12 мин.

Анатолий Степанов: «Горжусь, что играл и играю в «Торосе»

_HJE7iGaLfc

Капитан «Тороса» Анатолий Степанов благополучно залечил травму и забросил шайбу в первом же матче после возращения на лед. Теперь нефтекамцев ожидает небольшая пауза в чемпионате ВХЛ – следующий поединок состоится только 9-го января, когда «глыбы» отправятся в Орск в гости к «Южному Уралу». А до тех пор предлагаем вашему вниманию разговор с одним из самых ярких капитанов Высшей лиги – лидером «Тороса» Анатолием Степановым, который рассказал о своей насыщенной карьере, выборе номера, отношении к «Русской классике» и многом другом.

- Расскажите про то, как делали первые шаги в спорте до того, как попали в секцию. Повлиял на это пример брата?

— Нет. Абсолютно случайно гуляли с родителями по парку «Сокольники» и попали в Ледовый Дворец. Нам с братом понравилось, как дети играли в возрасте 11-12 лет. Так и началась наша карьера.

- Вы попали в школу ЦСКА. Почему именно «армейцы»?

— Это тоже стечение обстоятельств. Мы начинали вместе в «Спартаке», но у брата уволили тренера и его пригласили в «Динамо». А моего отца не устраивало, как меня тренируют в «Спартаке» и меня забрали в ЦСКА.

- А как вы сами себя определите – «армеец» или «спартаковец»? Интересная, конечно, ситуация.

— Я, конечно, ЦСКовец. Ведь все практически детство прошло в ЦСКА.

- Держите контакт с игроками своего выпуска? Сумел ли еще кто-то добраться до профессиональных лиг?

— Конечно, стараюсь общаться. К сожалению, уже многие завершили карьеру спортсменов, но многие играют и по сей день. Из моего года Антон Волченков, Максим Великов, Дима Филатов. А закончили, правда, для себя еще играют на любительском уровне, это Вова Горбунов, Миша Деев, Саша Боровков. У нас был очень сильный год. Если кого забыл, пусть меня простят.

- Действительно, неплохой выпуск. А помните капитана? Или вы с малых лет с литерой «К»?

— У нас был Миша Деев.

- Кто был тренером?

— К сожалению, его уже нет в живых! Чебарин, воспитал он такого великого хоккеиста как Вячеслав Фетисов!

- Самое яркое воспоминание о детско-юношеском этапе карьеры?

— Наверно, хет-трик в ворота «Динамо». Был очень принципиальная игра, плюс я поспорил с отцом на картридж для приставки «Sega», что забью две. А получилось больше и все голы забил в третьем периоде. Было круто.

- Все перечисленные вами хоккеисты продолжили после выпуска в «армейской» системе, а вы попали в Пермь. Причем, согласно Elite Prospects, лишь в 2002-ом. Как судьба занесла вас в «Молот-Прикамье»?

— Я маленького роста и меня не очень любили в родном клубе тренера. Пришлось ехать на просмотр в Череповец, а оттуда уже в Пермь и ни о чем не жалею.

- Вставал вопрос – учиться в вузе дальше или все же спорт?

— Был вопрос. Я хорошо учился, один из лучших учеников в своем выпуске был, но хоккей – это моя жизнь, мне это ближе! Учился в Высшей Школе Экономики, а потом перевелся в спортивный вуз.

- Евгений Туник увлекался математикой. А вам какой предмет по нраву был?

— Я похож с Женей. Хотя и физику я тоже очень любил.

- Дебютный сезон в Суперлиге – как вы его можете описать?

— Для меня было очень тяжело. Я впервые уехал из Москвы и не знал, как себя вести в команде. Были огромные счета за домашний межгород! Но это неоценимый опыт. Я сильно повзрослел потому, что был совсем один.

- Пару слов о сезоне 05/06: вы очутились в Беларуси, играли за «Нефтяник» и «Энергию». Как случились все эти разъезды? Не было ли стресса от частой смены клубов?

— Я вообще не люблю никуда переезжать и деньгами меня не заманишь. Просто тот год был очень тяжелый. Я был в «Витязе» и мне сказали, что «будешь играть». Но так случилось, что к концу августа у меня была травма ноги и меня уволили, так и не дав контракта. И пошло-поехало. На 100% играть не могу, жалкое подобие себя, никому не нужен. Хорошо, что после Нового Года меня взяли в «Энергию», там был тренером бывший генменеджер Перми Киселев. Ему большое спасибо, что дал мне восстановиться, и я начал понемногу подыматься с колен.

- Да уж, суровое испытание. Затем в вашей карьере случился «Автомобилист» и полтора сезона в «Казахмысе». Что заставило покинуть Россию?

— Все тот же Киселев возглавил после сезона «Авто» и предложил мне переехать с ним. Но в середине сезона его уволили, пришел новый главный тренер, который не видел меня в составе. Я сидеть не хотел, попросился уйти, но президент клуба очень не хотел, чтобы я покидал клуб. И все-таки я оказался в Казахстане и, если честно, очень рад, что так сложилось!

- Примерно в это время начала формироваться идея КХЛ. Как недавно заявил экс-тренер сатпаевского клуба, именно вы должны были представлять Казахстан в новой лиге. Как игроки отнеслись к этому вызову? Расстроились из-за того, что не срослось?

— Знаете, с нами никто об этом не разговаривал! Да, условия хоккейные в Сатпаеве были очень хорошие, не спорю, но новому руководству клуба хоккей был не нужен! Что потом переросло в его, то есть клуба, расформирование! Хорошее было время. Бронза ВХЛ. А сейчас медали казахам не дают.

- Печально, что тут еще скажешь. Вскоре вы вернулись в Пермь, где за сезон выбили 30 очков и 101 минуту штрафа. Это был сезон драк?

— Я всегда много штрафов набирал, просто играю так. На грани. Плюс постоянные стычки. Видимо, в характере это — не уступить.

- И вот настало время «Тороса». Как пересеклись ваши пути и какие были первые впечатления от нового клуба и новой лиги ВХЛ? Тем более, что самый первый матч игрался в Перми и вы – капитан гостей.

— Я не хочу говорить ни о ком плохо, просто не очень порядочно со мной поступили в Перми в последний год и генменеджер Денисов попросил меня перебраться в «Торос», так как стояли серьезные задачи на сезон. Хотя нас звали тройкой, перешел только я. Я капитаном стал не сразу, под конец регулярного чемпионата, так как наш капитан Петрунин был травмирован и назначили меня, а потом ребята не захотели ничего менять. И по сей день я капитан!

- Каково быть капитаном, по-вашему? Что он должен уметь делать?

— Я не люблю себя оценивать, пусть это делают другие люди. Я просто стараюсь, как мне кажется, на благо команды, а личные интересы опускаю на второй план. Всех хочу этим пропитать.

- Расскажите про то, как проходила акклиматизация в «Торосе». И как сейчас смотрите на прошлое – вы шестой сезон ведь в Башкирии, солидный срок.

— У нас была довольно взрослая команда. Все прекрасно понимали, для чего приехали, так что адаптация прошла абсолютно нормально. Тем более, что некоторых ребят я уже знал. А «Торос» — это мое лучшее время в хоккее. Я горжусь, что играл и играю в «Торосе»!

- В КХЛ-то хочется, наверное? Если утвердят новый вариант движения игроков по системе (когда не обязателен для этого двусторонний контракт), вы окажетесь одним из самых вероятных кандидатов на повышение.

— Сейчас все смотрят в паспорт, а у меня там похвастаться нечем. Я люблю свой клуб. Не хочу ничего менять. А как в жизни сложиться, не люблю загадывать. Вот евро уже 90 рублей.

- Перенесемся в последние минуты перед первой Братиной. Что было в голове у капитана «Тороса», когда шел отсчет до чемпионства?

- Эти два смайлика и есть ответ?

— Правильно.

- Вскоре ваш брат Александр перешел в «Салават Юлаев». Как вы отнеслись к такому решению?

— Я был очень счастлив, потому, что стали очень близко и в любые выходные могли приехать друг к другу и побыть вместе.

- В чем разница между первым и вторым походом за Братиной? Что было сложнее – стать чемпионом или отстоять титул?

— Конечно, когда шли впервые. Это было что-то. На нас никто не ставил и это было просто супер – все в команде горели и жили только кубком и доказать скептикам, что они ошибаются! А второй кубок был для меня очень сложным. У меня была серьезная травма руки и я практически пропустил полсезона и дойти до конца практически новой командой – это был вызов. Мы это сделали, и я горжусь парнями!

- Чем запомнился Континентальный Кубок? «Торос» выступил не так, как многие ожидали.

— Совсем другой хоккей и совсем никакая организация, чем в России. Но это неоценимый опыт. Мы проиграли, значит были сильнее нас.

- В сезоне 13/14 «Торос» остановился в шаге от финала. Все же можно занести тот чемпионат себе в актив? Болельщики шутили, что «Братины и так девать некуда».

— Если честно, для меня есть только одно место. И это касается жизни. А сезон я просто провалил, хорошо, что в плей-офф выглядел достойно. Я, конечно, хотел идти до конца, но… Это жизнь, это спорт.

- В межсезонье команда играла с рижским «Динамо». Каково оно – играть против клуба КХЛ? Хотелось бы сразиться еще?

— Конечно, всегда хочется сыграть с сильным соперником. Только тогда ты можешь оценить свой уровень. Если честно, всегда бы играл с хорошими командами! Если б, конечно, выдерживал уровень.

- Последний ваш официальный матч состоялся 27 ноября [беседа шла до гостевого матча с «Молотом-Прикамье» – прим. ред.]. Что за травма тогда случилась, что вы пропустили почти месяц? Каково состояние сейчас?

— У меня была не предсезонке травма руки. Сел под бросок и перелом со смещением пальца. Это было в августе. Все сделали, но пластина не приживалась. Я три месяца пил обезболивающее и просто больше не мог терпеть постоянную боль и решился на повторную операцию! К счастью, сейчас все налаживается, и я уже в полную тренируюсь. Скоро буду играть.

- Успеете выйти на лед в декабре или все же в январе?

— Все делаю для того, чтобы сыграть в Перми 23-го декабря последний матч в 2014-ом.

- «Салават Юлаев» и «Торос» явно не на тех строчках в таблице, где хотелось бы. С чем связываете не самое ровно выступление каждой из команд?

— Про «Салават Юлаев» мне сложно судить, я ведь не внутри коллектива. А вот «Торосу» не хватает психологии, как мне кажется. Все в наших руках, у нас классная команда.

- Чем занимались во время вынужденного отпуска? Знаю, что проводили время с семьей и были на концерте.

— Старался больше времени проводить с семьей, конечно, люблю своих девчонок! Когда летал в Москву, приехал погостить к отцу, встречался с друзьями детства. Самые близкие люди, с ними все! Не могу уделить им время в сезоне. Катастрофически не хватает времени!

- А что за концерт был?

— Приезжала группа «Попутчик» Михаила Круга.

- И как оно?

— Мне очень понравилось. Я люблю его творчество.

- Матчи с «Ижсталью» ощущаются как особенные? Даже если не касаться драк. Это, все-таки, камское дерби.

— В этом году, конечно, с «Ижсталью» напряженные игры. Хорошая команда в этом году.

- Сейчас «Торос» проведет матч в Перми, затем перерыв до 9 января. Чем займетесь в новогодние каникулы?

— Ну, у нас не такой большой перерыв получается. Всего три выходных и второго января приступаем к тренировкам. А Новый год проведу с друзьями в Перми.

- Пару слов о команде. Чем Руслан Сулейманов отличается от других ваших тренеров? Он впервые стал главным лишь в «Торосе», но выигрывал как Братину, так и приз лучшему тренеру.

— Он очень эмоциональный на льду тренер, это 100%! Хотя в раздевалке все спокойно объясняет, подсказывает. У нас сложились хорошие рабочие отношения.

- Через «Торос» прошло немало молодых игроков, которые ныне играют в основных составах КХЛ. Чувствуете ли вы, что ребята на вас смотрят и берут пример? Ведь вы капитан и многое повидали в свои тридцать два.

— Если я что дал молодым парням, мне очень приятно. Значит, я все делаю правильно.

- Махбод по-русски что-то знает?

— Уже да. Но в основном, конечно, больше посмеиваемся над ним и учим разной ерунде.

- А вы сами выучили какие-нибудь фразы на башкирском?

— Вы знаете, мне уже в Москве говорят, что я башкир. Постоянно пользуюсь словом «айда»!

- В ВХЛ скоро «Русская классика». Интересно было бы сыграть?

— Да, мне это интересно. Хотелось бы сыграть.

- У вас есть футболка и шапка «Чикаго». Это вы так за НХЛ следите? Или просто?

— Я был в Чикаго и у меня много всего этой команды: бейсболки, шапки, костюмы, майки. Мне нравится символика.

- А что вы делали в Чикаго? Нас сейчас читатели неправильно поймут.

— С фармом ЦСКА у нас там был турнир, Кубок Третьяка, где мне удалось стать лучшим игроком турнира и побывать на матче НХЛ. Для молодого парня это незабываемо.

- Вот у вас 30-ый номер. Случайно не в честь Мартина Бродо?

— Нет, не в честь его. Случайно получилось. Я под другим номером играл, приехал в «Молот», а мой занят. Были свободные другие и в том числе 30, а у меня брат под ним играл. Стало неплохо получаться. Вот я и оставил. До сих пор под ним!

- Раз пошел разговор о Бродо. Какие у вас с братом были в детстве кумиры в хоккее? В Уфе играли в Семака. А вы в Харламова?

— Я невысокий и мне нравится Тео Флери. Маленький, напористый, жесткий. Вот за ним я следил.

- А Александр? — Я даже не знаю. Надо у него спрашивать.

- Как думаете, под силу ли «Салавату» и «Торосу» забраться высоко в плей-офф? Неспокойно сейчас у нас.

— Все в наших руках и головах. Под силу, конечно, у «Салавата» и «Тороса» очень сильные команды, главное, чтоб мы были, как один кулак.

- И напоследок – что капитан Степанов пожелает всем болельщикам Башкирии на Новый год?

— Приходите, болейте за любимую команду. Только вместе мы добьемся больших побед.

Источник: Уфа-Хоккей.

P.S. Спешу поделиться с читателями блога радостной вестью - я снова в среде "официальных" СМИ, на сей раз на Уфа-Хоккее. Выше - мое первое интервью. От статистики я не отказываюсь.