Марьян ВАЙДА: «Людям нужно уметь видеть, как это потрясающе – оставаться спортсменом такого класса столько лет кряду»
Интервью известной теннисной журналистки из Франции Кароль Бушар с Марьяном Вайдой, многолетним наставником 12-кратного чемпиона турниров «Большого шлема» Новака Джоковича на турнире Barclays ATP World Tour Finals в Лондоне. Перевод Ольга Линде.
- В эти последние несколько недель вы как тренер ощущали беспокойство?
- Нет, я ничем не расстроен. Для начала давайте будем рассматривать этот сезон комплексно – Новак закрыл карьерный «Большой шлем», выиграл четыре ТБШ подряд, чего не случалось со времен Рода Лэйвера. Цель была выиграть Ролан Гаррос, или, вернее, цель была двойная – выиграть РГ и четыре ТБШ подряд. Она достигнута. После – что естественно – уровень концентрации несколько упал. Думаю, достижение поставленной цели, а конкретно победа на РГ сильно его опустошила, и как результат – снижение фокуса во второй половине сезона. Энди стал первым номером рейтинга, чего он достоин. Что же касается Новака, то невозможно постоянно перенапрягаться. Вот уже несколько сезонов он сражается на высочайшем уровне, и такие западения могут случиться. Чтобы, поднявшись на самый верх, оставаться там долгое время, требуется максимальная сконцентрированность, постоянная работа на максимуме. Так вышло, что Энди сейчас может с таким справляться, но и Новак рядом, он снова получает удовольствие от игры и, надеюсь, нужная концентрация вернется к решающим матчам.
- Новак говорил о том, что утратил удовольствие, о том, что к середине лета буквально выгорел изнутри…
- Я не знаю, как это назвать, но это – неизбежные последствия всего, что произошло. Он проиграл в первом круге в Рио, и это был сильный удар, затем травмировался, и лично для меня видеть его в финале ЮСО было каким-то чудом. Финал, конечно, прошел плохо, но мы должны постоянно помнить о том, что он до этого финала дошел, и сохранять позитивный настрой: только так он должен мыслить и никогда про это не забывать. Однако этот год складывался очень трудно, и мы, собственно, были к этому готовы, ведь у всего того хорошего и даже отличного, что случилось, есть своя цена и ее пришлось заплатить.
- Как вам кажется, его проблемы не могут быть частичным следствием того, что люди привыкли воспринимать его как машину?
- Конечно, но с подобным сталкивались и Роджер, и Рафа, и Энди: они постоянно наверху, у них просто фантастическая сконцентрированность, а ведь совсем немногие игроки способны на это. У меня одна только мысль о том, сколько лет подряд эти ребята остаются на вершине, вызывает мурашки. Предполагаю, что в них во всех есть нечто необыкновенное, и им не нужно это самим себе доказывать – оно внутри. Но они все – люди, у них есть жизнь и вне тенниса, так что кое-что извне тоже оказывает на них влияние, и это нормально.
Ты хочешь оставаться профессионалом постоянно, но не всегда это получается, такова жизнь. И всю ситуацию с Новаком я вижу как комплекс, комбинацию факторов. Люди говорят о кризисе, но выигрывать все постоянно невозможно. И главной причиной происходящего – не снижение любви к спорту, а всего лишь снижение фокуса. Без этого ты не так «заточен», матчи пролетают быстро – и ты проигрываешь. Все это – последствия случившегося после Парижа. Дело не одном каком-то матче, это комплекс, и только так и надо принимать случившееся. Мы почему-то воспринимаем его как кого-то, кто не может проиграть, но он может! Да, прежде он проигрывал редко, и сейчас для него в каком-то смысле новая ситуация, он был первым номером несколько лет подряд… Но я не думаю, что нужно искать какую-то одну конкретную причину, ковыряться в ней и устраивать из этого драму. Просто так вышло – вот и все.
- Сейчас в Лондоне психологически он выглядит заметно лучше, нет?
- Да. Он в порядке! Просто он нашел способ преодолеть все возникшие проблемы и больше не хочет сталкиваться с подобным психологическим стрессом. Он старается определенным образом сбрасывать этот стресс. Это никакой не эксперимент, его игра при нем. Надеюсь, он как следует разгорится здесь и вернет нужную энергичность и мощь. Но на таком уровне теннис очень труден, ведь приходится играть в лучшую свою игру каждую неделю. Он просто хочет уменьшить стресс.
- Вас не было в Берси – возникла какая-то необходимость на какое-то время оставить его одного? Ну и много болтают о Пепе Имазе…
- Да уж. Но он уже и раньше сотрудничал с Пепе Имазом. Он использует его ради своей цели – снизить стресс. Приходится искать какие-то способы.
Ты приезжаешь в Париж, где столько раз побеждал, и внезапно понимаешь, что опять, обязательно должен выигрывать, и к тебе возвращаются все воспоминания – слишком сильный стресс. А через медитации он научился с этим стрессом справляться. И нет никакого резона рассуждать о каких-то манипуляциях с его сознанием – он в порядке! В этой теме идет постоянный перебор, с Имазом Новак сотрудничал и раньше, а тут внезапно все перевозбудились и начали строить версии на тему «кто этот парень?» одна чуднее другой. Стараются раздуть историю на пустом месте… Теннис – это развлечение. Новак не заморачивается по этому поводу.
- Вы считаете все эти разговоры по поводу мнимого кризиса несправедливыми, поскольку сезон был довольно удачным?
- Конечно! И я уже указывал на это: невероятный год! Четыре ТБШ подряд и РГ, где он до этого ни разу не побеждал. Нельзя делать вид, что ничего этого не произошло, это нечестно и неправильно… И вообще дурно. Ладно, хорошо, люди хотят видеть, как он выигрывает, выигрывает, выигрывает, но подобное невозможно. То, чего он достиг, поразительно, и именно так к этому и нужно относиться.
- Было ли внешнее давление на него чересчур сильным?
- Каждый интерпретирует все, что происходит с ним и вокруг него, так, как хочет это видеть, но и Новак всего лишь хочет быть тем, кто он есть, и никем иным. Его видят перманентным победителем, и пресса всегда жестока к любому спортсмену такого уровня: они зарабатывают слишком много денег, им достается слишком много славы и прочее… Кому-то хочется видеть его именно таким, но с ним это больше не прокатывает.
Он, возможно, пытается что-то изменить, меняет, и это хорошо – для него самого в первую очередь. Людям нужно уметь видеть, как это потрясающе – оставаться спортсменом такого класса столько лет кряду. Парни типа Бьорна Борга, закончившие в 26, просто не справились с прессингом. А этот прессинг – он ошеломляющий, под ним очень трудно жить и играть, и побеждать, побеждать, побеждать неделю за неделей. Он пытается так организовать свое расписание, чтобы играть как можно дольше. Нам надо каждый раз хорошо себя чувствовать и выходить на турниры готовыми. Ну и есть еще иной фактор. Из-за того, что Новак выиграл все, он приезжает на какой-то турнир, выигрывает, выигрывает, выигрывает, сколько можно-то, дальше-то что? ТБШ должны оставаться приоритетом, и именно к ним нужно быть готовым в первую очередь.
- А что насчет первого номера рейтинга? Иногда, что-то утратив, внезапно начинаешь понимать, как сильно ты этого хочешь…?
- Справедливое замечание, однако, не думаю, что Новак сейчас так относится к позиции первой ракетки мира. Он оставался на ней годами. Да, конечно, это соревнование, но он принимает тот факт, что сейчас пришлось с первенством расстаться. Но, если отталкиваться от долгосрочных перспектив, что ему остается? Большие шлемы. Предельно трудно отыскивать мотивацию на каждый турнир, особенно если ты выигрывал его уже неоднократно. Но каждый чемпион стремится выигрывать ТБШ. Это – та самая мотивация, которую искать не нужно. Нечто, что вызывает драйв, ведет по жизни, заставляет продолжать двигаться, поддерживает внутренний огонь в этих парнях.
Я буду с ним, что бы ни случилось, я его знаю, я стараюсь понимать и принимать. До тех пор, пока будет нужная мотивация, до тех пор, пока я с ним совместим, нужен ему. У нас фантастические отношения, прочная связь. Я счастлив за него, за то, что у него есть семья, есть нормальная жизнь в роли отца и все те обязанности, которые с этим связаны (смеется). Больше всего ему нужно равновесие в жизни. Экстрим – это не так здорово. Приоритет – его жизнь в целом, хотя иногда это и трудно сочетать. Но у него получается.
- Какой вам видится подготовка к 2017-му?
- Главным образом он сосредоточится на своем здоровье. Теперь, когда ему почти 30, нам нужно быть мудрыми. Травмы случаются из-за того, что его тело многие годы вынуждено переносить запредельные нагрузки. Мы должны быть очень осторожны, мы больше не можем заставлять его пахать по три часа и больше, как раньше, из-за колена, локтя, плеча. Нам приходится ограничивать тренировки, приспосабливать их, но это не проблема. Новак любит тренироваться и он будет готов к первому ТБШ.
Источник http://theyellowballcorner.blogspot.ru/2016/11/vajda-it-happended-at-cost-there-was.html
Перевод Ольга Линде
Фото: Getty, IG Бориса Беккера.
-----------------------------------------------
говорим Новак, подразумеваем- Вайда,говорим Вайда,подразумеваем-Джокович))
невозможно представить их друг без друга....
Новачек хорош на итоговом!! любо дорого посмотреть!!
p.s. За Маррея молчу, не люблю я его, и все тут...
Так Вайда с пониманием дела и сказал – не выдержал ошеломительной популярности! А если почитать воспоминания менеджера Борга Ларса Скарке, как швед пускался во все тяжкие (вплоть до попыток суицида), то впору удивиться как он вообще протянул в спорте до 27.
Да, его Дух притомился. Это нормально.