это просто работает по-другому. Страх есть у всех. Это защитная реакция, которая идёт от самого сильного нашего инстинкта — самосохранения. Я привык работать со своим страхом. Когда ты его разбираешь на детали и анализируешь, он исчезает. Допустим, прыжок с банджи. Если оборудование надёжное и место проверенное, то чего бояться. Вероятность того, что ты разобьёшься, крайне мала, я думаю, даже меньше, чем разбиться на самолёте. То же самое с плаванием в шторм. Если ты хороший пловец, уровня мастера спорта, прекрасно умеешь задерживать дыхание и держишься подальше от волнорезов, то хоть процент происшествий здесь и выше, он всё равно мал. В триатлоне мы постоянно анализируем уровень риска и пытаемся заглушить страх. Иногда ради победы приходится идти на риск, который часто бывает неоправданным. Он может привести к падению, завалу и травме. Вот тогда действительно страшно.
Как вы считаете, в триатлон стоит идти только бывшим или действующим спортсменам? Вы ведь сами пришли в этот вид спорта из плавания.
Триатлон — уникальный вид спорта. Он раскрывает таланты любого человека. К тому же наш вид спорта достаточно возрастной. Пик карьеры приходится на 27‒29 лет. Конечно, лучше всего начинать с плавания, потому что техника и умение держаться на воде закладывается с детства. Но в целом, если у вас нет цели выиграть Олимпиаду, триатлоном можно начать заниматься в любом возрасте.
Просто ли совместить семью и триатлон?
Триатлонистам в семье непросто. Ведь времени на то, чтобы тренировать три вида, уходит крайне много. А есть ещё работа, семья, хобби. С другой стороны, атмосфера на гонках по триатлону всегда праздничная. Ведь это летний праздник спорта, куда вся семья приходит поддержать своего любимого участника. Иногда болельщики выстраиваются целым морем в транзитной зоне.
В триатлоне представители некоторых стран, например, британцы, иногда применяют командную тактику. Однако для россиян это нехарактерно. А что вы думаете по этому поводу?
Да, такое есть, хоть триатлон и считается индивидуальным видом спорта. Британцы впервые применили командную тактику на Олимпиаде 2012 года, взяв в команду спортсмена, который должен был поддерживать лидеров на первых двух этапах — плавание и велосипедная гонка. И это сработало, англичане выиграли золото и серебро Игр. У нас были попытки сделать что-то подобное на Олимпиаде в Рио в 2016 году, но не сложилось.
Сейчас каждая страна, выходящая на Олимпиаду по квоте больше чем один спортсмен, старается разработать тактику для своих лидеров, сделать все, чтобы завоевать медаль — наивысшую цель существования профессионального спорта. Не будем отставать и мы. Олимпийский состав будет сформирован с единственной целью у каждого спортсмена — завоевать первую в истории медаль российского триатлона на Олимпиаде. И совершенно неважно, кто будет этим спортсменом. Поэтому максимальная работа в команде и взаимопомощь на олимпийской дистанции триатлона сейчас — один из ключевых факторов успеха.
Вы любите играть в шахматы. Часто обыгрываете соперников?
В шахматы я научился играть в детстве. Часто устраивали турниры с братом и родителями. Сейчас играю с супругой или с друзьями, которые любят шахматы. Я очень люблю анализировать, поэтому шахматы для меня — интересная игра, требующая большой доли концентрации. Побеждаю достаточно часто, если играю до того момента, когда устану концентрироваться на самой игре. После этого неизбежно следуют ошибки, впрочем, как и во время триатлонной гонки.
У вас есть опыт в роли наставника. Сформировалось ли определённое тренерское кредо?
За двадцатилетнюю карьеру в спорте под руководством многих наставников, в том числе зарубежных, рано или поздно ты приходишь к какому-то своему видению, чутью. Если говорить про конкретный опыт, очень часто приходилось давать рекомендации, тренироваться самому или вести группу на далёких сборах, когда тренер не мог поехать. Опыт накопил большой, и хотелось бы его передать другим.
Дмитрий, посоветуйте, как подготовиться к первому старту в триатлоне?
Прежде всего, нужно выбрать себе дистанцию по уровню подготовки и возрасту. Если вы любитель в возрасте 20+, я рекомендую спринт (плавание 750 м + велогонка 20 км + бег 5 км). Готовиться следует начать за три‒пять месяцев до гонки. Выбрать опытного тренера, идти по тренировочному плану и освоить все нюансы межвидовых переходов в триатлоне. Тогда первый триатлон принесёт вам действительно большую радость и удовольствие, подарит мотивацию развиваться дальше.