Вратарь-тренер и вратарь-игрок
«Вратарь – это половина команды» - утверждение знакомо многим. А как стражи ворот видят себя сами? Олег Филимонов и Сергей Большаков в интервью журналу «PRO Хоккей» рассказали о вратарском ремесле в деталях.
Олег Филимонов свою вратарскую карьеру начал в 1985 году, когда он впервые вышел на лёд в форме «СКА Хабаровск». В составе главной хабаровской команды он долгие годы был основным вратарём и установил не один клубный рекорд. После завершения карьеры он стал тренировать вратарей «Амура». Посвятив 10 лет этой работе, в нынешнем сезоне Олег Николаевич перешёл на должность тренера вратарей «Амурских Тигров», среди которых второй герой этой статьи.
19-летний Сергей Большаков проводит в системе хабаровского клуба второй сезон. Он был выбран «Амуром» на Драфте КХЛ-2013, и приехал в дальневосточную столицу после успешно проведенного сезона в канадской юниорской лиге – GMHL, где стал чемпионом и завоевал звание лучшего новичка и вратаря лиги. Ещё в прошлом году Большаков дебютировал за главную команду и стал любимцем болельщиков нашей молодёжной команды.
Вратари - отдельная «каста» игроков. Они понимают друг друга, как никто другой. В каких вопросах о карьере, работе и нюансах вратарской игры точки зрения наших сегодняшних героев совпали, - узнаем из этой статьи.
***
Как вы стали вратарём?
Олег Филимонов:
В детстве, в наше время все играли в различные виды спорта: и в хоккей, и в футбол. Пацанами росли во дворах, не так, как сейчас, раньше все занимались спортом. Во дворе при ЖЭКах «Золотая шайба» была всегда, все играли в хоккей. Бегали в валенках сначала, а когда стал постарше – лет в 6-7, то уже дворовые, городские соревнования начались. Сначала играл в поле, а потом вратаря не оказалось, и тренер предложил в воротах сыграть - я попробовал и понравилось.
Сергей Большаков:
В детстве выходили с папой во двор, брали с собой мяч, я вставал между двух деревьев, просил папу, чтобы он мне кидал мяч, а я ловил, мне очень нравилось. Поскольку мы жили рядом со «Спартаком», ходили на игры, я увидел, как играют в хоккей, проникся, мне понравилось, смотрел за игрой вратарей. Сказал папе, что хочу играть в хоккей, он подумал, решил, что можно. Я поехал в школу «Динамо», там как раз был набор моего возраста, мне было 6 лет. Там научился кататься на коньках, потом перебрался в ворота. В «Спартак» через год я приехал. У меня было такое удивление, до сих пор помню, как зашел в раздевалку, а там все ребята маленькие в красных и белых майках, на которых написано «1996 г.р.». Я обрадовался, что все там такого же возраста, как я, в «Динамо» потому что была разновозрастная группа. Погрузился в эту атмосферу и начал учиться.
Основные характеристики вратаря?
Олег Филимонов:
Игровое мышление, в любом, наверное, виде спорта, характер победителя, как одно из основополагающих качеств, а также трудолюбие. Можно, конечно, называть еще, но это, пожалуй, три основных качества. Говоря о характере – тут нужна устойчивость. Вратарская профессия – это до того тонкая психологическая материя, потому что каждый гол, это как психологическая травма вратаря, бывает два состояния вратаря – или ты герой, или ты другое слово на «г». Почему иногда мальчишки бывают закрепощены, по детям тоже если посмотреть? На них давит груз ответственности, потому что в команде все давление так или иначе на них приходится, когда пропустил. Это все не сразу приходит, себя вспоминаю молодым – так коньки под лед уходили, колотило, как трансформаторную будку. Потому что груз ответственности, ты себя заряжаешь, а на тебя ведь все фокусы внимания – все на тебе заканчивается. С этим бороться получается с опытом. Хорошо, если попадется тот человек, который тебе это все объяснит.
Сергей Большаков:
В первую очередь, вратарь должен быть спокойным, уравновешенным, чтобы ничего не смогло его сломить. Бывает такое, что забивают две быстрые шайбы и вратари «ломаются», нужно играть до конца, до финальной сирены.
А еще вратарь должен научиться любить трудиться, проще говоря быть трудолюбивым. Работать не только на тренировках, с командой, но и самостоятельно. Я всегда работаю самостоятельно, не всегда это заметно, но многое делаешь, когда настраиваешься и так далее. Пересматриваешь игры, анализируешь, сейчас же это все возможно, игры записывают на видео.
С чего должен начинаться игровой день у вратаря?
Олег Филимонов:
Он должен начинать еще за день до этого, все разминки, раскатки. Ты должен готовиться, какие-то элементы игры соперника прокручивать. Заряженность должна быть на игру, как я говорю ребятам, когда они выходят на раскатку: «Мы заряжаем свои аккумуляторы». Для нас неважно, что может случиться, да хоть потолок обрушится, нам нужно в 19:30 быть готовыми физически и психологически, чтобы не выбило из колеи, даже обидная шайба, залетевшая в ворота. Нужно быть в настрое на победу, как и вся команда, биться с первой до последней минуты матча, а потом уже себя спрашивать, всё ли ты сделал в этой игре.
Сергей Большаков:
С улыбки. Стараюсь всегда улыбаться, только позитив зарядить может и принести победу. Если ты настроен на позитивную волну, будет проще отнестись к сложностям, ведь вратарь, как я уже говорил, должен быть спокоен. Перед игрой я продумываю все моменты, как я буду двигаться, я должен настроить себя, что я не пропущу шайбы, что я загораживаю все ворота и, как говорит тренер, у меня на груди магнит, он должен притягивать шайбы. На ледовой разминке уже ты готовишься, заряжаешься, должен быть готов на 150 процентов.
Как вы относитесь к вопросу увеличения размера ворот, а также уменьшения размеров экипировки?
Олег Филимонов:
Если увеличить длину ворот, то кардинально изменится игра вратарей, но упор делается сейчас на больших вратарей, высоких и, как одно из предложений – это увеличить высоту ворот. Это обосновывают тем, что игра вратаря будет меньше на коленях, потому что верх будет открыт, а форвардам будет проще забить в верхнюю часть ворот шайбу. Я со своей позиции против того, чтобы увеличивали ворота. Я за то, чтобы вратарь играл на реакцию, двигался в воротах, играл на ногах. Если такие изменения будут приняты, пропорционально увеличится количество заброшенных шайб. Это пока только на уровне НХЛ, у них там все новшества, они на сегодняшний день не для нас, я думаю.
Сергей Большаков:
Размер ворот поменяет очень стиль игры. Если ворота станут больше в высоту, то придется больше играть в стиле «Stand Up», то есть на ногах, нужно будет постоянно успевать складываться, верх ловить. Будет тяжелее, конечно играть.
Я научился многому от Борисова, Мурыгина, по прошлому сезону. Мурыгин помог как раз обращать внимание на выбор позиции, Борисов говорил, что нужно играть более компактно. Кстати, так и Олег Николаевич говорит, на одной растяжке не получится долго играть, нужно перемещаться больше.
Вратарь на протяжении всей игры находится на льду, больше видит, значит ли это, что он больше понимает полную картину игры, читает её?
Олег Филимонов:
Он всегда лицом находится в поле. Я за то, чтобы даже при отборе детей, самых лучших, самых умных ставили в ворота, потому что от вратаря сейчас зависит всё. Вот с некоторыми детскими тренерами разговариваю, они говорят, мол, да, при отборе вратарей мало внимания уделили, а сейчас получается так, что вратари решают очень многое, если не всё. Я уже советую, говоря, что надо смотреть тогда на родителей, смотреть физиологию – кто большой, кто маленький. Самого умного пацана надо ставить в ворота. Выбирать вратаря нужно исходя из того, как он читает игру. Вратарь должен быть «игровиком» – играть в воротах, а не стоять, как говорят некоторые, нужно читать, мыслить.
Сергей Большаков:
Да, мы видим больше, потому что игроки все время крутятся, у нас не такой большой объем катания. Хотя, даже нашими Т-образными и боковыми скользящими шагами мы нарезаем не малое количество километров за игру или за тренировку. Мы все равно находимся на одном месте и следим за всей игрой. Подсказываем защитникам своим, чтобы расставить оборону как удобно нам. Бывает, и мне тоже помогают. Когда отскочит шайба, они могут крикнуть «сзади» или «падай», когда слышу голос кого-то из своих, конечно, делаю так, как подсказали, все получается. Никогда не перепутаю голос своего игрока.
Тренер для вратаря – это?
Олег Филимонов:
В мое время такое внимание вратарям, как сейчас, не уделялось. Я на своих ошибках учился. Когда раз 10-15 ошибешься, потом думаешь, что и как сделал. Общались между ребятами, тренера вратарей не было, у главного тренера свои обязанности были, а ты останавливаешь, ловишь шайбы – молодец, учились сами в основном.
Сергей Большаков:
Для меня тренер, в первую очередь, наставник. Не знаю, как сформулировать… Скажу, что для меня важно. Важно, чтобы этот человек был тренером на площадке и другом за пределами, чтобы можно было просто поговорить, это большой плюс, так за океаном делают, к примеру. У нас так сложилось с Олегом Николаевичем, я могу с ним поделиться чем-то, если травма или не получается что-то, проще сразу сказать, чтобы дал какие-то другие упражнения, например, посоветовал.
Как оцените игру «Амурских Тигров»?
Олег Филимонов:
Мы только подошли к экватору, пока рано говорить, что все заиграли. Все равно работа оценивается в конце сезона. Сейчас более или менее удачный период, в начале было не совсем так. Они играют так, как должен играть вратарь. Я им всегда говорю, что они хорошие ребята, их психика и психология, нужно помогать команде. Когда сыграл на ноль – это не супердостижение, так нужно играть постоянно. Я имею в виду, что именно такое отношение должно быть.
Начала появляться химия, нельзя сказать, что мы звезды, обыграли «Спартак» и «Красную Армию» и у нас уже эйфория. Нет, закончится чемпионат, потом плей-офф (а мы на него настраиваемся, ставим задачи) потом будем подводить итоги и кого-то нахваливать не буду. Да, они играют, растут, мы с ними тоже растем.
Сергей Большаков:
В том сезоне мы стали коллективом. В прошлом году были люди, которые могли внести некий разлад, сейчас все как одно целое, друг за друга. В прошлом году было сложно играть, потому что приходилось из первой команды в молодежку и обратно. Абсолютно другие броски, другая тактика в МХЛ и в КХЛ, приходилось перестраиваться, сложно было.
В этом сезоне все по-другому, я все время в молодежке, мы всегда вместе, в одной колее, переключаться не нужно. На пару тренировок в первую команду меня брали.
Я был травмирован. Надеюсь, что к ближайшей домашней серии уже буду в играющем составе. Переживал, конечно, что не мог помочь команде в тяжелый момент. Но есть Миша Боярчук, который справился с этой серией. Я очень рад за него, хочу поздравить его с «сухарем» долгожданным, это его первая игра на ноль в МХЛ, у меня такая была недавно против «Спартака» на выезде. Запредельные эмоции, потому что последний мой «сухарь» был в Канаде. А уже против москвичей матч можно считать той самой победой. Мне вдвойне было приятно сыграть на «ноль» против своей родной (если можно так сказать) команды. В общем, с Боярчуком в этом сезоне по шайбе с надписью «первый сухарь в МХЛ» мы заработали.
Вратарь-тренер и вратарь-игрок, которые работают в одной команде, при правильной «игровой химии» так или иначе похожи в своих суждениях. А как по-другому: одна команда, одна цель, одни вопросы и ответы. Пусть наших стражей ворот будут называть героями, а не другим словом на ту же букву. Нам остается лишь пожелать удачи, правильной «психологии и психики», и здоровья. Болейте за нашу молодежку!
Автор: Мария Егорова, PRO Хоккей.
***
Следить за информацией о клубе и команде можно в наших соцсетях: