Новак Джокович: пять побед в Индиан Уэллсе, 27 на турнирах серии Мастерс-1000 и 25 - над Рафаэлем Надалем
Первый турнир категории Мастерс-1000 в сезоне-2016 принёс победу первой ракетке мира, 28-летнему сербу Новаку Джоковичу, по ходу калифорнийской недели нанесшему поражения американцу Бьорну Фратанджело (2:6, 6:1, 6:2), немцу Филиппу Кольшрайберу (7:5, 7:5), испанцу Фелисиано Лопесу (6:3, 6:3), французу Жо-Вильфриду Тсонга (7:6 (2), 7:6 (2) ), 14-кратному победителю турниров «Большого шлема» Рафаэлю Надалю (7:6 (5), 6:2) и канадцу Милошу Раоничу (6:2, 6:0). Эта победа стала пятой на этом турнире, причём третьей подряд и 27-й на турнирах Мастерс-1000.
Джокович – Надаль: финал до финала
Главный матч на калифорнийском Мастерсе первый номер мирового рейтинга сыграл в полуфинале против своего исторического соперника Рафаэля Надаля. Несмотря на то, что в сумме соперники допустили почти полсотни невынужденных ошибок, этот полуфинал, тем не менее, стал украшением турнира. Обычно матчи с большим количеством ошибок вызывают несколько брезгливое «фэ», особенно со стороны болельщиков, но не этот. Матчи Надаля и Джоковича всегда – исключение из правил. Ибо - "Как обеспечить захватывающий теннис на фоне большого количества анфорсов? Надо быть всего лишь Джоковичем и Надалем» (с)
Для Джоковича эти встречи всегда в высшей степени принципиальны вне зависимости от того, насколько близко по уровню игры и готовности находятся он и Рафа. Отсюда – соответствующий настрой. Тот факт, что к любому матчу с Надалем Джокович, в каком бы состоянии он ни был и как бы ухабисто не играл в предыдущих матчах, подходит в максимальной готовности и с максимальной отдачей, свидетельствует об истинном отношении серба к испанцу.
«Это противоборство категорически отличается от соперничества с любым игроком из тех, с кем я сталкивался на этой неделе. Он великий соперник, великий боец. На этой неделе он несколько раз выходил победителем из сложнейших ситуаций, лишний раз показав, почему является одним из лучших игроков в истории тенниса.
Понимаете, он никогда не сдаётся. Он всегда вынуждает тебе нанести лишний удар. Победу над ним всегда нужно заслужить.
В финале Дохи я сыграл против него один из лучших матчей. Но там были категорически иные условия. В Дохе более быстрый корт, мячи отскакивают не так высоко. К тому же мы играли ночью и было гораздо холоднее. В ИУ жарко. Отскок высокий, что он предпочитает из-за мощного вращения, которое придаёт мячу. Корт здесь отлично принимает это вращение при отскоке. Так что ему нравятся здешние условия. Мы играли здесь друг с другом несколько раз – и каждый матч был очень близким.
Но все матчи не похожи между собой. И каждый раз, выходя на корт против своего самого главного соперника, ты ощущаешь себя иначе. На кону всегда предельно много. Играем ли мы в Дохе, Индиан Уэллсе или в финале «Шлема», желание победить своего главнейшего соперника сильно всегда.
Обычно психологически это игра в кошки-мышки, кто первым захватит инициативу, контроль, тот обычно выходит победителем (статистика утверждает, что тот из них, кто берёт первый сет, обычно выигрывает матч, этот показатель у Джоковича 20-3, у Надаля 20-4. – прим.) Так что начало матча очень, очень важно.
Свой первый финал с Рафой я сыграл здесь, в ИУ, в 2007. Спустя 10 лет мы абсолютно иные игроки, чем были тогда, более опытные и, думаю, более подготовленные физически, оба. И спустя 48 сыгранных матчей многое произошло. И продолжает происходить. Я наслаждаюсь соперничеством с Рафой. Возможно, это самое захватывающее соперничество в моей карьере. Надеюсь, что мы сыграем ещё много матчей», - было сказано Джоковичем накануне полуфинала.
Полуфинал, как уже было написано выше, стал самым зрелищным матчем турнира – финал в сравнении с этой игрой выглядел неким нонсенсом. Надаль первым взял подачу Джоковича, а в 10-м гейме имел сет-пойнт, который Джокович отыграл. На тай-брейке инициативой владел серб, но испанец со свойственными ему бескопромиссностью и бойцовскими качествами отыгрался со счёта 2:5, доведя его до 5:5, но тай всё же остался за Джоковичем. Во втором сете игра была равной до шестого гейма, в котором Надаль допустил невынужденную ошибку, отправив мяч с форхэнда в сетку и позволив сопернику вырваться в перёд в счёте 4:2. Второй брейк последовал в восьмом гейме, принеся Джоковичу 25-ю победу над суперсоперником.
Первый номер мирового рейтинга в очередной раз продемонстрировал своё умение выходить на высокий уровень игры в решающие моменты.
«Да, меня этому учили (улыбается). Я напряжённо работал ради того, чтобы показывать свою лучшую игру тогда, когда это больше всего нужно.
Сегодня первый сет решился одним или двумя очками; второй был близким. Я сделал брейк в середине и последние три гейма сыграл очень хорошо. И я рад, что справился с одним из самых мощных вызовов в спорте – игрой против Рафы. Из сегодняшнего матча я извлеку максимум позитива и надеюсь, что благодаря этому смогу закончить турнир ещё одним прекрасным результатом.
Рафа играл лучше, чем в Дохе. Без сомнений, здешние условия подходят ему лучше из-за отскока и скорости кортов. Он любит играть там, где очень высокий отскок, что логично, учитывая стиль его игры с мощным вращением, особенно с форхэнда. Справляться с этим свирепым ударом на таких кортах неимоверно трудно.
Он старался максимально использовать этот удар, гонял меня по корту, особенно в начале матча. Первый сет мог сложиться по любомусценарию, но мне удалось сохранить собранность, в важные моменты хорошо подавать и просто верить в то, что я смогу победить.
Он начал матч лучше меня. Первый сет был очень долгим, больше часа, и это не впервые, я знаю, что, выходя на корт с Надалем, мне потребуется много физических усилий. Кажется, у меня было несколько брейк-пойнтов при счёте 4:3, но я их не использовал. У него в свою очередь тоже были шансы – при 5:4 он имел сет-пойнт. Так что к тай-брейку мы подошли примерно на равных.
На тае я был впереди 5:2, он сравнял при помощи отличной защиты и нескольких шикарных очков. Ну а потом я просто здорово подавал и удержал счёт. Заставил его наносить лишние удары. Поэтому думаю, что очки, сыгранные при 5:5, 6:5, решили судьбу всего сета, ибо если как следует посмотреть, то первый сет был очень равным», - сказал Джокович после полуфинала.
- Рафа только что заявил, что играть лучше, чем играли вы в 2015-м, почти невозможно. А по вашим ощущениям – есть следующий уровень или вы уже вышли на максимально возможный?
- Я всегда чувствую, что могу совершенствоваться, могу играть лучше. Думаю, что мы все, особенно топ-игроки, очень самокритичны. Иногда трудно бывает оставаться объективным, трудно сказать, как быстро летят мячи, потому что ты не испытываешь того, что испытывает твой соперник или кто-то, кто смотрит матч со стороны.
Но, как я говорил, есть кое-что, что помогает мне – знание, что всегда есть пространство для совершенствования, всё ещё есть компоненты игры, которые я могу улучшить. Так что этим я и стараюсь себя мотивировать.
- Через пару месяцев вам стукнет 29. Никто моложе вас пока не выигрывал Мастерсов. Конечно, завтра это, возможно, сможет сделать Милош. Любопытно – как думаете, следующее поколение наконец-то совершит прорыв?
- Надеюсь, нет (смеётся). Пока нет.
Знаете, для тенниса хорошо, что есть Милош, Димитров, Томич, которые уже некоторое время находятся на подступах, появились Зверев, Чорич, Киргиос. Хорошо видеть новые лица, которые не только играют на высоком уровне, но и выигрывают большие матчи.
Парни, которых я упомянул, побеждали топовых игроков на серьёзных турнирах, и заслуживают уважения и своей доли внимания. Но с другой стороны – можно выиграть, скажем, Мастерс или даже ТБШ, но главным вызовом для молодых останется вопрос – способны ли они удерживать постоянство и уровень игры весь сезон? Ибо только это делает игроков топами.
Чтобы стать одним из двух, трёх, четырёх лучших, надо уметь играть хорошо на всех покрытиях и не на одном-двух турнирах.
Так что – да, эти ребята способны сыграть здорово на одном или двух турнирах, пару месяцев в году, но способны ли они год напролёт играть на таком уровне? Вот в чём вопрос.
Джокович – Раонич: финал без интриги
Учитывая, что по ходу турнира в Индиан Уэллсе Джокович показывал несколько не тот уровень игры, к которому приучил в прошлом сезоне, особенно на его финише, финала против Раонича, проведшего в долине Коачелла мощную неделю, поклонники серба ждали с определённой опаской. Однако ни напряжённым, ни плотным, ни сколько-нибудь увлекательным – особенно в сравнении с полуфиналом, - матч не получился.
Джокович сделал брейк в первом же гейме, довёл счёт до 4:0, и, лишь обеспечив себе стратегическое преимущество, чуть ослабил прессинг, позволив канадцу взять два гейма. Раонич растерял в этом матче всё, включая свою убойную подачу, в том числе подачу в корпус, которую называл своим новым оружием. В первом сете у него было только 2 (!) эйса, всего 53% попадания первым мячом и 19% (!!!) выигранных на второй подаче очков. При этом по виннерам он Джоковича превосходил – 11 против 8, но НО совершил в четыре раза больше (15 против 4). Подача Джоковича в первом сете – 65% попадания первым мячом, 71% выигранных мячей с первой подачи и 67 – со второй.
Итоговая статистика ещё более поражает. За весь второй сет Джокович не сделал более ни одной ошибки, удвоив количество виннеров (15). Процент серба на подаче – 68 – 79 – 62. У Раонича за матч набралось 4 эйса, 16 виннеров, 27 НО, процент подачи 50 – 77 – 10.
Возникла версия, что играть в полную силу канадцу не позволила травма приводящей мышцы бедра, с которой он уже сталкивался на Открытом чемпионате Австралии, но сам он после матча признался, что – да, какое-то повреждение определённо есть (и, видимо, категорически несерьёзное, раз он намерен играть в Майами. - прим.), какое – он сам пока не понял, но не оно решило исход матча.
Победа Джоковича со счётом 6:2, 6:0 принесла ему рекордный пятый титул в Индиан Уэллс и 27-й титул на Мастерсах – по этому показателю он сравнялся с Надалем и делит с ним первое место в историческом рейтинге АТР.
- Это весьма лестно, должен признать (улыбается). Выиграть этот турнир в пятый раз – фантастическое достижения для меня и моей команды.
Мы ничего не принимаем как гарантию, особенно потому, что этот турнир для многих, многих игроков остаётся любимым. Все топ-игроки каждый год стараются здесь победить. Индиан Уэллс по организации, обустройству, условиям уступает только турнирам «Большого шлема». Игроков здесь встречают с большим радушием, зрители охотно делятся с нами своей энергией, страстью и любовью к теннису, и такое окружение вдохновляет нас играть наилучшим образом.
- На корте вы сказали, что этот турнир заслуживает нового уровня, новой категории. Шанхай и Индиан Уэллс, насколько известно, обсуждают возможность создания новой категории – Супер Мастерс.
- Да.
- Вы поддерживаете? И почему?
- Испытываю колоссальное уважение к истории тенниса и к турнирам «Большого шлема». ТБШ - самые значимые турниры из всех, что есть в истории нашего спорта. Но это не отменяет возможностей для роста и развития и других турниров под эгидой АТР.
Так что думаю, что этот турнир, Шанхай и, возможно, ещё пара-тройка готовы сделать шаг вверх и выступать на новом уровне, в новой категории. И я не вижу причин, почему мы не должны им этого позволить. Это же в интересах игроков и спорта. Всё в жизни эволюционирует, теннис тоже.
- Были определённые опасения в том, что вы сможете добраться до этого турнира в этом сезоне. Не расскажете немного об этом?
- Нет, не было ни малейших сомнений в том, что буду тут играть. Я прилетел на полтора дня позже, чем должен был, из-за того, что были проблемы со здоровьем. После проблем с глазами и трёх изнурительных дней Кубка Дэвиса я был уставшим – последний день я играл пять часов!
Поэтому я позволил себе небольшой тайм-аут перед тем, как приехать в Индиан Уэллс. Но как только я оказался здесь, начал чувствовать себя много лучше и закончил турнир так, как хотел.
- В вашей речи на корте вы сказали, что вы благодарны своей команде за то, что она многое выдерживает с вашей стороны. Это касается этой недели или…?
- Это останется между мной и моей командой, но они точно знают, о чём я говорил.
На корте в ходе турнира ты проходишь через моменты битв и напряжения, и они - те люди, на которых сосредоточено моё внимание, кроме корта и моего соперника. Мой бокс – то, что даёт мне силы. Энергию, поддержку. Иногда им приходится выдерживать мои срывы, но в основном у нас прекрасные отношения (улыбается).
- После полуфинала вы говорили об инстинктах и умении распознавать и анализировать модель игры соперников. Вы думаете, это происходит на уровне подсознания наравне с сознанием? Думаете ли вы, что именно это в некотором смысле отделяет сильнейшую пятёрку от остальных игроков?
- Ну, сознательное касается материальной, физической части, где ты можешь делать что-то ощутимое, а именно готовить себя психологически, анализируя данные, видео-материалы, статистику, предыдущий опыт.
Подсознательное – это рассчитывать на себя, на то, насколько хорошо ты готов, как ты двигаешься и насколько сфокурсирован на корте и на сопернике.
Так что – да, это комбинация, вы правы, потому что сознание и подсознание взаимосвязаны. Когда ты можешь понимать сигналы и того, и другого, можешь их ухватывать, ты можешь быть в настоящем моменте, там, что большинство профессиональных спортсменов называют «зоной».
- Отделяет ли это, как говорится, великих от остальных, или это просто…
- Да, это можно назвать по-разному. То есть хочу сказать, я знаю, как это работает для меня. Могу представить, что многие профессиональные спортсмены высочайшего уровня из других видов спорта могут объяснять это какими-то другими словами, но они будут думать более-менее о том же, о чём думаю я.
Всё проистекает примерно от одних и тех же вещей – умения использовать и максимизировать весь твой потенциал в каждом аспекте существования как спортсмена.
- Вы только что использовали термин «зона». Вы были в ней сегодня, когда играли финал?
- Я был. Рад, что могу повышать уровень игры по ходу турнира и делаю это последние два года, особенно на больших турнирах.
Мне удаётся выигрывать большинство важных матчей у игроков топ-10. Конечно, у меня есть определённые традиции и методы подготовки к большим матчам, которые работают. Но все мы разные. Мне подходит, кому-то нет. Но я буду продолжать следовать этим традициям и системе и приводить себя в то психологическое состояние, которое позволяет мне показывать всё лучшее тогда, когда это больше всего необходимо.
- Простите за этот вопрос, особенно сейчас, когда у вас такой фантастический день. Но многие из нас не увидят вас до Парижа. Не можете сказать пару слов о Ролан Гаррос, белом пятне в вашем резюме? Ваши планы, ваши мысли?
- Во-первых, планирую сыграть ещё много турниров перед Ролан Гаррос – для того, чтобы подготовиться и из уважения с расписанию и другим турнирам. Думаю, это важно – если мы хотим, чтобы Индиан Уэллс и другие турниры АТР развивались, росли и сокращали отрыв от ТБШ, мы должны уважать ценности этих турниров и говорить не только о ТБШ, если вы понимаете, о чём я. Я не критикую вас, просто говорю вообще.
Но Ролан Гаррос всегда был и по-прежнему остаётся наверху списка приоритетов. Мне кажется, что в последние годы я подбираюсь всё ближе и ближе к титулу. Я не буду сильно что-то менять в подготовке к этому мероприятию. Думаю, расписание будет таким же, хотя пока я всё ещё планирую сыграть в Мадриде, где не играл последние два года.
Думаю, для того, чтобы быть готовым к матчам в Париже, нужно сыграть как можно больше матчей на этом покрытии по крайней мере на двух турнирах, сильных турнирах. Это я и собираюсь сделать.
И ещё. Я вырос на грунте, я люблю играть на грунте. Я ещё не выиграл ТБШ на грунте, хотя несколько раз и был близок к этому, так что знаю, что нужно не так уж много, чтобы выиграть трофей.
Так что я буду продолжать стараться и верить, что может быть смогу достичь цели в этом году.
http://www.asapsports.com/show_interview.php?id=118009
http://www.asapsports.com/show_interview.php?id=117959
Фото: Getty Images, AP, AFP, EFE, Michael Cummo, Jared Wickerham, Billie Weiss (BNP Paribas Open), Beth Wilson
Пока не увидим, что произойдет на РГ мы не сможем на 100% узнать ’’а каков он план на самом деле’’) Главное исполнение в самый ответственный момент, очевидно, что без качественной подготовки никак, но пусть хоть играет в Чапаева во время всей грунтовой серии, но зарулит чертов Гаррос) Впрочем сильно грустить не стоит в случае провала, за последние 2 сезона Джок приучил нас ожидать балования Уимблдоном, и сравнивая с карьерами Федалей у которых только один Карьерный Шлем понимаешь(Джок тоже вроде бы понимает), что главное продолжать путь пополнения величия(набивки Шлемного добра), а там уже не стоит исключать, что на одной из остановок Нолеbus подберет Гаррос) Gonna see what’s going on. Stay tuned)
Первый сет полуфинала - как квинтэссенция текущей формы Джока: анфорсы, как из рога изобилия, даже вторую Рафину подачу не мог обработать …Собственно, весь турнир играл очень неровно (Я списываю это бОльшей частью на сбой в Дубае с инфекцией и промежуточный напряг в виде двух матчей (один из которых на зубах) на КД – все-таки это огромный запас сил оттяпало). Но обнадеживают два момента: хорошо собирается на ключевых очках, в т.ч. на тай-брейках (шикарные два тая с Жошей, с Рафой похуже, но тоже гуд ), И второй момент – чисто стратегический: Джоку сейчас и не нужно резко форсировать набор формы, ибо на пик надо выходить на грунте к РГ. Так что, несмотря ни на что, всё идет по плану (с) :)
Надаль понравился, он сейчас в таком положении будто заново учиться играть в теннис и как уже только ленивый не отмечал это лучший матч Рафы со времен финала РГ-14(или первого сета против Беррера в Дохе-15/второго сета против Бердыха в Мадриде, который я не смотрел, но читал неплохие отзывы)), если и дальше так пойдет дело, то нас может ждать очередной эпик Джокодаля на РГ) В худшем случае для любителей интригующих противостояних Новаче быренько зарулит Гаррос и закроет свой главный гештальт неожиданно доминантным образом)
И я знаю, где эта гребаная статистика у Джоковича не срабатывает. На РГ! Что у Рафы в финале 2014 выиграл первый сет 6:3, а потом три сета подряд продул, та же картина маслом с Вавром на РГ-2015. Говорю я вам - гоголевское «заколдованное место» этот «громокипящий кубок» мушкетеров, а вы не верите! :)
О РГ: = Мне кажется, что в последние годы я подбираюсь всё ближе и ближе к титулу. =
У меня возникла ассоциация с Лейстредом из ШХ в «Знаке четырех»: «Как видите, я плету сеть вокруг этого Шолто, и сеть, как видите, затягивается». Угу, дадада :)
не думаю, что у Рафаэля вторая подача каким-то кардинальным образом от первой(одной из лучших в Истории Тенниса) отличается
а если не принималось(одному из лучших в Истории Тенниса), то...
скорее испанец прибавил, чем серб сдал... поди дождись еще от него спада)