Трибуна
8 мин.

Календарь лыжного сезона называют провальным и худшим в истории. Так ли он плох?

Примечание от редакции: вы в пользовательском блоге «Лыжная классика», тексты которого регулярно попадают на страницу раздела и главную Sports.ru. Подписывайтесь, чтобы раньше узнавать важное о лыжных гонках. Зима близко!

До старта лыжного сезона осталось два месяца. В последний уик-энд ноября ведущие лыжники мира традиционно распахнут ворота в зиму в финском Куусамо мини-туром Ruka Triple.

Кубок мира-2019/20 принес в календаре несколько значительных новшеств, которыми не все остались довольны. Но так ли уж плох новый календарь?

Предстоящий сезон будет без главного старта – чемпионата мира или Олимпийских игр. Случается такое раз в четыре года, и именно такие сезоны являются для Международной федерации лыжного спорта (FIS) полигоном для обкатки новшеств. 

Слишком много гонок?

Всего нас ждут 35 индивидуальных и 5 командных гонок в течение четырех месяцев – так много в рамках Кубка мира в течение одной зимы спортсменам стартовать еще не приходилось. Неудивительно, что не все лыжники остались этим довольны. Итальянский мастер спринтов Федерико Пеллегрино и вовсе заявил, что календарь Кубка мира следующего сезона – худший в истории.

Количество гонок действительно велико. Однако если сравнить новый сезон с предыдущими, а также учесть не только Кубок мира, но главные старты, то общее количество гонок будет пусть и максимальным, но уж точно не с вопиющими отличиями от прошлых лет.

Причиной прироста стало наличие в календаре сразу пяти многодневок – двух полноценных и трех мини-туров. Будем откровенны, коллеги Пеллегрино по спринтам крайне редко доезжают многодневки до конца, зачастую ограничиваясь лишь несколькими этапами, необходимым для участия во всех спринтерских гонках. У чистых дистанционщиков будет возможность пропустить спринтерские этапы в Планице и Дрездене, а также североамериканский Спринт тур.

Конечно, достанется «генеральщикам» – тем, кто борется за Большой хрустальный глобус. Но, во-первых, реальных претендентов за победу в общем зачете Кубка мира не так много. А во-вторых, более частое появление лыжников на трассах и телеэкранах – лучшая реклама вида спорта. А уж в этом-то должны быть заинтересованы и сами гонщики.

Масс-старт в гору?

Главным же инфоповодом, который обрушил на себя тонны критики, стало неожиданное изменение формата заключительного этапа Тур де Ски. Впервые в истории многодневки ее финальный подъем в гору Альпе Чермиз пройдет не в режиме гонки преследования, а в формате масс-старта.

Главным аргументом критиков стало то, что пропадает красивый образ Царя горы: ведь раньше именно тот, кто первым взбирался на Альпе Чермиз, становился победителем Тура. Все было просто и понятно – спортсмены наглядно боролись не только за победу в гонке, но и во всей многодневке. 

Теперь же пропадет не только красота финиша победителя с флагом, но и простота понимания гонки. Для выявления победителя придется дожидаться финиша всех основных претендентов, чтобы определить их положение в итоговом зачете. Во многом по этой причине норвежец Шюр Рете назвал новый формат финала многодневки полным провалом.

С другой стороны, понять логику и интерес организаторов тоже можно. В последние годы подъем в Альпе Чермиз был не самым захватывающим зрелищем в плане турнирной борьбы. Стала привычной картинка, когда стартовавшие с гандикапом лыжники распределялись по трассе на небольшие группки и без особой интриги взбирались к финишу.

Последним триллером в жанре горовосхождения стал Тур сезона-2012/13, когда на старт финального этапа одновременно ушли Александр Легков, Максим Вылегжанин, Петтер Нортуг и Дарио Колонья, которые устроили максимально увлекательное сражение. Из последующих сезонов выделить можно, наверное, только безнадежную погоню Сергея Устюгова за Йоханнесом Клэбо в январе этого года.

Игра в пятнашки. Что не так с «Тур де Ски»?

Масс-старт в гору не будет похож на привычные гонки с общего старта. Все-таки формат горовосхождения не позволит лыжникам отсиживаться за спиной, как на равнине, в ожидании финишной разборки. От группового подъема в гору мы вправе ждать дерзкие отрывы, захватывающие погони и работу на пределе сил в решающие моменты гонки.

В любом случае, нас ждет гонка, подобных которой мы еще не видели. Так почему бы не попробовать.

Все шансы спринтерам?

Новость о том, что предстоящий Кубок мира станет рекордным еще и по количеству спринтерских гонок, не понравилась российским болельщикам. Мысль о том, что календарь составлен в интересах очередной победы Клэбо в общем зачете, стала еще одной причиной для его критики.

Число спринтов и правда увеличилось, но не критически. Отчасти это связано с появлением в календаре Спринт тура. Но, прежде всего, причина здесь кроется в общем росте количества гонок.

Соответственно, выросло и количество дистанционных гонок. На процент соотношения спринт/дистанция этот общий рост относительно двух последних сезонов не повлиял никоим образом. Да и в более долгосрочной перспективе соотношение 40/60 в пользу дистанционных гонок является вполне обычным делом.

Что же касается тени Клэбо, то не стоит забывать, что наши лидеры Александр Большунов и Сергей Устюгов (равно как и Наталья Непряева в женской команде) традиционно сильны в спринте. Так что, как ни крути, а на баланс сил и на шансы российских лыжников календарь-2019/20 большого влияния не окажет. 

Ну и конечно, не будем забывать, что спринт – динамичный вид, который очень любим телевизионщиками. Можно долго дискутировать о том, что настоящие лыжные гонки – это разделки по длинным кругам в лесу. Но будем реалистами: спорт должен быть понятным, интересным и смотрибельным. И лыжным гонкам, чтобы сохранять и преумножать популярность, необходимо следовать современным тенденциям. И множество спринтов в календаре является одной из них.

Мало разнообразия?

А вот тут действительно все не столь здорово. В плане разнообразия форматов дистанционных гонок (в частности, их километража) к новому календарю есть вопросы. И главный из них: почему подавляющая часть дистанционных стартов – это гонки на 15 км (и 10 км для женщин)?

14 из 21 дистанционных гонок – это пятнашки. Две трети дистанционного календаря.

Это можно было бы понять в год с главным стартом, когда почти все сборные именно на этапах Кубка мира проводят отбор на ЧМ или Олимпийские игры. В этом случае гонки на 15 км зачастую для многих федераций являются отборочными, их количество в календаре обоснованно. Но сейчас, в год без главного старта, такой акцент вызывает вопросы.

Любовь к пятнашкам у руководства FIS проснулось три года назад – перед стартом сезона Олимпийского Пхенчхана. После чего два года подряд лыжников едва ли не каждом этапе Кубка мира ждала гонка на 15 км.

А ведь так было не всегда. До 2017 года календари Кубка мира были гораздо более разнообразными: компанию Холменколленскому марафону в календаре составляла эффектнейшая гонка Кортина-Тоблах в рамках Тур де Ски; тот же Тур традиционно открывался уникальным молниеносно коротким прологом с раздельным стартом; больше были представлены скиатлоны и традиционные тридцатки.

Затем же как отрезало. 

К чести FIS, несмотря на сохраняющуюся гегемонию 15-километровых гонок, ситуация понемногу стала выправляться. И во многом причиной этому стало отсутствие главного старта в нынешнем сезоне. Благодаря чему у FIS появилась возможность поэкспериметировать.

Лыжные гонки скучно смотреть. Как это исправить?

В календаре вновь появился второй марафон, причем вновь из точки А в точку Б. Скиатлонов теперь два, а еще две тридцатки: с раздельным стартом и в формате гонки преследования. А также в новом сезоне нас ждут сразу четыре многодневных гонки – два мини-тура и две полноценные многодневки. И, возможно, главное на сегодняшний новшество лыжных гонок – смешанная эстафета.

Все эти нововведения однозначно сделают календарь-2019/20 более разнообразным, а значит и более интересным. И их никак нельзя оставить без внимания.

О них и поговорим в следующий раз.

Продолжение следует.

Календарь лыжного сезона. Чем же он хорош?

Календарь Кубка мира и «Тур де Ски» сезона-2019/20: без финального мини-тура, зато с микст-эстафетой

Лыжная классика в Instagram

Телеграм-канал На двадцать пятом километре

Фото: globallookpress.com/Simon Hastegard, Jon Olav Nesvold