Целого мира мало. Юрий Борисович Сигаев и сыновья на стадионе и дома
Семья, династия, клан. Называйте как хотите, но это настоящее единое целое. Повязанное всеми узами – родственными, жизненными, духовными, спортивными. Когда видишь пятерых крепких, достойных мужчин с чувством самоуважения, даже оторопь берёт. Но с прославленной компанией «Юрий Сигаев и сыновья» весело, душевно и интересно. И поговорить можно обо всём.
Интервью Ксении Раздорской. Выпуск 02/2018.
Встреча с семьёй Сигаевых символично состоялась на стадионе «Слава» – в одном из главных «мест силы» в мире российского регби. И началась она с экскурсии по «галстучному залу» в Музее стадиона – Юрий Борисович демонстрировал свою знаменитую коллекцию, которую он собирает на протяжении многих лет. Более 1000 галстуков регбийных клубов, команд, стран, фестивалей – это, без преувеличения, одна из самых впечатляющих коллекций в мире, и у каждого экземпляра – своя история. Вот, например, галстук регбийного клуба из Фиджи – «охота» за ним шла не один год, и наконец кто-то из друзей нашёл для Юрия Борисовича такой галстук во время Кубка мира в Аргентине. А началось это увлечение ещё в 1976 году, в Уэльсе, откуда и были привезены первые галстуки для коллекции. На отдельном стенде – настоящие раритеты, галстуки команд из республик Советского Союза, их Юрий Борисович отмечает отдельно. Это закономерно — мастер спорта СССР по регби, двукратный чемпион СССР, серебряный и бронзовый призёр Союзного первенства по-другому не может. Сыновья не скрывают улыбку: о галстуках отец может рассказывать бесконечно.
Пока ждём старшего сына, Дмитрия, Юрий Борисович представляет трёх своих сыновей по старшинству: Олег, Борис и самый младший, Юрий Юрьевич. Беседуем мы прямо в музее и сразу же договариваемся о том, что речь в первую очередь пойдёт не о регби как о виде спорта, а об их семье. Впрочем, никто и не обманывался – регби в нашем разговоре всё равно занимает центральное место. Правда, семейство дружно заверяет, что есть у них и другие точки пересечения – например МАИ (Московский авиационный институт), Второй Московский часовой завод «Слава», школа № 149, дом отдыха «Снегири». И всё это, как оказалось, неразрывно связано… правильно, с регби!
– Молодой человек моей старшей сестры играл в регби в команде МАИ, да и жили мы напротив института, – вспоминает Юрий Борисович. – Я туда часто ходил смотреть на игры, хотя сам в то время занимался плаванием, футболом, гимнастикой. После окончания 149-й школы поступил в МАИ и сразу же пошёл играть в команду. Вместе с моим другом, Володей Вирцером, мы «заболели» авиацией и регби. Кстати, поступление в МАИ было 50 лет назад – юбилей! В 149-й школе учились все дети семьи Сигаевых, МАИ окончили и Дмитрий, и Борис, и Юрий. Вторую семейную традицию (помимо регби) продолжил даже внук Юрия Борисовича. Сейчас он учится на втором курсе МАИ и, конечно же, играет в регби. – 149-я – это тоже особенное место, – рассказывает Сигаев-старший. – Там мы – я, Володя Вирцер, Валерий Петрович Хроменков – открыли первую секцию по регби. Видите, вон там, рядом с кубком, на фото стоит Миша Паршин, легендарный капитан московской «Славы»? Так вот, он начинал в секции 149-й школы. Мы набрали тогда первых ребят в секцию, и многие из них потом стали знаменитыми и сильными регбистами, например Андрей Быканов, участник Кубка мира-2011, вице-президент клуба «Слава», кстати, тоже выпускник МАИ.
Юрий Борисович отмечает, что второй сын, Олег, — единственный в семье, у кого есть высшее спортивное образование: «У сына в дипломе написано, что он тренер по регби». Однако в регби Олег играл до 21 года, за специальным образованием последовало второе высшее, в настоящее время он работает в компании «Автомобильные дороги». Младший, Юрий, до 13 лет играл в хоккей, а потом всё-таки продолжил семейную традицию. «Играл за Московский авиационный институт, в этом сезоне – за команду "Славы", под руководством старшего брата, сейчас…» – рассказывает Юрий Сигаев. ««В этом году Юра стал серебряным призером Всероссийских соревнований Высшей лиги, сделал одну из лучших попыток финала!» – продолжает за младшего брата прорвавшийся через все столичные пробки Дмитрий Сигаев, старший сын Юрия Борисовича. Вообще одно из первых впечатлений, которое складывается о семье Сигаевых, – они не только любят друга друга, но и гордятся победами близких. И если сами герои порой явно стесняются рассказывать о своих успехах, то кто-то из семьи обязательно расставит все точки над i. Так, например, сложилось в истории Бориса, третьего сына Юрия Борисовича, который неожиданно оказался не только заядлым регбистом, но и нашим коллегой. Борис тоже какое-то время играл в регби, причём первым тренером у него, как и у папы, был Валерий Давыдович Варинский, тренер-легенда, который вывел регбистов МАИ на уровень лучшей студенческой команды по регби в СССР.
Олег Сигаев
— И хотя регби я занимался недолго, но история в этом мире у меня довольно обширная. Я, как и Олег, служил в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, в спортивной роте, которая была при команде регби. После этого я пришёл работать в «Славу», где возглавил пресс-службу. Потом Вячеслав Всеволодо - вич Копьев, тогда президент Федерации регби России, пригласил меня в Федерацию и долгое время я работал на этом поприще. И тут в разговор вмешивается Юрий Борисович, который добавляет, что Борис был одним из тех, кто предложил символ медведя для Федерации регби России. А ещё, как оказалось, – и одним из создателей журнала «ПроРегби». – В мире изданий о регби было уже довольно много, а вот на постсоветском пространстве такой журнал издавался только на Украине. Вячеслав Всеволодович Копьев очень воодушевился самой идеей и отправил меня туда в командировку, чтобы я познакомился с тем, как они работают, ведут дела. И после этого мы сообща, до 2013 года, издавали журнал в России. Стояла задача продвижения и популяризации регби, и журнал стал одним из наиболее важных инструментов для этого, – вспоминает Борис Сигаев. Сейчас вместе с братьями помогаем отцу проводить Московский фестиваль ветеранов регби.
После фотосессии семейства Сигаевых на поле «Славы» задаю Юрию Борисовичу один из глав - ных вопросов – как ребята пришли в регби? Чья это была инициатива – отца, их самих, как относится к засилью регби в семье мама? «Нельзя сказать, что у нас вообще был выбор, – смеётся Дмитрий Сигаев. – Мы с Олегом хотели быть как папа, он был для нас примером, эталоном, а мы, в свою очередь, наверное, вдохновили младших – Бориса и Юру. Что касается меня, то мне, как старшему, конечно, досталось замечательное время папиной игровой практики, именно тогда начало формироваться отношение к командному духу, к регби. Знаете, была такая сетка с польскими жёлтыми мячами для регби – я, можно сказать, с ней вырос». Олег соглашается, вспоминает, как в детстве всё своё свободное время они с Димой проводили на стадионе. Отец тогда был на - чальником команды, и парни не пропускали ни одной игры, присутствовали почти на всех тренировках. Летом – спортивный пионерский лагерь, и зимой практически всем клубом выезжали в дом отдыха «Снегири». «Понимаете, – поясняет Олег, – всё это как-то неразрывно сплеталось вместе, сложно разделить нашу жизнь на регби и что-то другое, всё происходило само собой, никто не приводил никого на стадион за руку».
Дмитрий Сигаев
Что касается мамы, то и папа и сыновья единодушны: она всегда была за то, чтобы дети играли в регби, приветствовала их решения, помогая во всём. И, по словам Юрия Борисовича, эта позиция, конечно, тоже очень сильно повлияла на всю семью. – Жена, правда, переживает – в регби ведь нередки травмы. И самое интересное, что с годами её опасения не утихают, она всегда сильно волнуется за детей, вот недавно они с Борей смотрели, как Юра играет, – и жена очень эмоционально «болела» за младшего. Кстати, и братья, и глава семьи уверяют, что спокойно отнеслись к тому, что младший, Юра, сначала занимался хоккеем. Виновником этого увлечения стал Борис, который как-то залил каток на даче. Сигаев-старший шутит, что он совершенно не расстроился такому решению, ведь в 4 года в регби ещё не играют, так что конкуренции не было. – Нам с супругой пришлось освоить все тонкости хоккея, всей семьёй ездили на игры. Мы спокойно дожили до его 12 лет, а потом Юра сам захотел прийти в регби. И там ему очень понравилось – даже несмотря на то, что на первой же игре он сломал ногу.
Юрий и Борис Сигаевы
Если говорить о примере для подражания, то именно жизненный путь старшего сына, Дмитрия, наиболее схож с судьбой Сигаева старшего. 149-я школа, МАИ, команда мастеров, Второй Московский часовой завод. В 90-е, закончив с профессиональным спортом, выбрал другой путь, где добился определенных успехов, защитил кандидатскую диссертацию, возглавил известнейший проектный институт Москвы и снова оказался в мир регби. - Много лет возглавлял любительскую команду клуба, а пять лет назад мы начали создавать молодежную команду «Славы». Я отвечаю за менеджмент, хотя слово «менеджер» не очень люблю, более близко – начальник команды. Тренер – это человек, который обладает знаниями, опытом и ежедневным желанием дать что-то игрокам. Но для этого людей и процессы необходимо организовать. Наша задача - подготовить молодежь для выступлений в команде мастеров и дать возможность любителям участвовать в соревнованиях. – Да, наши дороги с Димой очень похожи, – соглашается глава семейства. – в 81-м – родился Боря, и хотя в 1982 мы стали чемпионами СССР, я принял непростое решение – надо идти на производство, зарабатывать деньги, кормить семью.
И тут началась ещё одна жизнь – связанная со Вторым Московским часовым заводом «Слава». На заводе тогда трудилось 11 тысяч человек, и можно было найти работу по вкусу. Для Сигаева-старшего начался период освоения производства, но ведь спортсменам к трудностям не привыкать. «В смену мы изготовляли 14 000 наручных часов и 16 000 будильников – поверьте, это было непросто», – вспоминает Юрий Борисович, прошедший путь от инженера отдела автоматизации до начальника производства, а затем став и заместителем директора по производству. – Ну и конечно, на часовом заводе была самая лучшая детско-юношеская спортивная школа. В 79 году, в том числе при моём участии, ей было присвоено звание Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, это была первая школа по регби в Советском Союзе. Все мои дети – так или иначе – прошли через неё. Покидал завод Сигаев в должности генерального директора, после смены собственника. Этот период для него тоже выдался непростым – новые владельцы решили распродавать оборудование, чтобы освободить площади. Таким процессом Юрий Борисович руководить не захотел. Примерно в это же время от Вячеслава Копьева поступило предложение создать профессиональную национальную регбийную лигу. Так, в 2005 году Юрий Борисович Сигаев снова вернулся в регби, уже на ответственную административную должность. И до 2013 года возглавлял ОАО «Профессиональная регбийная лига»
Наш редакционный фотограф делает финальные кадры фотосессии – снимает Сигаевых в помещении музея, и становится ясно, что для полновесного рассказа о жизни этой большой, дружной, прекрасной семьи одной беседы точно не хватит. Задаю оставшиеся вопросы: часто ли собирается семья вместе, какие праздники они стараются, несмотря ни на что, проводить за одним столом и о чём всё-таки дома говорит семья регбистов? «Знаете, – говорит Борис Сигаев, – я хочу особо отметить: отец всегда говорил нам, что, помимо спорта, для человека крайне важно расширять свой кругозор, учиться, получить образование. Так что, когда мы собираемся вместе, ограничиться только регби у нас никак не получается. Например, наш Дима – написал гимн регбистов «Славы», а Олег вообще пишет стихи». А Боря владеет академическими знаниями во всех областях – смеются братья. А вот Юрий Борисович серьёзен: «Всей семьёй мы стараемся обязательно собираться на дни рождения. Живём недалеко друг от друга и видимся часто: Борис и Олег заглядывают в гости с внуками, с Димой и Юрой мы по пятницам вместе тренируемся. Но вот собраться всем вместе, как когда-то, – уже сложно. Дети выросли, у них семьи, свои дети, много дел, обязанностей, ответственности. Здорово, что вы нас сегодня собрали».