6 мин.

«Игра в бисер» по-швейцарски

- Скажи, ведь все равно, -  игра нам в радость? Нас не гонит плеть. Мы хоть играем, но живем всерьез. В пустыне духа не бывает грез, когда сгорает всё – и мы готовы умереть…

 

 

 

 - Вот там, в той странной точке, я, как старик-студент, решил творить из пены дней те странные виденья, по существу лишенные значенья, но через них был свет открыт…Ты знаешь, Новак, свет, открывшись, радостней горит!

 

 

  – Да, да, я знаю, Стэн, о чем ты говоришь: когда над кортом  плавно ты паришь и чувствуешь себя ты властелином.

 

 

-  О, да! На матче-исповеди….из вечного покорного слуги ты вдруг становишься беспечным господином. Как  это было б сладко: всё перевернуть и насладиться мигом…а потом…да хоть опять заснуть.

 

 

 - Тонка, недоступна, почти фантастична игра….И ты ворожишь, словно черный магистр. Грандиозен процесс, но ты уже чуешь – пора! Как часто с забавою схож сокровеннейший смысл.

 

 

- И пальцы мои, устав от привычных движений, сожмутся в кулак, отвечая на пульса толчок…. Какой же я, Новак, дурак! После всех предвкушений мне к горлу подходит комок...

 

 

 - Но в самом деле, Стэн, ведь если верить свято, что вглубь глядеть опасностью чревато, пять измерений будет многовато….Тогда уж хватит трех! (Хотя...уж кто бы это говорил :)

 

 

 - Когда-то, мнится, жизнь была полнее, мир слаженнее, а голова – яснее, пока на этот матч не вышел я с тобой….

 

 

- Согласен, Стэн. Все проще : берем ракетку, мяч, легко наносим знаки на чистый корт уверенной рукой. Они ясны. Понять их может всякий, есть сумма правил для игры такой…

 

 

 - Но втайне все равно мечтаем…Кто может это запретить? Как ты сказал там: как бесподобно мне над кортом вновь парить?....Но знаю я, что в небытие уходит морок зыбкий, бунтарь во мне бы успокоился опять, вздохнул бы сладко и расцвел улыбкой….

 

 

 - Парить и падать, чтоб подняться вновь, тянуться за немыслимой удачей. Мой друг, у нас не может быть иначе: адреналин щекочет кровь…

 

 

- Здесь воздух разрежен, но все-таки можно дышать….

 

 

 

 - Вечно внутрь себя шагаешь, медлишь или же спешишь…

 

 

 - Ты творишь и разрушаешь…

 

 

  - Ты творишь...

 

 

 - Ты разрушаешь...

 

 

 - Ты молчишь и говоришь…

 

 

 - Ты молчишь...

 

 

 - Ты говоришь....

 

 

 

Не часто бывает, чтоб так долго матч не отпускал. А всё почему? Потому что несмотря на то, что Новак выиграл, гораздо бОльшим его героем для меня стал Станислас.

 

Каково ощущать себя всю жизнь андердогом по отношению к принципиальным противникам и дерзнуть упорядочить дух так, чтобы вторгнуться в основы игры и взорвать ее хтонические пласты? На послематчевой пресс-конференции Стэн сказал, что это был безусловно лучший матч в его карьере. И следом в твиттере он пишет: «Очень плохо….Больно».  Сочетание несочетаемого. Оксюморон. Герой. Живой труп. Не хватило одного шага для преодоления рамок. Мир, едва вспыхнув новыми красками, так и не успел преобразиться…Каково же оно -  послевкусие этого виртуозного и быстротечного полета? И стоит ли такая игра свеч?

 Поиск гармонии в "игре стеклянных бус": "Игра была не просто упражнением и не просто отдыхом, она олицетворяла гордую дисциплину ума, играли в нее с аскетической и в то же время спортивной виртуозностью, находя в ней наслаждение, облегчавшее им отказ от мирских удовольствий и устремлений, который тогда уже взяли за правило люди высокого духа". Герман Гессе, "Игра в бисер" (стихи в посте - по мотивам стихов героя романа)