11 мин.

Говорит и показывает

За две недели до Ванкувера PROспорт вместе с олимпийской чемпионкой Ольгой Медведцевой вспоминает и переоценивает главные эпизоды ее жизни внутри и вне спорта. 

Эпизод первый

На детсадовском утреннике в городе Бородино Красноярского края дети наряжены в национальные костюмы 15 союзных республик. Шестилетней Оле Заморозовой досталась роль узбечки — ради соответствия образу ее длинные пушистые волосы превратили в 33 косички.

— Волосы всегда были моим богатством — здоровые, блестящие, — вспоминает Ольга (тогда Заморозова, теперь Медведцева). — В школу часто косу заплетала. Я коротко постриглась в пятом классе, когда всерьез занялась спортом. Помню, одна девочка подошла ко мне и заявила, что не станет со мной теперь разговаривать, — зачем я такую красоту отрезала. Но я не жалела: тогда трудно за волосами было ухаживать — ни шампуней нормальных, ни расчесок. Сплошное мучение.

К пятому классу Ольга успела вместе с со­сед­кой-подружкой попробовать себя в хореографии — плие и гран-плие помнятся до сих пор, а вот на шпагат сесть так и не получилось. Потом были занятия в вокально-инструментальном ансамбле — Оля очень любила петь. Но однажды заметила, что стоящий перед ней микрофон выключен («наверное, совсем в ноты не попадала»), поэтому не слишком расстроилась, когда отец не пустил ее на очередную репетицию из-за несделанных уроков. Потом возникли лыжи. Случайно. У подружки Ольга увидела разноцветные брусочки, похожие на упакованный в бумагу пластилин из школьного набора. Подружка на вопрос ответила уклончиво — «шоколадки», но в разговоре выяснилось, что так загадочно выглядит лыжная мазь. «Как», «зачем» и «почему» привели Олю Заморозову в лыжную секцию.

— Поначалу какие там тренировки! – улыбается Медведцева. — Мы часок по лесу покатаемся, а потом едим бутерброды, чай пьем из термосов и болтаем. В общем, весело проводим время. Мне нравилось. А потому у меня стало получаться. Уже в школе выиграла первые соревнования. И никакой другой жизни — вне спорта — я себе даже не представляла. Тренировки, сборы, соревнования — это же было как приключение. Мы были такие самостоятельные! Уезжали далеко от дома, от родителей, в школу можно было не ходить.

И чем старше становилась Ольга, тем чаще и дальше она уезжала от родного города. Попала в юниорскую сборную по лыжным гонкам, а потом и во взрослую. Карьерный рост застопорили семейные обстоятельства. На одном из сборов юная лыжница познакомилась с молодым биатлонистом Евгением Пылевым. Дальше свадьба, дочка и — конец лыжной карьере. Через два месяца после родов Пылева начала тренироваться, но:

— Мне тогда не у кого было совета спросить, а тренер невнимательно отнесся к моему состоянию, — спокойно, без сожаления вспоминает Ольга. — Слишком большие нагрузки сделали свое дело — обыкновенная перетренировка. Результаты пропали, интерес к спорту исчез — надо было либо уходить совсем, либо менять вид спорта.

Над первым вариантом Ольга, кажется, даже не успела подумать. Как-то сразу, в разговоре на кухне, возник биатлон.

Эпизод второй

Шестилетняя Даша Пылева делает первые шаги на лыжах. По такому случаю куплен полный комплект фирменного обмундирования — от ботинок до палок. Правда, Даше не очень нравится взбираться «елочкой» в горку, но она довольна уже тем, что рядом мама, — такие праздники у дочки биатлонистки Ольги Пылевой случаются нечасто.

— Даша не первый ребенок из спортивных семей, которого растят бабушки с дедушками, — объясняет Медведцева. — Это сейчас я думаю, что в 20 лет становиться мамой рано, а тогда я гордилась, понимала, что могу теперь спокойно тренироваться и долго выступать. И моя мама сразу сказала: «Оля, тренируйся, мы внучку вырастим». И ей огромное спасибо за то, что Даша так хорошо воспитана — скромная, целеустремленная, много читает, не стремится быть модной, любит учиться.

— Дочка не обижается, что ее детство практически без мамы прошло?

— Думаю, нет. Ребенок рос в любви, в заботе, и ей с детства говорили, что у мамы такая особенная работа. Я ведь все это делаю не только для самореализации, но и ради детей — чтобы обеспечить их. Я все время вспоминаю: когда я родилась, родители жили в коммуналке, когда Даша — у нас была отдельная квартира, а младший сын вообще в доме в деревне растет. Кроме того, в спорте я становлюсь самодостаточной и могу быть примером для детей: столько пережила, но нашла в себе силы заниматься любимым делом.

Любимое занятие Даши — рисовать. Она ходит в художественную школу и мечтает стать дизайнером. Пробовала себя в легкой атлетике, но стало скучно.

— На сборе в Оберхофе в прошлом году она вдруг заявила, что хочет быть биатлонисткой, — вспоминает Медведцева. — А потом нас на финише контрольной тренировки увидела и говорит: «Нет, я не буду биатлонисткой, вы так страшно дышите!» Да я и сама не хочу для нее спортивного будущего. Тяжело это очень, даже если получается.

В биатлоне у Пылевой получилось почти сразу. Уже второй сезон принес эстафетное золото чемпионата мира, пару подиумов Кубка мира и 7-е место общего зачета. Причем результат обеспечивала не только классная лыжная подготовка, но и добротная стрельба: в олимпийском сезоне-2001/2002 Пылева добралась до 90% попаданий.

— Когда перешла в биатлон, со мной больше всех возился мой первый муж — он стрелковые азы разъяснял. Потом уже тренеры в сборной меня корректировали, а последние восемь лет мы с Валерой (второй муж Ольги, олимпийский чемпион по биатлону Валерий Медведцев. — PROспорт) много над стрельбой работаем: он мне изготовку поменял и с подгонкой оружия очень помог.

В начале нулевых Пылева многократно забиралась на подиумы Кубка мира, но стать первой ей никак не удавалось. Зато на Играх-2002 в преследовании она неожиданно обогнала всех. После Олимпиады наступил небольшой спад (10-е место в общем зачете Кубка мира), но в двух следующих сезонах Пылева до последнего этапа боролась за Хрустальный глобус. Ко второму олимпийскому сезону в карьере Ольга готовилась особенно внимательно: летом на заводе «Аншутц» приобрела винтовку и около тысячи патронов с характеристикой «супер». В Турин она ехала лидером команды — уверенной в себе женщиной с одетой в брекеты модной улыбкой и новым мужем: незадолго до Олимпиады Пылева и Медведцев наконец официально оформили свои давние семейные отношения.

Эпизод третий

Расстроенная, растерянная Ольга Пылева — джинсы, водолазка и распущенные волосы до плеч — отворачивается от телекамер, покидая Олимпийскую деревню. Два дня назад она стала второй в индивидуальной гонке, но допинг-тест обнаружил запрещенный препарат в ее анализах. Объяснения спортсменки (Ольга по рекомендации личного врача использовала для лечения травмы российское лекарство «Фенотропил», действующее вещество которого — N-карбамоил-4-фенил-2-пирролидон, сокращенно карфедон — запрещено к применению в соревновательный период) не предотвращают наказание — два года дисквалификации.

— Сейчас даже говорить об этом неохота, — вздыхает Медведцева. — Что ни скажи, все расценивается как оправдание, а я оправдываться не хочу. Для меня эта ситуация — просто трагический случай, ошибка. Человеческий фактор. Это же смешно, когда болельщики кричат: восторжествовала справедливость, посадите ее в тюрьму! Бред сивой кобылы. Но я уже пережила это. И мы до сих пор дружим с моим доктором Ниной Виноградовой. Она всегда помогает нашей семье.

— С чужой ошибкой иногда бывает сложнее смириться, чем с собственной.

— Ну, я же не осталась в тот момент одна. Меня поддержали друзья, родные. Хотя очень много было негатива, злорадства. Я даже не ожидала. Но я, наверное, так долго бегала, что многие ждали, когда же эта звезда закатится.

Однако заката не случилось. Вскоре спортсменка вновь появилась на экране телевизора.

Эпизод четвертый

В новостной студии красноярского телевидения готовятся к эфиру. Ведущей поправляют микрофон и лакируют прическу: косой пробор, волосы собраны в аккуратный хвост. Ольга Пылева, может, и волнуется, но не позволяет заметить это. Два месяца подготовки приучили к студийному свету и беспощадному взгляду камеры:

— Я на телевидении себя еще в 2004-м попробовала, — смеется Медведцева. — Меня уговорили поучаствовать в шуточном выпуске 1 апреля, где я рассказывала, что ухожу из спорта. На следующий день, помню, губернатор позвонил — поверил! После Турина телевизионщики позвали меня к себе работать. И я почти сразу забыла о Турине. В красноярских «Вестях» очень дружный коллектив. Меня никто не осуждал и ни о чем не спрашивал. Мы до сих пор дружим.

— Как вас готовили к роли телеведущей?

— Я полгода каждый день занималась с педагогом по искусству речи, которая исправляла мои ошибки. Например, я никогда не замечала, что глотаю букву «в» в слове «соревнование». И что «ш» и «ч» у меня неправильные. Зато теперь слежу за собой, когда сыну книжки вслух читаю.

— Прямой эфир — это страшно?

— Очень. Первый раз меня ужасно трясло. В общем, недели две я с мокрыми ладошками из студии выходила, а потом привыкла. Бывало, что прилетала за две минуты и сразу садилась читать новости. Хотя у меня все равно было ощущение, что я здесь на время, что это хобби, поэтому не до конца обвыклась. Просто научила себя не трястись перед эфиром.

И без спорта Ольга тоже научилась жить. Работала, проводила много времени с дочкой, готовила, обустраивала новый дом. В феврале 2007-го родила сына Арсения, оставив эфир всего лишь на месяц. А октябре вернулась к тренировкам:

— Назло всем, — коротко отвечает на законное «зачем?» . — Мне досадно было, что у человека трагедия, а народ радуется. Когда я уезжала из Турина, была уверена, что со спортом покончено. Но потом все начали спрашивать — даже врач, которая вела мою беременность, — вернусь я или нет. И я всем говорила: нет, у меня уже двое детей, большая семья. Это в молодости втягиваешься быстро, а мне уже было 30, и я прекрасно сознавала, что вернуться в спорт будет непросто. Но мне все говорили: нет, это не в твоем характере — Пылева будет не Пылевой, если не вернется.

— Муж вас уговаривал или отговаривал?

— В Турине он мне сказал, что, если я решу возвращаться, он будет меня отговаривать, но потом изменил свое мнение. Не настаивал, но объяснял, что я смогу вернуться на прежний уровень и что он во всем меня поддержит. А я вообще мужу своему верю. И я снова встала на лыжи, взяла свою винтовку, из которой никто не стрелял во время дисквалификации.

— Деньги были мотивацией возвращения?

— Не ради них я вернулась. Мне эти два года никто от спорта не помогал. Только армия платила зарплату. Но нам было на что жить. И мне такая жизнь нравилась. Но я довольна тем, что вернулась, хотя прошлый сезон был очень тяжелым.

Эпизод пятый

Чемпионка мира — 2009 Ольга Медведцева поднимается на крыльцо отеля в австрийском Рамзау, где команда готовится к олимпийскому сезону. На ней тренировочный костюм, под адидасовский берет спрятана легкая химия, а на руках сидит Медведцев-младший. Арсений расплакался, упустив маму из виду, пока ее фотографировали:

— Вообще-то он не капризный совсем, — объясняет Ольга. — Моя мама говорит, что из нас троих — она двух моих детей своими считает — Сеня самый послушный. Со мной и с Дашей хлопотно было, а он только машинки катать заставляет — очень «биби» любит. Сейчас у него главное развлечение — объяснить, что «я сама поела». А я в детстве часто говорила про себя «сам». Он живчик такой, а еще упертый. Как и я.

Журнал PROспорт N 1 (140) 25 января – 7 февраля 2010

«ЗАКРЫТЬ ВСЕ МИШЕНИ – ЭТО ВЕЗЕНИЕ»

50 правил самого скучного и успешного биатлониста современности Уле Эйнара Бьорндалена – его фобии и амбиции, сейфы и батарейки, уроки, тренировки, спонсоры, психологи и хождение по углям.

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ

За две недели до Олимпиады в Ванкувере PROспорт вместе с олимпийской чемпионкой Ольгой Медведцевой вспоминает и переоценивает главные эпизоды ее жизни внутри и вне спорта.

БЕЛЫЙ ВЕРХ

21-летний вратарь «Ак Барса» Станислав Галимов – чуть ли не последний голкипер в КХЛ, кто не раскрашивает свой шлем и играет в белом. Конкурировать с Галимовым привозили трех иностранных вратарей – все три отправились домой. Приехал четвертый.

К ЕВРОПЕ ПЛЮС

За две недели до Олимпиады в Ванкувере PROспорт просматривает заокеанских кандидатов в европейские сборные. Мало кто сомневается, что судьбу самых престижных медалей Олимпиады решат игроки сильнейшей лиги мира.

В СОЮЗЕ НЕТ ЕЩЕ ПОКА

3 февраля станет известно имя нового президента Российского футбольного союза, а пока этот человек инкогнито, причем не исключено, что и из Петербурга.

СБОР-МАШИНА

Чемпионат России начался в Турции: в январе сюда приехали почти все команды премьер-лиги. PROспорт провел рядом с ними неделю и сделал дайджест самых пестрых моментов нудной предсезонной работы.

МОНИНО

Лидер московского «Динамо» и сборной России Сергей Моня – о суровых сербах, почти родных литовцах, комфортном Саратове и о том, что добро может быть с кулаками. С его кулаками.

Слова

Владимир Газзаев: «Мой отец – самый великий тренер»

И.о. главного тренера «Алании» Владимир Газзаев — о конспектах отца, работе в арбитражном суде и талантливых осетинских футболистах.

Мифы

«Перед игрой «Витязь» кормят сырым мясом»

Мифы о самой хулиганистой команде КХЛ комментирует ее лучший бомбардир Вадим Бердников

ДИЛЕТАНТЫ У ШТУРВАЛА

Почему футбольные клубы плохо управляются — и почему им это всегда сходит с рук (колонка Дмитрия Навоши)