Интервью с учителем физической культуры «школы в Некрасовке» Романом Гизатулиным
«На уроках физкультуры я всегда стараюсь прислушиваться к ученикам»
Роман Русланович, вы из семьи военнослужащего. Это как-то сказалось на вашем воспитании?
Родился и вырос в семье военного врача. С самого детства отец учил меня уважению и любви к Родине, объяснял значимость профессии военнослужащего, что служить своей стране и народу — это очень важно и благородно. Естественно, что это отразилось на воспитании. Детство проходило в занятиях спортом, прививался здоровый образ жизни. Всё нацеливалось на подготовку для поступления в военное училище. Да и сам я видел себя в будущем именно военным, по примеру отца и дедов, которые служили нашей Отчизне.
Постоянные переезды — неотъемлемая часть жизни военной семьи. Тяжело ли было вам привыкать к новым школам и каждый раз снова заводить друзей?
Трудно так же, как и интересно. Всегда адаптировался достаточно легко, так как всегда был общительным и самодостаточным.
Были сомнения перед принятием решения о поступлении в военное училище?
Я уже упоминал об этом, так что повторюсь: всегда мечтал быть военнослужащим. Именно офицером. Никогда не было никакой другой цели. Всё для себя решил давно. И вариант был только один.
Что можете сказать об обучении в академии Министерства обороны?
Я поступил после школы в военное училище и закончил обучение лейтенантом. А уже майором поступил в военную академию, которую окончил в звании подполковника. Учёба в военных вузах, несомненно, одни из лучших этапов в моей жизни. Мне очень нравилось учиться не только общегражданским дисциплинам, но и военным. Считаю, что военное образование — самое лучшее. Да, военная служба, в том числе и курсантом, по закону накладывает на молодого человека некоторые ограничения в личных правах, чего нет у обычных студентов. Приходится нести в процессе учёбы караульную и внутреннюю службу, оставаться в стенах училища за плохую успеваемость или нарушение дисциплины. Но именно так формируется и закаляется характер, и я вижу в этом только положительные моменты.
Во время прохождения военной службы удалось вам обрести товарищей, с которыми вы поддерживаете отношения по сей день?
Несомненно, обучение в вузах и дальнейшая служба подарили мне много не только верных боевых товарищей, но и настоящих друзей по всей нашей необъятной стране. Со многими общаюсь и сегодня, благо сейчас технологии это позволяют. С некоторыми однокашниками мы, например, бегаем по вечерам. У нас даже традиция есть — ежегодно участвуем в Московском полумарафоне и полумарафоне «Лужники». Вот недавно решили, что должны пробежать эти же забеги и когда нам будет 55 лет, не пропустив ни одного. И вот пока с 2017 у нас это получается.
Уйдя в запас, вы решили преподавать. Бывших военных в школах встречают с распростёртыми объятиями?
Честно сказать, это всё дело случая. Я, может, и не стремился быть именно учителем, но считаю данную профессию такой же нужной и благородной, как и военнослужащего, и врача, например. В школе вижу только положительное отношение. Во многом это заслуга руководства школы. Нас ценят и уважают, несмотря на несколько иные менталитет и жизненные ценности. Наши знания и опыт в школах востребованы и нужны.
Вы отмечали, что у своих учеников видите большую потребность в знаниях и физическом развитии. На ваш взгляд, это дети такие целеустремленные или всё же это больше влияние преподавателей, которые умеют найти подход к любому ребёнку и заинтересовать его своим предметом?
Только совместная работа коллектива, общее желание педагогов именно научить ребёнка даёт хороший конечный результат. На уроках физкультуры я всегда стараюсь прислушиваться к ученикам. Мы изучаем новые формы гимнастики и разминки, часто играем в спортивные игры. Постоянно применяем интересные формы и методы обучения, взятые из армии. Детям очень нравится.
Один из жизненных принципов, который вы стараетесь прививать своим воспитанникам, — любовь к Родине. Как, на ваш взгляд, правильно говорить с детьми и подростками о патриотизме?
Несомненно, основная и важная цель любого педагога — привить уважение и любовь к своей стране, к своей Родине. Практически на всех своих уроках я стараюсь рассказать занимательные факты из военной истории, привести примеры героизма, поделиться поучительными случаями из военной службы. А ещё ребятам интересно, как проходит обучение в военных училищах и непосредственно военная служба.
Почему вы так заинтересованы в том, чтобы развивать школьную команду по перетягиванию каната? Видите потенциал в своих учениках?
Перетягивание каната был некогда олимпийским видом спорта, думаю, у него в дальнейшем всё-таки будет большое развитие. Кроме того, перетягивание каната — командный вид спорта, ребята учатся не просто перемещать друг друга до победной отметки, а стараются грамотно руководить процессом, понимать свою меру ответственности, что именно его старание и грамотное применение тактики обязательно приведёт команду к победе.
Как давно существует поисковое движение в «Школе в Некрасовке»? Расскажите, как работает школьный поисковый отряд.
Поисковое движение в школе существует уже второй год. Мы успели посетить несколько вахт, и в ближайшее время планируется очередной выезд не только с педагогами, но и с учениками из нашего поискового отряда.
Насколько нам известно, вы задумываетесь над созданием общего курса по конструированию и управлению беспилотными летательными аппаратами. Нужно ли школьникам обладать хорошими знаниями, например, по математике, информатике, чтобы добиться успехов в изучении этого курса?
Да, у меня есть желание и стремление создать небольшой курс по сборке, программированию, настройке и управлению беспилотными летательными аппаратами. Но на данный момент есть определённые вопросы, требующие решения относительно закрытого неба, поэтому практика пока не осуществима. Но нечего не мешает собирать, программировать и летать в закрытых помещения. Несомненно, такие дисциплины, как физика, информатика, технология очень важны в процессе сборки БПЛА, так как это и пайка, и отвёрточная сборка, и настройка, и прошивка электронных компонентов, в управлении это аэродинамика, направление подъёмной силы, размещение центров тяжести… Скажу, что и это далеко не всё. Есть ещё и правовые аспекты использования, регистрации аппарата. Это отдельная, большая интересная тема, которая тесно переплетена практически со всеми дисциплинами.
Также вы говорили, что хотите замотивировать как можно больше учеников и работников школы заниматься бегом. Сейчас в Москве проводится много различных марафонов. Предлагали своим воспитанникам и коллегам попробовать свои силы в одном из них?
Бег и езда на шоссейном велосипеде — моё давнее хобби. Честно признаться, в силу возраста уже не бегаю на скорость, на пределе возможностей, но и сейчас могу пробежать и полумарафон, и марафон за хорошее время. Самый лучший и полезный вид спорта для всех возрастов, ведь от бега и велосипеда только огромная польза. По сути, это и самый дешёвый вид спорта, так как нужны только футболка, шорты, кроссовки и хорошее настроение. И тогда отличное здоровье, крепкая сердечно-сосудистая система и отсутствие вредных привычек не заставят себя долго ждать.
Роман Русланович, какими советами вы могли бы поделиться с молодым поколением?
Молодому поколению я бы пожелал любить Родину, слушать своих родителей и школьных наставников, не терять время на пустяки и постоянно развиваться во всех сферах нашей жизни, будь то искусство, спорт, всевозможные движения и кружки. Искать что новое, интересное, то, что может дать большой толчок в своем индивидуальном развитии. Отчизна всегда вам за это скажет спасибо. Вы — наше будущее, и оно зависит от вас.