Как я однажды Майка Тайсона в Калининград привозил
Моя первоапрельская маркетинговая история об открытии школы пляжного бокса. Специально для программы «Вести-Лос-Анджелес».
Итак, начнем, как и положено начинать, с начала. Случилась эта история в самые дремучие и доисторические времена, когда интернет работал на лошадиной тяге и какие-то в нём прямые трансляции и разные там стримы даже представить себе было сложно. Когда социальные сети были далёким будущим и даже «Одноклассники.ру» только собирали первых пользователей. Когда про смартфоны еще и знать не знали, как и про селебрити, инфлюенсеров и амбассадоров. Про авторские права и интеллектуальную собственность уже конечно слышали, но считали это каким-то иностранным ругательством, не имеющим никакого отношения к нашему посконному бизнесу.
И вот тогда, в мою бытность директором региональной Федерации бокса, случилось одно прекрасное событие - высокое московское начальство передало нашему маленькому региону право организации и проведения чемпионата России. Так сказать, в ознаменование заслуг и многая успешных лет работы на благо отечественного бокса.
Ничего похожего на победу сочинской олимпийской заявки у нас тогда, конечно же, не было - никто не размахивал на трибуне конвертом, никто не зачитывал в прямом телеэфире слово «Калининград», никто истерически не кричал и не падал в обморок от счастья. Просто кто-то главный позвонил нам в офис с этим сообщением, а потом прислал официальную бумагу, подтверждающую, что на этот раз все лучшие боксерские силы страны, под эгидой министерств и ведомств, соберутся у нас.
Откровенно говоря, никакого особого ликования сей факт ни у кого тогда не вызвал. Хотя последний (на тот момент) раз наша область проводила такой чемпионат ровно полвека назад и вроде как событие, происходящее раз в 50 лет, должно было восприниматься как совсем нерядовое.
Но здесь нужно понимать, что рейтинги любительского олимпийского бокса в России тогда и рейтингами то назвать было нельзя - мне запомнились какие-то публичные данные, согласно которым за право называться самым непопулярным видом спорта у телезрителей с любительским боксом боролись только лишь бадминтон и спортивная рыбалка. Никто толком не смотрел такой бокс по федеральным телеканалам, никто особо не посещал всевозможные турниры в городах на территории России - олимпийский бокс был такой вещью в себе, интересной разве что участникам, судьям и их родственникам.
Так что сам по себе факт предстоящего чемпионата России в городе никакого энтузиазма вызвать просто не мог, как не мог даже стать мало-мальским информационным поводом - в лучшем случае только лишь мелькнуть строчкой в череде сообщений Интерфакса и уполномоченного заявить ТАСС, и моментально там потеряться между новостью о повышении пенсий и прогнозом погоды. В принципе, в подобных ситуациях почти все отечественные спортивные организации именно так и поступают - они поступают НИКАК. Поэтому и большинство соревнований разного уровня в России проходят при полупустых трибунах, при том что другую половину занимают обычно согнанные по разнарядке бюджетники, разбегающиеся сразу после церемонии открытия. И бесплатный вход эту ситуацию никак не меняет.
Но не таков был путь балтийских самураев. Нами был сразу же подготовлен план продвижения нашего чемпионата в массы. В сей план вошли и конкурс детского рисунка на асфальте, и выборы талисмана турнира, и бои радиоуправляемых роботов и разное другое прочее. Но всё же нужна была центральная история, которая бы сдетонировала в сознании вообще любого, кто пересекся бы с ней. Часто для этого приглашают на мероприятие какую-нибудь известную популярную личность - именно в этом направлении стали размышлять и мы: «Кого повсюду узнают? Скажите, как его зовут? Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Думаю очевидно, что самым таким известным и популярным человеком из мира бокса являлся тогда Майк Тайсон. На том и порешили - зовём Майка. Чего скромничать и стесняться то?
Вот только первые же вопросы о приглашении буквально сразу уперлись в сумму эквивалентную полусотне тысячам долларов США. Миллионное дело опять приходилось начинать при ощутимой нехватке финансовых средств, как говаривал Остап Бендер. Не было этих разноцветных бумажек и металлических кружочков, которые мы все так любим.
Вдобавок выяснилось, что в данный момент времени Тайсон решает какие-то неотложные дела с американскими прокурорами, находится под подпиской о невыезде, а может даже в комфортабельном изоляторе временного содержания где-нибудь в Алабаме, и помочь нам с продвижением чемпионата России очень хочет, но никак не может.
Всё? Конец истории? Неужели нам пришлось сдаться и вместо Майка Тайсона пригласить Александра Иншакова? Но на самом деле в этот момент как раз всё и началось - партизанский маркетолог в моей голове подсказал выход.
И вот 29 марта в самом популярном печатном ежедневном издании выходит абсолютно правдивая заметка следующего содержания:
К нам приедет Майк Тайсон?
Приглашение Тайсону отправила Федерация профессионального бокса Калининградской области. «Железного» Майка хотят видеть в качестве почетного гостя на открытии Чемпионата России по боксу, который пройдет в Калининграде осенью.
- В настоящее время мы ведем переговоры через московских промоутеров, - сказал «Комсомолке» директор федерации Максим Бочков. - Надеемся, что Тайсон даст свое согласие и поможет нам сделать еще более красочное шоу.
Напомним, в 2005 году легендарный боксер уже приезжал в Россию. Тогда Тайсон шумно погулял в Москве и заглянул в Чечню. Сейчас, когда от спорта Майк практически отошел, такие визиты (за щедрое вознаграждение) стали одним из источников его доходов.
До 1 апреля оставалось 2 дня.
Что можно успеть за это время? Ну, например, подготовить для печатных СМИ эксклюзивное фото, где жмущий руку Тайсону актёр Роберт Де Ниро, отфотошопливается в уменьшенного президента калининградской боксёрской федерации. Или купить DVD-диск с кинофильмом «Крокодил Данди в Лос-Анджелесе» и взять оттуда фрагменты с сидящим на лужайке Тайсоном. В итоге, смонтировать видео в «интервью» Тайсона журналисту программы «Вести-Лос-Анджелес» и озвучить закадровым переводом о мечте наконец побывать в городе Иммануила Канта и поприсутствовать там на чемпионате России по боксу.
Так и наступило утро 1-го апреля. А на прилавках киосков уже лежали газеты, на первых полосах которых красовалось:
Майк Тайсон приедет 10 октября.
Легендарный боксер согласился провести в Калининграде три дня.
Увидеть «железного» Майка калининградцы смогут в день открытия Чемпионата России по боксу. Красочная церемония запланирована на 10 октября и пройдет в спорткомплексе «Юность». Как уже рассказывала «Комсомолка», переговоры со знаменитым боксером велись последние несколько недель (см. номер за 29 марта). Сумма гонорара, который получит за «гастроль» Тайсон, пока держится в секрете.
- Все расходы по организации визита возьмет на себя одна крупная компания, - уточнил директор Федерации профессионального бокса Калининградской области Максим Бочков. - По требованию менеджеров Тайсона мы уже забронировали для него президентский номер в пятизвездочной гостинице в Светлогорске. Программа визита пока прорабатывается, но мы уверены, что она получится очень насыщенной.
По предварительной договоренности, Тайсон проведет в Калининграде три дня. Он прибудет к нам на частном самолете и практически сразу же отправится в «Юность». Там боксер произнесет короткую речь и останется, чтобы посмотреть лазерное шоу. В оставшиеся два дня Майка ждут на нескольких рекламных мероприятиях и на открытии школы пляжного бокса в поселке Рыбачий.
- Надеемся, эта встреча надолго запомнится и ребятам, и тренерам, - говорит Максим Бочков. - Каждый из них сможет взять у Тайсона автограф и, может быть, сфотографироваться и задать несколько вопросов. Если в этот раз все сложится удачно, мы найдем возможность и дальше приглашать известных спортсменов в наш город.
- И что? - спросите вы, - зачем ты нам всё это рассказал, чувак?
А мораль данной басни в том - как с копеечным бюджетом раскрутить информацию о своём мероприятии, используя лишь творческий подход и методы партизанского паблисити. Никогда больше я не получал столько телефонных звонков, как в тот день. Звонили из Москвы и Петербурга. Писали из федеральных СМИ и из городских гостиниц. Требовали эксклюзивы и пригласительные. Спрашивали «Правила пляжного бокса» и номер телефона мэра посёлка Рыбачий.
На следующий день в СМИ, конечно же, вышли опровержения этого первоапрельского розыгрыша, но разговоры о Тайсоне продолжались потом в городе несколько месяцев и, в итоге, жители действительно узнали о чемпионате - на протяжении почти полутора недель каждый боксёрский вечер собирал не меньше тысячи зрителей, а финал собрал около двух с половиной. Для любительского бокса это очень большие и хорошие цифры, особенно учитывая то, что пришли эти зрители искренне и добровольно, а не по разнарядке от руководства школ и ВУЗов.
Такой вот День дурака. Шутки. Смех. Веселье.
P.S. Кстати, Александр Иншаков всё-таки тогда приехал. Но это уже совсем другая история… Не первоапрельская...
Подписывайтесь на этот блог - отписаться-то всегда успеете.
Фото: Олег Наумов/ТАСС, Ethan Miller/Getty Images
Недоверие там, еще что?)
спасибо Автору, приятно написано, легко и интересно читать.
Буду далее следить за Вашими трудами, успехов Вам на этом поприще!)
А комментов у вас еще много будет, были бы истории интересные)
А по существу вопроса - вижу, что в тексте я не объяснил один важный момент. Дело в том, что сами мы не выступали тогда в качестве публичного ньюсмейкера, не рассылали какие-либо пресс-релизы, не размещали какую-либо информацию на своем сайте и т.д.. Всю эту первоапрельскую информацию дружественные нам СМИ разместили сами, по нашей договоренности. Они, конечно же, знали, что это розыгрыш и сами с удовольствием в нём поучаствовали. Т.е. информация пошла не от нас, а от СМИ. Ну и обид тогда никаких я не помню - многие догадались сразу и посмеялись, другие поверили, но тоже посмеялись, когда всё вскрылось. В общем, норм всё было воспринято.