Сияние Кинга. Что новый тренер сделал с «Локомотивом»
Фото: РИА Новости/Ярослав Неелов
Ярославский «Локомотив» поменял тренера перед плей-офф, дошел до финала конференции, выбив СКА, и теперь все гадают, кто добыл успех: Петр Воробьев или подвинувший его Дэйв Кинг. Алексей Шевченко съездил в Ярославль и попробовал в этом разобраться. Материал из свежего номера журнала PROспорт.
Ярославский клуб последний раз становился сильнейшим в стране 11 лет назад, а в нынешнем сезоне с трудом влез в плей-офф. И вот команда вышибла из турнира обладателя Кубка Гагарина («Динамо») и самый богатый клуб страны (СКА). Говорят, что «Локомотив» вернулся. Это еще неизвестно, но команда совершенно точно стала главным открытием этого плей-офф.
У президента «Локомотива» Юрия Яковлева есть давняя традиция, шокировавшая всех тренеров, которые работали в Ярославле. После домашнего матча главный тренер приходит к нему и разбирает игру.
Но когда 18 сентября 2013 года «Локомотив» уступил на своем льду в серии буллитов «Спартаку» со счетом 1:2, президент клуба Юрий Яковлев даже не стал проводить никакого послематчевого разбора, а вызвал главного тренера команды Тома Роу к себе утром следующего дня и объявил, что больше в его услугах не нуждается. По-хорошему, это надо было делать раньше, а еще лучше — не назначать его вовсе.
Роу имел весьма интересный послужной список. Он был и радикомментатором, и генеральным менеджером клуба низшей лиги, а также выигрывал Кубок Стэнли с «Каролиной», где работал помощником тренера. Рассказывают, что он тогда отвечал за монтаж видеороликов о будущих соперниках. В России к нему относились не очень серьезно. Как анекдот рассказывали, что с выезда он привозит президенту клипы, в которых его команда неизменно имеет преимущество, а проигрывает из-за пустяков.
При нем команда покинула плей-офф в первом раунде, сдавшись боевой, но абсолютно незвездной «Северстали». Это был первый сезон выступления «Локомотива» после трагедии 2011 года, и состав собирался с нуля. Но «Локомотив» с Роу был плох не потому, что команда строилась заново и между хоккеистами не было налаженных игровых связей, а потому, что главным тренером был назначен не тот человек, который может эти связи наладить.
После золотой эры Владимира Вуйтека «Локомотив» дважды играл в финале (при Кари Хейккиле), а большего не добился. Уберем в сторону версию про «проклятие Машки» (менеджер клуба Юрий Лукин в сезоне-2003/04 после поражения напал на чучело медведя, подаренное спонсорами, уронил его, и у животного поломались когти). Она хоть и красива, но небезупречна.
Скорее дело было в том, что власть в «Локомотиве» сосредоточена в руках Юрия Яковлева, а он за последние 11 лет менял главных тренеров 15 раз. После ухода Вуйтека (с ним Яковлев решил не продлевать контракт после двух золотых сезонов) у «Локомотива» был только один безусловно успешный тренер — Кари Хейккиля. Стоит отметить, что «Локомотив» дважды задавал тренд в отечественном хоккее. После успеха Вуйтека российские клубы поверили в чехов, а по итогам работы Хейккили — в финнов. Недоволен Хейккилей во всем Ярославле был, кажется, только один человек — отец ярославского хоккея Сергей Николаев. В жаркий день он налил нам окрошки и, с шумом отхлебнув, сообщил:
— Я когда увидел, что Хейкуля в трудные минуты за подбородок хватается, сразу понял: успеха не видать. На банкете после серебра подсел за столик к Хукелю и говорю: «Ну что ты радуешься? Нечему радоваться, вы чемпионами должны быть. Ты же проиграл финал-то!» А он и не понял ничего.
Заверяя текст того интервью, Николаев настоял на том, чтобы добавить в него одного матерное слово, а после публикации позвонил в семь утра моему соавтору Лютикову и сказал: «У меня, наверное, отнимут абонемент на хоккей. Да ну и ладно».
Николаев умер в марте 2013-го. Его запомнят человеком, который взял команду во второй лиге и оставил за год до того, как она взяла чемпионство.
Вот как раз беда «Локомотива»: с ходу не вспомнишь, кто и в какой последовательности его тренировал в новейшей истории. Но некоторых специалистов, назначенных Яковлевым, сложно забыть. Американец Пол Гарднер, например, безостановочно плакал: после назначения, после победы, после сезона, после увольнения. Между этими всплесками эмоций он старался не выходить из дома и сильно пил.
Петр Воробьев в это смутное время только один раз работал с командой, заменив Хейккиля, но был всегда неподалеку. Он работал с «Локомотивом», когда после трагедии команда выступала в ВХЛ, и был готов вести клуб в КХЛ, но тогда было принято другое решение. Воробьев занимался молодежью, то есть делал именно то, что умеет лучше всего.
И вот 19 сентября он снова получил шанс работать с командой.
Как рассказывает хоккеист команды, после выезда на Дальний Восток, где «Локомотив» проиграл обе встречи, Петр Воробьев зашел в автобус, где сидела команда, и приказал выйти оттуда Микелису Редлихсу. Латвийский легионер, понятно, не пошевелился. Куда он пойдет?
— Тогда выйду я, — сообщил Петр Ильич и покинул автобус.
Его догнали врач и помощник Дмитрий Юшкевич. Долго уговаривали вернуться.
— Вы же понимаете, Петр Ильич, что в этом автобусе лучше вас никого нет, — вдруг произнес Юшкевич.
— А ведь и правда, — повернулся к нему главный тренер.
Инцидент был улажен.
Редлихса Петр Воробьев пытался отчислить раз 10–15, но Юрий Яковлев, согласившийся, например, в одну секунду убрать Антона Бута (которого сам и позвал), насчет Микелиса оказался настойчивей.
— В какой форме были игроки, когда я их принял? — особенность Петра Воробьева в том, что в самом начале интервью он отвечает односложно, а примерно с пятого вопроса в нем проявляется заинтересованность. — В хреновой. Я понимаю, что сейчас модна североамериканская школа, но ты думай, где находишься. Ни один наш хоккеист не подойдет к сборам в идеальной форме, никто не будет во время отпуска заниматься собой правильно. Вместо того чтобы гонять ребят, он им еще дополнительный отпуск устроил. Покатались — пошли гулять.
Четыре с половиной месяца Петр Воробьев старался исправить то, что не сделал Роу. И результаты команды были отвратительными как раз потому, что тренер решал совсем другие задачи и эффект от этих изменений не мог быть мгновенным. По сути, с 19 сентября по 1 февраля у «Локомотива» была предсезонка. Не обходилось, правда, и без переборов.
— Я понимаю, что у вас профсоюз, туда-сюда, — выступил главный тренер на собрании перед олимпийской паузой. — Бумага какая-то пришла, типа вам положено пять выходных. Рассылают всякую чушь. Отпускаю вас на выходные, конечно, но попрошу уже завтра в добровольном порядке прийти на стадион, будут двухразовые тренировки.
Часть игроков после того собрания ринулась к Лукину жаловаться. Тот передал новости Юрию Яковлеву, и Петра Воробьева решили уволить. Да и время пришло. Тем более переговоры с Дэйвом Кингом закончились успешно, Петр Воробьев свою задачу выполнил — и нужно было поменять совсем немногое, чтобы команд ожила. Так и сделали.
— Без Петра Воробьева ничего у «Локомотива» не было бы, — говорил главный тренер «Динамо» Олег Знарок после того, как его выбил ярославский коллектив. — Его должен благодарить «Локомотив».
Дэйв Кинг, услышав перевод от своего помощника, хохотнул и вполголоса сказал: «Замечательный комментарий».
— Воробьев работал весь сезон и поставил им оборону, — продолжал Знарок. — Что сделал Кинг в сравнении с Воробьевым? Да отпустил команду просто, и все. Понимаете, о чем я говорю? У Петра Ильича жесткие рамки. А здесь, я думаю, хоккеистам сказали: «Играйте как хотите». Но поставленная Воробьевым оборона осталась — и теперь с этой командой очень сложно играть. В атаке мы играли у них в зоне «три в пять», не могли доставить шайбу своим защитникам, чтобы они могли бросить по воротам. Вот и все.
И это правда. Конечно, есть небольшие особенности.
— Схемы никуда не пропали, — утверждает Дмитрий Юшкевич. — В обороне мы играем так, как было при Петре Воробьеве. Плюс теперь у нас отличное функциональное состояние, а Кинг изменил тактику в нападении. С атакой у нас была беда, но теперь мы достаточно много забиваем.
Когда Петру Воробьеву объявили об увольнении, он страшно огорчился и высказался в том духе, что ноги его больше не будет в Ярославле. Уехал в Майами и наверняка рано утром с тихой завистью смотрит за плей-офф.
А может быть, и не смотрит. Это уже неважно.
— Петр Воробьев освобожден от должности по состоянию здоровья, — объявили в клубе.
— Да все нормально у меня со здоровьем, никаких проблем нет, — ворчал бывший главный тренер.
Он вообще довольно мрачный тип, но иногда случалось забавное.
— Во Владивостоке доктор приехал в раздевалку очень рано, что-то забыл там, и встретил главного тренера с газеткой и кофе, — вспоминает хоккеист «Локомотива». — Воробьев удивился — типа почему это никого нет на тренировке. А ему доктор говорит: «Так время шесть утра по местному времени, а у нас занятие днем. Хотите я вам укольчик сделаю?» Воробьев такой: «Не-не, все в порядке, я подожду», — налил себе еще кофе и пошел в тренерскую.
Еще один мощный ход, который предпринял Юрий Яковлев этим летом, — возвращение Ильи Горохова из «Динамо». Защитник, который за последние три сезона трижды играл в финале Кубка Гагарина и завоевал два титула, давно уже стал больше чем просто хоккеистом.
Даже при авторитетном Олеге Знарке в «Динамо» он устраивал собрания без тренеров и внушал, почему команда должна делать так, а не иначе. Именно он произнес пламенную речь при счете 1-3 в финальной серии против «Авангарда», где объяснил парням, что отныне они должны забыть вообще про все.
— «На три матча вы должны забыть о том, что происходит вокруг, и отлично выполнять свою часть работы. Выходите на лед и отработайте так, чтобы вам не было стыдно», — делился впечатлениями один из игроков той команды.
Когда Знарка после серии «Локомотива» с «Динамо» спросили, не жалеет ли он теперь о том, что отпустил Горохова в Ярославль, он сказал: «Если бы я играл, он бы не ушел с поля». Наконец, после решающей игры Знарок толкнул Горохова в спину, когда тот общался с журналистами.
— Спасибо, — улыбнулся Горохов своей отчасти беззубой улыбкой.
— На здоровье, — рубанул Знарок.
— И вам не хворать.
Я выложил видеозапись этой стычки в YouTube — и с ужасом обнаружил, что ее посмотрели 300 000 человек.
Теперь так же на Горохова злятся в СКА — особенно после того, как он подловил Илью Ковальчука дико красивым силовым приемом.
Горохов поддерживал ярославскую молодежь и в нынешнее воробьевское время.
— Илья нам говорил, что Петр Ильич все делает правильно. Причем не уговаривал, а объяснял. Да, говорит, многие к этому не привыкли, многие отвыкли от такого стиля, но надо потерпеть и поработать. И типа все будет отлично, вот увидите. Мне кажется, что он гораздо раньше остальных узнал, что Воробьева поменяют, когда все наладится, — рассказывает молодой игрок «Локомотива». — Почему-то Горохову верят даже те, кто никому не верит.
Горохов грамотно выстроил отношения и со вторым тренером Дмитрием Юшкевичем, что пошло команде на пользу. Есть версия, что на прошлом месте работы — в Новосибирске — Юшкевич, став главным тренером, не смог наладить общение с лидерами, отчего коллектив оказался расколот.
— Мы с ним встретились и обо всем договорились, — дипломатично комментирует Илья ситуацию с помощником тренера. — Самое главное, что друг друга услышали. А в том, что Юшкевич вырастет в классного специалиста, сомнений нет. Он вообще 24 часа в сутки смотрит хоккей.
Сможет ли «Локомотив» в следующем сезоне стать уже полноправным фаворитом? Ну, если примут лимит с тремя иностранцами, то да. Молодежь в системе клуба обученная, а уровень турнира при сокращении легионеров резко ослабнет.
Что слабо поддается прогнозу — надолго ли в Ярославле Дэйв Кинг. Это зависит только от настроения президента клуба Яковлева. Однажды он уволил финна Суйкканена — в тот момент, когда команда занимала второе место в Западной конференции. Объяснено было так: Суйкканен ставил «Локомотиву» атакующий хоккей, а Яковлев хотел видеть оборонительный. Смешно, что в Омске, например, тренера Чаду увольняли с той же формулировкой, только наоборот.
Но теперь очевидно, что формат «готовит команду Петр Воробьев, а в плей-офф ведет другой тренер» оказался настолько успешным, что, возможно, будет применяться «Локомотивом» и дальше.
Нет, ну а что такого?
Что нужно знать о новом тренере сборной России Олеге Знарке. Часть 1.
Что нужно знать о новом тренере сборной России Олеге Знарке. Часть 2.
Как живет русский футбольный клуб «Севастополь»
Что делает в ЦСКА Валерий НепомнящийАнна Сидорова, Екатерина Лобышева, Александра Саитова и другие олимпийские девушки в купальниках
Подпишитесь на PROспорт бесплатно:
Если Локо пройдёт Лев - скажут, что это победа Воробьёва.
Если нет - скажут, что это поражение Кинга.
%)
Столько сколько делал он для хоккея в Ярославле ни делал никто, низкий ему поклон...
я под столом ахахахах
Можно читать год - и ничего для себя не узнать.
А тут в одной статье - 4-5 новых интересных случаев!