4 мин.

Боб Кларк не хотел русских в НХЛ... И был в этом не одинок

Англичанин из Торонто Джейсон Кэй работает в The Hockey News с далекого 1989-го года. В своей недавней статье он достал из архивов выпуск журнала за август того года, который навсегда вошел в историю, как месяц СССР в Национальной Хоккейной Лиге. Мнение Бобби Кларка о русских энхаэловцах, переживания Рича Саттера об одноклубниках в Ванкувере, возвращение Ги Лефлера в Квебек и прочее -в ретроспективе и в переводе.

---

Боб Кларк не хотел русских в НХЛ… и был не одинок

Россияне оказали огромное влияние на НХЛ и метод игры, но их приезд в Северную Америку прошел не без споров.

Август 1989-го, в выпуске The Hockey News волна советских звезд, оседлав glasnost, ломает барьеры и подписывает контракты с командами НХЛ. Слава Фетисов и Сергей Стариков берутся за чернила в Нью-Джерси. Alexandr (так его имя произносилось в 89-ом) Могильный официально становится «клинком». А Игорь Ларионов и Владимир Крутов попадают в систему Ванкувер Кэнакс.

Впрочем, у некоторых местных были сомнения и протесты.

В статье, написанной корреспондентом Нью-Джерси Ричем Шером, генеральный менеджер Флайерз Боб Кларк выразился жестко и искренне (понимайте буквально):

- Я никогда не поддерживал идею советских хоккеистов играть в Национальной Хоккейной Лиге, - заявил он. - У меня на уме много причин, одна из которых, возможно, предрассудок.

Кларк сказал, что НХЛ отправляет Федерации Хоккея СССР много денег, суммы, которые могли быть использованы для развития талантов своих воспитанников, и он беспокоится, что это скажется на североамериканском хоккее.

Представитель игроков Девилс Рэнди Велишчек озвучил схожие сантименты, в то время как форвард Ванкувера Рич Саттер переживал о том, насколько приветливы окажутся одноклубники.

- Я просто надеюсь, что они знают, что делают, - сказал Саттер о менеджменте клуба. – Обязательно будут ребята, которые из-за этого расстроятся. Ребята, которые из-за этого не могут быть здесь. Если честно, я был удивлен, что они его подписали. Вам надо побеспокоиться о том, кто здесь будет играть, когда Ларионову понадобятся партнеры.

Другие заголовки из выпуска августа 1989 для этого выпуска Throwback Sunday (фото в действии) включают:

  • Карикатурист Дэйв Элстон интересуется, как советские игроки разберутся на льду.

  • Стэн Фишлер размышляет о расширении лиги в свете проблем Виннипега и Миннесоты. Сообщается, что владелец Джетс Барри Шенкаров мог выручить 42 миллиона долларов за команду из Сиэтла, «если в Вашингтоне когда-нибудь построят долгожданную арену». Хм.

  • Разговоры о необходимости в лиге политики об алкоголе и наркотиках на фоне арреста Боба Проперта за перевоз кокаина. Согласно главному редактору Бобу МакКензи, вся политика это правило президента Джона Зиглера «если употребляешь незаконные вещества, то лишаешься права играть в НХЛ».

  • Рассказ Кена Кэмпбелла о самом первом натренированном русскими игроке, игравшем в НХЛ. Виктор Начаев, переехавший в Соединенные Штаты после свадьбы с американкой, появился в трех играх за Лос-Анджелес Кингс в сезоне 1982/83, но не преспел. Он забросил одну шайбу, одолев вратаря Нью-Йорк Рейнджерс Стива Уикс кистевым броском с синей линии. «Устал, как черт» сказал Начаев, сыгравший три матча за три дня после вызова из АХЛ. «Чувствую себя мертвым».

  • Ги Лефлер перешел в Квебек Нордикс, продолжив свое возвращение в 38 лет в ненавистном Кэнэдианс клубе-сопернике. «Цветок» отыграл предыдущий сезон за Рейджерс. «Я так рад вернуться в Квебек» - со слезами на глазах сказал Лефлер на пресс-конференции. «Я очень рад, что мне дали возможность завершить тут карьеру». Лефлер, не игравший три сезона и избранный в Зал Славы, но предпочитавший вернуться, был юниорской звездой Квебека в 60-ых и ранних 70-ых.

  • Другой герой Хабс, Боб Гейни, сообщил, что покидает Северную Америку, чтобы быть играющим тренером во Франции в клубе второго дивизиона.

  • Спустя два дня после собственной свадьбы, звездный защитник Флэймс Эл МакИннис был арестован и заключен под стражу из-за уличной драки у ресторана в Калгари. Позже МакИннис был признан невиновным.

---

Вот такой урок истории. Вырезку с Лефлером не стал переводить, если вкратце, он там до слез счастлив вернуться в Квебек и там коротко о его прошлом. Карикатура, пожалуй, не потеряла актуальность до сих пор.

Традиционно жму руку всем, кто здесь. В следующей записи продолжаем перевод приключений Бернда Брюклера - австрийский голкипер наконец попадет в Торпедо и начнет балдеть с России. Затем снова прервемся для одного весьма эпичного материала о КХЛ и других лигах Восточного Полушария.