11 мин.

«Если женщина чувствует, что выглядит красиво, ее ничто не остановит». Кто совершил революцию в теннисной моде

Кто помнит Теда Тинлинга сегодня? Вряд ли такие найдутся. А это была уникальная личность: бывший сотрудник британской разведки, стилист, который разрабатывал спортивную одежду для великих теннисисток в 50-е, 60-е и 70-е годы, совершив революцию в моде женского тенниса. Открытый гомосексуалист, бывший личный судья Сюзанн Ленглен, мастер-распорядитель Уимблдонского турнира, знаменитый теннисный историк, он во многом опережал свое время.

Эта женщина принесла в теннис греховность и вульгарность

В 1949 году за кулисами Уимблдона угрожающе запахло скандалом. 25-летняя американская теннисистка Гертруда Моран (прим. «Прекрасная Гасси») за несколько дней до старта турнира совершила оскорбительный выпад, продемонстрировав свой новый аутфит: один из рукавов ее поло был одного цвета, второй – другого, юбка – третьего. Но правила Уимблдона подразумевают только одну цветовую гамму: белый и только белый. В том виде ей запретили появляться на кортах. У Моран был припасен запасной вариант. Еще хуже дебютного. Ее юбка была белой – да, но настолько короткой, что всем открывался вид на ее кружевные панталоны, отделанные рюшем.

Результат превзошел все ожидания: в первом же матче Гасси все репортеры столпились у корта, пытаясь снимать ее с низких углов (для чего некоторые даже ложились на спину, чтобы на пленку попали мелькавшие из-под юбки панталоны с кружевной каемкой.

Разразился еще бОльший скандал. Пресса не давала теннисистке проходу, так что ей приходилось прикрывать лицо ракеткой.Впоследствии Моран буквально рвали на части, приглашали на индивидуальные выступления, на конкурсы красоты, ее именем в Англии назвали самолет, скаковую лошадь и специальный ресторанный соус. «Красотка Гасси» была признана самой модной спортсменкой Американской академией моды.

Успехи же в теннисе не были столь выдающимися, и Гасси быстро закончила карьеру. Позже она работала радиоведущей и создала собственную компанию одежды. Умерла Моран живя отшельником в маленькой квартирке в Голливуде, в обществе четырех кошек, в возрасте 90 лет.

«Мир совершенно свихнулся, – вспоминал позже Тед Тинлинг (автор ее наряда) в интервью «Вашингтон Пост». – Наверное, это была моя вина. Потому что я еще более сумасшедший, чем все остальные».

Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета отреагировал безапелляционно: Тинлинг был обвинен в том, что привносит «греховность и вульгарность» в благородную игру, и на 33 года стал на Уимблдоне персоной нон-грата.

Катберт Коллингвуд Тинлинг, также известный как «Тед» (в детстве «Тедди»), понимающий толк в соблазне и светскости, придумывал дизайн нарядов практически каждой теннисистке с 50-х по 70-е годы. Красочное, со сверкающими вставками, платье Билли Джин Кинг в «Битве полов» против Бобби Ригза в 1973? Это было дело рук Теда.

 

Юбка из перьев и розовая кружевная нижняя юбка итальянской теннисистки Леа Периколи в 1955-м на Уимблдоне? Опять его работа.

 

Черный бархатный наряд из трех частей для Рози Казалс или золотые кружевные трусики Кэрол Фагерос Шорт на Ролан Гарросе в 1958-м? Тед Тинлинг – во всей широте своего диапазона!

А как насчет Анны Уайт, 25-летней американки, прославившейся своим костюмом кошки из спандекса для Уимблдона в 1985-м….

Тед Тинлинг определенно совершил прорыв в моде женского большого тенниса: «Я показал всем, что женщина может быть сексуальной и модной в спорте, в движении. Самоуверенность – это, пожалуй, именно то, что разделяет победу и поражение. Если женщина чувствует, что выглядит стильнее и красивее, чем ее соперница, ничто не сможет остановить ее».

Нашу Ольгу Морозову тоже одевал Тед Тинлинг. «Это была большая честь, – вспоминала Ольга. – Он шил наряды только звездам». Для Ольги он придумал свою «эмблему» – маленькую гвоздику (вообще, для каждой теннисистки был создан свой цветок).

Французская Ривьера, Эйзенхауэр и выпускной бал

Чтобы понять страстное увлечение Тинлинга модой, вернемся в его детство. В пять лет он уже делал свои первые детские эскизы шарфов для британских солдат во время Первой Мировой. На пятнадцатилетие Тед получил от матери в подарок швейную машинку. Это было целое открытие!  

Родившийся в Истбурне, сын бухгалтера, Тед проводил свои детские годы за перешиванием старой одежды – в семье было трое детей. В 1923 году родители решили отправить сына на Французскую Ривьеру, подальше от одинокой и унылой юности, подлечить  по совету доктора астму. По правде говоря, слухи о гомосексуальности Теда уже тогда делали свое черное дело.

«Я всегда был открытым геем, – признавался Тед в своей книге «Tennis Confidential» в 1985 году. – Когда я позже был в Британской армии во время Второй Мировой войны (Тед стал сотрудником британской военной разведки, служил в Алжире, а затем в Германии, и окончил войну в звании подполковника), сам президент Эйзенхауэр прислал мне записку, запрещающую покидать штаб для участия в  выставочном теннисном турнире в Алжире. В записке значилось: «Война для мужчин….Теннис для женщин«….В тот день я понял, что теннис станет делом всей моей жизни».

Итак, Теду 13 лет, он на Франзуской Ривьере, недалеко от Ниццы, на теннисном корте, где проводит свои ежедневные тренировки Сюзанн Ленглен. Однажды отец французской чемпионки, тронутый постоянным живым участием мальчика, попросил его побыть судьей на вышке во время матча. Удачный выбор: несмотря на столь юный возраст, Тед станет личным рефери Сюзанн на протяжении последующих двух лет (он проведет судейство более ста ее матчей).

Тед Тинлинг в судейском кресле в 60-е

Дружба с Ленглен откроет ему двери на турнир в Уимблдоне, где он позже станет координатором между игроками и оргкомитетом с 1927 по 1949 гг. Его задачи? «Прислушиваться к пожеланиям игроков, сопровождать их на матчи и создавать хороший настрой на игру. (В дальнейшем на Уимблдоне Тинлинг займет должность мастера-рапорядителя)».

После запуска своих коллекций вечерних и свадебных платьев Тед, воспользовавшись непосредственной близостью с женским туром, решает попробовать свои силы в моде спортивной одежды. Теннисистки сразу обратили внимание на голубой и розовый кант на юбке британской спортсменки Джой Гэннон.

Эффектность стиля Тинлинга начинает привлекать все большее внимание. Горячая поклонница нарядов Тинлинга Леа Периколи недавно вспоминала об атмосфере 50-х годов: «Мы все были из хороших семей. Мы прибывали в раздевалки, как будто собирались на бал…».

Белый цвет моек

Тинлинг всегда старался привнести в спортивную одежду цвет (в виде орнамента, вставок, каймы) – «белый – это цвет моек», часто повторял он. Тед стал официальным кутюрье (а затем и распорядителем) первого женского профессионального тура Virginia Slims, организованного Билли Джин Кинг, с которой Тед крепко подружился.

WTA-тур был создан в ответ на чрезмерное неравенство призовых между мужскими и женскими игроками. Тинлинг с удовольствием принял участие в этом бунте: при нем женский тур стал самым красочным, дерзким, уникальным. (Он создавал почти сто платьев в год). Среди его моделей были Мартина Навратилова, Крис Эверт и Вирджиния Уэйд: «Когда вы одеваете игрока, то должны принимать во внимание не только его личность, но и стиль игры. Я ни разу не осмелился сделать наряд теннисистке, не видя ее на корте. Иногда человек и игрок сильно противоречат друг другу».

Мартина Навратилова выигрывает свой первый Уимблдон в 1978 году в платье от Теда Тинлинга

Тед был интеллектуальным аналитиком и ведущим экспертом не только женского тенниса, но и женской психологии. Мир маленьких историй, ревности и жестокой конкуренции – все это он отражал в своих книгах о теннисе и моде в теннисе. 

«Для меня он является величайшим историком нашего вида спорта, – как-то сказал о Тинлинге Филипп Шатрие, бывший в то время президентом  ITF. – Если мне нужно было принять важное решение, я всегда шел за советом к Теду».

Именно Шатрие примирил Теда с руководством Всеанглийского клуба в 1982 году. И он снова стал «главой протокола» после 33-х лет изгнания. Но времена изменились, а с ними мода и манеры.

«Когда-то женский тур сильно отличался от мужского. И в этом было его преимущество. А сейчас я иногда даже не могу различить их по гендерному типу, – сетовал Тед в интервью журналу Sports Illustrated, возлагая ответственность за «регрессивную андрогинизацию» главным образом на феминистское движение.  

Он продолжал: «Америка произвела на свет ошибочную идею равенства, идею, что если вы можете исповедовать на корте стиль серв-н-воллей, как это делают мужчины, то вы и являетесь равными с мужчинами. Вместо этого мы должны наоборот культивировать наши различия. И я говорю не только о теннисе. Когда я впервые посетил Японию, я начал рассказывать им о своих любимых цветочных растениях, и японцы смотрели на меня как на сумасшедшего. Они пребывали в уверенности, что все американцы это такие мужественные ковбои и исключительно альфа-самцы».

Тинлинг оставался авторитетной фигурой в теннисном мире на протяжении шести десятилетий,  а в 1986 году стал членом Международного зала теннисной славы. Он ушел из жизни в 1990 году в возрасте 79 лет, когда старый недуг – астма – окончательно подорвал его здоровье. Кто сегодня вспомнит его имя? Немногие. Вспомнят те, кто ностальгирует по временам, когда производство спортивной одежды на мощном оборудовании не было поставлено на поток, как сегодня,  и платье отражало личность теннисистки и ее игровой стиль.

А эпитафия на кладбище в Истбурне напомнит одну из лучших цитат Теда Тинлинга: «В жизни есть два типа классов: первый класс и те, у кого его никогда не будет».

За основу поста взяты статьи на английском:

с сайта «We are tennis» , а также

http://www.theguardian.com/sport/2013/jan/20/gussie-moran

 Women`s Weekly

Перевод и примечания mrs_mockery