Аэробика в 1980-х покорила даже СССР и стала символом секса. В ней только один недостаток: она убивает суставы
Розовые трико и сумасшедшие прически.
Аэробика – такой же символ 80-х, как прическа-маллет или джинсы-варенки. Стоит увидеть занятия в обтягивающих ярких лосинах под музыку, и сразу понимаешь, о какой эпохе идет речь. Например, в прошлом году вышел девятый сезон «Американской истории ужасов», действие которого происходит в 1984-м, и занятия по аэробике там играют сюжетообразующую роль.
В сериале аэробика была сексуально заряженной – как и в клипе Call on Me шведского диджея Эрика Придза, вышедшем в 2004-м. После релиза Call on Me стало самым скачиваемым музыкальным видео в Австралии, а журналисты признавали его как самым сексуальным клипом в истории, так и одним из худших.
Как бы там ни было, он окончательно закрепил образ аэробики как эротических танцев. Хотя создавалась она совершенно для другого.
Рождение: армейские корни и настойчивая женщина
Аэробика родилась в США в конце 60-х. К тому времени доктор Кеннет Купер, служивший в американской армии, опубликовал книгу о пользе аэробных нагрузок, во время которых основных источником энергии для мышц становится кислород. Это, например, быстрая ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, гребля. Купер утверждал, что американцы тренируются неправильно и сосредотачиваются на незначительном (например, мелких мышцах бедра), при этом игнорируя самое главное – сердце.
Вышедший в 1999-м «Исторический словарь 70-х» утверждает, что предлагаемые Купером аэробные упражнения не стали очень популярными, потому что заниматься ими надо в одиночку, а «многим американцам не нравилось проводить много времени в одиночестве». Все изменила Джеки Соренсен, когда под впечатлением от книги Купера придумала танцевальную аэробику в формате групповых занятий.
В 1965-м муж Соренсен пошел служить в военно-воздушные силы, и его постоянно направляли на разные базы во всех концах США. Джеки ездила с ним и, поскольку с детства занималась танцами, организовывала танцевальные студии для других армейских жен. «Я учила их чечетке, балету, акробатике и даже бальным танцам. Но все изменилось, когда мы приехали в Пуэрто-Рико», – вспоминала Соренсен.
В Пуэрто-Рико танцевальная студия уже была, поэтому ее услуги не понадобились. Ей предложили вести что-то вроде физкультуры. «Я не хотела заниматься скучными программами, поэтому сказала, что изучу вопрос и что-нибудь придумаю», – рассказывала Джеки. Так она и нашла книгу доктора Купера, которая изменила ее жизнь.
«Я поняла, что нахожусь в такой хорошей форме благодаря танцам и хореографии. Но я не хотела делать свой курс пугающим для тех, кто не умеет танцевать, поэтому включила в него много прыжков, скачков и ходьбы – того, чем мы с детства занимаемся. Еще я придумала простые комплексы движений с использованием чечетки, канкана и других танцевальных стилей», – объясняла Соренсен.
Курс получился таким хорошим, что его одобрил сам доктор Купер, а пуэрториканское телевидение предложило Джеки снимать сегменты для программы о здоровье. Потом Соренсены переехали в Нью-Джерси, где Джеки начала строить фитнес-империю: в ее первой группе было всего шесть человек, но к концу 70-х классы стали франшизой с точками по всей Америке. Она написала книгу, вышедшую тиражом в 250 тысяч копий, и вошла в президентский совет по здоровью.
Одновременно с Соренсен идею танцевального фитнеса развивала Джуди Миссет. Она в 1969-м придумала джазерсайс – смесь джазовой хореографии и упражнений (exercise). Как и Соренсен, она была танцевальным инструктором и заметила, что мало кто задерживается на занятиях надолго. Оказалось, что чаще всего бросали уроки те, кто не хотел становиться танцором, а просто пытался привести себя в форму.
В итоге Миссет упростила хореографию, добавила физкультуры и добилась безумной популярности: франшиза зарабатывала 40 миллионов долларов в год и в США по размаху на тот момент уступала только пиццериям Domino’s.
Пик: Джейн Фонда, 17 миллионов проданных кассет и пришествие в СССР
Аэробика вышла на пик популярности в первой половине 80-х, и ключевую роль в этом прогрессе сыграла 45-летняя актриса Джейн Фонда – обладательница «Оскара» и активистка, протестовавшая, например, против войны во Вьетнаме.
Фонде не нравилось, что в те времена спортивные залы работали в основном на мужчин – бодибилдеров и боксеров. Поэтому в 1978-м она открыла собственный зал. А наибольших успехов она добилась за счет контента для женщин, которые хотели тренироваться дома.
В 1981-м Фонда выпустила книгу с упражнениями, которая два года держалась в списке бестселлеров The New York Times. Из-за ее успеха газета даже создала отдельную секцию для обучающих книг.
На волне популярности книги к Фонде обратился продюсер с предложение снять видеоурок. Поначалу актриса сомневалась в целесообразности – потому что видеомагнитофоны тогда были всего у 10% американцев, – но в итоге согласилась и не прогадала. Видики пошли в народ, и ее первую кассету купили 17 миллионов человек по всему миру.
«Она сразу же начинает растягиваться, а потом идет немного аэробики для разогрева. Потом время упражнений на руки – мы ими вращаем, крутим, а в какой-то момент даже встаем на четвереньки и притворяемся, что «выдергиваем траву». Видимо, в 1982-м женщины часто этим занимались?
«Упражнения на талию включают мышцы, о существовании которых я уже забыла. Потом идет убийственная серия на пресс. Сразу после этого – упражнения на бедра, после которых они болели два дня. Немного работаем над ягодицами. Завершается урок заминкой, включающей в себя стойку на лопатках и длинный вдох», – так в 2018-м описывала комплекс Фонды журналистка Vogue Патрисия Гарсия.
Фонда сама учила инструкторов, а ее кассеты создали идеальный образ тренера 80-х. «В 80-е инструкторы строили занятия на модели Джейн Фонды – повторении простых шагов, которые танцевались под Мадонну. Вели занятия в основном женщины, похожие на девушку, которая увела твоего парня с выпускного бала – тонкие как шпала, одетые в розовое трико, с высоким хвостиком и неудержимым оптимизмом, контрастирующим с ужасной болью, которую они причиняли», – писала в 1995-м журналистка The New York Times.
В целом, благодаря усилиям Соренсен, Миссет и Фонды аэробика изменила культуру фитнеса. Одна из первых учениц Фонды Фолли Фокс рассказывала: «Впервые миллионы людей начали заниматься вместе, и многие из них были женщинами. В каком-то смысле женщины освободились. Внезапно стало нормально выходить из дома в лосинах и трико и потеть в обществе». Появление женщин в лосинах и трико привлекло в залы мужчин, и для многих тренажерка заменила дискотеки в качестве места для знакомств.
Кассеты Фонды попали даже в СССР, и после них аэробика проникла на советское телевидение – правда, под названием «Ритмическая гимнастика». Эстетика была та же, что на Западе, и раскрепощенность привлекала даже тех, кто заниматься не собирался. Ведущая одного из выпусков Наталья Ефремова рассказывала Первому каналу, что до сих пор хранит письма, шедшие в основном из двух источников: «Это была советская армия и зона. Из тюрьмы – обещали исправиться, звали замуж. Из армии – просто рассказывали о том, что за отличное поведение они были награждены просмотром телепрограммы, влюбились, понравилась».
В те времена в Союзе об аэробике писали газеты, ею занимались персонажи кино, а для облегчения занятий дома даже выпустили специальную пластинку с подходящей музыкой. «Ритмическую гимнастику», которой за шесть лет вышло 14 выпусков (одно из занятий провела сама Фонда), записывали на кассеты, чтобы под них тренироваться.
Спад: прошедшая мода и убитые колени
Какое-то время аэробика была настоящим культом, привлекавшим любителей громкой поп-музыки и ярких нарядов. В 2000-х ее популярность стремительно упала. Конечно, дело в том, что появились другие модные фитнес-направления – например, кроссфит и зумба, которые в плане организации ей многим обязаны.
Есть и другая проблема. 82-летняя Фонда недавно покорила тикток, воспроизведя там свой классический комплекс. Другие инструкторы тех времен этого сделать уже не могут, потому что постоянные занятия привели к осложнениям с суставами. Ведь классическая аэробика строится на упражнениях с довольно серьезной ударной нагрузкой.
«У каждого инструктора подход немного отличается – кто-то делает акцент на джампинг джеки (прыжки с одновременным разведением рук и ног в стороны – Sports.ru) или бег на месте, другие сосредотачиваются на шагах с высоким подниманием колена или махах. Но к концу тренировки у хорошего учителя вы проработаете все основные мышечные группы», – так в 1986-м описывал занятия и любовь тренеров к ударам ногами в пол ресторанный критик The New York Times Брайан Миллер, занявшийся аэробикой, чтобы не растолстеть.
Занятия в 80-х проходили где попало – часто на очень жестких бетонных полах. Специализированной обуви тоже не было. В итоге инструкторы, которые вели по несколько тренировок в день, в начале 2000-х страдали и переходили на йогу. Так, Фредерик Шьянг, преподававший аэробику больше 10 лет, в интервью The New York Times в 2007-м винил работу в том, что он порвал мениск и заработал остеоартрит обоих коленей: «Я отдал колени аэробике».
А профессор физиологии Рик Шарп объяснял: «Мы оставили аэробику в прошлом. Отчасти это результат смены трендов, но еще мы умнее стали относиться к фитнесу, научились умеренности и разумности. Возможно, я люблю плавать, но от постоянного плавания у меня болит плечо. Решение? Не плавать слишком много».
Несмотря на это, на волне популярности клипа Call on Me лейбл Придза выпустил почти полуторачасовой DVD с занятием по аэробике. В этом году его выложили на ютуб, где за пять месяцев он собрал почти 600 тысяч просмотров.
А у пиратской копии, залитой в 2013-м, сейчас 28 миллионов кликов. И новые комментарии о том, насколько это сложная тренировка, появляются до сих пор.
Люди умеют не дышать по 20 минут, игнорируя защитные рефлексы. Возможно, это вредит работе мозга
Бокс, танцы, футбол. Какие виды спорта полезны бегунам, а какие наносят вред?
Фото: Gettyimages.ru/MIKE POWELL/ALLSPORT; discogs.com
https://www.youtube.com/watch?v=2OoVB2AAtOQ
для примера
https://www.youtube.com/watch?v=YEz7akR_OGQ