14 мин.

Объединенный чемпионат. В чем секрет популярности MLS

Идея об этом цикле меня манила довольно-таки давно, благо в США и в Канаде 3 из 5 крупнейших лиг уже завершилии свои сезоны, а пятая с горем, но смогла его начать. Начать же мне этот цикл никак не удавалось, все думал о том сроке, о том отрезке в календарном году, когда данная тема могла бы выстрелить. Пока в 2012 году верно завершали свои баталии МЛС и МЛБ, я ждал окончания регулярного сезона в НФЛ. Когда он завершился,  я ждал Супербоул. Когда я улицезрел трумфа Джона Харбо над своим братом, я приступил к работе. У меня уже готово все по 3 лигам, и оставалось лишь следить за событиями в баскетболе и хоккее. Про НХЛ у меня все в разы подробнее, ибо это основной вид спорта в моем блоге. Затем, буквально 3 дня назад, неведомая сила заставила меня написать пост об НБА. Затем, поразмыслив, я понял, что я должен все-таки начать этот цикл сейчас, перед «мартовским хоккейным безумием». И я начну его с провокации, с соккера...

Меня отговаривали от работы с футбольными темами. Я и сам согласен, и сравниваю свой бложег с Израилем – те кому надо, те уже здесь. Но все таки интересно узнать реакцию на такой пост.

Что мы знаем об МЛС? Точнее рядовой болельщик, ибо я в виду своей деятльности и любопытности знаю про эту лигу очень и очень много. Что он скажет о ней? Наверно, что она расположена в США, что на неё ходят лишь латиносы и стареющие горгульи, что там доигравает Бекхэм (ибо рядовой болельщик узнает о переходе Бэкса в ПСЖ лишь спустя месяц после этого перехода). Что эта лига не пользуется никакой популярностью в стране, уровень футбола сравним с Объединенным чемпионатом Балканского полуострова, а саппорт на матчах выражается лишь в писклявых выкриках вульгарных междометий. «Но так ли это?» – вопрошают млсофаги (есть такие) с непередоваемой мимикой и интонацией Джереми Кларксона. Поэтому перейдем к псто...

Начнем с представления самой лиги. МЛС – это организация, построенная по типичным американским канонам устройства соревнований – то есть закрытая лига с разделенным регулярным чемпионатом и плей-офф (чем она не очень таки и устраивает ФИФА. Однако ввиду особенности региона, ФИФА и КонКАКАФ делают поблажки американцам). В лиге играют 19 команд -по 3 из Канады и 16 из США -причем у всех клубов есть один хозяин – это сама МЛС, которая лишь выдает руководителям клубов право на «франшизы».  Соответственно лига разделена на 2 конференции – Западную с 10 командами, и Восточную, соответственно с девятью. Каждый клуб проводит в течении регулярного сезона 34 игры, то бишь 17 дома (не пытайтесь понять схему составления календаря, это невполнимо для европейского разума). Для сравнения, в НФЛ играют 8 игр дома (но всегда есть 2 лохушки-франшизы, у которых таких игр 7), в НБА и НХЛ обычно 41, в МЛБ81. Лига основана в 1996 году, спустя 13 лет после погибшей от конкуренции НАСЛ. Изначально, руководители планировали сделать эту лигу главной лигой для латинского и испаноговорящего населения и между тем на первых пора они это добились. Однако за 16 лет лига претерпела огромные изменения. В МЛС, в отличии от НБА и НХЛ, открытым текстом говорят, что они не желают раширения на юг, им нужны северные регионы. Так что я презентавлю карту лиги на 2013 год.

 

Пояснять тут многое на надо. Как можете увидеть, в лиге лишь 4 города-метрополии из южных регионов – это Сан-Хосе, Лос-Анджелес (2 команды), и 2 представителя Техаса – Даллас и Хьюстон. Все остальные города расположены либо в Центре страны, либо на океанских побережьях. Теперь презентавлю карту, в которой показано расселение испаноговорящего населения:

Как можно увидить при сравнении карт – фактически ориентированы на латинское население лишь руководители ряда команд. Таких как ЛА Чивас. Высокий процент испаноговорящих за пределами юга можно различить лишь в Колорадо, в Денвере. Видно, что лига теперь ориентируется на более богатые слои населения, которые в основном не происходят из южных регионов. Поэтому я планомерно перехожу к самой посещаемости лиги. Она такова (данные с transfermarkt.de):

   

Средняя посещаемость в 18807 зрителей – есть просто великолепнейший результат для этой лиги. Между прочим, МЛС во второй раз в истории и второй раз подряд обошла в этом плане собратьев из баскетбола и хоккея. При этом на основании этой таблицы можно проанализировать и убедиться в очень многом. Так вот, ряд пояснений и убеждений:

  • В таблице 3 канадские команды выделены отдельными кленовыми листами.

Средняя посещаемость  канадских франшиз составляет 20120 человек на матчах. Эта столь высокая цифра во многом обеспечена зрительскому интересу от дебюта своей команде в Монреале. У нас на Трибуне даже есть блог, посвященный этой команде. 

  • Так называесмые Каскадские команды выделены сине-бело-зеленым миниатюрным флажком – флагом Каскадии.

Что такое Каскадия для МЛС? Это не просто какой-либо рынок для лиги. Это пожалуй то, что выделяет МЛС ото всех других лиг Северной Америке. Но об этом ниже.

  • Латинские франшизы очень различные между собою.

Можно сказать и так. Ибо действительно, в первой пятерке мы можем наблюдать 2 команды с Юга, в то время как остальные 3 замыкают рейтинг. При томэто можно объяснить естественным образом. ЛА Гэлэкси – это главный бренд лиги, это как Шахтер для УПЛ. В нем играли Бекхем и Донован, продолжает играть Кин. Естественно, в купе с прекраснейшим маркетингом команды и пиаром, люд ходит на них. Причем хождение на них похоже на посещение, скажем, Лэйкерс или Кингз. Это шоу со звездами. Отношение к командам там отличается от отношения к командам в Каскадии. При этом вторая франшиза – Чивас, явно в проигрыше. Худший показатель. У техасцев различия объяснить очень просто:

Это Стадион в Далласе:

(Фото с фейсбука ФК Даллас)

А это в Хьюстоне: 

(Фотографии с сайта blogspot.com)

Таким образом мы планомерно перешли к стадионам лиги. Я бы с радостью сделал обзор на них, однако не подходит формат моих блогов.

  

Красным курсивом выделены арены для ам. футбола, которые арендуют соккерные клубы.  Как видите, в лиге есть 14 чистофутбольных стадионов, причем все они постоены в нулевых годах нового века. То есть лига пытается быть привлекательной для спонсоров, которым фактор «своего» дома очень важен. Самая крупная чистофутбольная арена расположена в Нью-Йорке, где хозяйничает Тьерри Анри. Самая маленькая в Санта-Кларе, где проводит матчи Иртквейкс. Самая заполняемая – в Портленде. Вот ряд арен:

  • Ред Булл Арена. Нью-Йорк. 25000 зрителей:

 (Фото с сайта www.empireofsoccer.com)

  • PPL Park. Филадельфия. 18500 мест. Одна из самых живописных арен, которые я знаю:

(Special to The News Journal/SAQUAN STIMPSON ©The News Journal2011/SAQUAN STIMPSON)

(Фото с сайта http://rittenhoused.com)

  • Jeld Wen Field. Портленд. 20438 мест: 

(Фото с офф. сайта ФК Тимберс)

  • Sporting Park. Канзас-Сити. 18500 мест. Самая дорогая арена МЛС. Стоимость 210 миллионов долларов:

 

(Ed Zurga/Getty Images for sportsillustrated.cnn.com)

Пожалуй все об аренах. Перейдем к сравнению посещаемости лиг:

        

МЛС в Северной Америке борется за право быть бронзой американской профессиональной посещаемости. В соккерных лига же МЛС удерживает 7 место, отставая от мексиканцев на 3 тысячи человек в среднем.

         

     

Эти две таблицы вы могли увидеть в посте про НБА. Меня покритиковали на счет сравнения этих лиг. Цитирую:

Не очень этично сравнивать пока что соккер и баскетбол в плане посещаемости, в млс 17 домашних игр и искуственные ограничения на вместимость арен (сиэттл, ванкувер, бостон), а в баскете 41 домашний матч

Пожалуй еть рационализм в этом высказывании, однако же я считаю, что сравнивать надо. Естественно результат притянут за уши, но в нем, я думаю, есть какая-то зацепка, идея, которую может уловить каждый из нас.

Перейдем к разделу История. Не все знают, откуда пошла Земля Русская корни у МЛС. А оказывается от НАСЛ. Что это такое?

Североамериканская футбольная лига (англ. North American Soccer LeagueNASL) — профессиональная футбольная лига, в которой соревновались команды из Соединенных Штатов Америки и Канады; игры проходили с 1968 по 1984 год.

гласит нам Википедия. Это был такой турнир, где в 20 веке решалось, кто первый парень на футбольном поле. Кто король пятнистого на севере континента. Естественно, такая забава была в диковинку пуританским американцам, что и выражалось в низкой посещаемости. На первых порах...

Сперва были пустые трибуны. Потом пришел Космос. Нью-Йорк Космос – это:

(Фото с сайта bleacherreport.com)

Сейчас этот клуб снова возродился и намерен в будущем вернуться в МЛС. Этот бразильский дядька на фото является президентом клуба. Тренером же сейчас является вот кто:

(Не узнать его с таким положением воротника, правда?)

Возрожденный клуб дебютирует в возрожденной НАСЛ. То есть в американском Первом Дивизионе. Клуб намерен выйти в МЛС (а я напомню что МЛС – закрытая лига) в будущем, и мне кажется, что с такимим патронами у этих парней все получится.

На счет будущего и посещаемости. В МЛС пытались уйти от своего печального прошлого, но оно догнало их. Сейчас в лиге играют 4 клуба, носящие названия некогда былы франшиз. Вот отдельная таблица с оными:

 

Как можете заметить, в 2 из клуба с «историей» находятся в пятерке сезона, Ванкувер также рядом, а латиносовский Сан-Хосе лидер по процентной посещаемости сезона. То есть лига, которая пыталась забыть свои корни, обогнала и баскетбол и хоккей лишь с помощью этих корней. Так с помощью этой таблицы мы переходим к тому, о чем я писал выше. 3 из этих 4 клуба представляют Каскадию. Каскадия – это самоназвание Северозапада США и Канады. Это и есть то, что отличает МЛС от иных лиг. Это не просто рынки, это главный футбольный регион страны. Сиэтл Саундерз является самым посещаемым клубом за пределами Европейского Континента. Более подробно расписано здесь, приведу лишь выдежки из этого текста:

Все три города практически одновременно обзавелись командами в тогдашней высшей американской лиге NASL – Сиэтл Саундерс и Ванкувер Уайткэпс дебютировали в 1974 году, а годом позже Портленд Тимберс завершили формирование непримиримой троицы. Так на свет появилось противостояние, которое много лет спустя назовут Дерби Каскадии.

Уже тогда обозреватели стали выделять эти матчи среди других, отмечая особенную атмосферу на поле и на трибунах. Чуть более интенсивная игра, чуть больше единоборств и столкновений, чуть более громкий шум стадиона – вот из таких мелочей мало-помалу и складывалось особое отношение к играм против соседей.

Открытие нового ванкуверского стадиона «Би-си Плейс», собравшее рекордные для дерби 60 342 зрителя. Уайткэпс – Саундерс 2:1

Больше копировать не могу. Контент не мой, читайте там. Вот видео первого матча между этими командами в МЛС:

Это чистофутбольный регион, как бы многи не соглашались. Именно тут и начался стремительный рост МЛС, именно отсюда и началась распространяться европеизация лиги. Раньше не было даже выездюков на матчах, сейчас сама МЛС требует от клубов создавать гостевые сектора. Именно из-за этого и вырос рейтинг просмотров МЛС. Помниться год назад, в январе, по Виасат Спорт я смотрел какую-то церемонию про американский спорт. Я застал лишь пару минут. В этот момент выбирали лучший матч сезона. Победил естественно какой-то полуфинал в амерфутбол, но вот не в этом дело. Ведующий что-то говорил, пытался взбудоражить публику. Потом он сказал, что эта номинация про игру. А вот если бы пришлось выбирать игру по публике, по атмосфере, то, он сказал, ничто в Америке не сравниться с матчем Тимберс – Саундерз в Портленде.  Это должен посетить каждый, он сказал. Я был в шоке, ибо на такой церемонии и говорили про МЛС...

Вот еще таблица из прошлого поста, характеризующая степеть «соккеризма» региона:

   

Вот посещаемость в течение сезона Сиэтла:

        

Фото: Fotobank/Getty Images/Otto Greule Jr

 

Думаю, что это даёт размышления. Ну и напоследок уж совсем, экзотичное – возрожданная НАСл, или аналог ФНЛ для Америки.

    

****

Дэвид Бекхэм – самый известный и, возможно, самый влиятельный футболист современности, – примерил футболку флагмана МЛС «Лос-Анджелес Гэлакси» пять лет назад. Покидая Штаты в декабре прошлого года, Бекс наверняка был доволен.(с)

Расширение Штатов.

Обзор посещаемости НБА

Блог об МЛС на трибуне.