Китай следит за мозгом Синнера?
На прошлой неделе американское расследовательское медиа Hunterbrook опубликовало статью под названием «BrainCo: стартап «из Гарварда», который стал одним из Малых драконов Китая – с нейроданными американских олимпийцев и школьников».

На баннер поместили фото второй ракетки мира Янника Синнера как одного из тех, чьи данные украл Китай. Еще среди пострадавших назвали пилота «Формулы-1» Шарля Леклера и игроков «Манчестер Сити».
Стартап из Гарварда, который стал Малым драконом Китая
Компания BrainСo, которую медиа обвиняет в передаче данных правительству Китая, занимается нейротехнологиями. Согласно официальной версии, она была основана в Гарварде в 2015-м учеными из Гарварда и Массачусетского технологического университета – но, как выяснилось в ходе расследования, на самом деле ее открыл кандидат наук Бичэн Хан. Китаец поступил в Гарвард на программу биоинженерии, но так ее и не окончил. Зато Хан запустил компанию на базе Harvard Innovation Labs. До 2023-го BrainСo и правда консультировал декан Высшей школы образования Гарварда, но сейчас компания не имеет никакого отношения к университету. А еще, согласно политике Гарварда, его название вообще нельзя использовать в промоушене, и они несколько раз обращались по этому поводу к BrainCo с требованием изменить название. Но безрезультатно.

Чем вообще занимается BrainCo? Их основной продукт – налобные повязки для повседневного использования, которые снимают электроэнцефалограмму головного мозга (ЭЭГ). Они называются FocusCalm и обещают пользователям с помощью собранных данных «тренировать мозг для лучшей концентрации и более спокойного мышления». Как это связано со спортом? Один из партнеров BrainCo – медицинский центр Formula Medicine, который активно использует эти повязки. Услугами центра пользуются в том числе вторые ракетки мира Янник Синнер и Ига Швентек, гонщик «Феррари» Шарль Леклер, лыжница Микаэла Шиффрин. Как утверждает Hunterbrook, ссылаясь на BrainCo, туда также обращались члены олимпийских сборных Италии и США (тяжелоатлеты и бобслеисты) и футболисты «Манчестер Сити».
Проблема в том, что с 2017 года BrainСo спонсирует China Electronics Corp., которая внесена в санкционные списки США и помечена как «китайская военная компания, работающая в США». BrainСo в целом интересовалось правительство: в 2023-м офисы компании, которые в том числе находятся в Ханчжоу, посещал премьер Государственного совета Ли Цян. Потом в BrainCo инвестировали несколько фондов и компаний, косвенно связанных с госструктурами Китая. А в 2025-м провинция Чжэцзян уже открыто вложила в BrainCo около 27 миллионов долларов. Еще BrainCo относится к одному из шести Малых драконов Ханчжоу: это стартапы, которые помечены стратегически важными для государства. Например, один из Драконов – DeepSeek.

А теперь главное: по законам Китая все китайские компании обязаны делиться данными с Коммунистической партией. И это всех и напрягает.
Как BrainCo снимает сигналы мозга и что с ними делают
В 2018-м BrainCo впервые начали массовый сбор данных. Они раздали повязки китайским школьникам – измеряли внимательность детей и отправляли результаты учителям. Разразился скандал, потому что родители школьников были возмущены таким раскладом. За пределами же Китая людей пугало, что таким образом те сильно продвинутся в исследованиях: по оценкам The Wall Street Journal, у Китая могла появиться база данных на основе ЭЭГ 200 млн школьников. Так что BrainCo пришлось менять сферу – и они переключились на спорт.
Риккардо Чекарелли, глава Formula Medicine, нашел повязки FocusCalm сам и интегрировал их в структуру подготовки спортсменов с поддержкой самих BrainCo. В целом его центр специализируется на том, чтобы помогать спортсменам лучше контролировать эмоции. Так что повязки, направленные на улучшение концентрации через правильные медитации, очень хорошо подходили под задачу.

Что именно делают в Formula Medicine? Синнер описывал процесс так: «Ты делаешь на компьютере упражнения, и они считают, какой процент мозга ты использовал, и так далее. Это делается для того, чтобы ты выполнял все максимально автоматически, тратя меньше времени и меньше энергии».
Чекарелли говорил, что во время их тренировок они вызывают у спортсменов разные чувства: злость, разочарование, усталость, спокойствие и уверенность в своих действиях, – а потом ассоциативно закрепляют с конкретными моментами, которые происходят у спортсмена во время выступления. Например, чемпион Супербоула Логан Райан описывал упражнения так: «Ты играешь в гонку: чем правильнее дышишь и чем ты спокойнее, тем быстрее едет твоя машина. А чем сильнее ты стараешься, тем медленнее она движется. Я каждый вечер практиковал вхождение в состояние потока. Поэтому когда наступали решающие две минуты игры или последняя атака против Тома Брэди, я теряю голову».
Как будто бы звучит полезно и здорово. Но у этого есть обратная сторона – FocusCalm и остальные устройства отправляют данные разработчикам каждые полсекунды. Речь идет об уровне внимания, местоположении, необработанных данных ЭЭГ, поле и времени. BrainCo отрицает, что они их сохраняют. А вот Чеккарелли подтвердил, что каждая сессия загружается в облако. Он говорит, что в плане безопасности данных он «доверит помощь в защите конфиденциальности BrainCo».

А согласно политике конфиденциальности BrainCo, они могут передавать данные вообще кому угодно. И что с ними могут делать потом, тоже абсолютно неясно – и здесь стоит вспомнить требование Китая делиться данными по запросу.
Зачем Китаю и США нейроданные: от суперсолдат до медицинских исследований
Китай преследует цель к 2030-му стать лидером в разработке нейрокомпьютерного интерфейса (или же интерфейса «мозг-компьютер»). По большей части его хотят использовать в медицине, чтобы создавать протезы, восстанавливать речь и коммуникацию у парализованных людей, помогать управлять колясками. Hunterbrook же подозревает, что Китай также может рассматривать все с военной точки зрения – они указывают на возможность создания «суперсолдатов». Под этим подразумевается комплекс мер, с помощью которых солдаты, например, смогут общаться телепатически, подключаться напрямую к датчикам или загружать в мозг готовые навыки.
Для развития интерфейса «мозг-компьютер» сейчас используют два метода: и тот, которым пользуется BrainCo, считается не лучшим. В другом варианте для более точного сбора данных датчики прикрепляют прямо на мозг с помощью операции. А в случае с методом BrainCo есть вопросы к тому, насколько такие повязки вообще полезны из-за сильных шумов, которые записываются вместе с сигналами мозга. Технология, которую использует BrainCo, довольно неточная: «Два нейробиолога сравнили ее с тем, будто вы приложили ухо к стенам стадиона: вы, возможно, услышите рев толпы, но отдельные разговоры различить будет невозможно». Еще указывают, что такие зашумленные данные обрабатывают с помощью искусственного интеллекта – но насколько он верно их интерпретирует, мы тоже не знаем.

Авторы расследования боятся, что в дальнейшем эти технологии могут использоваться против обычных людей: «Алгоритмы, которые помогают спортсменам найти состояние потока, теоретически могут выявить когнитивные уязвимости во время допроса. Данные, на основе которых тренируются протезы конечностей, могут быть использованы для обучения человекоподобных роботов навыкам убийства на поле боя. И так далее». Hunterbrook этим обосновывает интерес Китая и США к этому интерфейсу: якобы тот, у кого будет больше нейронных данных и лучших алгоритмов, сможет получить «беспрецедентное преимущество в медицине, торговле или военных действиях».
Они ссылаются на слова Нины Фарахани, профессора по праву и философии Университета Дьюк и эксперта по нейроэтике – та предполагает, что в будущем правительство Китая может записывать ЭЭГ во время того, как люди будут смотреть на пропагандистские изображения и фиксировать неугодные реакции. У этого и правда есть некоторое обоснование. В 2022 году китайский Хэфэйский национальный научный центр комплексных исследований объявил о создании системы, использующей распознавание лица на основе данных искусственного интеллекта и ЭЭГ. Систему придумали, чтобы отслеживать реакцию на партию: оценивать, насколько человек ей «благодарен» и следует ее курсу. Правда, насколько это реально существует, мы не знаем – ролик, где тестируют такую систему, выложили в день рождения Коммунистической партии Китая и быстро удалили.
Протезы, роботы и сотрудничество с военными: куда могут уйти данные
Сейчас компания презентует протез руки, который она создала вместе с Unitree, которая тоже имеет связи с партией Китая и входит в список Малых драконов. Помимо этого, BrainCo и еще 15 китайских техкомпаний вместе с Huawei работают над созданием некоего «совершенного робота».

Hunterbook еще указывает на то, что компания сотрудничала с военными университетами Китая. При этом свою причастность к военной отрасли BrainCo резко отрицает. Недавно они подписали госконтракт в Нинся, чтобы применять FocusCalm в образовании для детей с особыми потребностями. В Нинся преобладают мусульмане, считающиеся преследуемым меньшинством – расследователи боятся, что данные, собранные с помощью повязок, будут использоваться правительством для «подавления инакомыслия».
А как будет на самом деле, мы не знаем. Как и не знаем того, куда на самом деле уходят наши данные – и это касается не только BrainCo, но и вообще любой компании. Мы подписываем пользовательские соглашения, которые зачастую содержат все те же самые пункты – их подписали и те, кто пользовался услугами BrainCo. Правда ли правительству Китая нужны данные ЭЭГ Синнера для создания суперсолдат и подавления инакомыслия? Может быть. А может быть, на их основе будут помогать тем, кто и правда в этом нуждается – людям с ограниченными возможностями.
***
Сейчас при открытии сайта BrainCo всплывает окно с «официальным заявлением», в котором говорится:
«Мы наблюдали, что некоторые СМИ публиковали неточные и ложные материалы о BrainCo. Настоящим делаем следующие разъяснения:
1. Ни один из наших продуктов, включая FocusCalm, не передает сырые биометрические данные на серверы. Приложения обрабатывают сигналы мозга и движения головы пользователя локально на его устройстве и автоматически удаляют их после каждой сессии.
2. Технологии и продукты нашей компании созданы и предназначены исключительно для гражданского использования. Они не используются, не разрабатываются и не поставляются военным ни одной страны, и у нас нет сотрудничества ни с какими военными ни в одной стране.
3. Мы не передаем данные пользователей и не предоставляем их ни одному правительству.
4. В ответ на злонамеренные публикации в интернете мы оставляем за собой право принимать юридические меры».
Синнер невероятно спокоен на корте – но раньше матерился и ломал ракетки
Фото: Gettyimages.ru/Mario Tama; instagram.com/formula_medicine, focus_calm