Трибуна
5 мин.

Лучший теннисист Пакистана исчез 42 года назад. О его судьбе до сих пор ничего не известно

От редакции: вы находитесь в блоге «Теннисная история», полном деталей из истории тенниса и захватывающих тестов. Поддержите автора комментариями, плюсами и подпиской, чтобы таких материалов было больше.

Харун Рахим и столкновение цивилизаций.

Лахор – второй по величине город Пакистана, в котором сейчас живет более 12,5 миллиона человек. В нем родились, пожалуй, два самых известных теннисиста страны. Один – Айсам-уль-Хак Куреши – отличный парный специалист, финалист двух турниров «Большого шлема», по-прежнему выступающий в ATP-туре. Другой – Харун Рахим, лучший одиночник в истории Пакистана.

Рахим родился 12 ноября 1949 года в семье госслужащего. Отец – огромный фанат тенниса – умер в 1968-м от сердечного приступа, случившегося прямо на корте во время дружеской игры. Он успел обучить теннису четырех своих детей, среди которых наиболее одаренным был Харун.

Уже в 15 лет Рахим стал самым молодым победителем национального чемпионата и дебютантом сборной в Кубке Дэвиса. Причем дебютный матч он выиграл, уступая 0:2 по сетам. Три года спустя Рахим стал профессионалом и с началом Открытой эры дебютировал в основной сетке «Уимблдона» и US Open. В 1970-м Рахим вместе с Джеффом Боровяком привел команду Калифорнийского университета Лос-Анджелеса (UCLA) к победе в студенческом чемпионате NCAA.

Спустя год к ним присоединился молодой Джимми Коннорс, который взял одиночный трофей и помог защитить титул в командном первенстве (там калифорнийцы не потерпели ни одного поражения). Харун же добрался до полуфинала в одиночке и взял титул в паре с Боровяком. Впоследствии все трое еще не раз пересекались в туре.

Команда UCLA в 1971 году (Коннорс и Рахим – второй и третий слева в верхнем ряду)

С 1970 года Рахим чаще всего играл парные турниры ATP с Боровяком – в следующем году они дошли до четвертьфинала US Open. С Коннорсом же они сыграли в финале турнира в Нью-Йорке, после чего выступили еще на паре соревнований. Также Рахим объединялся в дуэт с Гильермо Виласом, первой ракеткой Индии Виджаем Амритраджем, советским теннисистом Вадимом Борисовым и многими другими. За карьеру он шесть раз выходил в финалы парных турниров – везде с разными партнерами – и выиграл половину.

В одиночке у Харуна Рахима есть выигранные матчи в основных сетках трех «Шлемов» из четырех. Это достижение до сих пор не повторил ни один его соотечественник. Вероятно, он мог бы пройти круг и на Australian Open, но просто пропускал его, как и многие сильные теннисисты того времени. За 1970-е Рахим побеждал Коннорса, Яна Кодеша, Роя Эмерсона, Витаса Герулайтиса и других. За счет мощной подачи и прекрасной игры у сетки он навязывал борьбу любому сопернику.

«Лидеры опасались встречи с Рахимом в первом круге любого турнира», – вспоминает бывший пакистанский игрок Джамил Ахмед.

В целом, южноазиатский игрок, безусловно, заслужил и популярность у болельщиков, и уважение у соперников. Среди первых было немало голливудских актеров, а последние не раз посещали Пакистан по его приглашению, чтобы провести выставочный матч. В их числе был и Артур Эш, игравший с Рахимом в Карачи незадолго до победы на «Уимблдоне»-1975.

Пик его карьеры наступил в 1976 году, когда он взял одиночные трофеи в Кливленде и Литтл-Роке. А уже в 1977-м установил национальный рейтинговый рекорд, поднявшись на 34-ю строчку, что также сделало его лучшим теннисистом Азии на тот момент. Правда, это произошло в октябре (рейтинг тогда подсчитывался по среднему количеству очков в сезоне), хотя еще в середине марта Рахим провел последний турнир в карьере. Тогда ему было всего 27 лет, и от травм он не мучился: до 1977-го было шесть снятий по ходу соревнований за девять лет – не так уж много: например, у Рафаэля Надаля столько же набралось за 2017-2019 годы. Что же случилось?

Дело в том, что в 1978 году Рахим женился на дочери американского судьи. Однако аристократическая семья игрока этот брак не признала. В ответ Харун просто порвал с ней связи и пропал. Кто-то считает, что он присоединился к религиозной секте, продав всю недвижимость.

Джамил Ахмед объясняет ситуацию так: «Свадьба могла быть одной из причин, но, как я думаю, не главной. Он был шокирован смертью брата-близнеца Фарука, после чего и исчез. 25 или 30 лет назад Харуна, возможно, видели местные теннисисты в Индии, но найти его не удалось».

Есть неподтвержденная версия, по которой Рахим скончался в Индии несколько лет назад. Родственники же верят, что он сменил имя и внешность и до сих пор живет в США. Если это действительно так, то скоро ему исполнится 71 год, последние 42 из которых покрыты тайной.

Его старший брат Зульфикар Рахим, который также выступал за сборную в Кубке Дэвиса, а затем тренировал Харуна, в 1980-90-х работал в теннисных клубах в Великобритании и Бельгии и был представителем Федерации тенниса Пакистана в Европе. Затем он вернулся на родину, чтобы развивать теннис там.

А о лучшем игроке в истории страны теперь вспоминают уже нечасто. Ответ же на вопрос о том, насколько важным игроком для своего времени был Харун Рахим, дал в своей книге легендарный Бьорн Борг, отметив, что при его жизни теннис никогда не терпел большей потери.

Хеннер Хенкель – «теневой принц» немецкого тенниса. Его жизнь оборвала пуля советского солдата

Что было раньше: 11-часовой матч или провал Федерера на «Уимблдоне»? Расставьте известные игры по хронологии

Подписывайтесь на лучший теннисный инстаграм

Фото: facebook.com/Haroon-Rahim; Gettyimages.ru/Central Press/Hulton Archive