Андрей Горбунов, арт-директор «Чемпионат.com»
Исторически сложилось, что хоккейное действо на «Арене Мытищи» выделяется колоритом и особым драйвом. На то есть много причин, о чём и расскажем в серии публикаций.
Клуб, с первых дней своего существования в Мытищах, отличался поиском своего «Я» не только в спортивной составляющей. Много лет "Атлант" оставался первопроходцем и законодателем моды во всём, что касалось «упаковки» спортивного действа.
Хоккей в Мытищах и по сей день - лидирующее спортивное шоу в Московском регионе. Серия материалов, исследующих феномен «Атланта», будет посвящёна проектам в развитии клубной эстетики и людям, создававшим её.
На днях у Андрея день рождения, в архиве немного фоток, подходящих для поздравления.
Счастья тебе, Андрей и браво за твой талантливый труд от всех, кому дорог феномен "Атланта"!
— До прихода в „Атлант“ трудились над спортивными проектами, или это был ваш первый опыт?
— Это был первый опыт, и поначалу я не знал ни специфики, ни нюансов. Впрочем, в то время в России практически никто ничего об этом не знал.
— Чем вас привлек именно этот спортивный проект?
— Для меня это был вызов. Смогу или не смогу? Ну и непаханое поле возможностей. Тогда культуры спортивного дизайна в мире хоккея не было вовсе. Клубам было всё равно. Как правило, дизайнеров они не держали, подряды не привлекали, а работу над имиджем никак не вели. Почти все команды катались в ужасных висящих свитерах с сублимационной печатью, и никого это не парило. Даже нынче модная и крепкая СКА в то время выглядела печально, и все за глаза называли её „золотым унитазом“ — за эмблему.Я увидел возможность поменять что-то, а руководство предоставило мне эту возможность.
— Прошу рассказать о разработке бренда „Атланта“. Существовали другие варианты?
— В самом начале был вариант с алабаем. Это была не моя идея: и собака, и название были были в исходном пожелании (кстати, я участвовал в обсуждении названия клуба, где предлагал вариант „Авиатор“). К сезону 2008/09 логотип и эмблема были отрисованы неважно, но к следующему году я проработал их до более хорошего качества.Ну а потом клуб решил провести рестайлинг. Уже в середине сезона 2009/10 велись масштабные поиски нового имиджа хоккейного клуба. Рассматривалась смена цветового сочетания, кроя. Были объявлены тендеры и конкурсы, на стол были положены десятки концепций нового фирменного стиля „Атланта“ от самых разных студий. Однако результат не удовлетворял руководство клуба. Задачи, поставленные перед студиями, остались проигнорированными: никто не смог связать команду с Подмосковьем, сохранив при этом сложившуюся узнаваемость образа „Атланта“. Нужно было срочно что-то решать — до начала сезона оставалось мало времени, а форму нужно было ещё утвердить и расшить. В конце концов было решено оттолкнуться от концепции ретро-дизайна, и усилить впечатление сдержанным минимализмом. Форма была вычищена от лишних элементов, цвета скорректированы и зафиксированы: синий стал более насыщенным, благородным, а жёлтый слегка ушёл в сторону оранжевого. На джерси появилась наплечная эмблема. Все элементы были выполнены нашивками, тогда как в предыдущие сезоны команда играла в форме с сублимационной печатью.
— Клубу очень повезло, что курировавший его вице-губернатор проявил сильную заинтересованность в имидже клуба, и поэтому общение проходило напрямую: именно с ним мы обсуждали и утверждали эмблему, логотип, номера и форму в целом. Можно сказать, что щит с копьём появились именно из этих обсуждений.
А вообще „Атлант“ много что внёс в развитие хоккейного дизайна: первый в КХЛ наплечный логотип, первый комплект шрифтов собственной разработки, одна из первых альтернативных форм и множество других фишек — всем этим я откровенно горжусь.
— Какие задачи ставил перед вами клуб и как формулировались задачи? Или приходилось самому ставить себе задачи и согласовывать их с заказчиком?
— Когда как. Как я уже говорил, образ алабая был заказом — сам бы я в жизни не связал название „Атлант“ с собакой.
Но вообще по большей части всё, что касалось внешнего стиля, намечалось самостоятельно. В основе подхода была следующая логика — так как клуб молодой, не нужно подчеркивать его молодость, это не слишком полезно для имиджа. Пусть он будет старомодным. Таким, как будто существовал уже много-много лет. Из этих соображений появилась ретро-концепция. Ретро — значит рубленые шрифты. Простые формы. Грубый и лаконичный логотип.
— Кстати о шрифтовом логотипе: он сделан с оглядкой на старый „Химик“, у того тоже была широкая обводка и наклон. Это преемственный элемент, созданный с уважением к истории. Тогда я старался подчеркнуть динамику, машинную и неживую энергию букв, сделать логотип старомодным и строгим. Хотя грубый мужской шрифт, острые углы, динамика, чёткие и прямые линии хорошо подходят для такой динамичной и силовой игры, как хоккей, сейчас, наверное, я бы сделал его совсем другим — менее грубым.
— В работе над разработкой бренда учитывали ещё какие-то опорные точки, имеющие отношение ко вчерашнему дню клуба, особенностям среды, каким- либо клубным традицим, сложившемуся составу зрительской аудитории?
— Да. В первое время же считалось, что „Атлант“ — преемник „Химика“, легендарного клуба с традициями. Поэтому и цвета, и полоски, и лого, как я уже говорил — это от „Химика“. Когда от всего воскресенского начали активно отнекиваться, вполне серьезно обсуждалась возможность смены цветов. Но жёлто-синее сочетание удалось отстоять, чему я очень рад.
— При разработке дизайна формы моделировались ли фигуры хоккеистов в динамике?
— На мой взгляд, это не важно. Не стоит добавлять динамику в форму, потому что на фотографии или вообще в статичном положении это выглядит глупо — посмотрите на НХЛ, они через всё это проходили в 90-е годы. По-настоящему важно избавиться от любой рекламы на форме и вообще визуального мусора. Я это чётко уяснил тогда, когда был готов прототип первого эскиза формы „Атланта“ — там было много мелких деталей и неудачных линий.
— Разрабатывались ли оригинальные рекламные форматы для продвижения „Атланта“? Ставились ли вообще такие задачи?
— Понимаете, было много рутины, а именно графической частью занимался практически я один. И всегда в сжатые сроки. Поэтому как таковых рекламных форматов не было. А вот ребята из группы, занимавшейся видео, разрабатывали оригинальные форматы и довольно успешно.
— Кто разрабатывал проект ростовой куклы?
— Кажется, какая-то белорусская фабрика. Если бы мне поручили разрабатывать маскот, я бы отказался — тут нужно действительно разбираться и любить это дело, иначе выйдет какой-нибудь шмель Жека. Для меня же все ростовые куклы в мире адовые, я их просто не люблю, хотя и понимаю, для чего они и зачем нужны. А вообще странно, что функцию маскотов не забирает чирлидинг — красивые девушки всегда лучше линялого плюшевого плохо пахнущего монстра.
— Можете ли вы прокомментировать итоги ребрендинга „Атланта“, которые велись без вас?
— Наверное, мне не стоит говорить об этом, потому что я не могу быть объективным. Так что обойду внешнюю сторону, пусть это останется на совести разработчиков. Но могу отметить абсолютно необоснованную смену курса с ретро на псевдосовременный: раньше был один вектор, а потом он резко поменялся на прямо противоположный. Важно же смотреть на тренды — а законодатели моды, ребята из НХЛ, сейчас все активно возвращаются к ретро. Ещё один промах, который я хочу отметить — тема роботов интересна только узкой группе людей из огромной массы болельщиков. Да, самой активной, но роботы совершенно не трогают ни старшее поколение, ни женщин, ни простых работяг. А это очень важно. Это прозвучит странно, но чем нейтральнее логотип, тем он лучше и полезнее. Ещё один момент, который мало кто осознает — имидж „солдат будущего“ требует больших денег. Его нужно подкреплять как оснасткой арены, так и антуражем — раз уж у нас футуристическая тема, то должен быть соответствующий звуковой ряд, суперсовременное световое шоу на грани технических возможностей, костюмы чирлидеров как у девушки из Tron или из Appleseed (как на картинке).
— Ничего этого сделано не было, и тема роботов предсказуемо оказалась вообще не раскрытой — даже на постерах одни и те же три рендера и всё. Образ оказался только на форме, а идея не получила никакого развития. При согласовании роботов нужно было учитывать эти моменты и быть готовыми к серьезным тратам. Нужно было проработать как имидж клуба, так и арены.
— Изучали ли вы интерьеры спортсооружений, когда работали над интерьером „Арены Мытищи“?
— Конечно, изучал. Но нельзя сказать, что я прямо „работал“ — решения нужно было предлагать достаточно быстро, не забывая при этом о бюджете. Кстати, тогда невозможно было привязываться к имиджу команды — шёл 2006-й год, и „Атланта“ ещё не существовало вовсе. Но даже по прошествии многих лет я до сих пор доволен некоторыми элементами навигации — щитами с рассадкой мест, например. Получилось достаточно хорошо.
— Какой алгоритм дизайн-проектирования интерьера для вас был определяющим? Какие отправные точки вы для себя намечали? Что входило в состав проекта? Какую атмосферу вы хотели создать для зрителей и были ли какие-то идеи, требующие зонирования территории арены? Почему появились чёрные буквы на серых дверях?
— Чёткой задачи не было. У „Арены Мытищи“ есть фойе входной группы, его хорошо видно снаружи, с дороги. И мне хотелось, чтобы ощущение праздника ощущалось издалека. Вот почему фойе жёлтое — его заметно с дороги, и во время соревнований это выглядит здорово, особенно в сумерки. А внутри арены, напротив, доминирует синий цвет, так как это необходимо для камерности: нужно, чтобы в акценте был лёд. Но тут надо сказать, что далеко не всё было реализовано так, как задумывалось — строители не совсем попали в цвета, а множество площадей никак не окрашены до сих пор. Буквы на дверях чёрные просто потому, что их так лучше видно издалека — на арене большие расстояния, это важно. На мой взгляд, фойе вообще испортили снежинками, из-за них сейчас арена выглядит очень провинциальной. Вообще, арена нуждается в масштабном рестайлинге, сейчас уже многое устарело.
— Кто создает „общественное мнение о спорте“ в интернете — высказывающиеся или администрация спортивных сайтов?
— И те, и другие. Но высказывающиеся при хорошей коммуникации имеют больший вес, конечно.
— В одном из ваших текстов прозвучал посыл «о сиськах, нужных народу». Согласны ли вы с тем, что не существует ресурса, который аккумулирует не банальные разговоры?
— Это не совсем то, что я говорил, но могу прокомментировать. Спрос рождает предложение, и актуальные во все времена сиськи всегда нужны, конечно :-) Но только совсем в меру. Если писать только о спорте, ничего, кроме спорта, а потом ещё о спорте после спорта, и, разумеется ещё о спорте — это будет очень скучный ресурс. Немного самоиронии, сарказма, абсурда и котиков могут отлично разбавить контент, взбодрить читателя. Это очень, очень важно.
— Видите ли возможным вариант развития какого-либо спортивного интернет- ресурса в уменшени количества попсы ради содержания?
— Ну щепотка дурости и веселья всегда нужна. Даже „Физики шутят“, понимаете? Иначе ресурс будет очень разумным и содержательным, но совершенно без читателей.
— О каком заказчике спортивных проектов вы мечтаете? Что такое талантливый заказ, и случались ли такие у вас среди заказчиков спортивных проектов?
— Лучший тот, кто точно формулирует задачи, цели и ограничения в начале, и не вмешивается в процессе работы над заказом. Нужно уметь полностью довериться выбранному исполнителю. Если заказчик полагает, что знает лучше дизайнера, как правильно делать креатив, то предсказуемо получится совок и акбарс. Мне посчастливилось сотрудничать с умными и деликатными заказчиками, работа с которыми строилась на доверии, и, как следствие, была очень продуктивной. С ними очень приятно, легко. Но, к сожалению, в спортивной среде таких заказчиков я практически не встречал.
— Насколько дорого будет заново клубу пройти тот путь, что удался вам в клубе — комплекс и объём работ, который удалось вам проделать? Желательны цифры.
— Не смогу ответить на этот вопрос — я же не один работал. Было множество „горящих“ людей. Это командная работа, тяжело понять и оценить вклад каждого.
Тут надо сказать что во время работы в „Атланте“ приходилось идти на ощупь; чужого опыта, на который можно было бы опереться, практически не было. Конечно, приходилось идти по граблям, случались промахи и ошибки — их не избежать. А сейчас уже время другое, общий уровень сильно вырос. Теперь, например, нет нужды доказывать очевидные вещи вроде того, что сублимация — это плохо и позорно, или что символика и вообще фирменный стиль может состоять не только из логотипа. А раньше приходилось пробивать решения, это занимало очень много энергии.
— Задавались ли вы целью формирования аудитории, были попытки увлечь её перспективными решениями?
— Задавался, но многое дальше планов не проходило, отклонялось по тем или иным причинам. Одно время (ещё до Boston Bruins с похожей идеей) я очень хотел сделать серию коротких рассказов на листочках для зрителей, поясняющих суть боления: „Болельщик — это…“, а дальше то, что должен или не должен делать зритель. Например, „Болельщик — это тот, кто никогда не уходит с поля до окончания игры“, и картинка в стиле комикса. Эти листочки можно было бы делать разными, рандомными, и они бы отдавались при покупке бесплатно. Это же весело — как печенье с предсказаниями, никогда не знаешь, что попадётся. Туда же было бы хорошо вписать лозунги — ведь у „Атланта“ за всё время существования так и не выработался какой-то свой заряд, только общие „жёлто-синий самый сильный“ и „Атлант, Атлант“. Скучно, не мощно, не уникально.
Также для плей-оффа я хотел сделать фишку — разложить на скамейках листочки для складывания самолетиков со вписанной инструкций запускать их строго после финального свистка на поле. На нижней части крыльев зрители могли бы написать свои пожелания команде. Представляете секунды сразу после окончания игры? Финальная сирена и море самолетиков!
— У журналистов были бы отличные видео и фотографии, они любят такие вещи. Потом бы эти самолетики собрали и подвесили на ниточках под потолком коридора, откуда хоккеисты выходят на поле — игроки бы шли под всеми этими пожеланиями. Красота же.
Это бы могло стать фишкой „Атланта“, однако идею бодро завернула служба безопасности, опасаясь того, что самолеты начнут запускать во время игры, или что хоккеисты могут навернуться, наехав на них… Но подобные флешмобы — с осьминогами, кепками и с плюшевыми медвежатами — существуют в мире, и ничего страшного. У любого зрителя в карманах достаточно предметов, которые теоретически можно запульнуть на лед, но так делают немногие отморозки, большинство людей адекватные — вряд ли бы они при наличии чёткой и понятной инструкции хулиганили.
— Верите ли вы, что ваша работа в „Атланте“ влияла на посещаемость, привлекательность бренда для болельщиков и спонсоров? Ставили ли вы вообще себе такую задачу?
— Конечно.
P.S. Нижайший поклон Андрею за его талантливый труд. Спасибо Александру Васильевичу Горностаеву, вице-губернатору и куратору клуба от Правительства Московской области (в период 2005-2009гг) за то, что уделял время таким "мелочам" как имидж "Атланта", умел ценить талантливых людей, именно поэтому они повлялись в клубе. В данном интервью удалось передать лишь небольшую часть того колоссального объема работы Андрея и других уникальных личностей над "подачей" хоккейного шоу.
Убеждён, что для многих специалистов и рядовых болельщиков будет интересно понимать из какого количества труда, из какого количества мелочей состоит успех клуба, популярность его у болельщиков. Обязательно расскажу об уникальной работе медиагруппы клуба и о "снежинках", появившихся в интерьере в качестве "разовой" новогодней инсталляции, но не "растаявшие" в интерьере до сих пор.
Особенно важно именно сейчас поделиться с вами тем объёмом труда, на который с расточительной лёгкостью махнули нынешние вершители судеб клуба, лидеры КХЛ, стремящиеся к развитию Лиги. Допускаю, что многие из них даже не подозревают, что клуб - это не только "набрать игроков по объявлению и дать им клюшки в руки". Так что будем просвещать.
Следущий выпуск сериала "Атлант. Дневник отчанных" 14 апреля и посвящён Открытому письму владельцам акций клуба - Зингаревичу А. и Правительству Московской области от НКО "Объединение болельщиков ХК "Атлант" с очередным прошением о создании рабочей группы, задачей которой станет возрождение клуба.
Преыдущие тексты "Дневника": "Испытание на братство", "Есть кто живой?"
Дружеские душевности о болельщиках клуба от Татьяны ТАНК73
Спасибо за классное интервью.
Горжусь клубом и людьми, с которыми интересно
...Да, слов много обычно про хоккей для болельщиков, но сам знаю, что деньги на стильную картинку и создание душевности никто не выделяет. И никто из заказчиков не понимает сколько времени на это надо.
никогда не понимал собаку и копье на красном фоне, ну а в остальном всё не так уж плохо :)))
Собственно, поэтому и возник разговор о степени участия заказчиков, их таланте и сложностях исполнения заказа, с которым трудно согласиться.
Вместе с тем, алабай был очень популярен у публики, многие гореали от того, что он ушел со свитеров.
Опять же, именно поэтому в беседе появился вопрос о необходимости формирования публики.
Но формат интервью не позволяет рассказать о всех нюансах. Попробую в беседе о следующими героями, занимавшимися "упаковкой" хоккея, развернуть какие-то темы.
Сейчас гораздо важнее в этой истории то, что заказчики, страстно чего-то желающие были, они могли в чем-то заблуждаться, у них могли быть сбои вкуса, но было желание создавать. Сейчас же, не существует заказчиков жизни клуба и сильные мира сего действительно не понимают той дистанции, что разделяет решение от создания нового клуба до его популярности.
Что касается сильных мира, многие всё прекрасно понимают, но не хотят вникать в подобные вопросы, и отдают их в ведение людям, которым это тоже не нужно или отвлекает от набивания карманов, некоторые есть со своими пунктиками "вот это убирать нельзя, это надо оставить"