Самые посещаемые хоккейные клубы Европы
В обзоре будут презентавлены 50 самых посещаемых команд Европы. Из них лучшие 25 будут рассмотрены отдельно. Этот пост будет эдаким продолжением прошлогоднего обзора от Димы Фещенко. Кроме этого я планирую сохранить стиль, который я задал в этом блоге, то есть с большим количеством таблиц. Начнем с общей таблицы «50 самых посещаемых команд Европы»:
Оранжевым фоном выделены команды, представляющие Континентальную Хоккейную Лигу. Синем фоном обозначены те 3 коллектива, которые попали в данный рейтинг из низщих лиг своих стран (Ермак, соответственно, ВХЛ, а шведские клубы – Аллсвенскан). Жирным курсивом обозначены те коллективы, которые выиграли свои регулярные чемпионаты (СКА, Адлер, Йокерит, Фрибур и Шеллефтео). Всего в данном табеле нашлось место 7 лигам и соответственно 10 странам. Внизу особзначены эти 7 лиг, а также число представителей от оных. Наибольшим числом, как и положено, обладаем мы – 17 командами (16 от КХЛ и Ермак из «вышки»). Всего же от России в «50» «заявлены» сразу 13 команд, что больше, чем четверть ото всех клубов.
Вот рейтинг лиг:
Всего в данном рейтинге представлено 15 лиг, расположеных в порядке убываемости посещаемости. КХЛ же, несмотря на 13 команд в «Топ-50» лишь 3 во всей Европе. Причиной тому большое число команд, которые тянут лигу вниз. Но все-таки прирост есть прирост. Посещаемость КХЛ за минувший сезон возросла на 200 человек, или на 3 процента. И главной причиной роста посещаемость есть появление новых клубов в лиге, а не локаут.
Главная причина повышения посещаемости в КХЛ – это появление Слована, Лева и возвращение Локомотива, а не локаут
Простой расчет позволяет это подтвердить – без этих команд посещаемость лиги равна 5776 человек, что на 100 меньше (!!!), чем в сезоне 11/12. Это же все касается остальных европейских лиг. Локаут, если и повысил интерес к хоккею, то лишь немного. Например, в Финляндии. В Швеции же наоборот, посещаемость упала на 10 процентов при локауте.
Теперь рассмотрим поподробнее 25 самых посещаемых команд Европы и Азии:
25. «Спарта» Прага:
Вместимость – это показатель вместимости арены. Посещаемость – посещаемость клуба в сезона по данным ИИХФ. Заполняемость – процент заполняемости арены от данной посещаемости. Население – население город (в данном случае Праги). Разница – разница в посещаемости между минувшем сезоном и сезоном 11/12.
Пражане в этом сезоне лишь в концовке сумели попасть в ТОП-25. Теперь у «спартанцев» кроме приципиальнейших соперников Славии в городе появился еще один конкурент. Выкупленный в прошлом сезоне и перевезенный в столицу Чехии «Лев» сразу начал активную борьбу за зрителя. Первым делом «эмигранты» воплотили в жизнь то, что еще год назад снилось «сине-красно-желтым», а именно объединение «Спарты» и «Лева» в один холдинг – «ОХК Прага». Аналогия с «ХК МВД» и «Динамо» видна невооруженным взглядом. Все знают, чем в 2010 году закончилась история в Москве. Слухи об окончательном объединении пражан в «ОХК Спарта» в чехословакии не умолкают, а недавняя отставка Нормунда Сейейса в поста генменеджера в «Леве» лишь усилила молву. Что ждет «Спарту» в будущем – это вопрос открытый. Увидим ли мы в будущем в КХЛ дичайшее дерби «Спарта» – «Слован» или нет, все разрешится после Олимпиады.
(Фотография с фейсбука ХК Спарта Прага)
24. «Фрибур-Готтерон»:
Сильнейший клуб Швейцарии минувшего сезона лишь в 7 игре сумел таки пройти в полуфинал НЛА. Более подробно об этом в своем посте расписал Бегби. Можно лишь поразиться данной командой и городом. Пристанище Вячеслава Быков регулярно собирает аншлаги на своей арене, притом что город-то небольшой – всего 36 тысяч жителей. Каждый 6 регулярно посещает команду.
(Фото с сайта hockeytifo.org)
23. «ХВ-71» Йёнчёпинг:
На матчах одного из самых успешных шведских клубов последнего десятилетия (5 финалов и 3 чемпионства за последние 10 лет) яблоку негде упасть, команда постоянно собирает аншлаги. Сравнительно новая Kinnarps Arena также является важным фактором столь высокой посещаемости команды.
(Фото с сайта hockeytifo.org)
22. «Серветт» Женева:
Старейший хоккейный клуб Швейцарии регулярно выдает приличную посещаемость на своих матчах. «Серветт» является спортивным флагманом этого живописного города. В этом сезоне команда лишь в конце квалифицировалась в плей-офф, однако в четвертьфинале команда в 7 матчах уступила столичному «Берну».
(Фото с сайта hockeytifo.org)
21. «Амур» Хабаровск:
Хабаровчане – первые. Первые в Евразии по проценту заполняемости. Жителям Дальнего Востока срочно необходима новая арена, желательно на тысяч двадцать для удовлетворения того огромного спроса, которые есть в этом городе.
(Фото 27region.ru)
20. «Трактор» Челябинск:
C прогрессом в игре команды растет и посещаемость домашних матчей команды, которая уже вплотную приблизилась к теоретическому максимуму. Исходя из того, какой хоккей показывают подопечные Белоусова, и того, что Кузнецов вполне может задержаться в стане «трактористов», проблема «лишнего билетика», видимо, будет чрезвычайно актуальна и в следующем сезоне. Остается лишь сетовать на недальновидность властей, когда было принято решение о строительстве арены с таким маленьким числом зрителей.
(Фото Виталия Губина)
19. «Салават Юлаев» Уфа:
А том, почему упала посещаемость в Уфе рассуждать можно долго. Самый вероятный ответ – просто стали считать честно. Если еще год назад все мы говорили об глупости руководства с выбором арены, то сейчас уфимцам стоит возвращать утраченные позиции.
(Фото c сайта ufahockey.ru)
18. «Лев» Прага:
«Эмигранты» уже стали главным источником ненависти у всей особо ударенной части Чехии. Скадирования «KHL – go back to U.S.S.R.» от фанатов «Славии» и «Спарты», сожжение красно-синих роз – все это эффект России на окраинах Праги. Правда, это бывает очень-очень редко, и в исполнении фимозных «славянистов». Клуб уже завоевал уважение в городе, и теперь может стать аналогом «ХК МВД» в московских кабинетах 2010 года.
(Фото с фейбука ХК Лев Прага. Матч Лев – Динамо Москва)
17. «Комета» Брно.
Европейский Хабаровск – именно так можно окрестить брнчан. Несмотря на провал в сезоне, клуб все равно является любимцем в Моравии. 11 место и борьба за выживание – и все равно 100 процентов на трибунах Кайот Арены.
(Фото с сайта hockeytifo.org)
16. «ХИФК»:
(да, мой косяк с фоном. Знаю, что основной цвет красный. Не бейте сильно)
Рекорд. Именно так. 7363 – это лучший показатель у клуба. Почему тогда разница -921? Просто в этом сезоне не было Классики на открытом воздухе, а значит все 30 игр клуб провел во своем дворце.
(Фото с сайта hockeytifo.org)
15. «Гамбург Фризерс»:
Большой хоккей в Гамбурге появился сравнительно недавно: клуб переехал сюда из Мюнхена в 2002 году и сразу полюбился местным жителям. Несмотря на то, что «морозильники» являются не хватающими звезд с неба середняками немецкой лиги, у команды отлично работают все маркетинговые составляющие. Вдобавок здесь нет разделения болельщиков на «клюшкошайбных» и «ногомячных» – хоккейный дворец находится рядом со стадионом футбольного клуба «Гамбург». Клуб является эталонным примером американского подхода ко спорту в Европе.
(Фото hamburg-freezers.de)
14. «Медвешчак» Загреб:
(Заполняемость взята из оценки вместимости Дома Спортивы. Реальный же процент равен 91)
Самый амбициозный клуб Европы. Клуб из Хорватии, несмотря на нехоккейность страны, уже является крупным брендом, узнаваемым в хоккейном мире. Кандинат на вступление в КХЛ понес потери посещаемости в этом сезоне – почти 900 человек, однако есть небольшое оправдание этому – основную арену, Дом Спортива, уменьшили на 500 мест для увеличения комфорта. Это единственная команда в топе, не представляющая хоть сколько-нибудь серьезный европейский чемпионат. Но при этом на арене, возведенной в 1972 году, практически не бывает свободных мест. Небольшой процент домашних матчей клуб проводит на новенькой пятнадцатитысячной Zagreb Arena, которая также более, чем на 3 четверти.
(Фото с фейсбука КХЛ Медвешчак Загреб)
(Фото Дарко Бандич)
13. «Авангард» Омск:
Омск. -1083 после финала КГ. Такое бывает только здесь. За свои 53 года клуб лишь раз становился буллитным чемпионом, и такой поворот событий в финале КГ-12 шокировал местных жителей.
(Фото omsk300.ru)
12. ХК «Пардубице»:
Как ни странно, но самый посещаемый клуб Чехии базируется не в мегаполисе с суперсовременной ареной, а в довольно скромном городке с уже весьма старым дворцом – CEZ Arena возведена в 1947 году. Глядя на это, начинаешь задумываться о необходимости поблажек в техническом регламенте КХЛ для команд, базирующихся в городах с населением менее 100 тысяч человек.
(Фото с фейсбука ХК Пардубице)
11. «Фрелунда» Гётеборг:
Лидерство «Фрелунда Индианс» среди шведских клубов неслучайно: это единственная команда, в распоряжении которой имеется арена вместимостью более 10 тысяч человек. Но, увы, сама арена не является собственностью клуба, а поэтому бывает, что команда вынуждена играть в семитысячном Frolundaborg.
(Фото с сайта hockeytifo.org)
10. «Локомотив» Ярославль:
Возвращение Локомотива повысило посещаемость нашей лиги. Но при этом посещаемость клуба в этом сезоне ниже, чем в прошлом вхльном году.
(Фото с сайта ХК Локомотив)
9. «Цюрих Лайонз»:
Триумфатор Лиги Чемпионов и Кубка Виктории в последнее время несколько сдал свои позиции на внутренней арене, но по-прежнему остается в числе самых посещаемых клубов страны.
(Фото с фейсбка ЦСК Лайонз)
8. «Йокерит» Хельсинки:
В столице Финляндии хоккей популярен как ни в одном другом городе «старого света». Сразу две хельсинкских команды входят в число наиболее популярных коллективов Европы: средняя суммарная посещаемость обоих достигает более 17 тысяч человек. В этом году «шуты» могли перевалить даже за десятитысячную отметку, но не смогли.
(Фото с hockeytifo.org)
7. «Слован» Братислава:
Хоккейный бум в Братислава достиг невиданных масштабов. В КХЛ это сравнимо только с Хабаровском, который, несмотря на всемирную информационную блокаду самобытного клуба, при арене в 7100 зрителей имеет 19500 заявок на годовой абонемент.
(Фото с сайта ХК Слован)
6. «Адлер» Мангейм:
В последних сезонах «Адлер Мангейм» уступил лидирующее положение в чемпионате «Айсбэрену». Тем не менее «орлы» – одна из самых удачливых команд Германии: они являются собственностью «немецкого Билла Гейтса» Дитмара Хоппа. Только этого обстоятельства хватает, чтобы чувствовать себя благополучно. К тому же важно, что SAP Arena принадлежит клубу.
5. «СКА» Санкт-Петербург:
Лучший показатель среди российских клубов у СКА. Между тем, это рекордное число за всю историю нашего хоккея. Никогда еще посещаемость российского клуба не прывашала 11 тысяч.
(Фото с фейсбукка ХК СКА)
4. «Кёльнер Хайе»:
Кельнские «акулы» играют на самой вместительной арене в Европе. Но, как известно, у любой медали есть две стороны – такой дворец не приносит клубу особой радости. Нет, конечно, вместительная арена и миллионное население города позволяет иметь посещаемость более 10 тысяч зрителей, но у клуба не получается заполнить такую махину более чем на 60%. Отсюда и некоторые проблемы – например, нереально большая плата за аренду арены. Данная ситуация уже даже ставила клуб на грань банкротства. Но в нынешнем сезоне клуб превыс отметку в 12, а значит финансовый отдел клуба уйдет в отпуск в хорошем настроении.
(Фото с сайта hockeytifo.org)
3. «Айсберен» Берлин:
Большое заочное «динамовское» противостояние за серебром в табеле ИИХФ немцы в этом сезоне проиграли. Клуб обладает одной из лучших арен на континенте, и расположена она в одном из крупнейших и наиболее развитых городов «старого света». Кроме этого, «медведи» с завидным постоянством побеждают в местном чемпионате. Так что берлинское «Динамо» поправу может считаться главным спортивным клубом города (ну ведь не лифту под названием «Герта» так именоваться!)
(Фото с фейсбука ХК Айсберен Берлин)
2. «Динамо» Минск:
«Вечно вторые» именно так можно будет называть минчан в Европе в ближайшем будущем. История, случившаяся в Беларуси, наглядно доказывает, что ни в коем случае нельзя отталкиваться при проектировании ледовых дворцов от текущей популярности клуба. Ведь до открытия «Минск-Арены» ничего не предвещало того, что «Динамо» займет место в числе самых посещаемых команд континента – белорусскому клубу за два года удалось увеличить количество пришедших на трибуны более чем в три раза.
(Фото Ивана Игнатовича)
1. Schlittschuh Club «Bern»:
СК Берн в 11 раз подряд становится самым посещаемым хоккейным клубом Европы
Клуб регулярно становится самым посещаемым в Европе, такому количеству зрителей может позавидовать иная команда НХЛ. Болельщики стоят за свою команду, причем стоят в прямом смысле этого слова – более половины мест на арене стоячие.
Краткое описание гегемонии «медведей» в Европе
(Фото с сайта hockeytifo.org)
Вот и конец описания команд. Остаётся лишь сравнить арены и лиги:
В этой таблице проанализированы показатели вместимости арен (прошу прощения за орфографию в графе «Вместимость»).
Ну и напоследок – 30 самых крупных арен, на которых были сыграны баталии уходящего сезона.
Не удивляйтесь тому, что есть. Да, в «30» есть арены из Шеффилда, и, о ужас, из Северной Ирландии. Вот так вот...
Данные о посещаемости взяты с официального сайта IIHF. Данные о население городов взяты с wikipedia.org. Данные о вместимости арен – с сайтов этих арен.
Официальный сайт - История: "Минская хоккейная команда «Динамо» была сформирована в 1966 году".
То, что команда играла в высшей лиге СССР никого не смущает.
Немного удручает положение дел в Москве - все как обычно, полупустые трибуны и у Динамо итоговое 44 место. В пример можно взять Питер, где маркетологи сработали очень грамотно, организовав для болельщиков шоу на арене, сделав все максимально удобным, интересным, красочным. Подход петербуржцев следует оценить! Ну а Минск - наша передовая)))
Конечно меньше. В разы. Москва - один из самых зажравшихся городов мира, чему тут удивляться.
Хотя бы на награждение чемпиона затащить главу государства.--------------------
Да хоть на каждый матч его таскай, посещаемость от этого не вырастет вообще. Сомневаюсь, что канцлер Германии или президент Швейцарии ходят на хоккей. К России вообще нельзя подходить с единой меркой - ни в этом, ни в других вопросах. Где-то плоды дает грамотный менеджмент и вбухивание бабла (СКА, Атлант), где-то роль играет традиционная любовь зрителя к своей команде и поддержка региональных властей (Омск, Ангарск), где-то это вообще единственное развлечение да еще и объединяющее окраины с центром (Хабаровск), где-то хоккейные клубы являются витриной национальных республик (Уфа, Казань, Минск, Рига) и т.д. Плюс ценовая политика, плюс изменения экономического состояния самих городов, плюс случаи сокращения бюджетного финансирования, популяризация в СМИ и т.д. и т.п. - здесь перемешана куча факторов, каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. 9 часовых поясов, 7 климатических зон, регионы-доноры и дотационные, различные кланы и группировки, распоряжающиеся региональными деньгами, слабая централизация всех процессов - это во всем и в хоккее в том числе. У нас нет единой лиги по типу НХЛ. У нас есть Динамо Москва, Динамо Минск, СКА, Авангард, Амур и т.д. И не существует механизма, который везде приведет посещаемость к неким показателям. В наших условиях его просто не может быть.
молодцы!
в лугано. 60 000 человек живет, на матче по 4 - 5 000!!!
и это в стране, где хоккейная команда ничего не выиграла...
причина такой попы в РФ? ПОЗОРНАЯ работа с болельщиками в России
кроме как презрения наши PR отделы никаких эмоций больше не вызывают
Только дом-работа-хоккей-дом.
Молоток, отменная работа!
ps часть выводов про локаут и некоторые фото, а также части текста кажутся знакомыми))
в Минске заявленная максимальная вместимость 15 086, включая вип-ложи на 700 мест (есть ложи на 15 мест, есть на 25, чтобы заполнить ложи под завязку нужно собрать в каждой ложе компанию соответсвенно из 15-25 человек, что бывает редко), эту цифру (15086) обьявляют при аншлагах, хотя те же ложи НИ РАЗУ не были заполнены полностью, за воротами убран сектор на 250 мест, на месте которого девки пляшут, на одном из закруглений убрано два ряда (около 50 мест) специально для инвалидов-колясочников, есть два ресторана в виде балконов за обоими воротами, рассчитанные на 300 мест в сумме, однако обычно работает только один и них из-за небольшой востребованности, это я к чему? к тому, что в Минске скорее всего и 15 тыс не часто бывает, не смотря на 20 аншлагов подряд и 16 039 на плей-офф