6 мин.

«Штаб, ответьте старту!..»

очевидно, 50 очков штрафа

А знаете ли вы, что на одни соревнования по гребному слалому приходится около 40-50 судей. Это число превосходит разве что количество судей в биатлоне (там их требуется не менее 50ти). На хороших, правильных соревнованиях одни ворота судят двое, а то и трое человек. Они сидят, стоят, бегают, иногда даже ползают по берегу канала, чтобы лучше разглядеть, как участники берут ворота. Очень важно, чтобы ворота просматривались под разными углами, так как часто спортсмен перекрывает вешку телом.

судья на воротах

Вариантов взятия ворот три: чисто (без штрафов), 2 очка или 50 очков штрафа. Штрафные очки означают, что ко времени спортсмена приплюсовываются секунды: 2 и 50, соответственно. "Полтосы" - это совсем печально. Это значит, что ты либо ворота не заметил, либо голова не одновременно с лодкой зашла, или вообще не зашла. Или ты перевернулся (кильнулся) и в таком вот позорном состоянии проплыл через линию ворот. (Но если хотя бы одно ухо торчит в этот момент из-под воды, ворота считаются взятыми чисто!) Еще "полтинник" дается тому, кто со страху хватается за вешки руками или откидывает их в сторону веслом. Вдвойне грустно перепутать прямые ворота и обратные и заехать не с той стороны - тоже 50 очков.

на грани

В обязанности судьи на воротах (их должно быть минимум 18-25 человек, в зависимости от количества ворот) входит также постоянное бдение своего рабочего места и процесса соревнований, в целом. То есть если на трассу приплыло бревно, или один из участников в нелестных выражениях отозвался о другом (такое чаще случается на российских стартах), судья на воротах немедленно сообщает об этом в секретариат по рации. А за мат и прочую ругань на трассе положена дисквалификация.

Peter Kauzer, Daniele Molmenti

 Над судьями на воротах есть начальник - старший судья на связке. Он отвечает за связку из 5-6 ворот и может подменить судью на воротах, если с тем что-то случится. Еще выше - заместитель главного судьи и сам главный судья.

Главный управляет всем: только он может дисквалифицировать участника, отменить соревнования (ввиду плохой погоды, например). Он принимает непосредственное участие в расстановке трассы и организации соревнований, в целом. Но, в принципе, если какому-нибудь судье на воротах понадобиться отойти по нужде, главный может поработать вместо него. Он - и швец, и жнец. Главный судья периодический выходит из своего штаба - секретариата- и проверяет работу судей на связках и воротах. После соревнований он может устроить видеоразбор всех сложных случаев прошедшего старта.

видео

Кроме вышеперечисленных, две группы судей работают на старте: стартер, помощник стартера, предстартовый контролер, хронометрист, и на финише: финишер и хронометрист. Последний помогает технике: отсекает время старта или финиша, в зависимости от того, где сидит. Стартер выпускает участников согласно протоколу, а его помощник вызывает участников и, если в этом есть необходимость, удерживает лодку до старта. Такая нужда возникает, в основном, на соревнованиях местного уровня. Например, Чемпионате города или области в России. Предстартовый контролер оценивает то, как спортсмен подготовился к старту: соответствует ли его лодка и снаряжение технике безопасности, есть ли на лодке отметки о прохождении обмера.

И это еще не все! Есть еще судьи-видеоператоры, судьи по видеосудейству (это разные должности!), начальник службы видеосудейства, и совершенно замечательный человек - контролер лодок (не путать с предстартовым контролером).

Контролер лодок взвешивает лодки, обмеряет их по длине, ширине, проверяет с помощью шаблона, верно ли закруглен нос лодки. А еще он обладает уникальной властью: он может выборочно, повторюсь - выборочно, остановить любого участника соревнований после старта и положить его лодку на весы. Если она легче положенного, участник дисквалифицируется сразу. В 2009 г., в Ноттингеме наш спортсмен Александр Липатов был отстранен от соревнований за то, что его лодка была легче на 10 граммов! Так что, атлеты  избегают после финиша встречаться глазами с этой небезопасной личностью.

схема судейского состава

Вся информация с трассы стекается в секретариат, которым заправляет Главный секретарь и его заместитель. Они моментально обрабатывают данные о времени и штрафах участника и вывешивают финишные протоколы на доске.

На любой штраф можно подать протест. Это мероприятие волнительное и стоит денег. Но федерации, как правило, не скупятся - борются за своих гребцов до последнего.

награждение гребцов

В современном спорте задеть вешку - значит сразу потерять медаль, а получить 50 очков - билет в конец списка. 0,89 сек - такой разрыв был в финале между первым местом и четверым в мужском каяке на этапе Кубка Мира в г.Кардифф, Англия.

Даниеле Молменти

Судейство в слаломе, как и везде, штука напряженная. Татьяна Коперина - председатель коллегии судей ФГСР - на своих семинарах учит так: "Вы делаете вывод только на основании того, что вы видели и в чем абсолютно уверены". Это значит, что если судья услышал, как "весло стукнулось о вешку", сиречь - ничего не было, ворота взяты чисто. Чтобы обеспечить непредвзятое судейство, судьи смотрят не на участника, а на его номер и на вешку. Так можно точнее засечь ее малейшее движение. Тонкостей еще очень много.

старший судья на связке

"Те, кто любят слалом, но боятся бурной воды, или находятся уже на спортивной пенсии, идут в судьи", - сказала моя знакомая судья. С этой точкой зрения я не согласна вовсе. Судейство - один из самых увлекательных процессов на трассе. Это совершенное удовольствие концентрировать все свои органы чувств в одной прямой, при этом, улавливая то, что происходит еще на 3ех участках. А когда на твой призыв: "Штаб, ответьте старту...", в рации раздается: "Штаб слушает", чувство собственной значимости медом растекается внутри. И начинаешь осозновать огромную ответственность за точность того, что ты увидел.