9 мин.

Кино и теннис 2

Как Джек Леммон готовит спагетти с помощью теннисной ракетки? А что Джеймс Белуши находит общего между теннисом, гольфом и бейсболом? О чем разговаривают за теннисной партией иностранные разведчики, высокопоставленные чиновники и скандинавские короли? Как, в конце концов,  можно сыграть в теннис без мячика? Теннисные эпизоды в кино – в продолжении поста «Кино и теннис».

Кто пропустил первую часть  - она здесь.

 

Интересная деталь:  в фильме Георгия Натансона "Посол Советского Союза" ни разу не упоминается название страны, в которой происходит действие. Хотя всё указывает на то, что это Швеция: в фильме неоднократно показываются виды Стокгольма и флаг Швеции ((с) Википедия). К тому же А. М. Коллонтай, прообраз Е. Н. Кольцовой, блестяще сыгранной Юлией Борисовой, была послом именно в Швеции. Кроме того, внешность короля, сыгранного Анатолием Кторовым, напоминает внешность Густава V, занимавшего шведский престол в 1907-1950 годах.

 

Так вот, этот Густав V  вошел  в историю  Швеции  как покровитель спорта. Он активно участвовал в Олимпийском движении, добившись того, что V Олимпийские игры 1912 года  проходили в Стокгольме.  Король и сам входил в сборную Швеции по теннису и играл в теннис  до 90 лет (sic).

Шведский монарх был известным теннисистом, основал первый теннисный клуб в Швеции; как пропагандист этого вида спорта был избран в Международный зал теннисной славы (1980); заботился о судьбе теннисистов, арестованных нацистами.

Король из фильма тоже разумеется играет в теннис: неподражаемый Анатолий Кторов вместе с Гунаром Цилинским за разыгрыванием очка обсуждают первую женщину-посла: «Представляете, пресса пишет, что Елена Кольцова, народный комиссар первого большевистского правительства, курит трубку и пьет водку прямо из самовара»! «По крайней мере, это оригинально. Особенно для дипломата», - резюмирует король.

 

 

В политическом детективе Виктора Сергеева "Шизофрения"  (о «немом» стрелке-киллере (Абдулов), завербованном спецслужбами  во времена разгула криминала во всех сферах власти в 90-е) перебрасыванием мячика через сетку балуется первый вице-премьер правительства в исполнении Кирилла Лаврова.  Он наставляет своего друга, криминального авторитета, отправившего отпрыска на обучение в Новую Зеландию:

         - Ты бы объяснил своему сыну, что для того, чтобы чего-то добиться здесь, на Родине, надо научиться играть в теннис!

(Во времена Ельцина сложно было бы поспорить с этой сентенцией).

 

  

      - 6:0, 6:1. Полный разгром за 27 минут! Такая быстрота, я бы сказал, не в вашем стиле, барон.

      - Опять торопите. Хотите иметь качество, имейте терпение.

      - Да, но в пределах разумного. Мне известно ваше высокое мнение о разведке русских.

      Именно во время игры в теннис разведчики Абвера (актеры Игорь Васильев и Пауль Кальде в героико-приключенческом фильме "Вариант Омега") придумывают очередной ход хитроумной игры против советского военного командования. И неудивительно – недаром теннис называют «игрой в шахматы в движении».

 

Во время партии Игорь Васильев демонстрирует не самый плохой смэш.

 

 Джордж Клуни в картине братьев Коэнов "Невыносимая жестокость" пытается сбросить нервное напряжение, выбрав в партнеры теннисную пушку для подачи мячей.

 

Сам актер тоже очень любит теннис: в его имении в английском графстве Беркшир сооружен шикарный всепогодный теннисный корт.

 

Персонаж Джеймса Белуши, сбежавший из тюрьмы заключенный и бейсбольный фанат, в типичной кинокомедии положений "Как разобраться с делами", волей случая оказавшийся на месте менеджера по проектам и впервые взявший в руки ракетку, яростно обыгрывает патрона-японца.

«Теннис успокаивает нервы, - объясняет ему перед игрой босс. – Готовит к тому, чтобы вести бизнес. Пусть победит сильнейший».

И совершенно обескураженный, уже после разгрома, удивленно произносит:

        - У вас необычная манера игры в теннис. Необычная, но столь эффективная!

На что герой Белуши отвечает:

        - Весь секрет в том, как крепко держать ракетку (The secret is a grip – Всё дело в хватке!).

И принимает стойку бьющего в бейсболе, орудуя ракеткой, как битой.

На протяжении фильма происходит забавная трансформация: сначала бейсбольный прием берет верх над теннисной подачей, а потом все тот же Белуши, исполняя подачу «питчера», загоняет бейсбольный мяч в лунку для гольфа. Таким образом, прослеживается своеобразная метафора: народная игра побеждает элитные виды спорта.

 

Если вы поклонники фильма "В джазе только девушки", то наверняка должны были посмотреть еще один шедевр Билли Уайлдера"Квартира/The Apartment" с Джеком Леммоном и Ширли МакЛейн.

 

Еще Андрей Кончаловский заметил, что юная Ширли МакЛейн имеет удивительное сходство с нашей Еленой Кореневой, не правда ли?…. Вообще, я понимаю, почему эта картина попала в «Золотой фонд» американского кино (5 оскаров). Потому что эта история – о том, как из простой рождественской комедии сделать общечеловеческую глубокую драму, понятную абсолютно каждому.

«Одно время я жил, как Робинзон Крузо на необитаемом острове среди восьми миллионов людей. Однажды я увидел след на песке. Это были Вы».

 

 Так вот, если вы видели «Квартиру», то  наверняка запомнили оттуда искрометный «теннисный эпизод».

Героиня МакЛейн, обследуя квартиру незадачливого клерка-страховщика (Леммон), натыкается на кухне на теннисный инвентарь:

          - Что здесь делает теннисная ракетка?

          - Теннисная ракетка? Помнится, я готовил что-то итальянское, процеживая через нее спагетти.

Вот эта мизансцена:

(перевод)

 - Мы будем переодеваться для обеда?

 - Нет, садитесь, в чем есть.

 - Ловко вы с ракеткой управляетесь.

 - Видели бы вы мой бэкхенд! И вы еще не знаете, как я подаю тефтели! (игра слов: to serve – подавать на стол, а также подача в теннисе).

 

 

Не менее экстравагантно, чем Джек Леммон, эксплуатирует ракетку и герой Вуди Аллена в "Энни Холл" - он неистово бьет ею паука в ванной.

 

Но однажды в картине он использует ее и по прямому назначению: первая встреча Энни и Элви происходит именно на теннисном корте.

Энни Холл - прекрасная Дайан Китон

 

В конце эпизода Элви неловко тычет ручкой ракетки в Энни, что многие критики толкуют как один из режиссерских приемов эдакого жонглирования фрейдистскими символами. Тема психоанализа - сквозная тема всего фильма: Элви постоянно подшучивает над этим лейтмотивом, тем не менее посещает психоаналитика 15 лет. Вообще, всю картину можно расценить как один большой сеанс психоанализа с многочисленными бесподобными комическими монологами главного героя (фирменный вудиалленский взгляд внутрь себя), пытающегося скинуть груз психологических проблем.

  

И на закуску – диковинный спектакль, представленный мимами в финале фильма Микаланджело Антониони "Блоу ап": актеры исполняют пантомиму, имитирующую игру в теннис. Игра в теннис без мячика - типичный симулякр, намекающий зрителю на иллюзорность существования, ее эфемерность, иллюзию, подменяющую собой реальность; «контекст без предмета» становится неким философским фантомом. Недаром к концу  этого антидетектива постепенно исчезают все составляющие "дела": улики-фото, труп, а потом и сам расследователь-фотограф.  Что наша жизнь? Бесконечная игра обманчивых ценностей и масок….

 

 

Гейм. Сет. Матч. Снято! 

 (В посте использованы некоторые материалы Википедии, книги "Романовы. Семейные тайны русских императоров", статьи С. Кудрявцева "Экзистенциальная притча с элементами детектива").

 Отдельное спасибо участникам обсуждения сабжа на интранет форуме "Дискуссия в Деревне Creativы".