Трибуна
7 мин.

«Сейчас теннис для меня – это платформа». Джокович больше не гонится за титулами

Из разговора с The New York Times.

Незадолго до Australian Open, где он завоевал восьмой титул, Новак Джокович дома в Монте-Карло встретился с репортером The New York Times Кристофером Клэри и рассказал ему о том, как старается вести сознательную и осмысленную жизнь.

Семья

«Новак Джокович, его жена Елена, пятилетний сын Стефан и двухлетняя дочка Тара начинают свой день на просторном балконе своей квартиры в Монако с видом на Средиземное море.

«Мы просыпаемся рано, потому что я провожаю сына в школу, мы готовим на кухне свежие соки и выходим на балкон, чтобы провести наши ежедневные ритуалы: наблюдаем восход солнца, проводим сеанс объятий, поем с детьми песенки, занимаемся йогой».

Джокович усмехнулся немного смущенно. Но он верит, что личный ритуал отражает то, как он изменился. По его мнению, он играет в теннис не только для того, чтобы проявить себя, но и для того, чтобы совершенствовать свою жизнь и жизнь окружающих.

В ближайших планах Новака и Елены – развитие их благотворительного фонда, занимающегося дошкольным образованием, и закончить книгу о здоровье».

10 немецких марок

«Когда-то его отец Срджан хлопнул десятимарковой купюрой по кухонному столу их тесной съемной квартиры в Белграде и сказал: «Это все, что у нас есть». Тогда 10 марок были как 10 долларов – это было время жестокого распада бывшей Югославии в 1990-х гг. Джокович не помнит точно, когда именно отец так сказал, но его слова крепко врезались в память: «Теперь мы как никогда должны держаться вместе, пройти через это бок о бок и найти выход». Это был очень мощный и впечатляющий момент-импульс для подъема в моей жизни и жизни моей семьи».

К 1999 году семья нашла возможность отправить Новака в теннисную академию Ники Пилича в Мюнхене, что стало началом его пути к вершинам тенниса.

Джокович проявил удивительную стойкость и устремленность, подстегиваемый воспоминаниями о том, как он рос в самый разгар военного конфликта, в период лишений и неопределенности.

Новак понимает, что ему не придется бросать банкноту в 10 евро на кухонный стол. Он хочет, чтобы его дети знали о его детстве, но не были обременены им».

Титулы

«Все говорят о трофеях, достижениях, рекордах, истории, и мне очень повезло быть в числе игроков, о которых эти разговоры ведутся. Я очень благодарен за свою карьеру, но сейчас теннис для меня – это скорее платформа, чем одержимость индивидуальными достижениями.

Я больше не смотрю на теннис как на «сейчас я поеду туда, сделаю все, чтобы выиграть трофей, и выиграю его, потому что это моя единственная мотивация». Я закончил с этой главой своей жизни. Думаю, я эволюционировал и достиг этапа, где теннис для меня – это нечто большее».

Андре Агасси

«Агасси тренировал Джоковича в один из самых трудных периодов его карьеры (2017-й – начало 2018-го, хотя у них никогда не было официального контракта) — до того, как операция на локте наконец помогла Новаку избавиться от страха.

«Агасси один из тех, кто очень повлиял на меня и помог мне осознать все эти важные вещи. Если смотреть на вещи более широко, очень любопытно, что этот взгляд только подчеркивает, каким должен быть ваш следующий шаг. Я бесконечно ему за это благодарен».

«Жизнь в теннисе еще не закончена, и я понимаю, что все еще играют, – говорит Агасси о Большой тройке. – Но [когда они закончат] лучшим будет признан Новак».

Нолемоций

«Марафонская победа над Федерером в прошлогоднем финале «Уимблдона» отразила новую грань Джоковича. Это была битва концентраций, в которой ни один не хотел вырываться из своей теннисной оболочки сенсея, чтобы не дать другому эмоционального топлива.

Эта атмосфера разительно отличалась от другого эпического финала – победы Джоковича на Открытом чемпионате Австралии 2012 года над Надалем, где на протяжении шести часов зубодробительные ралли сопровождались боевыми жестами и криками, после чего на награждении оба финалиста буквально не могли стоять.

«Australian Open-2012 был внетелесным опытом, – говорит Джокович. – На «Уимблдоне» я лучше осознавал, что со мной происходит».

Искатель

«Он искатель, – окрестил Джоковича Марьян Вайда, его давний наставник и доверенное лицо. – Кажется, что все идет идеально, но вдруг – он хочет что-то изменить».

Он перешел на безглютеновую и безлактозную диету, практиковал медитацию и визуализацию, менял подачу (не всегда успешно), пробовал персональную барокамеру, совсем недавно расстался с аналитиком Крейгом О’Шоннесси, отчасти потому, что Горан Иванишевич, один из его тренеров, считает, что нужно «вернуться к основам, а не полагаться на все эти цифры».

«Есть очень много спортсменов и теннисистов, которые отлично играют на тренировках, но в матчах совсем другая картина. У вас может быть хороший матч, или два, или несколько результативных месяцев, но как вы можете постоянно быть там, на пике? Живительное средство или формула успеха, которые могут помочь вам добиться стабильности, – Святой Грааль для любого спортсмена. Как мне оптимизировать все показатели и сбалансировать состояние своего ума, тела и души каждый сезон до конца карьеры и подводить себя к пику тогда, когда нужно? 

Я думаю, что требование №1  – это постоянная мотивация и открытость новому, чтобы преодолеть, улучшить и развить себя во всех аспектах. Я знаю, что и Роджер говорил об этом, и я чувствую, что большинство лучших спортсменов всех видов спорта считают так же. Застой – это регресс».

Бонус: Стив Тиньор о финале Australian Open

«Вот и в финале Australian Open, отыгрывая брейк-пойнты в четвертом и пятом сетах, Новак не стал использовать свои надежные и сильные стороны (к чему взывает традиционная теннисная мудрость), а пошел на своего рода эксперимент – прибегнул к серв-энд-воллей:

 «Это сработало в обоих случаях. Но все могло быть и по-другому. Серв-энд-воллей – это не то, к чему я привык, я не так уж часто это использую. Но в тот момент я решил, что это будет уместно, и я очень рад, что это сработало».

О чем нам это говорит? О том, что у Джоковича есть шестое чувство стратега? Что фортуна благоволит храбрецам? Я бы сказал, это показывает, что в теннисе недооценивается исполнительское мастерство – то, как игроки спасаются из сложных положений. Прибегнув к этим судьбоносным воллеям, Джокович превратил тактику, которая была не то нелогичной, не то и вовсе безрассудной, в выигрышную. И он превратил то, что могло бы стать его третьим подряд поражением от Доминика Тима, в свой 17-й титул «Большого шлема».

Чемпионы делают все как надо, и да, хоть это и звучит проще, чем есть, они прибавляют в важнейшие моменты. И Джокович нашел способ нам всем снова это показать». 

Всех джокофанов с победой нашего Сокола, то есть, Феникса! Айде! Идемо!

👑 Джокович выиграл 8-й Australian Open: провалил середину матча, но впервые отыгрался с 1:2 в финале ТБШ

Как внимательно вы следили за Australian Open? Пройдите наш тест

Фото: facebook.com/AustralianOpen