В полет по-новому: Томас Моргенштерн и вертолетный спорт
Судьба австрийских прыжков с трамплина могла бы сложиться вполне по-другому, а Томас Моргенштерн мог бы вместе со своими соотечественниками бороться за победу с поляками в Куршавеле в минувшие выходные, но 2 с половиной года назад случился Кульм 2014, который стал началом конца карьеры Томаса в прыжках с трамплина и в то же время прологом для карьеры в вертолетном спорте. Слишком много сослагательного наклонения, но без него никуда в этой истории, в которой я почти совершенно случайно попала на 51-ый Открытый Чемпионат России по вертолетному спорту, чтобы поболеть за прославленного австрийца. В рамках этой дисциплины авиационного спорта Томас – подающий надежды начинающий летчик, которой уже успел достичь определенных успехов за этот короткий период, но ведущий на аэродроме не смог обойти вниманием его регалии из прыжковой жизни, не упомянув только 2-кратное первенство в зачете Турне Четырех Трамплинов.
Австрия – одна из главных держав в прыжках с трамплина, в этой стране в этом межсезонье провели сборы практически все ведущие команды мира (Европы), а австрийские тренеры с большим отрывом численно превосходят своих коллег из других стран в когорте главных тренеров сборных. Но в вертолетном спорте законодателями мод являются уже представители России и СНГ, а Открытый Чемпионат России по уровню может сравниться с чемпионатами мира, поэтому Томас приехал в том числе и набираться опыта. Вот такой интересный поворот в российско-австрийских взаимоотношениях в одной спортивной судьбе.
О Морги более подробно можно почитать в интервью, которое Анна Коновалова опубликовала пару дней назад и ради которого изначально мы отправились вместе с еще одной нашей подругой на аэродром около Конаково в Тверской области. Оказалось, что вертолеты – это тоже интересно, а атмосфера на соревнованиях очень семейная. О 51-ом Открытом Чемпионате России по вертолетному спорту глазами новичка.
Формат соревнований состоит из 3-х дней: по 1 упражнению в пятницу и воскресенье, а в субботу проводились 2 наиболее зрелищных зачета.
В пятницу соревнования проходили вне стадиона, потому что упражнение «Навигация» заключается в полете по 90-километровому маршруту, который экипажи прокладывают за 5 минут до вылета, поиске 3-х поворотных пунктов, опознании 10 целей в зоне поиска, сбросе 2-х грузов в мишени, финише в точно заданное время, выполнении 60-секундной коробочки, втором финиш и сбросе кегли в отверстие крыши не более, чем за 20 секунд. Это самое насыщенное по заданиям упражнение, но для зрителей оно наименее зрелищное.
В субботу проводились соревнования по 2 зачетам: «Развозка грузов» и «Слалом». Между двумя частями соревновательной программы было достаточно много времени, чтобы изучить все вокруг, подойти поближе к вертолетам. Зрителей, к сожалению, так близко не пускают, но для них была организована развлекательная программа в виде рок-концерта.
В чем же состояла задача экипажей во в время субботних полетов:
- Развозка грузов: экипаж опускает 8-килограммовой груз поочередно в 3 контейнера, при этом груз крепится на фалы разной длины: 4, 6 и 8 м. Экипаж должен точно опустить груз в контейнеры за минимальное время.
- Слалом: экипаж в заданной последовательности проносит ведро с водой через 12 ворот и с одной попытки поставить его на стол на финише. Высота прохода площадки - 5 м, постановки ведра - 11 м. В полете оценивается чистота и правильность прохождения ворот, а также время, которое не должно превышать 135 секунд.
Соревнования проходят динамично, экипажи соревнуются по парам.
В воскресенье проводился заключительное упражнение «Полет на точность», где Томас показал хороший результат. Экипажи выполняют полет по размеченному на земле маршруту на постоянной высоте 2,5 м, контролируемой двумя грузами, подвешенными под вертолетом: перемещения вперед, вправо, назад, влево, развороты на 90 и 360 градусов. В конце полета экипаж должен точно посадить вертолет на линию шириной 5 см.
Победителями в зачете многоборья стал экипаж в составе Александра Жуперина Александр и Николая Бурова (2-1-3-2 места в отдельных упражнениях), а Томас Моргенштерн со Штефаном Зеером заняли скоромное 20-ое место из 27 зачетных, но еще раз стоит отметить 10-ое место в воскресном упражнении «Полет на точность», которое можно считать локальным успехом («Навигация» – 18 место, «Развозка грузов» – 18, «Развозка грузов» – 25).
В качестве P.S. Уже после соревнований я побывала в Самаре, в городе с сильными традициями вертолетного спорта, которыми гордится клуб ЦСКА: