Дэвид Блатт: «В 10 днях от оптимальной формы»
– Сегодня мы закончили четырехнедельный период тренировок. Мы не теряли впустую ни одного дня. На мой взгляд, мы в 10 днях от оптимальной формы. К счастью, до Олимпиады как раз 10 дней.
- Чем особенным запомнилась европейская часть подготовительного цикла?
– Прежде всего, отмечу, что все прибыли в сборную с хорошим настроением, правильным образом мыслей, с чувством, что национальная команда для них важна, что их работа нужна российскому баскетболу и олимпийскому движению. Вообще ничего необычного с нами не приключилось, за исключением, конечно, травмы Виктора Хряпы. И нам пришлось много работать с Алексеем Саврасенко, поскольку он вернулся в строй после очень тяжелой травмы. Он не играл в течение пяти месяцев. Эти два момента были двумя вызовами, которые заставляли работать упорнее. Тем не менее, пожаловаться не на что, все проявили себя с лучшей стороны, доказывали желание быть в команде.
- Скажите несколько слов по ситуации с Виктором: на каком он сейчас уровне готовности?
– Сейчас мы начинаем надеяться, что он все-таки поможет нам на Олимпиаде. Мы пока еще не уверены, что он сможет выйти на паркет, выказываем лишь осторожный оптимизм. По крайней мере, мы не можем сказать наверняка, что он не сыграет. Со своей стороны он сделал все возможное, как сделали все и врачи сборной и ЦСКА. Остается только скрестить пальцы…
Кстати, хочу отдельно сказать искреннее спасибо людям из ЦСКА, которые помогали национальной команде. Они обеспечили нас домом, тренировочной базой, подержали нас во всем, о чем мы просили, и даже в том, чего мы не просили. Здорово, когда клуб так поддерживает национальную команду. Со своей стороны мы сделали все, чтобы быть открытыми, насколько это возможно, и поддержать клубы тем, чем можем – сделали открытыми тренировки, проводили семинары. Постарались показать, что сборная – это не просто команда, а нечто большее для российского баскетбола.
- Небольшой положительный момент в травме Хряпы – появилось больше возможностей проверить в деле других ребят.
– Это ответ на тяжелую ситуацию, когда ты ищешь решения, даешь другим больше шансов. Конечно, если бы Виктор не получил травму, мы бы не занимались столь спешной разработкой запасных вариантов. В начале лета, еще до травмы Виктора, я говорил, что команда останется примерно такой – с некоторыми изменениями. Так и вышло. Некоторые из ребят пришли и просто переиграли других. Мы отказались от услуг некоторых из парней не потому, что они плохи, а потому, что есть немного лучше.
- Наверное, с каждым днем все труднее думать о том, кого отсечь…
– Это сложно с самого начала. Думаете, так легко было сказать «прощай» Дмитриеву и Соколову через пять дней после начала сбора? Для меня это был очень сложный день. Ведь они – действительно хорошие парни и прекрасные игроки. Это самый негативный момент в работе тренера сборной.
- На отбор финальной дюжины вы потратили больше всего времени.
– Нет, мы двигались строго по плану. Для себя мы решили, что в этот день у нас будет столько игрков, в этот день – столько…
- Что вы сказали Понкрашову и Шабалкину, прошедшим практически весь путь подготовки?
– Не так важно, что я сказал тому или иному игроку. Важно, что я сказал в первый день: «Надеюсь, мы достигнем точки, когда будем расставаться с баскетболистом только потому, что кто-то играет немного лучше». Так и вышло.
- Кажется, через неделю после начала подготовки, вы сказали, что Саша Каун стал для вас большим сюрпризом. Можете повторить это сейчас?
– Я не говорил, что это самый большой сюрприз, я сказал, что это приятный сюрприз. Он показал больше, чем я ожидал. Сейчас не могу сказать, что у нас кто-то проявил что-то необычное. Скорее, сюрпризом можно назвать то, что некоторые из ребят завоевали свои позиции в команде по ходу подготовки. Вначале я не был уверен на 100 процентов в способностях каждого, а в итоге получил новых игроков в команду.
- Каун мало играл в Кубке «Мечела»…
– Почему же. Он играл в первом и втором матчах, пропустив только третий. Когда у тебя в составе 14 человек, сложно найти время для каждого. В матче с Испанией мы использовали 15 человек, но то было другое время и другие условия. Мы не были так близки к Олимпиаде, как на турнире в Москве.
- В матче с Сербией вы использовали только Саврасенко и Моргунова в качестве центровых. Можно сказать, что вы определились с ротацией «больших»?
– Зачем так однозначно. Да, мы использовали более опытных игроков, ветеранов, проведших со сборной не один цикл, которые всегда были лидерами команды.
- Посмотрим на вопрос с другой стороны. Может ли такой молодой игрок претендовать на то, чтобы стать ключевым, лидером в сборной?
– Вы имеете в виду Сашу? Ему очень сложно стать ключевым, ведь он не силен в нападении. Точнее, его сила не в этом. На него нельзя стабильно рассчитывать в атаке: он может поставить заслон, «провалиться» под кольцо, подправить мяч под щитом. Но ему нельзя постоянно доставлять мяч на границу трехсекундной зоны.
- Похоже, остальные игроки немного боятся отдавать ему пасы, когда Саша прорывается под кольцо. Не привыкли?
– Он просто новый игрок для нашей команды. Но, не думаю, что стоит акцентировать внимание на том, поможет ли Саша нашему нападению. Его дело – подобрать, защищаться, быстро бежать, сделать блок-шот, завершить атаку из-под кольца. Он – не главный в наших схемах.
- Вы же понимаете, что интерес к нему велик именно из-за того, что он новый человек для всех…
– Скажу вам, что у Саши большое будущее в российском баскетболе, и он станет основным игроком национальной команды в ближайшие годы.
- Вы довольны тем, как команда отреагировала на те нововведения, что вы попытались внести в тактику?
– Прежде всего, мы не хотели вносить много изменений. Одна из проблем с потерей Хряпы – он слишком многое значит для нашей системы, отлично в нее вписывается. И вместо того, чтобы менять систему, мы постарались заставить других парней делать то, что делает Виктор. Иногда у них получалось, иногда нет. Да, пришлось немного модифицировать наши действия. Что ж, это реальность. Мы же не можем целыми днями сидеть и думать, ах, что мы будем делать без Виктора. Если будет играть – здорово. Если нет – ладно, хорошо, постараемся обойтись. Естественно, нам будет его недоставать, ведь он баскетболист высочайшего уровня. Но мы должны быть готовы.
- Не могу не спросить, чего вы ожидаете от Олимпиады?
– Думаю, сейчас нужно быть скромными. Нужно стараться, сделать все возможное для достижения лучшего результата. Но нельзя говорить ничего, пока мы не вышли из группы. И это еще не решенный вопрос. Многие люди думают, что в группе есть откровенно слабые команды. Неправда. Легких матчей не будет.
- Знаете, что Иран обыграл Сербию?
– Серьезно? Много?
- Два очка.
– Ну вот, видите! Хотя, думаю, Сербия была немного уставшей, да и только вчера прилетела в Шанхай. Надо это учитывать. Иран – непростой соперник. Потому для начала нужно выйти из группы. Когда это случится – поговорим о следующем этапе. То же самое я говорил в прошлом году. «Какие ожидания?» – «Давайте выйдем из группы, где у нас Греция, Сербия и победитель квалификации Израиль». Надеюсь и верю, что мы пройдем дальше.
- После победы на Евробаскете от вас все же ждут большего.
– После успеха ожидания всегда растут. Да, мы принимаем ответственность на себя и с оптимизмом смотрим в будущее.
Концентрация, уверенность в своих силах и спокойствие, вот самое главное!!!
Да и еще... никогда не опускать руки, несмотря ни на что!
Мы знаем как Вы можете играть, верим в Вас и ждем побед!!!
Удачи, спокойствия и уверенности!