Большунов побил Клэбо на лыжероллерах. Что из этого следует?
Среди еле заметных летних лыжероллерных стартов в фокусе внимания российских болельщиков оказалась многодневная гонка с труднопроизносимым названием Toppidrettsveka, которая завершилась в минувшую субботу в Норвегии. Причиной этому стала эффектная победа нашего Александра Большунова над действующим обладателем Кубка мира норвежцем Йоханнесом Клэбо, одержанная в прямой конкурентной борьбе. Что, в силу своей редкой штучности, приятно вдвойне.
Стоит ли переоценивать эту победу и какие из нее можно сделать выводы?
Лыжники вполне логично используют лыжероллеры как неотъемлемый элемент летней подготовки к сезону. При этом практически никто из мировой лыжной элиты не делает серьезного акцента на высоких результатах в лыжероллерных гонках. Нет, понятное дело, что выйдя на старт, спортсмен не будет откровенно отбывать номер. Но, при этом, специально форсировать подготовку и выходить на пик к определенному лыжероллерному старту лыжник первой мировой величины вряд ли станет.
Причин этому много. Здесь и невысокие призовые, и общая низкая (можно сказать, нишевая) популярность лыжероллеров. А также, и прежде всего, тот факт, что лыжник - это все-таки представитель лыжных гонок, и тренируется он в лыжегоночной сборной в интересах успехов именно зимой и на лыжах. А не летом на лыжероллерах.
И, тем не менее, летние лыжероллерные старты с участием элитных лыжников не остаются без внимания. Ибо в скудное на информационные поводы межсезонье они являют собой ту редкую пищу для размышлений, за которыми болельщики коротают дни в ожидании зимы и нового лыжного сезона.
Из числа многочисленных лыжероллерных стартов стоит выделить три.
Первым в хронологическом порядке идет норвежский фестивать Blink, в рамках которого соревнуются лыжники и биатлонисты (причем, зачастую представители биатлона выходят на старт гладких лыжероллерных гонок).
Затем наступает очередь проводимого в Швеции лыжероллерного марафона Alliansloppet, который с нынешнего года включен в серию Visma Ski Classics (правда пока на правах пробного старта).
Visma Ski Classics. Свежий взгляд на лыжные гонки
И, наконец, действие вновь возвращается в Норвегию - на многодневку Toppidrettsveka, состоящую из четырех этапов: масс-стартов классикой и коньком, спринтом и финальной гонкой преследования.
И вот именно в Топпидреттсвеке Александр Большунов побил Йоханнеса Клэбо.
Сначала Большунов выиграл длинный масс-старт на 47 км классикой, в котором Клэбо порезвился на промежуточных отметках, но на финише остался 11-м.
Затем был масс-старт на 25 км, в котором Большунов упал, а Клэбо не финишировал, но результаты которого не стали учитывать в общий зачет многодневки из-за многочисленных проблем с лыжероллерами, которые участникам предоставляют организаторы. Кстати, этот коньковый масс-старт выиграл наш Алексей Червоткин.
В спринте Клэбо оказался сильнейшим, а Большунов выбыл на стадии полуфинала.
И, наконец, судьба многодневки решалась в классическом пасьюте на 15 км, на старт которого Клэбо уходил лидером, а Большунов - вторым с отставанием в 12 секунд.
Кстати, посмотреть финальный пасьют, как и все остальные гонки Toppidrettsveka, можно бесплатно и без каких-либо органичений на сайте норвежского канала NRK: https://tv.nrk.no/serie/toppidrettsveka/2019/MSPO40220619/avspiller
Если вкратце, то сценарий гонки практически повторил финал Кубка мира в Квебеке. Вновь Клэбо не стал упираться на дистанции и позволил соперникам себя догнать. Но теперь уже с той разницей, что на сей раз Большунов сумел длинной финишной протяжкой оторваться от норвежца и выиграть гонку, а с нею и всю многодневку.
Смотреть на финишный кусок в исполнении Большунова - особое удовольствие.
По сути, Большунов сделал то, чего у него не получилось в Квебеке. Более того, и на чемпионате мира в Зеефельде Сан Саныч пытался смоделировать такой же длинный финиш (в частности, в командном спринте), но там ему это не позволили сделать специфика трассы, а также, будем дипломатичны, неидеально подготовленные лыжи.
Наперегонки со временем. Как России найти победную формулу на ЧМ?
На этот раз план Большунова сработал.
И здесь на стороне нашего спортсмена сработали два сугубо лыжероллерных фактора:
1. Как мы уже сказали, в подобных стартах лыжероллеры спортсменам предоставляют организаторы. Таким образом для всех участников создаются равные условия, исключающие столь важный для лыжных гонок фактор, как подготовка лыж. А в этом компоненте (мы все еще дипломатичны, но стараемся быть объективными) чемпионат мира мы проиграли.
2. В лыжероллерах мы имеем дело с трением качения, а не скольжения. Соответственно, спортсмены набирают более высокие скорости, особенно на спусках. И здесь фактурный Большунов в силу своих более крупных габаритов получил дополнительное преимущество.
Так или иначе, но победить норвежца Большунову позволил длинный финиш. И, похоже, что сейчас это едва ли не единственный способ одолеть Клэбо в контактной гонке.
Есть у победы Большунова и еще одна важная причина. И кроется она, как это ни странно, в грамотной командной поддержке со стороны Алексея Червоткина.
В последнее время сборную России стало модно упрекать за отсутствие командной тактики и грамотных взаимодействий между лыжниками.
Мы часто критикуем нашу команду за недостатки, но при этом не замечаем положительные моменты. И Toppidrettsveka явила нам один из них.
Пересмотрите гонку и обратите внимание на действия Червоткина.
В тот момент, когда Большунов и норвежец Йоран Тефре догнали Клэбо, тот, по обыкновению, сбросил скорость и начал откровенно табанить. Традиционно, с целью сэкономить силы для финишного рывка.
В этот момент Червоткин проделывал огромную работу для того, чтобы подтащить пелотон к тройке лидеров, а затем сохранить эту высокую скорость уже для всей новообразованной многочисленной лидирующей группы.
Эти действия Червоткина, а затем и включившего турборежим итальянца Федерико Пеллегрино, вновь придали ускорение гонке и заставили Клэбо работать в некомфортных для него условиях. Что и позволило Большунову реализовать свой мастерплан, своевременно натянуть и решить исход гонки в свою пользу длинным финишем.
За себя и за Большунова. Как России выиграть Кубок мира?
Сейчас можно много спорить о том, кто в какой форме находится в данный момент и кто насколько старался и выкладывался в гонке преследования и в Топпидреттсвеке, в целом.
Но, факт остается фактом. Грустный озадаченный вид Клэбо на второй ступени пьедестала почета являет собой для российского болельщика крайне приятное зрелище. Подливает масла и сам Большунов, который сначала на награждении постукивает норвежца по голове подарочной рыбёшкой, а затем троллит его, заявляя, что «Закончит праздновать победу как раз к началу зимнего сезона».
Больших победных ожиданий из выигрыша Большунова делать не стоит. Слишком уж далеко еще до старта сезона, да и лыжероллерная специфика не делает этот успех слишком уж значимым. Однако, определенные выводы из нее сделать можно.
Йоханнеса Клэбо можно и нужно побеждать. Почему бы не сделать это уже предстоящей зимой?
Надеюсь, лыжероллерный календарь будет развиваться и приблизится к зимнему.
Это все относится к "думать головой". Норвежцы приезжают за несколько дней до гонки. Тестируют трассу, снег, разные виды смазок. А у наших как всегда - то оформление виз в последний момент и пол команды нет, то у биатлонистов винтовки задержали из-за отсутствия документов, то спортсмена вывели на пик раньше чемпионата мира, то они на гонке друг у друга забирают бонуса . И так во всём мы не дотягиваем имея огромное количество сильных лыжников.
Но и в подготовке лыж мы уступаем, хоть у нас в про это не говорят, и, конечно, они вообще лучше знают, но....)
это все тоже влияет. А еще конфигурация трасс.