«Это крутой сезон, но всё главное впереди»
Молдавский регбист Виктор Архип выступает за красноярские клубы с 2011 года. Он начинал в «Енисее-СТМ», где за три года стал основным игроком и дважды выиграл чемпионство. Затем последовал скандальный переход в «Красный Яр». Несмотря на то, что за шесть сезонов в левобережном клубе Архип всего один раз поднимал над головой чемпионский трофей, Виктор о своём решении не жалеет. Сегодня он капитан «Красного Яра», один из лидеров команды, которая, несмотря на определённые процессы в отечественном регби, по-прежнему имеет статус одного из главных фаворитов во всех внутрироссийских турнирах.
— Пандемия опять вмешалась в регби. Пока неизвестно наверняка, состоится ли финал Кубка России. Как настроение в связи с этим? Ситуация не мешает готовиться к битве за трофей?
— Настроение отличное, рабочее. Наше дело не думать, как будет, а держать себя в тонусе и тренироваться и готовиться с предельным настроем. Во-первых, крайняя игра в этом году, хочется завершить достойно. А во-вторых, всё-таки на кону титул. Кубок России второй по значимости трофей в стране. Мы готовы к любому развитию событий. Отменят, значит, отменят. Будет матч — выйдем и сыграем на максимуме возможностей.
— Этот регулярный чемпионат страны виделся совершенно иным, чем предыдущие, в плане конкуренции. С вашей точки зрения, это был самый интересный чемпионат страны за последние годы?
— На повышение конкуренции многое повлияло. В частности, увеличение лимита на легионеров. Считаю, что это правильное решение в плане и игры, и прогресса российских молодых регбистов. Ведь возросла конкуренция не только в чемпионате, но и в каждом клубе за место в составе. Думаю, что игроки с российским паспортом немного напряглись и теперь будут стараться втройне, чтобы попадать в стартовый состав. Всем клубам это пойдёт только на пользу. Как и чемпионату идёт на пользу увеличение количества сильных команд.
— «Красный Яр» в регулярке стал вторым и досрочно вышел в полуфинал. Вы лично довольны таким результатом или всё-таки хотелось стать первыми, пусть и на предварительном этапе?
— «Красный Яр» всегда стремится побеждать. Но при этом второе место в регулярке не стало трагедией. Всё определяет конечный результат.
— Впервые за долгие годы финал чемпионата России не будет красноярским. «Енисей-СТМ» и «Красный Яр» могут встретиться по сетке только в полуфинале. Для болельщиков красноярских клубов это плохо, но для развития и интересности чемпионата — хорошо, даже очень. Согласны?
— Считаю, что это хорошо. Мы не стали слабее, а остальные команды собрали составы и значительно улучшили свою игру. Чем больше клубов, претендующих на самые высокие места, тем лучше для любого соревнования. Это крутой сезон, но всё главное и интересное впереди.
— В полуфинале Кубка России со «Стрелой» из Казани «Красный Яр» выглядел гораздо сильнее соперника большую часть матча, но в концовке резко сдал и позволил оппоненту значительно приблизиться в счёте. Что это было? Не хватило сил на всю игру или просто не ожидали от соперника такого давления?
— Мы почти доминировали, только концовка не получилась. Безусловно, ожидали, что «Стрела» способна навязать серьёзную борьбу. Знаем всех соперников, смотрим их игры и понимаем, на что тот или иной оппонент способен. Поэтому к «Стреле» отнеслись со всей серьёзностью. Я бы не говорил о какой-то расслабленности в концовке. Сдали, это да, но не потому, что недооценили соперника. Тут несколько причин. Одна из них — искусственное поле. Играть было непривычно, и в концовке это сказалось, подустали, начались проблемы.
— Какой из матчей «Красного Яра» в этом сезоне запомнился вам больше остальных?
— Как ни странно, но больше всего мне запомнилась первая встреча чемпионата с московской «Славой». Был травмирован, смотрел с трибуны, очень переживал. Неудача в том матче расстроила вдвойне, и сам факт поражения, и то, что не смог помочь ребятам. Это была первая игра для нашего значительно обновлённого состава. Тот поединок обнажил проблемы, показал, над чем нужно упорно работать, поэтому проигрыш оказал нам хорошую услугу. В дальнейшем сделали правильные выводы и прибавляли от игры к игре.
— «Слава» наглядно продемонстрировала сомневающимся, что этот чемпионат будет совсем другим, что слова о сложности и конкуренции — это не просто разговоры. Верно?
— Действительно, поражение от «Славы» дало нам определённую искру мотивации. Все поняли, что больше не получится расслабляться и выигрывать, как порой случалось в предыдущих чемпионатах. Можно было выйти и в тренировочном режиме обыграть оппонента.
— Перестроиться психологически было сложно? Ведь раньше, кроме матчей с «Енисеем» и, с натяжкой, с «ВВА-Подмосковье», поединки с остальными соперниками воспринимались лёгкой прогулкой, а теперь практически на каждого оппонента в чемпионате нужно настраиваться по максимуму.
— Я бы не сказал, что раньше мы совсем не настраивались. Готовились серьёзно, но при этом, мне кажется, все понимали, что мы всё равно выиграем. В этом чемпионате никаких мыслей о том, чтобы дать себе слабину, не было вовсе. Это не было сложно психологически, скорее интересно.
— «Слава» нанесла «Красному Яру» единственное поражение в чемпионате, но в плей-офф не попала. Вас такой результат удивил?
— Не сказал бы, что удивил. «Слава» не всегда играла в оптимальном составе. Много основных регбистов травмировались, а лавка у них не настолько крепкая, поэтому дальше у москвичей пошло не особо. Первопричина такого выступления — травмы.
— Ваша регбийная карьера началась достаточно поздно — в 15 лет. А уже совсем скоро последовал дебют за сборную Молдавии. Как так получилось?
— На самом деле регби в Молдавии, к сожалению, совсем не популярно. Есть местный чемпионат, но он не поражает воображение. Сборная держится исключительно на легионерах. Я очень быстро уехал играть в молодёжный чемпионат Румынии. Там набрался опыта, видимо, и способности присутствовали, всё сложилось в совокупности. А уже из Румынии был вызван в сборную. Четыре года не выступаю за Молдавию. Сложно разрываться между клубом и национальной командой. Сейчас для меня на первом месте интересы «Красного Яра».
— Если регби не популярно, как вы вообще в него попали?
— В школе учитель физкультуры тренировал регбийную команду. Он предложил нам с братом Дмитрием, он старше на полтора года, прийти попробовать. Мы где-то неделю позанимались, не понравилось, бросили. Спустя полгода интерес появился. Причина следующая. Объявили, что те, кто проявят себя, попадут в молодёжную сборную и поедут на чемпионат Европы. Мы начали тренироваться серьёзно, поскольку и попасть на такой турнир могли, и заграницу совершенно бесплатно посмотреть.
— То есть в регби вас привёл корыстный интерес?
— Можно и так сказать. Но мы действительно включились в работу. Многое стало получаться, окунулись в регби с головой. Вскоре брат переехал в Румынию, следом настала моя очередь. Затем Александр Юрьевич Первухин заметил Диму, пригласил его в «Енисей». Он там поиграл, а после и меня позвали в Красноярск.
О переходе: «Мне хотелось поработать с Сиуа Таумалоло. Также в «Красном Яре» были мои соотечественники. Я с ними выступал за сборную, мы дружили. Ну и предложение Сергей Иванович Чупров сделал очень хорошее, оно меня полностью устроило».
— Ваш переход из «Енисея-СТМ» в «Красный Яр» наделал немало шума. Александр Юрьевич говорил, что вы предали команду и ребят. Сейчас прошло достаточно много лет. Отношения с Первухиным нормализовались?
— Сейчас нормализовались. Можем руки пожать, пообщаться нормально. Видимо, обида прошла у Александра Юрьевича. Его можно понять. Всё-таки он рассчитывал на меня, я в старте играл, да и Первухин достаточно много мне дал за три года в «Енисее». Для него, конечно, было неприятно, что я ухожу в «Яр». При этом тогда считал и своего мнения не изменил, что игроки — люди свободные. Мы, как и все, имеем право выбирать, что для нас лучше. Решил, что переход в «Красный Яр» — это правильное решение.
— А что подтолкнуло на этот переход? В «Енисее» всё же складывалось отлично: тренер доверяет, место в основе, два чемпионства. Почему появилось желание уйти, да ещё и в стан главного соперника?
— В первую очередь, мне хотелось поработать с Сиуа Таумалоло. Он пришёл в штаб, в первый сезон «Яр» занял второе место, а в следующем стал чемпионом. Я разговаривал с ребятами, все были от него в восторге. Да и сам видел, что и команда, и игроки значительно выросли. Мне стало очень интересно на себе почувствовать методы Сиуа, посмотреть, чем он может удивить, чему научить. Второй момент. В «Красном Яре» были мои соотечественники. Я с ними выступал за сборную, мы дружили. Хотелось поиграть вместе. Ну и предложение Сергей Иванович Чупров сделал очень хорошее, оно меня полностью устроило. Решение о переходе я принял, а с Александром Юрьевичем его не обсудил. Понимал, какой разговор меня ждёт в таком случае. Если мягко сказать — на повышенных тонах.
— Ваши ожидания от работы с Таумалоло оправдались?
— Безусловно. Считаю, что вырос как регбист.
— Значит, когда Сиуа стал главным тренером, вы очень обрадовались?
— Сиуа и до этого выполнял очень много тренерской работы в команде. Они взаимодействовали в связке с Игорем Леонидовичем Николайчуком. От официальной смены должностей для нас, регбистов, практически ничего не поменялось. Они так же работают вместе, поэтому лично для меня не важно, кто главный Сиуа или Игорь Леонидович. Мне очень нравятся наши тренировки. Они интересны и разнообразны, а главное, приносят пользу.
О Первухине: «Можем руки пожать, пообщаться нормально. Видимо, обида прошла у Александра Юрьевича. Его можно понять. Всё-таки он рассчитывал на меня, я в старте играл, да и Первухин достаточно много мне дал за три года в «Енисее».
— В «Красном Яре» вы выиграли одно чемпионство за шесть сезонов, явно не тот результат, на который рассчитывали, переходя из «Енисея». Это «эстээмовцы» настолько сильны или «яровцы» где-то недоработали и не взяли то, что должны были?
— Очень сложный вопрос. Мы каждый год стремились взять золото. И вроде бы и состав отличный имели, и настрой был подобающий, но чего-то не хватало. Мы развиваемся, усиливается состав. Всё делаем, чтобы вернуть титул. Работа, работа и ещё работа. Другого пути нет.
— Кубок и Суперкубок России, которые вы выигрывали чаще чемпионства, как-то компенсирует неудачи в борьбе за золото?
— Эти турниры тоже почётно выигрывать. Но чемпион, есть чемпион. Им становится действительно самая сильная команда. Эмоции от победы в чемпионате несравненно ярче, конечно.
— «Красный Яр» гораздо меньше «Енисея» играл в Европе, но зато ваш дебют был отмечен совершенно неожиданной победой над французами. Однако дальше были предсказуемые поражения. Вы для себя поняли, почему зарубежные команды настолько сильнее российских?
— Там совершенно всё выстроено по-другому. Начиная с детского возраста регбистам прививается профессионализм. Они выпускаются, готовые выступать на самом высоком уровне. Регби в Европе намного популярнее. Выбор игроков гораздо больше, тренировочный процесс построен по-другому. Причин невероятно много. Они нас очень сильно опережают практически во всех элементах.
— Ваш брат играет в одном из сильнейших чемпионатов Европы. А вы могли оказаться в одном из зарубежных клубов?
— Возможность уехать была, хотелось, конечно, попробовать себя на новом уровне. Но у меня был подписанный контракт с «Яром», здесь меня всё устраивало. Особо не жалею. В России моя карьера складывается достаточно хорошо. Желание попробовать, может, и остаётся, но сейчас в Красноярске меня всё устраивает.
— Как вам в роли капитана команды?
— Капитан — это такой же игрок, как и все остальные. Я простой парень, который играет в регби. То, что я капитан, не значит, что я лучше партнёров. Не кичусь этой должностью. У нас дружная команда, по-настоящему единый коллектив, в котором капитан абсолютно наравне со своими партнёрами.
О женском регби: «В регби синяки, тяжёлые травмы. Это больше мужской вид спорта. Ни в коем случае не хочу обидеть девчонок-регбисток, но я бы не хотел, чтобы моя дочка играла в регби. А вот если сын захочет, обрадуюсь».
— Но молодых-то на правах капитана гоняете, если они филонят?
— Это безусловно. Расслабляться не даю. Но всё происходит в дружеской форме. Я больше стараюсь не говорить, а показывать собственным примером в тренировочном процессе. Где-то подсказать могу, это нормально.
— У вас растут дочь и сын. Если дочка подойдёт и скажет: «Папа, хочу играть в регби» — как отреагируете?
— Не хотелось бы. Дочка — это нежность, ласка, красота. В регби синяки, тяжёлые травмы. Это больше мужской вид спорта. Ни в коем случае не хочу обидеть девчонок-регбисток, но я бы не хотел, чтобы моя дочка играла в регби. А вот если сын захочет, обрадуюсь. Ему чуть больше года, но он таким хулиганистым растёт. Надо его уже скоро в какой-то вид спорта отдать, чтобы энергию выплёскивать.
— И последнее. Глупо было бы спрашивать, каким завершением сезона вы были бы полностью довольны. С мыслью о чемпионстве засыпаете и встаёте?
— Я очень люблю регби, однако всё-таки засыпаю и встаю с другими мыслями. Но то, что все мы жаждем чемпионства, — это чистая правда. Нужно посмотреть на все предыдущие сезоны, найти всем месте и каждому, где что-то упустили, внести правильные изменения и вернуть титул «Красному Яру». Мы этой целью заряжены и всё сделаем для её выполнения.
Досье
Виктор Архип
Дата и место рождения: родился 24 февраля 1990 года в Кишинёве, Молдавия.
Карьера: выступал за «Блумарин» (Молдавия), «Динамо Бухарест» (Румыния), «Констанца» (Румыния), «Енисей-СТМ» и «Красный Яр».
Играл за сборную Молдавии до 2016 года. Участник Матча всех звёзд ПРЛ в 2013 году. В 2018 году Архипу присвоено звание мастера спорта России.
Достижения: трёхкратный чемпион (2011, 2012, 2015) и обладатель Кубка России (2015, 2018, 2019). Победитель Суперкубка России (2016).