«Мой организм надо было перезапустить. И у Кадырбая это получилось». Как Вилухина шла к серебру Сочи-2014
Почему на сборе сворачивается кровь, как пережить 43 место на чемпионате России и чем помог целитель Кадырбай – в блоге журнала PROспорт история взросления биатлонистки Ольги Вилухиной, взявшей сегодня серебро Олимпиады. Материал опубликован в журнале PROспорт за март 2012 года.
Попытка №1
Поначалу у спортсменки Вилухиной все шло гладко. Правильно и скучно: лыжная секция, в 16 лет перевод в биатлон, юниорские медали. Потом случился 2009-й. На чемпионате Европы в Уфе Ольга собрала все золото в своем возрасте, заслужив приглашение на этап Кубка мира в Ханты-Мансийск. В первой же гонке заняла высокое шестое место и к лету оказалась на подготовке в главной команде. В олимпийский, между прочим, сезон. «В тот год столько всего произошло, — вспоминает Ольга. — Я попала в восемь лучших спортсменок страны. Плюс Новосибирск предложил хорошие условия, квартиру в собственность, и я переехала жить в другой город, а это для меня тоже большой стресс. В общем, не смогла я сразу все по полочкам в голове уложить — «забудь все, надо дальше работать». Вот и получилось, что вспорхнула высоко и больно упала».
На сборе в немецком Оберхофе, откуда Ольга писала читателям Sports.ru про чернику и отстрел новых патронов, с ней случилась катастрофа. На фоне высокогорья и жары у спортсменки сильно поднялся гемоглобин и стала сворачиваться кровь. Правда, поняли это не сразу. На одной из тренировок ей стало плохо — пришлось остановить проезжавшую мимо машину, чтобы скорее добраться до отеля. Через пару дней Вилухину с температурой под 40 отправили в больницу. Минус две недели подготовки, нудное восстановление — и в результате на контрольных стартах перед сезоном Ольга отобралась только на Кубок Европы. Чтобы оттуда попасть в олимпийский состав, надо быть настырной Богалий-Титовец, а Ольге все время не везло. То номер забудет наклеить — дисквалифицируют, то еще какой-то курьез, то заболеет. До победы ей часто не хватало совсем чуть-чуть. Тренеры сборной это «чуть-чуть» не учли — Вилухина осталась смотреть ванкуверские гонки по телевизору. «Плакала. Такие планы были грандиозные!»
Попытка №2
Сезон-2010/2011 обещал сделать из Вилухиной если не звезду, то хотя бы основного «игрока» сборной. Она прошла всю летне-осеннюю подготовку с главной командой, пару-тройку раз появилась в журналистских рейтингах самых талантливых биатлонисток мира и… пропала. Четыре гонки в Кубке мира — 21-я, 24-я, 46-я и 63-я, — и Вилухина отправилась домой. «Переживала очень, — вспоминает Ольга. — В голове не укладывалось, что возвращаюсь на тот уровень, откуда вроде бы уже поднялась».
Журналисты теребили Хованцева — куда, мол, дели молодое дарование? А он искренне разводил руками. Объяснял, что нагрузки юной спортсменке давали щадящие, биохимию проверяли регулярно, но на тестовых стартах у Вилухиной было три остановки — видимо, говорил он, какой-то внутренний лимит организма. «Думаю, мы мало работали в тот год, все делали по плану, но этого было мало, — отвечает тренеру Ольга. — Промашка была с августа. Мы, образно говоря, еще пешком ходили, когда уже должны были перейти на высокие нагрузки. На собраниях спрашивали старшего тренера, почему, например, прыжковой имитации всего по 50 минут, а раньше было по два часа, а он нас успокаивал: не спешите, девочки, пик формы наступит как раз к чемпионату мира. У более опытных спортсменок наработан большой багаж тренировок, их уже сейчас как ни тренируй, они все равно будут хорошо выступать. А в моем возрасте нужно добирать работу, чтобы расти».
Запутавшись в собственных переживаниях и несчастливых обстоятельствах вроде снегопада на старте в Хохфильцене, Ольга похудела на восемь килограмм. Ни желания, ни сил тренироваться. Молодой человек (он же — личный тренер) всерьез предлагал взять паузу на сезон-другой, заняться семьей, но к такому варианту Ольга была не готова: «Я чувствовала, что мне нужно реализоваться как спортсменке. И в то же время после 43-го места на первенстве России поняла, что необходимо остановиться, подумать и как-то отцепить прошлое».
В феврале 2011-го Ольга уехала к друзьям в Алма-Ату. Провела там две недели чудесного неспортивного отпуска и по совету знакомых попала к целителю Кадырбаю. «Он простым общением вытянул меня из состояния апатии, — рассказывает Ольга. — Я сама не понимала, почему так происходит, но потихоньку стала набирать вес. Кадырбай объяснил, что мой организм в какой-то момент устал, остановился и перешел в режим ожидания. Его нужно было заново запустить. И у Кадырбая это получилось. Не зря мне рассказывали истории, как он людей с инвалидного кресла поднимал. Домой я вернулась, полностью пересмотрев свое отношение к происходящему. Ну, не сложилось — надо идти дальше, а не тратить напрасно свои нервы. Наверное, я просто не в то время попала в команду, и Бог, останавливая меня какими-то проблемами со здоровьем, отводил от чего-то более опасного. Мы с Аней Булыгиной (после Олимпиады в Ванкувере, где она стала четвертой в спринте, но не попала в эстафетную четверку, Булыгина на два года выпала из Кубка мира. — PROспорт) как-то обсуждали наши истории. По сравнению с ней, думаю, мне попроще — я все же не так высоко забралась».
Попытка №3
С новым главным тренером женской сборной Вольфгангом Пихлером Вилухина познакомилась лишь в августе 2011-го, когда на сборе в Рупольдинге пересеклись команды «А» и «Б». К тому времени руководство федерации уже заявило курс на ротацию и честный отбор, и немец устраивал контрольные расширенному составу. «Тем летом у меня мозоли на руках не проходили. Было чрезмерно тяжело, выжимала из себя все, но выдерживала, — говорит Ольга. — Помню подъем в гору на роллерах — 5 км, три повторения, контур уклона 20–25%. Раньше у нас такого не было. И такой интенсивной работы в тренажерном зале тоже. Но было интересно. Например, поднимаемся в течение часа на гору Раушберг в Рупольдинге. Бежим в среднем темпе где-то полчаса, и вдруг — бах — объявляется промежуточный финиш и надо ускориться. Победителю — приз за ужином, бутылка вина. Правда, я летом победителем не была. Вообще, бывает, за месяц по пять стран меняем. А как-то раз завтракали в Италии, обедали в Австрии, а ужинали в Германии».
Автор: Наталия Калинина
О вечном. Александр Овечкин, без которого нет сборной России
Наш конек. Гимаев и Захаркин – об игроках и соперниках хоккейной сборной
Школьный вальс. Один день из детства фигуристки Аделины Сотниковой
Тренер биатлонисток Владимир Королькевич: «Кажется, у сборной России есть даже больше чем нужно»
Девушки в теле - чтобы увидеть Ирину Шадрину в купальнике, не надо дожидаться, пока Бухаров забьет пять голов
Подпишитесь на PROспорт бесплатно:
Продолжение допишут? :)