Чем ещё можем заманить инвесторов?
Наши прелести.
Любой товар познаётся в сравнении. Для начала предлагаю уточнить, с чем сравниваем и в какой товарной нише?
Если товарная ниша – это российский хоккей, то стоит запастись чувством юмора, чтобы самим себе верить о наличии хоккейного рынка. Но не сравнивать же самих себя с клубами ненавистного Запада?!
В предыдущей статье с помощью лукавых цифр мы выяснили, что на российском условном хоккейном рынке мы резко выделяемся в эффективности спортивного менеджмента.
Теперь же пройдёмся по остальным характеристикам «товара».
Качество подачи, упаковка, товарный вид.
По данному критерию «Атлант» находится в застрельщиках, начиная практически с 2005-го года, немного уступая лидерство последние годы, по причине почти полного отсутствия средств на развитие этого направления работы последние два года. В составе критериев данного направления:
Элементы дизайна, отражающие стилистику бренда: форма, рекламные материалы, билеты, программки, стилистика оформления Арены. Смею утверждать, что мы долгое время оставались чуть ли не единственным клубом в Лиге, где все эти компоненты есть хотя бы в наличии и соответствуют имиджевым канонам клуба. Все свидетельства моего утверждения вскоре будут презентованы в качестве экспонатов виртуального музея клуба, а пока на страницах музея можно найти интервью со значимым для клуба Андреем Горбуновым - дизайнером, сыгравшим колоссальную роль в создании стилистики клуба. Общественности sports.ru Андрей известен, прежде всего, благодаря своему блогу. Ныне он является арт-директором championat.com. Уже сам факт сотрудничества клуба с дизайнерами, а тем более наличия их в штате долгое время был нонсенсом для многих клубов КХЛ. А в «Атланте» это не случай, а правило. Но эта часть истории клуба заслуживает отдельного рассказа.
1. Фото и Видеоконтент на сайте и видеокубе (об этих компонентах можно судить по представленным видеороликам).
2. Качество околохоккейного шоу, сопровождающего матчи. В московском регионе мы лучшие вот уже десяток лет. Черлидинг тоже в лидерах КХЛ и за его пределами, - на страницах красивых журналов.
3. Сувенирная продукция. Для тех, кто ещё не побывал в нашем магазине, - милости просим! Здесь и модная одежда на любой сезон и любой возраст и душевные сувениры. Вряд ли нас и здесь кто-то обскакал.
Итого: по даннымм критериям мы остаёмся в топе лучших клубов Лиги, а при условии дальнейшего финансирования имеем все предпосылки для абсолютного лидерства.
Получите удовольствие от просмотра вилеороликов регулярного выпуска программы «Первый раз на хоккее!»
Наполняемость Арены. Билетная программа.
В сезоне 2014-2015, явно провального для клуба, сотрясаемого распродажами и слухами о безвременной кончине, побед было не так уж и много. При этом наполняемость Арены составила 91% от максимальной вместимости. Оставлю в покое аутсайдеров и поставлю вопрос так: какое количество клубов среди лидеров сезона может похвастаться такими цифрами? С клубами из московского региона и сравнивать-то неловко, хотя и у нас публика из того же теста, живёт в дороге из дома на работу и обратно и пресыщена московскими развлечениями. Роснефть и ВТБ, вкладывающие в ЦСКА и «Динамо» пока не могут решить эту задачу. Может, они не в курсе, что есть более эффективные вложения в спортивные проекты?
Одним из залогов живучести и успешного развития общества во всём мире всегда была система мер, воздающих должное лидерам, мастерам своего дела. К ним обычно благосклонны сильные мира сего, бизнесмены, умеющие ценить любое проявление индивидуальности, таланта, мастерства и охотно идущие на всякого рода партнёрство. Где же наши «сильные» и предприимчивые? Где наша система мер от КХЛ по стимулированию и поддержке лучших технологий? Пока же отечественные инструменты развития общества прикрывают "лавочку" по выращиванию талантов, созданию технологий побед и перетасовывают хоккейную колоду, меняя козырное руководство Лиги.
Можно упрекнуть нас в том, что в городе нет баннеров и растяжек о хоккее, но у нас и денег нет на рекламу, отдачу от которой в клубе считают. При этом система электронного билета, внедрённая чуть ли не впервые в России, работает уже немало лет, являясь по факту более эффективной мерой при сотрудничестве со спортивными порталами по сравнению с дорогущими, но малоработающими в Московском регионе биллбордами.
Итого: с наполняемостью трибун мы снова в лидерах.
--------------------------------------------------------------
В Регламенте КХЛ первыми пунктами прописано:
- ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА
Статья 1. Цели проведения Чемпионата 1.
Чемпионат проводится в целях:
1.1. Развития хоккея и его дальнейшей популяризации в Российской Федерации и других странах;
1.2. Организации досуга граждан Российской Федерации и других стран;
1.3. Привлечения к активным занятиям хоккеем детей, подростков, молодежи и других категорий населения Российской Федерации и других стран.
--------------------------------------------------------------
Мы-то уж точно в лидерах по выполнению целей Лиги.
КХЛ может предложить в Московском регионе вместо нашего продукта другой, в такой же степени популяризирующий хоккей? Кто-то приблизился к нам в Москве и области по организации зрительских программ, красочности шоу и вовлечённости болельщиков в жизнь клуба? Или какой-то из спортивных клубов в стране добился следующего расклада по состав зрительской аудитории: родители с детьми - 40%; семейная разновозрастная аудитория – 20%; молодёжь – 30%; почтенная аудитория – 10%. Всех этих людей на Арене объединяет хоккей! Все они перед каждым матчем вместе исполняют гимн России, во время исполнения которого трибуны наполняются цветами и символикой «Атланта», КХЛ и России. Вот уже десять лет в этом объединяющем патриотичном шоу только на матчах КХЛ (есть ещё молодёжка) принимает участие каждый год около 200тыс россиян от грудничков до людей преклонного возраста. Неужели 24-го февраля была заключительная сцена с исполнением слов «…Мы гордимся тобой!»?
Итого: наше лидерство в предыдущих двух пунктах явно свидетельствует и о лидерстве в реализации целей КХЛ.
Есть ещё бесчисленное количество мелочей, свидетельствующих об уникальности социального проекта, будущее которого туманно. Пока все эти мелочи под рукой и память о них свежа, перечислю лишь немногие:
- На многих аренах случаются предложения руки и сердца? А у нас на всех последних играх, - прямо самый большой в Россиии ЗАГС.
- На многих аренах так веселила всех долгие годы акция с поцелуями «Арена LOVE»?
- Где вы ещё видели такое множество развлечений для детей, кроме цирка?
- А слабо, чтобы в каком-нибудь из московских стадионов во время игры для обслуживания 7000 человек работало около 30 точек общественного питания (20 буфетов с горячим питанием и столиками + 3 кафе для посиделок + ресторан «за стеклом» из которого можно наблюдать всю игру + ресторан для VIP-лож, бесчисленное количество точек с поп-корном и мороженым)?
А где-то видели, чтобы так органично смотрелись любые из гостей на фоне наших клубных святынь?
О каком из своих клубов так ещё ностальгируют его бывшие игроки? Последние 3 игры сезона в каждом из матчей все рекламные паузы были отданы видеопосланиям бывших игроков и тренеров, держащих кулаки за судьбу клуба. Их появление на экране непременно вызывало бурю восторга у болельщиков и прилив сил у команды.
И много ли знаете случаев в истории отечественного хоккея, когда сами болельщики создали виртуальный музей клуба, который ещё умудрился в первую неделю своего существования набрать около 5000 просмотров? А специально изготовленный на деньги болельщиков именной перстень лучшему игроку команды сезона и призы по номинациям зрительских симпатий?
А много ли случаев в истории Лиги подобного моему, когда человек без особого чинопочитания и озираний по сторонам на страницах своего блога разбирает каждый промах менеджмента, высшего руководства клуба, района и области и при этом злодея «подкармливают» пригласительными билетами, местами на стоянке и другими знаками внимания, хотя поводов забанить меня за разглашение военных тайн было уже немеряно.
На этой задорной ноте приторможу. Поводов для бахвальства немало и могу только сочувствовать тем, кто не познал ещё атмосферу «Арены Мытищи».
Приведу несколько выдержек из писем в музей самых вдохновенных атлантовских болельщиков:
- "Атланточка": Конечно, сказать, что вчера был ОТЛИЧНЫЙ ХОККЕЙНЫЙ ВЕЧЕР "АТЛАНТА"- ничего не сказать! Это ж просто по нарастающей, согласно забитым голам,- просто ручеек-река-море-океан эмоций от единого духа поддержки друг друга-команды и болельщиков! СПАСИБО-ВСЕМ, кто делает нам праздник на "Арене" и мы живем - от матча к матчу!!!
- Кузнецов Юрий: "Атлант лучший клуб КХЛ. В Мытищах самый лучший стадион а какие там болельщики, - в Москве этого нет. Поэтому надо сохранить команду и тренерский штаб. Звезда Атланта снова засияет. АТЛАНТ ЖИВИ!"
- Галина Ширина: "Желто-синее сочетание цветов для меня-вдвойне РОДНОЕ! Я родилась, выросла и до 32 лет жила на Украине, а в России - именно мытищинская команда "желто-синих" на "Арене" того не ведая, поднимала мой дух после тяжелых жизненных передряг. Как в себе разорвать на куски- то-родное,а это-"менее родное", тем более,что мы-дети дружного СССР и все нам родные?! Испоганили сейчас, обозвали всяко и перевернули в истории и события, и факты,рассорили родных и народы...А просто надо любить, дружить и оставаться ЛЮДЬМИ!)... Чуток трудно, на абонемент хватает только на трибуну А-2, но "нам сверху видно все, ты так и знай"! То, что мы пережили с "Атлантом" в сезоне 2010-2011-м-дай, Бог,и другим болельщикам - от спада, смены тренеров, положения внизу турнирной таблицы медленно, но верно подниматься с колен, трудно, но победно идти к серебру КХЛ! А то,что мы мерзли и не спали ночами за заветный билетик на домашние игры плей-офф-сейчас такие мелочи,ведь мы ВИДЕЛИ путь и цену ПОБЕДЫ "желто-синих"! Дорог каждый игрок "Атланта", который оставил кусочек здоровья и сердца с "Атлантом", поэтому и мы их любим, ждем и помним! А когда сердце ноет за "Атлантом" в тягучие дни межсезонья, с неописуемым удовольствием хожу в желто-синих вещах ("Атлант"-со мной :-) ) , на которых обязательно есть логотип "Атланта",а на футболке надпись "Приезжайте к нам в Мытищи, за "Атлант" болеют тыщи, об "Атланте" скажут ВСЕ:"ЛУЧШИЙ "парень" КХЛ !" Мелочь, а приятно... А сейчас, когда и "Атланту" финансово трудно в такое время обвала рубля, на каждый матч иду с замиранием сердца-как на самый главный наш "бой", всей "атлантовской" братии! Дай,Бог,благоприятного решения финансирования "АТЛАНТА"!"
- цитата из статьи Игоря Брагина на Чемпионат. cом.: "Смотреть на заполненные до отказа трибуны «Арены-Мытищи» на протяжении всего сезона, в особенности решающего его отрезка, были радостно и горестно одновременно. Приятно, когда за команду так отчаянно и искренне переживают болельщики. Вызывает уважение и симпатию то, как в клубе работают со своими поклонниками и привлекают новых. «Атлант» позиционирует себя командой Подмосковья. Всего Подмосковья. Много делается для того, чтобы заинтересовать и привлечь людей на трибуны. Чтобы оттуда они прямым ходом направлялись с детьми в хоккейную школу. Поход «на шайбу» в Мытищах – настоящий праздник.
…Попади «Атлант» в плей-офф, по их сезону можно было бы снимать фильм. Сейчас же хочется верить в то, что победа над «Динамо» не станет последней победой «Атланта» в его истории. Команда из Мытищ стала одним из самых ярких воспоминаний сезона. Живи, «Атлант»! "
- цитата из статьи Игоря Голыщака («Спортэкспресс»):
"Если б, повторяя "Атлант" живи", можно было спасти клуб – вся моя заметка была бы соткана из одного предложения. Приговаривал бы на все лады. Менял местами слова и запятую. Разбрасывал щедрой рукой сеятеля восклицательные знаки, не жалко. Бубнил бы "Атлант", живи", шагая из своего Рупасовского переулка к хоккейному дворцу. Тяжело дыша, поднимался бы на третий этаж – но шептал бы: "Живи, живи, "Атлант"…"
Чуть не пришел к раздвоению личности, доказывая самому себе – команду надо сохранить. Обкатывайте в Мытищах юниоров и хоккейных стариков – год, два, три. Сколько нужно. Пролетайте мимо плей-офф, не страшно. Будьте посмешищем в турнирном смысле – только не умирайте. Пройдите через тяжелые времена – и хорошие непременно случатся. Народ будет ходить – даже на самых поганых матчах в нашем городе трибуны полны.
… Я шел к дворцу, не разбирая луж под ногами. Впервые в жизни задумался – сколько ж репортерского счастья принесла лично мне эта команда…. Официальный сайт "Атланта" предупреждал – после матча не расходиться. Возможны сюрпризы. Матч мог стать прощальным – и провожали сезон ярко. Подготовили трогательный ролик, напомнивший обо всем самом хорошем для Мытищ. Вот Ржига на коленях перед фанатской трибуной. Вот Виктор Тихонов зашел в раздевалку "Атланта". Вот отрывки серебряного сезона… На такой матч съехались, кажется, все хоккейные корреспонденты Москвы. Даже получавшие "золотые перья" во времена Керенского."
- Фразы из репортажа Павла Лысенкова («Советский спорт»):
"…Очень грустный матч. И дело не в том, что «Атлант» имел призрачные шансы на выход в Кубок Гагарина. Просто самого «Атланта» в следующем сезоне может не быть.
…«No money – no honey». «Когда нет денег, нет любви», - спела по такому поводу группа «Ленинград». Если «Атлант» в ближайшие месяцы не найдет сильного спонсора, то не выполнит жесткие требования КХЛ. А значит, в лиге играть не будет.
...Гулял черный юмор на трибунах: «Вы тоже на похороны пришли?» Последний день в большой истории клуба? Баннеры «#Атлантживи» протестуют против реалий безжалостного времени. Но это не просто краска на клеенке. Это люди. Они не кричали «SOS» в письме к Президенту России. Они не сливали сезон, когда пропал спонсор, не устанавливали рекорд КХЛ по поражениям. «Атлант» сражался до последнего дня, как 300 спартанцев в Фермопильском ущелье. В прошлом матче был побежден СКА (1:0). Теперь горел в первом периоде, когда рижское «Динамо» дважды реализовало большинство.
Похороны?
В Мытищах плевать на это хотели! Разозлившись на самих себя, не сетуя на обстоятельства, «атланты» обрушились на ворота гостей и начали забивать гол за голом…
… А фанаты в Мытищах прекрасные. В интернете открыт музей «Атланта». Зал боевой славы. И это не ордена на красной подушке, не мемориальные венки.
Это живая история славной команды, которая в 2011 году дошла до финала Кубка Гагарина. Где пять добрых сезонов провел Сергей Мозякин. Где играли Николай Пронин, Альберт Лещев по прозвищу «Маэстро», Магнус Йоханссон, Ян Булис, Николай Жердев, Вадим Хомицкий, Константин Барулин, Сандис Озолиньш, где работал Милош Ржига, где Алексей Ковалев спорил, как писать его фамилию по-английски: «Kovalev» или «Kovalyov».
Все это было, было. Милош Ржига вставал на колени перед своей командой, когда она пробивалась в финал, и слезы заливали его седую бороду. А сейчас с большого экрана к фанатам «Атланта» обращался Вадим Хомицкий, выражая слова поддержки. На «Арене-Мытищи» в этот день собрался аншлаг.
… В Мытищах проходил чемпионат мира-2007, там играла сборная Канады. Уютный образцовый стадион, где всегда приятно ходить на хоккей. Говорят, в следующем сезоне «Динамо» будет играть на «Арене Легенд», возрожденный «Спартак» переедет в «Лужники» или на «Мегаспорт», ЦСКА будет строить новый стадион в Мневниках.
Но у московских клубов еще нет нового дома. Им предстоит его воздвигнуть, обжить. А у «Атланта» он есть. Давно уже есть."
…Все СМИ в один голос не понимают уже «что такое хорошо, что такое плохо», бредут корреспонденты, не разбирая луж и не поднимая глаз от тоски и печали, …
- Возможны ли спонсоры у редкого по эффективности социального и спортивного проекта с исполнением гимна 200-тысячной аудиторией?
- Есть ли амбициозные бизнесмены, которые не по указке сверху и не за обещание отдать им в бесплатное пользование всё Подмосковье, а с целью развития уникального по своей совокупности спортивного продукта готовы инвестировать, создавать здоровый вариант спортивного бизнеса и успешно противостоять самым титулованным и самым амбициозным. Несмотря на разницу в бюджете, то есть удаче в поиске спонсоров. Тех, кто готов снова с нами пойти на «штурм Зимнего».
Уверен, что любой получит удовольствие от нашего похода на Питер:
Если мы такие умные, то почему мы такие…
А, может, мы не там ищем? Может, реальный покупатель на наш самобытный и лидирующий товар не в наших краях и не в нашей экономике? Может, мы забежали во времени вперёд и нас могут оценить только те бизнесмены от спорта, которым важна не придворная тусовка, а смелость, талант и подвиги?
Итого: парадоксально, но похоже на то, что мы не там ищем. Если в России спортивный бизнес не развит, то надо искать любителей передовых спортивных продуктов там, где существует развитая бизнес среда в спорте.
Эх, если бы не санкции!
Может Китай? Или шейхи?
Или всё-таки Трансформеры?
Кузница кадров.
Кроме того, что наши хоккеисты всегда нарасхват и на «вес золота» (об этом я уже писал в предыдущем тексте), стоит добавить, что мы настоящая кузница кадров для всего отечественного хоккея и спортивной индустрии. Начнём с Милоша Ржиги, уведённого питерцами и Андрея Потайчука, познавшего в ЮГРЕ хлеб генменеджера и главного тренера. Продолжит список Вадим Епанчинцев , прошедший школу тренера молодёжки в «Атланте» стал обладателем Кубка Харламова в качестве тренера молодёжки «Спартака». Альберт Лещёв уже третий сезон на тренерском мостике «Красной Армии». На Кудашова А.Н. охота идёт уже вовсю и уже неважно хотим ли мы в это верить. Бывший тренер молодёжки Чебатуркин В.А. – 2-й тренер нынешнего чемпиона России ЦСКА, там же трудится ещё один бывший тренер команды МХЛ Горбенко И.Н.
Теперь очередь менеджмента. Ирина Тихомирова, бывший коммерческий директор клуба сейчас успешно трудится на посту директора по маркетингу и коммуникациям ФК «Динамо», бывший руководитель пресс-службы клуба Геннадий Набатов ныне PR-директор ХК «Витязь». Олег Майоров, руководитель PR-группы первого сезона долгие годы, кроме литературной и теледеятельности, являлся PR-директором Ночной Хоккейной Лиги, а сейчас создал несколько любительских команд и центр хоккейного мастерства. Андрей Горбунов, бывший дизайнер клуба сейчас арт-директор Чемпионат.com. Денис Бурматов, наш видеоумелец ваяет теперь кино для Музея Звёзд российского хоккея и Ночной Хоккейной Лиги. Нашего легендарного спортивного директора Исхакова Равиля Искандеровича, вырастившего целую команду талантливой молодёжи совсем недавно соблазнили новым амбициозным вызовом. Сергею Зыкову, первому директору по развитию клуба удалось потрудиться на аналогичном посту не где-нибудь, а в ступинском «Капитане»! А между хоккейными опытами умудрился прожить несколько жизней, где было и преподавание спортивного менеджмента и дизайн-проектирование любимых дворцов спорта в Подмосковье и гостиниц в Крыму, участие в проектировании Дома правительства Московской области и Дома правосудия, создание бардовского фестиваля и проекта реконструкции бывших пионерских лагерей Подмосковья. После «Атланта» любое дело по плечу и всё идёт как по маслу.
Да, не забыть бы и то, что нынешний высший менеджмент моего клуба просто на части разрывают. Валерий Каменский кроме президентства в клубе и федерации хоккея области руководит Дисциплинарной комиссией КХЛ. Алексей Жамнов, после стажировки на посту генменеджера в ХК «Атлант» тут же стал востребован в качестве менеджера сборной по работе с НХЛ. Узнав об этом, на Алексея Жамнова положил глаз «Спартак», который перспективнее для КХЛ по соображениям Д. Чернышенко и А. Тимченко.
Наши везде нужны, а сборная звёзд Ночной Хокккейной Лиги, играющая с элитными соперниками без наших боссов так никак не обходится.
Поклоны. Анонсы.
Благодарю всех подписчиков и читателей, мне важен ваш интерес. Спасибо за отклики и прошу прощения у тех, кто ждёт каждый раз убедительных, хоть и лукавых цифр. Сегодня я бряцал другим оружием.
Спасибо всем посетителям и авторам виртуального музея, постараюсь оправдать ваши надежды и довести до ума проект ближайшие две недели. 26-27февраля в музее появится раздел, где выложим все программки клуба, больше похожие у нас на газетные номера. Спасибо за это Тимофею Кучерову. Также надеюсь на скорейшее появление раздела, где можно будет рассмотреть все детали формы команды за каждый сезон. За это спасибо Денису Бурматову. Появляются новые люди, новые идеи, свежие материалы.
Ещё раз низкий поклон Ирине, Денису, нашему шоумену Дэнзелу и другим создателям видеошедевров клуба.
Спасибо журналистам за их искреннее сопереживание в трогательных репортажах о последнем матче сезона.
Готовится серия интервью с героями нынешнего сезона. Первый на очереди - Сергей Шмелёв.
Спасибо Максиму Дементьеву за круглосуточный уже музейный труд.
Продолжается работа инициативной группы болельщиков по спасению клуба. Буду докладывать о происходящем.
Продолжение следует...
Удачи!
Зашиваюсь, отсюда и накладки.
Первоначальной моей затеей было и по-прежнему остаётся создание коллективного ресурса.