12 мин.

Артиллерийская канонада Джоковича с задней линии подавила Маррея

Парижский Мастерс закончился очередным триумфом Новака Джоковича, установившего новый рекорд: завоевание шести трофеев турниров категории "Мастерс" за один сезон! Воистину Джокович сегодня это блестящая константа в ряду изменяющихся величин тура. Аналитический обзор финала Brain Games от Крейга О`Шоннесси, транскрипт победной конференции и интервью чемпиона телекомпании CNN - в этом выпуске блога "Во имя святого брейка!"

 

Brain Games: артиллерийская канонада Джоковича с задней линии подавила Маррея

Что важнее: бить по мячу оттуда, откуда вы хотите, или же пробивать оттуда, откуда не хочет ваш оппонент?

Это та головоломка, которую так и не смог собрать Энди Маррей, когда Новак Джокович катился к победе на BNP Paribas Masters со счётом 6:2, 6:4. Что лучше всего в случае Маррея срабатывает против любого соперника в мире? Контроль левой стороны корта при помощи мощного бэкхэнда с последующим открытием углов для атаки.

Вот только против Джоковича это не работает. От слова совсем.

В сегодняшней игре Маррей второй лучший в мире игрок задней линии, но разрыв между Джоковичем и остальными, кажется, становится только заметнее. В первом сете Джокович полностью контролировал заднюю часть корта, выиграв 69% (27 из 39) очков на бейслайне. В матче же он выиграл 67% (47 из 70) очков на бейслайне, что является колоссальным преимуществом, позволившим его игре течь свободно.

Реальное преимущество Джоковича пошло от средних ралли, протяжённостью в пять-девять ударов, в которых он выиграл 68% (28 из 41) очков, в то время как оба игрока старались осилить оппонента своими моделями игры на задней линии. Маррей выиграл длинные ралли протяжённостью более девяти ударов (10 из 8), но поскольку всего несколько розыгрышей затянулись так надолго, это не оказало нужного влияния на итоговый результат.

Настоящим ключом к доминированию Джоковича стал поединок бэкхэндов в левой части корта. Маррей сделал 25 ошибок с бх против 11 у Джоковича, что уничтожило силу Маррея и вынудило его пасть жертвой собственных намерений. Качество ошибок Маррея с бх так же говорит о том, какое давление оказал на него Джокович в ходе их перестрелки с бейслайна.

Самой частой ошибкой Маррея с бх был удар в сетку – 13. Джокович часто принимал только что отскочивший мяч, находясь близко у задней линии, и возвращал обратно очень глубоко на половину противника, тем самым не давая Маррею достаточно времени на подготовку ударов, что и привело к большому количеству попаданий в сетку.

Так же восемь ударов Маррея с бх улетели в аут по длине, три – по ширине при ударе поперек корта, и только один ушёл в аут при ударе вдоль боковой линии.

Маррей попытался перейти на план В, выходя вперёд к сетке, выиграв 79% (11 из 14) таких выходов, и два из трёх серв-н-воллей. Проблема Маррея здесь заключалась в чистой арифметике – доминирование при розыгрыше 17 очков у сетки не идёт ни в какое сравнение с доминированием Джоковича при розыгрыше 70 очков с задней линии.

Джокович так же создавал дополнительный прессинг своим глубоким возвратом подачи в середину корта подающего, лишая Маррея нужных углов, чтобы нанести урон игре Джоковича. Маррей выиграл только 35% (11/31) очков на своей второй подаче, потому что часто вынужден был убираться с траектории летевших прямо в него глубоких мячей Джоковича с приёма. Глубокий приём по центру – скрытая жемчужина в удушающем плане на игру.

Перед визитом в Париж его статистика игры на приёме была такой: 49% по центру, 38% уходящих в левую часть корта и только 13% - уходящих в правую. Середина корта для Джоковича отличный путь начать розыгрыш очка, позволяющий ему затем диктовать ход розыгрыша из середины корта первым ударом после приёма.

С форхэнда Джокович забил четыре виннера, но что гораздо важнее – допустил только 8 ошибок против 19 у Маррея. Ключевым моментом в игре Джоковича была атака форхэнда Маррея на правой стороне корта, что вынудило последнего допустить 15 из 19 ошибок, находясь на правой стороне, включая семь тяжёлых аутов от коридора. Ключевой тактический момент игры Джоковича в финале - заставлять Маррея отвечать форхэндом на бегу в его правом квадрате.

Эта тактика привела к 15 ошибкам из 19 допущенных им, когда Энди находился в своем "дюс корте", при этом мяч 7 раз улетел далеко в аут в правый коридор, когда Маррей бил форхэндом, именно догоняя мяч. В первом сете Маррей 56% ударов с форхэнда нанёс по линии, но 95% этих ударов (18/21) пришлись под непробиваемый бэкхэнд Джоковича.

Джокович в первом сете отправил по линии 51% своих форхэндов, и семь его ударов под форхэнд Маррею легли глубоко и под линию на правой стороне корта. Побить находящегося в форме Джоковича – сложнейшая головоломка из необходимости играть больше под его фх и выходить к сетке чаще, чем это комфортно.

Просто пробивать больше виннеров не работает, ведь Маррей пробил за матч 20 виннеров против 10 у Джоковича, но при этом совершил 34 невынужденные ошибки против 12 у Джоковича.

Джокович вынуждает всех на планете принимать его правила игры, и если у вас вдруг не найдётся парочки планов для атаки в нужное время, власть серба как лучшего игрока мира становится только сильнее.

Видео обзор финала

Победная пресс-конференция

О главной причине столь мощного успеха в этом сезоне.

«Нельзя выделить что-то одно. Есть несколько причин, почему на этом отрезке карьеры я вышел на пик. Я думаю, что с точки зрения физической и ментальной готовности я достиг своего апогея, и несомненно этому способствовал накопленный опыт побед и поражений всех сыгранных матчей. К тому же, я чувствую хороший баланс и душевное равновесие в личной жизни (муж и отец), что отражается на моей профессии, и наоборот. Я уверен, что  подобный целостный подход  заставляет  тебя  показывать всё самое лучшее. В этом сезоне всё сошлось воедино.

Очевидно, все люди разные. Для меня это работает. Я всё еще полон решимости прогрессировать. Никто не совершенен, но если стремиться к совершенству, то можно стать лучшим. Так устроены мои мозги – каждый день ставить перед собой цель.

Я люблю играть в туре и конкурировать на топ уровне. И пока есть этот драйв и способы вдохновлять себя, я могу держать эту высокую планку».

О финальном поединке с Энди.

«Я думаю, что играл надежно с самого первого очка. Матч был очень похож на поединок в Шанхае, я хорошо держал глубину и силу ударов, контролировал заднюю линию и диктовал ход розыгрышей.

Была пара геймов во втором сете, где у него пошла своя игра, и он повел 3:2, 0:30, где я слегка не достал мяч на приеме справа. И судьба сета могла бы сложиться по-другому, может быть, по тому же сценарию, что и в матче с Вавринкой на той же стадии матча.

Но мне удалось устоять, удержав подачу при счете 3:2, и именно после этого момента я почувствовал, что у меня есть хороший шанс завершить матч в двух сетах. В целом, это была моя лучшая работа за неделю, и она пришла очень вовремя».

Хотшот

О том, как потерял над собой контроль при счете 6:2, 1:1 и «вызверился» на себя и свой бокс.

«Когда ты играешь на таком высоком уровне с таким искушенным игроком, как Энди, счет может поменяться очень быстро не в твою пользу, и мне нельзя было ему позволить сделать это. В начале второго сета я чуть не потерял наступательный темп, еще немного – и Энди обошел бы меня. В подобные моменты напряжение возрастает, и я иногда выхожу из берегов. Но вы знаете, что это часть меня».

О том, как показывал жестами на плечо, о былой ипохондрии и как с ней бороться.

«Ну, да, безусловно, у любого из нас случаются болевые ощущения, напряжение в разных местах. И я не исключение, и стараюсь справляться с этими проблемами наилучшим образом.

Да, в прошлом мне приходилось много бороться с разными физическими проблемами, особенно в начале карьеры. Но всё это так или иначе помогло мне лучше разобраться в себе, понять свой организм и стать сильнее.

С самого раннего детства я был окружен профессионалами и людьми, плотно вовлеченными в спорт и понимающими, как спортсмену достичь пика своей формы. В первую очередь, я унаследовал это от своих родителей, которые всю жизнь занимались спортом (Прим. Отец Новака, его дядя и тетя – горнолыжники-профессионалы, дед по материнской линии в 78 лет до сих пор играет в волейбол). Были также тренеры и наставники, которые сформировали меня в личность и спортсмена, каким я являюсь сегодня. Я усвоил от них, что такое спортивная дисциплина – не только тренировки, но и правильное восстановление, питание, психология.

Я стараюсь ничего не принимать как данность. Единственный способ, чтобы стать успешным, это продолжать совершенствоваться. Я не пытаюсь удержать статус-кво, он приведет к регрессу. Я просто стремлюсь в разных аспектах своей жизни и спорта становиться чуточку лучше».

Об Итоговом турнире в Лондоне.

«В плане подготовки я продолжу делать то, что делал до сих пор. Нет никаких причин урезать ее объемы. Это последний турнир сезона, очень представительный и в последние годы успешный для меня. Здесь отличные условия, замечательная публика, всегда переполненные трибуны. Вообще, Q2 Арена – одна из самых популярных площадок для проведения разных масштабных мероприятий. Она стала своего рода теннисной колыбелью World Tour Finals, который проводится здесь шестой год подряд. Надеюсь, закончить сезон на самой высокой ноте».

Из интервью Джоковича компании CNN:

Итак, на данный момент Новак  Джокович выиграл десять титулов Большого шлема и уже на Австралийском чемпионате в 2016 году будет претендовать, чтобы сравняться с Бьерном Боргом и Родом Лейвером, собравшими 11 ТБШ.

«Для меня это большая честь быть упомянутым в одном ряду с такой легендой, как Лейвер. Очень трудно сравнивать поколения, и люди спорят, кто самый лучший – Лейвер или Роджер Федерер, Надаль или Сампрас….Это непросто, потому что технологии отличаются, сейчас игра больше зависит от физической подготовленности, тогда, как раньше больше успеха приносил талант, способность мягко и точно отбивать мяч с лета («мягкая рука»), стиль серв-н-воллей. Было время, когда три Шлема из четырех игрались на траве (не сравнить с тем, что мы имеем сейчас), но перспектива догнать по шлемам Лейвера и Борга страшно интригует и мотивирует меня идти дальше».

На вопрос, ставит ли Новак перед собой цель превзойти 17 Шлемов Роджера Федерера, мы не получили прямолинейного ответа, но частично он раскрыл тему:

«Турниры Большого шлема это самые важные турниры. Если вы выиграли GS, вы уже вошли в  историю тенниса, все это знают, поэтому Шлемы вдохновляют сильнее всего.  В свое время я ставил перед собой цель выиграть Уимблдон и стать первой ракеткой мира, и я ее добился. Я продолжаю играть в теннис, потому что я люблю этот спорт и привык не останавливаться на достигнутом. Несмотря на то, что «Шлемы» это главная мотивация, на других турнирах я тоже стараюсь выкладываться на 100%. Моя приоритетная цель это турниры GS, и я не единственный, кто считает так же».

О времени после тенниса.

«Я хочу, чтобы люди помнили меня не только как теннисиста, который выиграл много турниров, но и как игрока, привнесшего много в этот спорт, как на корте, так и вне его. Как и другие топ-игроки я вовлечен в политику в теннисе, чтобы сделать жизнь будущих поколений более достойной. Также у меня есть мой Фонд, я страстно интересуюсь вопросами правильного питания…. Так что много чем смогу заняться после завершения карьеры, но в ближайшее время я не планирую никуда уходить».

Видео интервью

 

Перевод: Ольга Линде и mrs_mockery

В посте использованы материалы:

Brain Game

Транскрипт победной ПК  

Интервью CNN

Фото: фотоагентства Getty, AFP, сайт Novak India Fans @NovakIndiaFans, Novak FB Covers, We Are Tennis.