Фан Клуб: Новак Джокович
Теннисный аналитик Стив Тиньор беседует с болельщиком Новака, аспирантом университета из Калгари и теннисистом-любителем - Мэттом Крицем, где оба поднимают острые вопросы о месте Новака Джоковича в современном теннисе. Ни дать, ни взять – «Разговор с Анакреоном» Ломоносова…Честный взгляд на вещи, объемные метафоры, философские теории – надеюсь, вам читать будет так же интересно, как и мне было переводить.
Мэтт,
ты мне рассказал, что в ту ночь ты ликовал у себя в гостиной в Калгари, когда Новак Джокович выиграл решающее очко на Уимблдоне. Возможно, в тот день ты бы ему понадобился в качестве болельщика и на трибунах Центрального корта. Да, вокруг него были поклонники, но у его оппонента Роджера Федерера, очевидно, их было гораздо больше. К сожалению для Новака, но кажется, это его судьба с самого начала карьеры. Он пришел вслед за самыми популярными теннисистами Надалем и Федерером и был вынужден отвоевывать себе поддержку везде, где бы мог найти ее.
Но к вопросу взаимоотношения Джоковича с теннисной аудиторий мы вернемся позже. А сейчас я хочу спросить тебя: как ты стал его фанатом? Ты помнишь, когда впервые увидел его и что подтолкнуло тебя начать болеть за Новака?
Скажу за себя: я случайно обратил внимание на его игру. Много лет назад на ЮС Опен я пришел посмотреть на молодого, но уже необузданного теннисиста Гаэля Монфиса (прим. это был 2005 год). Я понятия не имел, кто был этот его юный сербский соперник, но по ходу матча я обнаружил, что забываю о Монфисе и его выходках, а все больше и больше обращаю внимание на игру Джоковича. Было довольно легко разглядеть, как он колотил форхенд за форхендом и как мудро строил свою игру. Но было не ясно насколько хватит его физически. В определенный момент в пятом сете Джокович начал задыхаться, поэтому он просто ушел с корта и сел. Тем не менее – и это был самый верный знак – Джокович все равно победил.
*****
Стив,
как ни странно, но я попал в стан поклонников Джоковича довольно-таки поздно. До недавнего времени канадский теннис был третьестепенным видом спорта. И хотя, сколько себя помню, я был теннисным фанатом, но не могу сказать, что следил за ним настолько плотно, пока не наступил конец двухтысячных. Именно тогда я начал играть в теннис более серьезно, и он основательно вошел в мою жизнь. Но только на Открытом первенстве США в 2010 году я стал реальным горячим поклонником Джоковича.
Поэтому я не могу сказать тебе точно, когда я увидел в первый раз Джоковича, вероятно, это было уже в 2008, но что за матч и где, я не помню. Но я могу сказать тебе определенно, когда я стал его фаном, с тех пор я ни разу не дрогнул. Это было, когда он выиграл у Федерера в полуфинале ЮСО в 2010 году, уйдя с двух матч-пойнтов (и он проделал то же самое в следующем году). Я помню, как был поражен одной только силой его удара, и я отчетливо помню, как он говорил в интервью на корте после матча, что спас матчбол, «закрыв глаза и ударив с форхенда максимально быстро». Он сказал это несколько смущенно, и в этом был некий контраст с той дерзостью, с которой он только что действовал на корте в столь важный момент, - и этим совершенно покорил меня.
Учитывая то, что случилось в его триумфаторском будущем, возможно, может показаться, что я на волне всеобщего увлечения перешел на сторону победителя, но то был действительно тот самый момент истины, который сделал меня абсолютным фанатом Джоковича.
Также интересно твое упоминание о том, чем привлекла тебя игра Джоковича, потому что иногда мы слышим одну претензию к его игре, что он некоторым образом выглядит, как машина. Конечно, меня привлекли в нем и какие-то личностные качества, но я также полюбил и тот теннисный стиль, который он исповедует - это его удар «томагавк» форхенд (прим. в баскетболе «томагавк» – бросок сверху прямой рукой) и молниеносный удар слева по линии. Все знают, как Джокович хорош в обороне, но именно его наступательная игра впечатляла меня еще больше. Поэтому я всегда чувствовал, что ярлык «защитника» к нему приклеили несколько несправедливо. Я знаю, что Федерер, когда бы ни сталкивался с Джоковичем, всякий раз делает акцент на том, что они оба будут стараться входить в корт, чтобы розыгрыши взять под свой контроль. Как ты оценишь мой расклад?
*****
Мэтт,
я никогда не считал Джоковича машиной или искусным ремесленником, но - игроком с чистым исполнением ударов, эффективным, стильным в своих лучших проявлениях и довольно редким примером гибкости и атлетизма.
Его игра не обременена излишними украшательствами или какими-то экстраординарными отпечатками таланта, но то, как он использует оба угла корта в исполнении обоих ударов с отскока – для меня выглядит исключительно мастерски. Я также думаю, ты прав: очевидно, что он превосходный защитник, но Джокович не «спасатель»; как и Надаль, то, в чем он действительно хорош, так это в превращении обороны в нападение. Возможно, когда ты пытаешься играть сам, это дает тебе возможность лучше оценить, насколько он хорош.
Итак, тебе понравился контраст между тем, как Джокович идет ва-банк на корте и тем, как потом смущенно говорит об этом? Но когда он в игре, то, безусловно, тоже проявляет свои человеческие качества. Его разочарование и потребность выпустить пар так знакомы каждому игроку, и как каждый игрок он может позволить негативным эмоциям взять верх. По крайней мере, публично он тоже поднял планку того, как можно реагировать на проигрыши. Кажется, что неважно, насколько он расстроен поражением, - он может улыбнуться и обнять игрока, который только что обыграл его, и он один из тех немногих теннисистов, кто будет аплодировать классному удару противника, даже если сам отстает в счете.
Я хочу также отметить, исходя из тех нескольких наших с ним очных встреч, что Джокович выглядит наиболее представительным из всех теннисных звезд, и он за эти годы стал гораздо более сдержанным (некоторые бы сказали «скучным») на своих пресс-конференциях.
Что касается развития его фанбазы, то Джокович самый популярный спортсмен в Сербии.
Ты канадец, но ты сказал мне, что у тебя восточно-европейские корни. Как ты думаешь, может быть, поэтому ты стал его поклонником? И видишь ли ты причины, по которым до сих пор теннисная аудитория достаточно избирательна по отношению к нему? Очевидно, что он чувствует ее уважение, но, кажется, что зачастую выступает на корте фаворитом номер 2, даже когда играет не против Рафы или Роджера. Как, например, на мой взгляд, в матчах последних двух лет на Уимблдоне против Хуана Мартина Дель Потро или Радека Штепанека.
*****
Стив,
Вопрос относительной непопулярности Джоковича несколько озадачивает меня. С одной стороны, меня, человека от природы идущего наперекор, не сильно беспокоит, что он не всеобщий любимец, как Федерер здесь, но с другой – меня немного раздражает, когда я слышу, как люди выражают неприязнь или даже презрение по отношению к Новаку. То есть я как бы и недоумеваю, и в то же время – нет.
Я понимаю, что какие-то определенные вещи могут в нем отталкивать – как разрывание на груди футболки, например, или рык кроманьонца.
То есть он может проявить себя как настоящий брутал в спорте, который в то же время пытается создать образ утонченности. Все-таки, как ты сказал, это очень человеческое качество у него. Он становится слишком расстроенным от своих промахов, слишком озабоченным реакцией публики, - хотя трудно представить толпу, поддерживающую Штепанека против Федерера, - поэтому можно увидеть некую досаду, которую он чувствует; но эти моменты, наряду с его необычайно достойным спортивным поведением, выглядят очень искренними.
Тем не менее, кажется, что многие люди не могут принять эти моменты импульсивности. Пока я смотрел финал Уимблдона, я обменивался смс-ками со своими кузенами, которые знают, что я большой фан Новака, так они открыто топили против него, даже больше, чем болели за самого Федерера. Во многом, как и Джокович в тот день, я чувствовал себя несколько одиноким в этом мире.
("моменты импульсивности")
Отвечая на твой другой вопрос, касающийся моего восточно-европейского происхождения и его роли в моей идентификации с Джоковичем, думаю, что да, в этом что-то есть, и это касается некоторого ощущения непринадлежности к определенным кругам, ощущения «постороннего».
Я восточноевропеец буквально только по имени. Мой дед по отцовской линии родился в Чехии, но эмигрировал в Канаду, когда ему было пять лет, и моя единственная реальная связь с исторической родиной – это моя прабабушка, которая скончалась десять лет назад. По закону я не могу быть никем, кроме как канадцем, но я обнаружил (и с возрастом все больше и больше) некие перспективы отождествления себя с тем самым «посторонним», что часто ощущают восточноевропейцы (по совпадению, недавно я играл против чешского игрока, которого большинство людей считают отталкивающим типом, так вот – мы с ним сразу же нашли общий язык). Я не знаю, имеет ли это какое-то отношение к моей наследственности, но я подозреваю – что да.
Интересная вещь о тех, кто находится в роли «изгоя» (могу ли я на минуточку надеть свою академическую шляпу?) – те, которые принадлежат своему кругу, могут прекрасно сосуществовать с изгоями до тех пор, пока последние знают свое место. Вот почему такие игроки, как Штепанек, который играет слегка экзотическую, но в целом безобидную роль клоуна, и Дель Потро, который большей частью почтителен и скромен, как хороший слуга, могут быть более приемлемыми в роли «аутсайдеров». В конечном счете, они не угрожают: они знают свое место. В то время как Джокович, пока он может быть одновременно и почтительным, и шутовским, кажется, своего места не знает. Он несет в себе угрозу, а люди склонны относиться негативно к тому, что им угрожает.
Как тебе моя циничная концепция «изгоя»?
*****
Мэтт,
Я не думаю, что она цинична. Я думаю, что есть что-то в твоей теории «изгоя», когда дело касается Джоковича и восточных европейцев в целом. Иван Лендл и Мартина Навратилова (два твоих «земляка» чеха) были перебежчиками «коммунистической эры» и воспринимались больше как отрицательные герои. Моника Селеш и Мария Шарапова полностью американизированы. Илие Настасе из Румынии играл роль «клоуна», конечно, (прим. кличка «Бухарестский клоун»), но у него было острое чувство «изгоя» из-за некоторого непочтения к себе. Он не раз докапывался до судьи на вышке с просьбой называть его не просто «Настасе», но «господин Настасе». И когда один из судей сдался и повелся на его провокацию, Настасе командовал им оставшуюся часть матча, играя в господина и слугу.
Джокович, я думаю, все еще немного страдает от синдрома «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Люди до сих пор помнят нахального молодого Ноле с одинаково нахальными родителями, у которого одно время вошло в привычку рано сниматься с матчей. И как Лендл в начале 80-х, он пытается вторгнуться в золотое противостояние. Тогда это было между Боргом и Макинроем; на сей раз – между Надалем и Федерером. Джокович всегда может показать свою слишком буйную грань в реестре теннисных типажей. Я вот в этом году задался вопросом, а сможет ли Григор Димитров, болгарин, а ля гражданин мира Федерер, совершить качественно новый прорыв на этом фронте? И считаешь ли ты, что Джокович с возрастом становится более популярным, как и другие великие теннисисты?
Наконец хочу спросить, каково это – быть поклонником Новака Джоковича на протяжении многих лет? До 2011 года, возможно, ты не ожидал, что он обойдет Надаля и Федерера в рейтинге и возьмет на себя роль намбавана. В настоящий момент он парит опять высоко, но были жестокие поражения в финалах Гранд Слэмов за последние три года. Иногда мне хочется сказать ему – просто расслабься, попридержи эмоции; ему удалось совладать с собой в Уимблдонским финале – и посмотрите, чем дело закончилось! Но если он будет всегда держать себя в узде и перестанет быть немного сумасшедшим или перестанет стучать себя в грудь, или испускать первобытный рев, то это будет уже не Ноле, не так ли? Я думаю, особенно тяжко видеть, когда он плохо играет, потому что, когда он хорош – как, например, он был хорош в третьем сете финала в Риме против Надаля в этом году – то мне интересно, сможет ли хоть кто-нибудь в истории этой игры парить на одном уровне с ним?
*****
Стив,
Я думаю, мы все бы хотели порой видеть другого Настасе (я вот прямо сейчас представляю Фабио Фоньини, требующего, чтобы вышечник называл его «господин Фоньини») и мне интересно, если бы Джокович совсем погрузился в роль эдакого отрицательного героя, то его фанбаза бы расширилась? Что-то типа – «я собираюсь растоптать всю вашу «золотую эру», а вы попробуйте остановить меня», но это, возможно, уже был бы не он. Он – игрок номер 1 в мире, и он хочет, чтобы его любили, как любят других намбаванов. Порой мне хочется, чтобы он отпустил себя и позволил идти всему как есть, но с другой стороны, он должен задаваться вопросом, не затянется ли время покаяния за его дерзкие выходки, ранние снятия с турниров и преувеличенную браваду? Почему, например, мы не пытаем Федерера за его буйную голову в молодые годы?
Почему в демонстрации, порой до смешного, бьющих через край эмоций Надаля видят только знак его невероятной энергии? Если вы Джокович, вам придется задуматься над всем этим.
(Прим. интересно, Патрику Рафтеру, бывшей первой ракетке, тоже доставалсь за порванные майки?)
Я действительно думаю, что общественное восприятие Джоковича изменилось за последние несколько лет, и я действительно полагаю, что признание, которое он зарабатывает, с возрастом будет только расти, но я склонен считать, что его будут скорее воспринимать как «легенду тенниса», чем повсеместно обожаемую персону. Я также считаю, что пока он сдерживает Федерера или Надаля от поднятия на более высокие уровни успеха (как на Уимблдоне в этом году) или пока он является непробиваемым барьером для прорыва таких фигур, как Димитров, он будет для многих – заклятым «лишним» («the other guy»). Но, думается мне, чтобы развернуть поклонников в свою сторону, ему нужно стать фактически единственной доминантой. Посмотрите на Ллейтона Хьюитта и то, как им сегодня восхищаются, и подумайте, как, несмотря на его довольно колючий характер, им восторгались, когда он был на вершине своей игры.
Чтобы ответить на твой заключительный вопрос, я приведу высказывание Вуди Аллена, которое мне очень близко: «Чтобы любить, надо страдать» (прим. В другой интерпретации: «Единственный способ быть счастливым – это любить страдания»). Эта цитата наиболее точно передает мой опыт боления за Джоковича. Сезон 2011, конечно, был исключением, но большей частью, тот год Джоковича, который полон примеров тенниса почти космического уровня и многократного уничтожения Надаля, сменился необъяснимо вялой игрой. И самая неудачная часть выступлений приходилась на финалы турниров Большого шлема. Я помню, как говорил перед Уимблдоном, что Джокович абсолютный фаворит на пути до финала, но вот победит ли – тут я был бы осторожен. Его выступления в двух последних финалах особенно озадачивали: в финале ЮСО у меня было ощущение, что Джокович играл так, будто знал, что проиграет; на Ролан Гарросе – то же самое, с течением игры Новак передал матч в руки Надаля. В тот момент я начал сомневаться, выиграет ли он когда-нибудь Гранд Слэм снова, и вот, это произошло на Уимблдоне. Я думаю, это было ключевым, что он играл против Федерера, так как, кажется, что оба просто наслаждаются, когда обламывают друг другу потенциально «золотые» моменты, но, возможно, все было еще проще.
В любом случае, если финал Ролан Гарроса был самым низким из минимумов для Новака, а финал Уимблдона – самым высоким из максимумов, то мне как поклоннику Джоковича, «полюбившему страдание», никакого иного пути и не надо.
Ps. Прим. Самый большой Фан Клаб Новака Джоковича это Nolefam. Девиз клуба "Мы больше, чем клуб, мы семья". Среди многочисленных подарков от поклонников клуба Новаку самый памятный - фирменная футболка. Ее Новак часто надевает на тренировки, чем всех фанов приводит в неописуемый восторг.
С этими девушками, поклонницами Новака в Париже, тоже связана замечательная история: когда они брали автографы, то сокрушались, что не могут достать билеты на Мастерс. Новак пообещал, что скажет об этом своим агентам, и они позаботятся. Каково же было удивление девушек, когда через какое-то время с ними действительно связались из штаба их кумира, и они-таки стали счастливыми обладательницами пропуска на центарльный корт.
Самая многочисленная армия фанатов Новака в Китае....
.....и самая сумасшедшая. На популярнейшем китайском сервисе микроблогов Sina Weibo у Джоковича более 3 200 000 фолловеров.
Оригинал статьи http://www.tennis.com/pro-game/2014/08/fan-club-novak-djokovic/52316/#.U-NBSWPPIug
Твиттер Мэтта Крица https://twitter.com/SecondServeHack
Перевод и примечания mrs_mockery
Я тоже мысленно сопротивлялась, как могла, хотя у меня и не очень получалось :)
Ну, например, я не вижу ничего странного в том, что после триумфально прорывного сезона 2011, наступил некий спад в игре. Но всем бы такой спад, который и в следующем сезоне опять закончился первой строчкой рейтинга :)
По поводу цитаты из Вуди Аллена про любовь к страданиям, мне вспомнился Шекспир с его "она его за муки полюбила, а он ее за сострадание к ним" :) Я понимаю этот философский подход, про работу души и всё такое....но все же хотелось пожелать мук и страданий поменьше, как Новаку, так и нам. И побольше взрываться с ним в радости, нежели опадать в печали...
А насчет того, что далеко не всеми любим....не знаю, как у других фанов Новака, а у меня в душе уже давно разлито некое упоительное чувство избранности :) Новак во всех смыслах - абсолютно "ручная работа", штучный товар, ну а чем мы-то хуже? :)
И с какой бы стороны Новак себя ни проявлял, я знаю одно: скучно с ним точно не будет! С ним сердце точно не устанет от узких рамок рутинного благополучия - ни в спорте, ни в жизни :) За что и люблю)
Новак - совсем другое дело, он первый, кто смог скинуть с престола Федаль..:)
Спасибо, перевод очень понравился, тем более, он сдобрен комментариями и фотографиями, а значит снова вложена авторская душа :)
От себя скажу, что с тех пор, как Новак поселился в моем сердце, смотреть теннис просто из любви к искусству (то бишь к самому теннису) - мне стало неинтересно, мне, видишь ли, непременно нужно подать к просмотру Джоковича, иначе смотреть отказываюсь :) А вот с Маратом было по-другому, он привил любовь именно к спорту, к теннису вернее :) из-за него начались неуемные просмотры теннисного всего и вся, все подряд турниры, чуть ли ни все подряд матчи..:)
Еще раз спасибо, материал очень интересный, хоть в нем есть спорные моменты... :)
Наберите в поиске Novak Djokovic on David Lettermen 2014. Там ролики разбиты на 3-4 эпизода.
По поводу того, что за него не болеют стадионы - основная масса зрителей - люди далекие от тенниса и приходят посмотреть на раскрученные имена. Сам был свидетелем не раз. Так что по этому поводу даже не стоит рассуждать и париться. Достаточно увидеть его вживую и все становится ясно.